Расчет объемов КУ для нежилых помещений без ИПУ. Методика расчета размера возмещения расходов (размера компенсаций) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопление и освещение) проведения и финансирования капитального

Содержащая разъяснения порядка определения количества постоянно и временно проживающих граждан для целей расчета размера платы за коммунальные услуги (далее — КУ) при отсутствии приборов учета. В связи с поступлением в АКАТО большого числа вопросов по порядку расчета размера платы за КУ для собственников нежилых помещений, не оборудованных приборами учета, публикуем дополнительные разъяснения.

Различия расчетов для жилых и нежилых помещений

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее — Правила 354), устанавливают различный порядок расчета платы за коммунальные услуги для жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии приборов учета. Различный порядок установлен для расчета стоимости потребленных холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, газа и электрической энергии. Порядок расчета для жилых помещений регламентируется пунктом 42 Правил 354, для нежилых помещений — пунктом 43. Стоимость отопления и для жилых, и для нежилых помещений МКД рассчитывается одинаково согласно пункту 42(1) Правил 354.

Если для жилых помещений, не оборудованных приборами учета, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из , то для нежилых помещений абзацы 2-4 пункта 43 устанавливают:
«При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса .
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется:
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения — расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия — расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении ».

Расчетные способы определения объемов потребления КУ

Объемы водоснабжения (горячего и холодного) рассчитываются в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными ПП РФ от 04.09.2013 N776 , которые устанавливают:
«14. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета…

15. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объема подачи воды;
г) метод суммирования объемов воды.
16. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды , допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;

18. Применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях:
а) при отсутствии у абонента прибора учета воды , кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящих Правил;
».

Объем водоотведения для нежилого помещений в соответствии с абзацем 5 пункта 43 Правил 354 определяется «исходя из суммарного объема потребленных холодной воды и горячей воды ».

Объем электроснабжения в отсутствие приборов учета определяется по формулам Приложения N3 к «Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденным ПП РФ от 04.05.2012 N442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Применение расчетных способов

Необходимо отметить, что выбор конкретного расчетного способа определения объема потребления коммунального ресурса для каждого конкретного случая необходимо согласовывать с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и фиксировать достигнутые договоренности в соответствующих договорах.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, потребленную в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, рассчитывается как произведение потребленного объема коммунального ресурса, определенного расчетным способом, на тариф на указанный коммунальный ресурс, для соответствующей категории потребителей.

"Бухучет в здравоохранении", 2012, N 5

В статье описывается методика определения лимита денежных средств, получаемых бюджетным учреждением в рамках государственного задания по статье "Коммунальные услуги и расходы на содержание имущества", с учетом Приказа Минэкономразвития России "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях".

Расчет объемов потребления энергоресурсов и источники финансирования их потребления

Одним из видов расходов в деятельности любой организации являются расходы на оплату коммунальных услуг. В каждом учреждении здравоохранения существуют постоянные расходы на коммунальные услуги, которые классифицируются как расходы на содержание имущества. К ним относятся расходы на электроэнергию и теплоэнергию и переменные расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, такие как расходы на холодное и горячее водоснабжение, теплоэнергию и электроэнергию.

Для получения коммунальных услуг учреждение здравоохранения заключает договоры с поставщиками соответствующих услуг. Для заключения договора на предоставление услуг как бюджетные, так и автономные учреждения должны провести открытый аукцион в электронной форме. Однако Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривает ряд ситуаций, в которых возможно размещение заказа на оказание услуг у единственного поставщика или путем запроса корректировок. К таким случаям относится оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Следующим вопросом после заключения договора встает вопрос о том, из каких средств будет проводиться оплата коммунальных услуг. С принятием Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились основные финансовые механизмы функционирования учреждений здравоохранения. Согласно Федеральному закону N 83-ФЗ государственные и муниципальные учреждения здравоохранения могут иметь следующий правовой статус: казенные, новые бюджетные или автономные. Способ финансирования казенных учреждений здравоохранения остался неизменным. Казенное учреждение здравоохранения (например, психиатрическая больница) финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Сумма денежных средств, предусмотренная сметой, рассчитывается исходя из суммы расходов предыдущего периода и не учитывает количество оказанных учреждением услуг. Бюджетное и автономное учреждения финансируются иначе. Им выделяются субсидии на выполнение государственных или муниципальных заданий . Получение субсидии на выполнение государственного или муниципального заказа отражается в учете следующими записями:

Д-т 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам".

