Темы по аттестации. Рекомендации по аттестации на высшую квалификационную категорию

В чем польза аттестации социальных работников? Какие особенности аттестации медицинских работников на категорию? Что регулирует положение об аттестации на соответствие занимаемой должности?

Придя на работу, вы узнаете, что в коллективе произошли кадровые перестановки! Главный экономист Мария Ивановна срочно засобиралась на пенсию. Старший бухгалтер Наталья светится от счастья - она теперь заместитель главбуха. А вот ведущий экономист Людочка вся в слезах - с сегодняшнего дня она просто экономист.

Виной всему аттестация работников, которой еще две недели назад никто не придавал особого значения. Как видим, зря!

Чтобы не попасть впросак и быть во всеоружии, знать все плюсы и минусы этой процедуры, я, Алла Просюкова, подготовила для вас новую статью на тему аттестации персонала!

Как всегда в конце публикации - полезные советы и обзор надежных компаний, предлагающих услуги по аттестации персонала!

1. Что такое аттестация работников и для чего она проводится?

С каждым годом руководители предприятий и собственники бизнеса все больше внимания уделяют персоналу компании. Крылатое выражение «Кадры решают все!» наконец-то стало приобретать практическую значимость.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны обладать высокопрофессиональными кадрами, уровень подготовки которых соответствует ее масштабам.

Как определить этот уровень правильно? Очень просто - провести аттестацию!

Это периодическое освидетельствование персонала на профпригодность и соответствие занимаемой должности.

Цели этого мероприятия бывают разные. Некоторые из них мы представили на нашей схеме.

Законодательно периодичность аттестационного мероприятия предусматривается не реже 1 раза в 3 года. Исходя из этого, каждая компания самостоятельно утверждает приемлемые именно для нее сроки. Они закрепляются в локальном акте, регулирующем этот процесс, разработанном и утвержденном внутри фирмы.

Следует знать, какие категории работников не аттестуются:

  • работающие в организации меньше года;
  • сотрудники возрастом от 60 лет;
  • сотрудницы, ожидающие ребенка;
  • работницы-отпускницы по беременности и родам;
  • женщины, оформившие отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.

Сейчас аттестация стала популярна и в сфере социальной работы. Освидетельствование профессионализма социальных работников позволяет сформировать штат высококвалифицированных специалистов, что положительно сказывается на качестве оказываемых ими услуг.

Также важно помнить об особенностях аттестации некоторых видов сотрудников. Например, аттестация медработников на категорию. Эти сотрудники вправе самостоятельно инициировать экзамен на присвоение категории. Добровольность испытания - его отличительная особенность.

Экзамены подобного рода проводятся экспертной группой специально сформированной комиссии.

2. Какие бывают формы аттестации работников - 3 формы проведения

В зависимости от целей подбирается и способ проведения аттестации. Наиболее известны 3 формы этой процедуры. На практике их гораздо больше, ведь часто происходит смешение и в итоге получается комбинированный формат.

В рамках этой публикации я предлагаю рассмотреть лишь основные из них: две устные (индивидуальное и коллегиальное собеседование) и письменное тестирование.

Форма 1. Устная в виде индивидуального собеседования

Индивидуальное собеседование проводит, как правило, руководитель подразделения, в котором работает сотрудник. Результаты служат основой для составления отзыва-характеристики.

В процессе выясняется отношение аттестуемого к работе. Определяются проблемы, возникающие у сотрудника при исполнении трудовых обязанностей.

Форма 2. Устная в виде коллегиального собеседования

Коллегиальное собеседование проводится утвержденной для этих целей комиссией. Сначала выслушивают отчет самого испытуемого о его обязанностях в рамках должности, положительных и отрицательных моментах работы. При необходимости задаются уточняющие вопросы.

В процессе беседы определяется уровень профподготовленности специалиста и его соответствие должности.