К-т 4 401 10 180 "Прочие доходы"

начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания.

К-т 4 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам".

При этом размер субсидии на обеспечение выполнения государственного задания определяется исходя из нормативных затрат. В нормативные затраты на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг включаются затраты, прямо или косвенно связанные с оказанием услуги, в том числе:

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • затраты на приобретение расходных материалов;
  • техническое обслуживание;
  • оплата коммунальных услуг;
  • содержание здания;
  • сигнализация, охрана и т.п.

Нормативные затраты на оплату коммунальных услуг рассчитываются учредителем бюджетного или автономного учреждения на основании Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат, утвержденных Приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527, а также Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.12.2010 N 458 "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Роспотребнадзора, государственных услуг (выполнения работ) и нормативных затрат на содержание их имущества".

Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы:

  • нормативный;
  • структурный;
  • экспертный.

Нормативные затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам энергетических ресурсов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества:

  • нормативные затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;
  • нормативные затраты на горячее водоснабжение;
  • нормативные затраты на теплоснабжение;
  • нормативные затраты на электроснабжение.

При этом нормативные затраты на коммунальные услуги учредители определяют самостоятельно, как правило, они устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг на единицу государственной услуги для группы учреждений, находящихся в однотипных зданиях и оказывающих одинаковый набор услуг. В свою очередь, лимиты на содержание имущества учреждения рассчитываются с учетом расходов: на потребление электроэнергии в размере 10% от общего объема затрат образовательного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей; на потребление тепловой энергии - в размере 50% от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей .

Однако финансовых средств, предусмотренных субсидией, может быть недостаточно для оплаты коммунальных услуг. И прежде всего это связано с позицией Минэкономразвития, согласно которой начиная с 2009 г. государственные и муниципальные учреждения должны снизить объемы потребляемых ресурсов.

Минэкономразвития в Приказе от 24.10.2011 N 591 "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях" определил методику расчета объемов снижения потребляемых учреждением ресурсов. Бюджетные организации получили задание по фактическому снижению потребления каждого энергетического ресурса в течение 5 лет не менее чем на 15%. При этом ежегодное сокращение потребления ресурсов должно быть не менее чем 3%.

Таким образом, в целях планирования бюджетных ассигнований государственное (муниципальное) учреждение должно самостоятельно подготовить информацию о снижении объема потребления энергетического ресурса в отчетный период и в течение 45 календарных дней с момента завершения отчетного периода направить ее главному распорядителю бюджетных средств.

Определение объемов снижения потребления ресурсов включает в себя следующие этапы:

  • определение базового показателя;
  • расчет объемов снижения потребляемого ресурса;
  • приведение полученных данных к сопоставимым условиям.

Определение базового показателя

Базовым показателем для расчета снижения объемов выступают показатели 2009 г., а именно данные приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней 2009 г. Приказом также предусмотрены два способа определения базового показателя, в случаях если потребление энергетического ресурса осуществлялось без приборов учета более 35 дней. Первый способ используется в тех случаях, если потребление ресурсов осуществлялось без использования приборов учета свыше 35 дней не только в 2009 г., но и в отчетном периоде. В такой ситуации объем потребления определяется исходя из объема потребления ресурса в 2009 г., в котором в соответствии с договором поставки осуществлялась оплата. Второй способ используется, если в отчетном периоде потребление ресурсов осуществлялось с использованием приборов учета более чем за 330 календарных дней, и учитывает показатели первого последующего после 2009 года, в котором объем потребления энергетического ресурса определялся на основании фактических данных приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней такого года. В таком случае базовый показатель рассчитывается по формуле:

Vбаз. = Vотчетн. год. перв. прибор x (1 + 0,03 x N), (1)

где Vбаз - базовый объем потребления;

Vотчетн. год. перв. прибор - объем потребления энергетического ресурса в первом последующем после 2009 г. году, в котором объем потребления энергетического ресурса определялся на основании фактических данных приборов учета энергетического ресурса не менее чем за 330 календарных дней такого года;

N - разница между годом, за который определен Vотчетн. год. перв. прибор, и 2009 г. (определяется в количестве лет) .