Форма 3. Письменная в виде тестов

Наиболее объективной формой считается тестирование. Аттестационное тестирование требует серьёзной подготовки.

Во-первых, необходимо сформировать и утвердить тестовые вопросы. Они должны в полной мере соответствовать специальности и квалификации аттестуемых сотрудников.

Во-вторых, заранее следует определить % правильных ответов для определения успешного прохождения испытания.

3. Как проводится аттестация работников - 5 основных этапов

Такая серьезная и важная процедура, как аттестация работников, требует основательной подготовки.

Чтобы результаты этого мероприятия имели ценность и практическую значимость, необходимо знать некоторые его организационные тонкости и особенности проведения.

Этап 1. Составление локального нормативного акта

Главным документом, регулирующим порядок аттестования, служит «Положение об аттестации сотрудников».

Его примерная структура представлена в таблице.

Примерная структура и состав разделов:

Раздел Краткое содержание
1 Понятие, цели, задачи указываются конкретные цели и задачи именно для компании, утвердившей Положение (например, формирование кадрового резерва)
2 Перечень категорий персонала, не подлежащих аттестации законодательно установлены не аттестуемые категории сотрудников (беременные, работающие меньше года и т.д.)
3 Сроки проведения плановая, внеплановая, частота и длительность проведения
4 Формы аттестации индивидуальное либо коллегиальное собеседование, тестирование
5 Состав и полномочия комиссии указывается состав комиссии с закрепленными за ними функциями
6 Порядок проведения аттестации максимально полное описание всех этапов процесса, перечень представляемой документации, список ответственных за подготовку документов
7 Критерии оценки количество баллов для успешного прохождения тестирования, соответствие выполняемой работы сотрудника его служебным инструкциям и прочее
8 Виды итоговых заключений соответствует/не соответствует занимаемой должности, соответствует занимаемой должности и рекомендован для зачисления в кадровый резерв

Локальный акт утверждается руководителем компании. После чего весь персонал ознакамливают с ним под подпись. Впоследствии вновь трудоустроенные знакомятся с положением аналогичным образом.

Этап 2. Формирование аттестационной комиссии

Комиссия утверждается приказом по организации.

В состав входят:

  • председатель;
  • заместитель председателя;
  • секретарь;
  • члены комиссии.

Количество членов законодательно не ограничивается. Минимально - 3 человека. Избираются из числа наиболее профессиональных работников, начальников отделов, главных специалистов.

Если в фирме действует профсоюз, то в состав комиссии необходимо включить его представителя. В противном случае результаты аттестации могут признать недействительными.

Этап 3. Подготовка необходимых документов для аттестационной комиссии

Приказ руководителя о проведении аттестации издан. Разработан и утвержден график ее проведения. Наступает черед подготовки документации для комиссии.

Перечень стандартных документов:

  • бланк оценки рабочих и деловых качеств;
  • отчеты аттестуемых;
  • квалификационные листы;
  • форма заключения комиссии;
  • бланк для учета предложений сотрудников.

Этап 4. Проведение аттестации

Аттестация проводится комиссией строго по утвержденному графику. В процессе заседания рассматриваются представленные документы на каждого аттестуемого, заслушиваются сами работники, их непосредственные руководители.

Этап 5. Получение результатов аттестации

По итогам аттестации комиссия выносит вердикт по каждому аттестуемому. Формулировка решения прописывается в локальном акте и обычно имеет вид: «соответствует занимаемой должности» и «не соответствует занимаемой должности».

Аттестационное заключение оформляется в виде . Итоги формируются в сводный отчет, который затем представляется руководителю для принятия окончательного решения.

4. Кто оказывает услуги по проведению аттестации работников - обзор ТОП-3 компаний

Процедура аттестации персонала вызывает у вас трудности, и вы не знаете с чего начать? Предлагаю обратиться к профессионалам.

Мы подобрали компании, которые быстро и качественно проведут аттестацию работников любых сфер, в том числе таких, как: образование, медицина, государственная и социальная службы.