Расчет объемов снижения потребляемого ресурса

После определения базового объема потребления ресурсов учреждению необходимо произвести расчет объемов снижения потребляемых ресурсов.

Так, объем снижения потребления энергии, используемой для отопления зданий , определяется в три этапа с использованием следующих формул.

Определение удельного показателя потребления соответствующего энергетического ресурса на кубический метр общего объема зданий:

Uотч. объем = (Vотч. потребл. x Кпот. тепл.) / Vотч. объем, (2)

Uотч. объем - общий объем зданий в метрах кубических, определенный по данным на конец отчетного периода;

Кпот. тепл. - поправочный коэффициент. (Расчет величины поправочного коэффициента смотри ниже.)

Определение базового объема потребления ресурса:

Uбаз. объем = Vбаз. потребл. / Vбаз. объем, (3)

Vбаз. объем - общий объем зданий, по которому определялся базовый объем потребления в метрах кубических;

Uбаз. объем - удельный показатель потребления соответствующего энергетического ресурса на кубический метр общего объема зданий.

Определение объема снижения потребляемого энергетического ресурса:

V = ((Uотч. объем / Uбаз. объем) - 1) x Vбаз. объем, (4)

Uбаз. объем - удельный показатель потребления соответствующего энергетического ресурса на кубический метр общего объема зданий в том году, по которому определялся базовый объем потребления.

Объем снижения других потребляемых ресурсов рассчитывается также в три этапа. Первый этап - определение удельного показателя потребления соответствующего энергетического ресурса на квадратный метр общей площади зданий:

Uотч. = Vотч. потребл. / Sотч., (5)

где Vотч. потребл. - объем потребления соответствующего энергетического ресурса в отчетном периоде;

Sотч. - общая площадь зданий на конец отчетного периода.

Второй этап - определение удельного показателя потребления соответствующего энергетического ресурса на квадратный метр общей площади зданий в году, по которому определялся базовый объем потребления:

Uбаз. = Vбаз. потребл. / Sбаз., (6)

где Vбаз. потребл. - базовый объем потребления соответствующего энергетического ресурса;

Sбаз. - общая площадь зданий в году, по которому определялся базовый объем потребления (метр квадратный).

Третий этап - определение объема снижения потребляемого ресурса:

V = ((Uотч. / Uбаз.) - 1) x Vбаз., (7)

где V - объем снижения потребляемого энергетического ресурса в отчетном периоде относительно базового объема потребления;

Uотч. - удельный показатель потребления соответствующего энергетического ресурса на квадратный метр общей площади зданий;

Uбаз. - удельный показатель потребления соответствующего энергетического ресурса на квадратный метр общей площади зданий в году, по которому определялся базовый объем потребления.

Вне зависимости от вида потребляемого ресурса в формулах используется объем общей площади зданий. Согласно Приказу N 591 учреждение для определения общей площади может воспользоваться одной из двух формул.

метрах кубических

Vотч. объем = Vнач. объем + (Vизм. x (dэксп. / 365)), (8)

где Vнач. объем - общий объем зданий на начало отчетного периода (метр кубический);

Vизм. - измененный объем зданий в отчетном периоде (метр кубический);

dэксп. - период эксплуатации Vизм. зданий в отчетном периоде (определяется в днях).

Для определения общей площади в метрах квадратных необходимо использовать следующую формулу:

Sотч. = Sнач. + (Sизм. x (dэксп. x dэксп. / 365)), (9)

где Sнач. - общая площадь зданий на начало отчетного периода (метр квадратный);

Sизм. - измененная площадь зданий в отчетном периоде (метр квадратный);

dэксп. - период эксплуатации Sизм. зданий в отчетном периоде (определяется в днях).

Приведение полученных данных к сопоставимым условиям

Так как на объем потребления ресурсов влияют различные факторы, Приказ N 591 предусматривает учет их влияния при расчете снижения объемов потребления.

Для приведения объема потребления тепловой энергии в отчетном периоде в сопоставимые условия к базовому объему потребления тепловой энергии применяется поправочный коэффициент. Он отражает влияние изменения погодных условий на объем потребления тепловой энергии.