«HR-praktika» - питерская фирма, ведущая более 20 лет свою деятельность на всей территории РФ в сфере управления персоналом. За этот период компания стала экспертом в области своих профессиональных интересов.

Компания представляет услуги в сфере управления персоналом по следующим направлениям:

  • аудит;
  • аутсорсинг;
  • обучение;
  • консультации;
  • проектные работы.

Руководители и владельцы бизнеса, соискатели и работники компаний, специалисты кадровых служб - все найдут полезную информацию на корпоративном интернет-ресурсе компании «HR-praktika». Получить первичную консультацию можно по телефону или оставив заявку на сайте.

«Гермес» - лицензионный центр из г.Москва созданный в 2006 году. Компания имеет все необходимые сертификаты и лицензии для осуществления заявленной деятельности.

Услуги ООО «Гермес»:

  • сертификация менеджмента качества;
  • лицензирование;
  • допуски СРО;
  • курсы подготовки и переподготовки различной направленности;
  • аттестация: персонала, ;
  • продажа готовых фирм с лицензией МЧС и КГИОП.

Начав свою деятельность в далеком 2006 как подразделение холдинга, компания «Кадры есть!» стала отдельной бизнес-единицей с широкой сетью специализированных агентств.

Рекрутинговые и консалтинговые услуги - это основные направления деятельности фирмы. Наиболее востребованными у клиентов стали аттестация персонала и .

Результаты проведенных мероприятий высококлассными специалистами агентства «Кадры есть!» позволяют заказчикам:

  • выявить причины неэффективной работы персонала;
  • определить направления оптимизации кадрово-организационной работы;
  • разработать мероприятия, повышающие мотивацию и производительность труда;
  • пересмотреть служебные обязанности и заработные платы;
  • провести перераспределение трудовой нагрузки среди специалистов.

5. Как получить объективные результаты аттестации работников - 3 полезных совета

Объективность - важная составляющая аттестационного освидетельствования персонала.

Избежать проблем в этом вопросе помогут наши советы.

Как я уже писала, количество участников аттестационной комиссии не ограничивается. Включайте в состав столько специалистов, сколько нужно для качественного проведения процедуры.

Главное условие: все члены комиссии должны пользоваться авторитетом, быть компетентными в профессиональных специализациях аттестуемых. Такой состав вызовет больше доверия и снизит риск конфликтов.

Пример

В процессе аттестации в ООО «Альбатрос» возникла конфликтная ситуация при оценке профессиональных компетенций сисадмина Федора Кузькина.

Комиссия приняла решение понизить Кузькину категорию. Федор написал на имя директора компании жалобу, в которой обращал внимание на некомпетентность членов комиссии в вопросах системного администрирования.

Действительно, в комиссии не было ни одного специалиста по данному направлению, и, следовательно, они не могли оценить должным образом профессиональные качества сисадмина Федора.

Директор ООО «Альбатрос» согласился с доводами Кузькина и рекомендации аттестационной комиссии приняты не были.

Совет 2. Проводите аттестацию только в присутствии работника

Несмотря на то, что законом предусмотрены случаи проведения аттестации при отсутствии работника (беспричинная неявка, нежелание проходить освидетельствование), лучше ее проводить в его присутствии.

Так вы снизите риск конфликта и оспаривания итога со стороны оцениваемого работника.

Совет 3. Доверяйте проведение аттестации сторонним компаниям

Если вы хотите получить действительно качественные результаты аттестации и избавиться от головной боли по этому поводу, рекомендую заказывать проведение этого мероприятия в специализированных компаниях.

Таким компаниям можно доверить не только аттестацию персонала, но и, например, спецоценку условий труда ().




Достигаемые цели аттестации: Повышение эффективности управления персоналом Адекватная оценка знаний и способностей сотрудников Определение перспектив развития карьеры сотрудников Планирование профессионального роста и образования Повышение ответственности и исполнительской дисциплины



Возможность обоснованной формулировки требований к персоналу и систематизации взгляда на подчиненных. Возможность оценить свою управленческую эффективность через обратную связь. Возможность с наименьшими потерями урегулировать конфликт с нежелательным сотрудником. Возможность формирования иного взгляда на процессы, происходящие в подразделении. Что получает непосредственный руководитель? Возможность найти нужный тон с теми сотрудниками, с которыми сложились неформальные отношения. Возможность обоснованно и в нужном направлении активизировать работу с персоналом.


Что получает аттестуемый? Возможность услышать мнение руководителя о себе. Снизить неадекватную тревожность или неадекватную беспечность. Понимание, что же именно ему делать для того, чтобы его оценил руководитель. Понимание, в каком направлении корректировать свое поведение. Понимание, что именно руководитель принимает в нем за недостатки, а что за достоинства. Возможность высказать свои соображения о себе, своей работе, своих потребностях, планах и надеждах.




Подготовительный этап 1. Составление графика аттестации и ознакомление с ним работников не позднее 1 месяца до даты аттестации под роспись. 2. Определение и утверждение состава аттестационной комиссии. 3. Оформление представлений и ознакомление с ними работников под роспись не позднее 1 недели до даты аттестации. 4. Оформление аттестационных листов на работников. 5. Информирование членов аттестационной комиссии и руководителей работников, подлежащих аттестации, о сроках, времени и месте проведения аттестации.


Необходимые ресурсы 1. Оборудованное помещение для проведения аттестации. 1. Канцелярские принадлежности, авторучки, бумага для записей и т.п. 2. Перечень вопросов по направлению деятельности аттестуемого для каждого члена аттестационной комиссии. 3. Наличие других документов, характеризующих аттестуемого (должностная инструкция, описание карьерного роста, премирование за выдающиеся успехи и пр.).


1. Необходимо установить очередность среди аттестуемых в день проведения аттестации. 2. Зачитывается содержание аттестационного листа и представления на работника, которые затем предлагается прокомментировать его непосредственному руководителю. 3. Далее приглашается аттестуемый и членам комиссии предлагается задавать вопросы. 4. Обсуждение результатов аттестации и внесение решения комиссии в аттестационный лист происходит в отсутствие аттестуемого. 5. Решение комиссии доводится до аттестуемого под роспись. Если имеются рекомендации, то помимо внесения в аттестационный лист, они излагаются для работника устно в доброжелательной форме. Порядок ведения заседания аттестационной комиссии


1. Проводить аттестационную беседу следует без спешки (в среднем на 1 работника не менее 40 мин.). 2. Отмечать достижения аттестуемых и поощрять их, говоря об этом. 3. Задавать прямые и открытые вопросы, внимательно выслушивая ответы. 4. Сделать так, чтобы аттестуемые говорили хотя бы половину времени всей беседы с ними. 5. Вовлекать людей в самооценивание с целью побудить к решению своих проблем. 6. Обсуждать поступки, а не личные качества аттестуемых. 7. Пользоваться позитивным языком – то есть говорить о том, что можно улучшить, а не о том, с чем они не справляются. 8. Опираться на факты, избегать общих рассуждений и расплывчатых наставлений, не отвлекаться от сути. 9. Договариваться только о таких целях, которые поддаются измерению и фиксировать контрольные даты. Правила проведения аттестационной беседы


Не превращайте аттестацию в допрос, производственное совещание или «разнос»! Работники и так знают, что у них не так в текущей работе и каких «гаек не хватает». Ваша задача - вести заседание аттестационной комиссии так, чтобы сотрудник сам попытался оценить качество своей работы, свои достоинства и недостатки, степень инициативности при решении задач, сформулировал проблемы, их причины и способы решения. Только в этом случае аттестация принесет ожидаемый эффект – повышение мотивации и ответственности за выполняемую работу.