Таким образом, изменение объема потребления энергии с учетом всех влияющих факторов можно рассчитать по формуле:

D = Di x Кпог. тепл., (10)

где Di - доля объема потребления энергии на отопление в объеме потребления в отчетный период;

Кпог. тепл. - коэффициент, отражающий влияние изменения погодных условий на объем потребления энергии.

Поправочный коэффициент учитывает фактические данные о продолжительности отопительных периодов, средней температуре воздуха в отапливаемых помещениях, средней температуре воздуха на улице за отапливаемый период.

Поправочный коэффициент Кпог. тепл. определяется по формуле:

Кпог. тепл. = Котопит. период x К. наружн. темп., (11)

где Котопит. период - коэффициент, отражающий влияние изменения продолжительности отопительных периодов, определяемый по формуле:

Котопит. период = nбаз. / ni, (12)

где nбаз. - фактическая продолжительность отопительных периодов в году, потребление энергетического ресурса в котором является базовым объемом потребления (дни);

ni - фактическая продолжительность отопительных периодов за отчетный период (дни);

К. наружн. темп. - коэффициент, отражающий изменение средней температуры наружного воздуха в отопительные периоды отчетного периода .

После того как рассчитаны плановые объемы потребления ресурсов и учреждение получило лимит средств на оплату коммунальных услуг, перед руководителем учреждения встает вопрос о том, за счет каких источников можно снизить потребление энергоресурсов. На наш взгляд, следующие мероприятия должны способствовать контролю за эффективным потреблением всех видов ресурсов:

  • разработка положения об энергосбережении для организации;
  • разработка положения о порядке стимулирования работников за экономию энергии и энергоресурсов;
  • назначение ответственных лиц за энергосбережение;
  • разработка и соблюдение режима работы электрооборудования;
  • определение порядка отчетности по достигнутой экономии;
  • финансовый учет экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий.

Бюджетный учет расчетов по платежам за коммунальные услуги

Для учета расчетов по коммунальным услугам в бюджетных учреждениях здравоохранения используется счет 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". На этом счете собираются как прямые, так и накладные расходы, связанные с выполнением работ, услуг. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги. Накладные расходы распределяются пропорционально прямым материальным затратам согласно базе распределения, определенной учреждением здравоохранения и согласованной с учредителем. Общехозяйственные расходы учреждения распределяются на себестоимость реализованных услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года.

Затраты на оказание услуг учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Группировка затрат осуществляется по видам расходов в разрезе следующих групп затрат:

  • прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
  • общехозяйственные расходы;
  • издержки обращения.

Так, для учета расходов на коммунальные услуги будут использоваться следующие счета:

0 109 60 223 "Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг";

0 109 70 223 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг";

0 109 80 223 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг";

0 109 90 223 "Издержки обращения в части коммунальных услуг".

Бюджетные учреждения здравоохранения могут оплачивать коммунальные услуги либо за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, либо за счет лимитов субсидии, предоставленной из бюджета соответствующего уровня на выполнение государственного (муниципального) задания.

Для расчетов по принятым обязательствам используется счет 30200 "Расчеты по принятым обязательствам". Группировка расчетов по принятым организацией обязательствам осуществляется по аналитическим группам синтетического счета объекта учета.

Так, для учета обязательств по коммунальным платежам будет использоваться счет 302 20 000 "Расчеты по работам, услугам" .

Рассмотрим примеры отражения бухгалтерских записей по учету коммунальных платежей.

Пример. Бюджетное учреждение здравоохранения "Детская поликлиника N 1" заключило договор на предоставление теплоэнергии стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Согласно договору учреждение перечислило поставщику аванс в размере 20% от договорной стоимости - 47 200 руб. (236 000 руб. x 20%). Согласно учетной политике учреждения все затраты на отопление считаются общехозяйственными расходами. Бухгалтер должен сделать следующие записи. Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания:

Д-т 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

К-т 4 401 10 180 "Прочие доходы" на 236 000 руб.

поступили субсидии на лицевой счет.

Д-т 4 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"

К-т 4 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам"

поступили субсидии на лицевой счет на 236 000 руб.

Перечислен аванс в счет предварительной оплаты стоимости предоставленных услуг:

Д-т 4 206 23 560 "Увеличение дебиторской задолженности по авансам по коммунальным услугам"

К-т 4 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" на 47 000 руб.

Отражена сумма оказанных услуг на основании счета-фактуры:

Д-т 4 109 80 223 "Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг"

К-т 4 302 23 730 "Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам" на 236 000 руб.

Зачтен ранее перечисленный аванс в счет предварительной оплаты:

К-т 4 206 23 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по коммунальным услугам" на 47 000 руб.

Перечислена окончательная сумма за оказанные услуги:

Д-т 4 302 23 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам"

К-т 4 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства" на 189 000 руб.

Таким образом, при планировании расходов на коммунальные услуги следует учитывать требование о снижении их объемов потребления.

Литература

  1. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
  2. Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528 "Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания".
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 24.10.2011 N 591 "О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях".
  4. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

А.Г.Коротких

каф. БуиА

Костромского государственного

технологического университета

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

VI. Определение нормативов потребления коммунальных услуг

в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных

услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода

43. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам.

44. Температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным правилами предоставления коммунальных услуг.

Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

45. Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматив потребления горячей воды в жилом помещении определяются исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения № 1 к настоящим Правилам.

(п. 45 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 № 129)

45(1). Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется с учетом положений, установленных пунктами 32 - 32(2) настоящих Правил.

(п. 45(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129)

46. Норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из следующих направлений использования:

а) приготовление пищи с использованием газовых плит;

б) подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд с использованием газового нагревателя или газовой плиты (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения);

в) отопление (при отсутствии централизованного отопления).

47. При использовании в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домов газа по нескольким направлениям одновременно норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению для потребителей, проживающих в таких домах, определяется по каждому направлению использования газа.

Нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению устанавливаются на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа дифференцированно в зависимости от направлений использования газа, определяемых:

для природного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

для сжиженного углеводородного газа - в соответствии с методикой расчета норм потребления сжиженного углеводородного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2014 № 230)

48. Нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек определяются в отношении каждого из направлений использования коммунальных услуг.

49. Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования:

полив земельного участка;

водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных;

водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке;

Фридман И.Г., Руководитель Центра ценообразования и производственного программирования ФГУП «Иноргтехком»

Доклад на конференции «Государственное регулирование и надзор в теплоснабжении», 11-13 сентября

Взаимоотношения теплоснабжающих организаций, производящих выработку и отпуск тепловой энергии и теплоносителя, и потребителей коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению регламентируются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая

Пересказывать этот документ видимо нет смысла, так как его содержание Вам, собравшимся здесь, известно. Поэтому я остановлюсь на тех пунктах указанных Правил, которые вызывают если можно так выразиться, разночтения со стороны муниципальных образований и теплоснабжающих организаций.

Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрены три метода определения нормативов:

1) метод аналогов;

2) экспертный метод;

3) расчетный метод.

Напомню в каких случаях они применяются:

метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями;

второй метод - экспертный - применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов.

Аналоговый и экспертный методы основаны на выборочном наблюдении потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах с использованием коллективных приборов учета. При этом проводятся выборочные замеры в домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустроенности.

По результатам измерений объема потребляемых тепловой энергии и теплоносителя коллективными прибора учета, также данных выборочных замеров определяется среднемесячная величина их потребления по выбранным группам жилых домов;

Третий метод - расчетный - применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Учитывая, что в основном сегодня значительное большинство жилых зданий не оборудованы коллективными приборами учета определение нормативов осуществляется расчетным методом.

Однако из этих трех методов - расчетный является наименее точным (где-то в пределах 60%). По результатам, рассчитанным по этому методу, и возникают разногласия между муниципальными образованиями и теплоснабжающими организациями.

Например, Мэрия г. Новосибирска (общая жилая площадь жилищного фонда города составляет 24,9 млн. кв. м) при рассмотрении нормативов на отопление и горячее водоснабжение, рассчитанных теплоснабжающей организацией на 2007 год, нашла их завышенными. По экспертной оценке, выполненной по заказу Мэрии, применение таких нормативов привело бы к удорожанию указанных услуг более чем на 1 миллиард рублей в годовом исчислении.

В основу расчетного метода, изложенного в рассматриваемых Правилах, положено применение удельного расхода тепловой энергии с учетом проектных характеристик жилых зданий.