В каких количественных показателях можно измерить результаты Вашей деятельности? Какой смысл Вы вкладываете в понятие «лидер»? Какой управленческий стиль Вам свойственен? Как Вы оцениваете свои лидерские качества (приведите примеры когда приходилось их применять)? Что Вы считаете своим основным достижением за время пребывания в должности, а что самой большой ошибкой? Что Вам хотелось бы изменить в себе и своей работе? Как Вы планируете свою деятельность и деятельность подчиненных? Как Вы контролируете работу своих подчиненных? Приведите примеры когда Вам приходилось принимать и осуществлять решения, неприятные для Ваших подчиненных? Как Вы осуществляете найм и увольнение работников? Примерный перечень вопросов для аттестации руководителей


На чем Вы учитесь больше: на Ваших успехах или ошибках? Каковы Ваши сильные стороны как руководителя? С какими подразделениями отделения у Вас на сегодняшний день сложилось наибольшее взаимопонимание? Расскажите о Ваших инициативах, которые удалось претворить в жизнь. В какой мере Вы обладаете свободой действий и как Вы оцениваете достаточность предоставленных Вам полномочий? На какие статьи бюджета отделения Вы влияете? Каким образом Вы контролируете статьи бюджета? Кем и где Вы видите себя через 3 года? Чему Вы хотели бы еще научиться? Каковы методы, применяемые Вами для повышения мотивации подчиненных?


Какие области Вашей деятельности Вам наиболее интересны, а какие – менее интересны? Как, с Вашей точки зрения, Вам удалось решить те задачи, которые перед Вами стояли? Как, с точки зрения Вашего руководителя, Вам удалось решить задачи, стоящие перед Вами? Есть ли у Вашего руководителя разногласия с Вами о том, какие именно задачи стояли перед Вами в прошедший период? Какие задачи, из тех, с которыми Вы успешно справились, руководитель перед Вами не ставил? С какими задачами Вы могли бы справиться лучше и каким образом? Примерный перечень вопросов для аттестации рядовых сотрудников


Каковы причины (если они были) того, что Вы не достигли максимальной эффективности в этих областях? С какими задачами Вы справляетесь наиболее успешно и почему? Какие области Вашей деятельности недостаточно для Вас ясны? Какая дополнительная помощь и поддержка Вам требуется, чтобы работать более эффективно? О чем бы Вы не хотели, чтобы Вас спрашивал руководитель? О чем бы Вы хотели, чтобы Вас спросил руководитель?



НЕВЫДУМАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.

1. Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования?

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

√2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

3. Конституция РФ

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

1. «Собрание законодательства»

√2. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и соответствующий сайт

3. «Вестник образования»

4. «Бюллетень Минобрнауки РФ»

3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

1. Конвенция о правах ребенка

2. Всеобщая декларация прав человека

√3. Международный пакт о гражданских правах

4. Конституция РФ

4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

1. руководитель образовательной организации и педагог

2. учредитель образовательной организации и педагог

3. руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации

4. образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)

5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

1 . дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование;

2. дошкольное и начальное общее образование;

3. основное общее и среднее общее образование;

4. дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования:

√1. среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;

2. высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации;

3. дополнительное образование;

4. высшее образование - специалитет, магистратура

7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов?

1. невозможно; 2. право муниципального образования на отдельной территории

√3. возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России;

4. в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за обучение на другом языке.

8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме?

1. правила внутреннего трудового распорядка

2. должностные инструкции педагогов

3. правила поведения обучающихся

√4. устав образовательной организации

9. Что является предметом педагогики?

1. обучение; 2. воспитание;

√3. образование как педагогический процесс; 4. развитие.