Если применить расчетный метод для определения нормативов по договорным (проектным) нагрузкам мы столкнемся с необходимостью учитывать фактор увеличения фактической тепловой нагрузки в виду пониженных теплозащитных качеств наружных ограждений жилых зданий. Прямых нормативных документов, учитывающих этот фактор, в настоящее время не существует. Такой поправочный коэффициент необходимо вводить для всех жилых зданий постройки до 1999 года. Так вот, применение расчетного метода согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Росси от 23 мая

Вместе с тем, Правилами не дана расшифровка понятия «отапливаемая нежилая площадь, являющаяся общим имуществом дома», поскольку отапливаемыми могут быть лестничные клетки, подвалы, технические этажи и чердаки.

Поэтому в расчеты должны включаться площади лестничных клеток, подвалов или технических этажей в зависимости от схемы отопления - нижняя или верхняя разводка.

При выполнении экспертными организациями расчетов нормативов по отоплению по заказу какого либо муниципального образования и по заказу теплоснабжающей организации, при соблюдении одних и тех же заданных конструктивных параметров жилых зданий, климатических и температурных режимов внутренних помещений, теплотехнических параметров систем отопления, и использовании формул, предусмотренных Правилами, возможно получение различных результатов.

Разница в оценках может составить 15-20%, которая складывается в основном из-за арифметических подсчетов в нормативах, начиная с интерполяции нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление жилого здания и определения отапливаемой нежилой площади, являющихся общим имуществом дома или из-за недостаточности данных для расчета нормативов.

Однако в расчетах нормативов горячего водоснабжения расхождения более существенны из-за различия в подходе исчисления количества процедур пользования водоразборным устройством (ванны, душ, мойка и т.д.).

В Правилах не указано на основании каких нормативно-технических документов принимать количество данных процедур.

Разработчиком Постановления Правительства России от 23.05.06 №306 являлся ОАО «Центр муниципальной политики». На их сайт был отправлен соответствующий вопрос от МУП «Водоканал» г Обнинска: Каким нормативным документом при применении расчетного метода определения нормативов водоснабжения всоответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг регламентируется количество процедур пользования водоразборным устройством одним человеком (или другими словами сколько раз в неделю человек должен принимать ванну, душ и т.д., так как в Правилах указано только нормы расхода воды на 1 процедуру)?

Ответ разработчиков был следующий : Нормативный документ регламентирующий количество процедур пользования водоразборным устройством одним человеком отсутствует. Параметр « количество процедур пользования водоразборным устройством» введен для обеспеченности прозрачности норматива потребления и обоснования соотношения нормативов потребления в жилых помещениях различной степени благоустройства. Количество процедур пользования водоразборным устройством определяется в процессе расчета норматива потребления. Данный параметр может быть определен на основании выборочногоанкетирования населения.

Таким образом, единственным объективным выходом из этой ситуации является анкетирование населения. Однако в большинстве случаев это не делается. Из-за этого происходят разногласия по результатам расчетов.

А то, что какая- то регламентация нужна, говорит сам за себя факт существующего количественного разброса по разным территориям. Так, например, количество процедур пользования одним человеком ванной в многоквартирных домах, оборудованным ванной и душем, в г. Новосибирске принимается 2 раза в неделю, в г Саранске - 4, в ряде муниципальных образований в Тверской области - 1 раз в неделю. Такой же разброс и по другим водоразборным устройствам.

Надо помнить, что увеличение количества процедур приводит к завышению нормативов горячего водоснабжения и, следовательно, к удорожанию услуг по горячему водоснабжению.

Еще одно уточнение: в целях уменьшения количества тепловой энергии необходимой для подогрева воды, рекомендуем в соответствующую формулу вводить коэффициент, учитывающий снижение среднечасового расхода воды на горячее водоснабжение в неотопительный сезон по отношению к отопительному сезону (равный - 0,8).

Подытоживая сказанное, необходимо отметить следующее: разница между потреблением по коллективным приборам учета и рассчитанным потреблением по количеству процедур составляет примерно 20%, что можно отнести на счет эффекта энергосбережения при установке приборов учета, и полученные результаты являются адекватными и достаточными для жилищного фонда без приборов учета.

Есть еще один нормативный документ, который позволяет осуществить учет тепловой энергии и теплоносителя, контроль качества тепловой энергии и теплоносителя, соблюдение режима теплоснабжения и теплопотребления.

Это приказ Госстроя России от 06.05.2000 г. №105, которым утверждена Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения.

Данная Методика разработана Российским акционерным обществом “Роскоммунэнерго”.

Использование Методики позволяет теплоснабжающим организациям системы жилищно-коммунального хозяйства и потребителям (абонентам) - юридическим лицам осуществить коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя.

Методика предусматривает возможность определения количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленных абонентами, при приборном методе учета и при расчетном методе учета.

Конечно, здесь решается несколько другая задача чем определение нормативов потребления. Но эти две задачи взаимосвязаны. И опять при расчетном методе учета возможны расхождения по результатам расчета между абонентами и теплоснабжающими организациями.

Так, например, в г.Абакане (республика Хакасия) одна из управляющих компаний жилищным фондом не согласилась с расчетами теплоснабжающей организацией по оплате потребленной тепловой энергии и теплоносителя, ссылаясь на указанную Методику.

Это дело рассматривал арбитражный суд. Вопрос заключался в том, что оспаривалось применение теплоснабжающей организацией коэффициентов теплового и водного баланса.

Действительно во всех формулах и приложениях для расчетного метода нет указаний на применение этих коэффициентов. Нет ссылок на эти коэффициенты и в рассматриваемых выше Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Но в пояснении к данному методу записано, что общее количество потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным абонентом - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам.

Поэтому применение коэффициентов теплового и водного баланса правомерно в расчете упомянутых часовых нагрузок.

Я отметил лишь некоторые спорные моменты в применении рассматриваемых нормативных документов, к рассмотрению которых привлекался наш институт.

В целом надо отметить, что расчетные методы определения нормативов потребления коммунальных услуг и определения количества потребленных абонентами тепловой энергии и теплоносителя при всей своей неточности достаточны для жилищного фонда не оборудованного приборами учета.

Методика расчета размера возмещения расходов (размера компенсаций) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопление и освещение)