10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

√1. ориентация на личность

2. организация образовательного процесса в режиме диалога

3. ориентация на деятельность

4. ориентация на представление о ценностях

11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

√1. целеполагание

2. внеклассное мероприятие

3. контрольная работа

4. домашнее задание

12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

3. отсутствие конфликтов между учащимися

√4. знание педагогом теории коллектива

13. Ведущим в становлении человека как личности является:

1. наследственность

2. наследственность и среда

√3. воспитание

4. среда

14. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование?

√1. Я.А. Коменский

2. К.Д. Ушинский

3. Н.И. Пирогов

4. Джон Локк

15. Методы формирования сознания личности включают:

3. контроль

√4. соревнование

16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса?

1. учебный план

√2. методическое пособие

3. учебная программа

17. Что такое дидактика?

1. теория воспитания

2. теория обучения

√3. теория обучения, образования и воспитания

4. часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов

18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется:

1. цивилизация

2. развитие

√3. социализация

4. активность

19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются отношения:

1. объект-объектные;

2. субъект-субъектные;

3. объект-субъектные;

√4. субъект-объектные.

20. Технология воспитания – это …

1. система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем;

2. система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

3. педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой;

4. система воспитывающих ситуаций.

21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

1. личностно-ориентированный; √ 2. Деятельностный;

3. культурологический; 4. творческий.

22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

1. проблемный метод; √2. технология сотрудничества и взаимообучения;

3. вербальный метод; 4. метод наглядности.

23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом:

1. совместной деятельности учителя и ученика

2. учебной деятельности

3. педагогической деятельности

√4. все ответы верны

24. Образовательная система – это…

1. инспекция по делам несовершеннолетних и школа

2. педсовет и методическое обучение учителей

√3. социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

4. Министерство образования и областное управление образованием

25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

1. системного подхода

2. принципа развития

√3. принципа личностно-ориентированного подхода

4. принципа детерминизма

26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

1. неосознанные

√2. сознательные

3. интуитивные

4. непроизвольные

27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

1. холерик

√2. меланхолик

3. сангвиник

4. флегматик

28. По И.П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

1. соотношения жидкостей в организме человека

√2. особенностей функционирования нервной системы

3. строения тела

4. преобладания правого или левого полушария головного мозга

29. Характеристикой психического развития во время стабильного периода считается…

1. послушание ребенка

√2. отсутствие нарушений в межличностных отношениях

3. предсказуемость поведения

4. качественные преобразования в психическом развитии

30. ... - то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

1. ведущая деятельность

2. социальная ситуация развития

3. социальная имитация

4. все ответы не верны

31. Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными новообразованиями.... возраста.

1. дошкольного

2. младшего школьного

3. подросткового

√4. старшего школьного

32. Ведущим видом деятельности подростка является:

1. учебная

2. учебно-профессиональная деятельность

3. эмоциональное общение

√4. общение со сверстниками

33. В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне... .

1. его актуального развития

√2. его ближайшего развития

3. его перспективного развития

4. все ответы верны

√1. П.Я. Гальперин

2. Ж. Пиаже

3. К. Роджерс

4. Л.С. Выготский

35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения?

1. В.В. Давыдов

√2. Л.В. Занков

3. Л.С. Выготский

4. А.М. Матюшкин

36. … - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку

1. обучение

√2. учебная деятельность

3. научение

4. педагогическая деятельность

37. Средством невербального общения не является:

1. контакт глазами

3. поза и жесты

38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

√1. компромисс

2. договор

3. контракт

4. обязательство

39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это:

√1. эмпатия

2. симпатия

3. внимание

4. антипатия

40. Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная …

1. идентификация

2. симпатия

√3. рефлексия

4. перцепция

41. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

1. структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении

2. требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации

3. предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений

4. основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования

42. Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и объяснение педагогических явлений, называется:

1. педагогическим исследованием

2. педагогической теорией

3. педагогической системой

4. историей педагогики

43. Метод в педагогике – это...