  1. 1. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на педагогического работника, определяется по формуле: S = S - S , о л где: S - размер общей площади жилого помещения, приходящейся на педагогического работника (кв. м) (далее - размер общей площади); S - размер общей площади жилого помещения (кв. м); о S - размер площади жилого помещения, на которую предоставляются меры л социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям совместно проживающим с педагогическим работником гражданам (кв. м). 2. Размер компенсации по оплате жилого помещения определяется по формуле: K = S x T , ж ж где: K - размер компенсации расходов по оплате жилого помещения (руб.); ж S - размер общей площади (кв. м); T - размер платы за жилое помещение (руб./кв. м). ж В случае если в размер платы за жилое помещение (T) не включена плата ж за пользование жилым помещением (плата за наем), услуги по вывозу бытовых отходов и обслуживанию лифта, то дополнительно: 1) размер компенсации расходов за наем жилого помещения определяется по формуле: K = S х T , н н где: K - размер компенсации расходов за наем жилого помещения (руб.); н S - размер общей площади (кв. м); T - размер платы за наем жилого помещения (руб.); н 2) размер компенсации расходов на оплату услуг по вывозу бытовых отходов определяется по формуле: K = T х u, бо бо где: K - размер компенсации расходов на оплату услуг по вывозу бытовых бо отходов (руб.); T - стоимость услуги по вывозу бытовых отходов (руб.); бо u - количество лиц, проживающих в жилом помещении, за вычетом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям; 3) размер компенсации расходов на оплату услуг по обслуживанию лифта определяется по формуле: K = T х u, л л где: K - размер компенсации расходов на оплату услуг по обслуживанию лифта л (руб.); T - стоимость услуг по обслуживанию лифта (руб.); л u - количество лиц, проживающих в жилом помещении, за вычетом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям. 3. Размер компенсации расходов по оплате освещения определяется по формуле: 1) при отсутствии приборов учета: K = S х (P / 1000) х N х K х T , о уд ч j э где: K - размер компенсации расходов по оплате освещения (руб.); о S - размер общей площади (кв. м); P - удельная мощность приборов освещения в расчете на 1 кв. м уд (15 Вт/кв. м); N - количество часов использования приборов освещения в месяц (8 часов ч х 30.4 дня); K - коэффициент одновременного включения приборов освещения (0.35); j T - тариф на электроэнергию для населения (руб./кВт ч); э 2) при наличии приборов учета: K = P х T , о1 п э где: K - размер компенсации расходов по оплате освещения (руб.); о1 P - показания прибора учета электроэнергии (кВт ч), за вычетом объема п электроэнергии, на который предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям совместно проживающим с педагогическим работником гражданам; T - тариф на электроэнергию для населения (руб./кВт ч). э 4. Размер компенсации расходов по оплате отопления определяется по формуле: 1) при наличии центрального отопления: а) при отсутствии прибора учета: K = S х T , от от где: K - размер компенсации расходов по оплате отопления (руб.); от S - размер общей площади (кв. м); T - плата за отопление жилых помещений (руб./кв. м); от б) при наличии прибора учета: K = V / S х S х T , от1 о тэ где: K - размер компенсации расходов по оплате отопления (руб.); от1 V - показания общедомового (коллективного) прибора учета (Гкал); S - размер общей площади жилых помещений в доме (кв. м); о S - размер общей площади (кв. м); T - тариф на тепловую энергию (руб./Гкал); тэ 2) при отсутствии центрального отопления и использовании электроотопительного оборудования: а) при отсутствии приборов учета электроэнергии на отопление жилого помещения: K = P х T х u, эо эо эо где: K - размер компенсации расходов по оплате электроотопления (руб.); эо P - норматив потребления электроэнергии на отопление жилого помещения эо (кВт ч на чел.); T - тариф на электроэнергию для населения (руб./кВт ч); эо u - количество лиц, проживающих в жилом помещении, за вычетом лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям; б) при наличии приборов учета электроэнергии на отопление жилого помещения: K = P х T , эо1 эо1 эо1 где: K - размер компенсации расходов по оплате электроотопления (руб.); эо1 P - показания прибора учета электроэнергии на отопление жилого эо1 помещения (кВт ч), за вычетом объема электроэнергии, на который предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям совместно проживающим с педагогическим работником гражданам; T - тариф на электроэнергию для населения (руб./кВт ч); эо1 3) при отсутствии центрального отопления и использовании местных газовых приборов: а) при отсутствии приборов учета: K = S х P х Ц, гот гот г где: K - размер компенсации расходов на оплату газоснабжения на отопление гот жилого помещения (руб.); S - размер общей площади (кв. м); P - норматив потребления газа на отопление жилого помещения (куб. м гот на кв. м); Ц - розничная цена на газ, реализуемый населению, а также г жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (руб./куб. м); б) при наличии приборов учета: K = P х Ц, гот1 гот1 г где: K - размер компенсации расходов на оплату газоснабжения на гот1 отопление жилого помещения (руб.); P - показания прибора учета газоснабжения (куб. м), за вычетом гот1 объема газа, на который предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по другим основаниям совместно проживающим с педагогическим работником гражданам; Ц - розничная цена на газ, реализуемый населению, а также г жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (руб./куб. м); 4) при наличии печного отопления педагогическому работнику выплачивается компенсация на приобретение твердого топлива и его доставку в размере 2200 руб. В случае превышения фактических расходов педагогического работника над установленной суммой компенсации и предоставления им документов, подтверждающих оплату приобретенного твердого топлива и его доставку, дополнительно: а) размер компенсации при приобретении в качестве топлива угля рассчитывается: K = N х S х (C / 1000) + K , у у дост где: K - размер компенсации расходов на приобретение угля и оплату расходов у по его доставке (руб.); N - норматив расхода угля в отопительный период (50.4 кг на кв. м); S - размер общей площади (кв. м); C - стоимость угля, подтвержденная документом о приобретенном топливе у (руб./т); K - стоимость транспортных расходов на доставку угля, согласно дост представленному подтверждающему документу; б) размер компенсации при приобретении в качестве топлива дров рассчитывается: K = N х S х C + K , др др дост где: K - размер компенсации расходов на приобретение дров и оплату др расходов по его доставке (руб.); N - норматив расхода дров в отопительный период (0.051 куб. м на кв. м); S - размер общей площади (кв. м); C - стоимость дров, подтвержденная документом о приобретенном топливе др (руб./куб. м); K - стоимость транспортных расходов на доставку дров, согласно дост представленному подтверждающему документу. Размер компенсации за приобретенное топливо и транспортные услуги по его доставке не может превышать фактически произведенных расходов.".