1. руководство для преподавания учебного предмета

2. особый прием в педагогической деятельности

3. способ действовать, поступать каким-либо образом

4. способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

44. Главной организационной формой обучения является:

1. экскурсия

2. факультатив

3. спецкурс

√4. урок

45. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

1. любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением

4. предложенные издателем учебной литературы

46. Профессиональная компетентность педагога - это:

1. профессионализм в педагогической деятельности

2. знание, опыт и совокупность профессионально-личностных качеств, обеспечивающих эффективное решение вопросов обучения и воспитания

3. совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе

4. способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений в образовательном процессе

47. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как:

1. концентризм в обучении

2. спиралевидный способ построения содержания

3. линейный способ построения содержания

4. модульный способ построения содержания

48. В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы расчетных задач:

1. вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. нет расчетных задач

49. Приемы могут носить следующий характер:

1. активный, пассивный и ведущий

2. логический, организационный и технический

3. монологический, диалогический и эвристический

4. активный, организационный и технический

50. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:

1. программированное обучение √2. дистанционное обучение

3. модульное обучение 4. проблемное обучение

51. Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием каких-либо химических явлений:

2. объяснение

√3. рассказ

52. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к...

1. структуре основных образовательных программ

2. условиям реализации основных образовательных программ

3. результатам освоения основных образовательных программ

4. верны все вышеуказанные варианты

53. Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:

1. контрольные работы

2. ученические дневники

3. школьная документация

√4. средства обучения

54. Обучаемость – это …

1. способность к творческой деятельности

2. предрасположенность к интеллектуальной деятельности

3. общая способность или внутренняя готовность учащихся к усвоению знаний

4. развитая мотивационная сфера личности

55. Проблемное обучение раскрывается через:

√1. постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

2. продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития

3. кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система

4. стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности

56. Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом

√1. И.Ф. Гербартом

2. Я.А. Коменским

3. Ф.А.В. Дистервегом

4. И.Г. Песталоцци

57. Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает реализацию принципа:

√1. гуманизации образования

2. гуманитаризации образования

3. индивидуализации образования

4. демократизации образования

58. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений является:

1. условием развития познавательной активности учащихся

√2. движущей силой процесса обучения

3. педагогической проблемой

4. сущностью процесса обучения

59. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

1. культурологический

√2. деятельностный

3. творческий

60. Вариативная составляющая содержания образования:

1. обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым ценностям

2. способствует индивидуализации процесса обучения, учитывая личностные особенности, интересы и склонности учащихся

√3. является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные занятия)

4. обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения

61. Ценностные ориентации – это:

1. результат усвоения индивидом социального опыта

2. главный механизм формирования новых идей, способов деятельности

3. поиск идеально представленного желаемого результата деятельности

√4. определение индивидом важных для себя жизненных смыслов, идеалов, интересов, устремлений

62. Дан адрес электронной почты: [email protected]. Укажите логин владельца почтового ящика.

1. anna; 2. univer.ru;

3. anna.petrova; 4. anna.petrova@univer

1. основного общего образования по химии

√2. среднего общего (полного) образования по химии (профильный уровень)

3. такого стандарта нет

4. среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень)

64. Каково назначение лабораторного опыта на уроке

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях

2. выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке

3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

√4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или курса химии

65. Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность, называются:

1. желаниями

√2. мотивацией

3. установками

4. потребностями

66. Каково назначение демонстрационного эксперимента?

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях;

2. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке;

√3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке;

4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или курса химии

67. Инновации в образовании – это:

1. оригинальность школьной жизни

√2. распространение новшеств в педагогической практике

3. консервативный подход в образовании

4. творческий подход к педагогической деятельности

Ключевой элемент системы управления персоналом аттестация работников , которая заключается – в периодической оценке результативности деятельности работников на их конкретном рабочем месте за истекший период.

Аттестация персонала – это кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие

уровня труда, качества и потенциал работника требованиям выполняемой

Главное назначение аттестации персонала – не контроль исполнения (хотя это тоже очень

важно), а выявление резервов повышения уровня

отдачи работника.

Как элемент системы управления персоналом аттестация имеет большое значение:

    социально-экономическое . Аттестация способствует повышению эффективности системы стимулирования труда за счет объективной увязки реального трудового вклада работника с его материальным вознаграждением. На основе ее данных совершенствуется организация труда персонала.

    социально-психологическая . В ходе аттестации работников удовлетворяется базовая потребность работников в объективной оценке их деятельности, признании их специфических достижений. Дает возможность сотрудникам скорректировать свои представления о собственных деловых качествах и о качестве выполнения ими своих служебных обязанностей.

    Организационно-административная . Аттестация дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах.

Основные принципы аттестации:

    Всеобщность – если принято решение о проведении аттестации, ее прохождение должно быть обязательным для всех категорий работников, кроме не подлежащих аттестации.

    Систематичность – аттестация должна проводится регулярно, через определенные промежутки времени, за исключением особых внеочередных аттестаций.

    Комплексность – оценивается вся совокупность важнейших факторов, которые определяют эффективность деятельности на данном конкретном рабочем месте. При этом учитывается специфика содержания труда. Оценка не может быть «в общем».

    Объективность – оценивается только те параметры, которые можно проверить эмпирически. Необходимо воздерживаться от влияния на оценку таких критериев, которые могут быть определены только субъективно, например энергичность.

    Дифференциация оценок – очень часто оценивающие лица не ставят низкие или высокие оценки, то есть средние. Подобная аттестация несет в себе мощный демотивирующий заряд сотрудников к производительному труду и росту квалификации.

    Гласность – стандарты результативности труда, которые используются для оцени труда, должны быть заранее известны работникам.

Аттестация выступает – гарантом социальной справедливости для работников предприятия.

Марина Трясцина
Готовимся к аттестации на высшую категорию: заявление на аттестацию и защитное слово к презентации аналитического отчета

Заявление на аттестацию

В Аттестационную комиссию

Министерства общего и профессионального

образования Свердловской области

Трясциной Марины Евгеньевны,

воспитателя

Муниципального автономного

г. Екатеринбурга

заявление

Прошу аттестовать меня в 2017 году на высшую квалификационную категорию по должности воспитатель.

В настоящее время имею первую квалификационную категорию, срок ее действия до 29 мая 2018 года.

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.

В межаттестационный период основным направлением моей деятельности было создание условий, направленных на формирование у воспитанников моральных и нравственных норм и правил в процессе проектной деятельности.

Для реализации данного направления были поставлены следующие задачи:

Создание педагогических условий для накопления положительного нравственного опыта у детей в окружающем социальном и природном мире;

Изучение и внедрение в практику новых педагогических технологий, способствующих формированию общекультурных ценностей у детей дошкольного возраста;

Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах развития нравственных качеств личности ребенка.

Для реализации задач мною были созданы следующие условия: разработана система и установлена последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию, особенностью которой является комплексный подход к формированию общекультурных ценностей у детей дошкольного возраста. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Работа в данном направлении началась с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. В процессе работы обогатила развивающую предметно-пространственную среду в направлении развития нравственных качеств личности каждого ребенка. Оформила центр «Мир природы, и мы», в котором собран материал по

социально-нравственному воспитанию: цикл бесед с детьми на этические темы, картотека «мирилок», лепбуки на темы: «Семья», «День защитника Отечества», «Слово о маме», «Этикет с малых лет», художественная литература нравственной тематики. Также представлен материал по ознакомлению детей со страной, с родным городом: литература о России, Екатеринбурге, тематические папки, содержащие фотографии символов страны, нашего города и его достопримечательностей.

Продуктивно использую современные образовательные технологии. Применение технологии проекта позволило интегрировать образовательные области и максимально вовлечь родителей в деятельность детей, установить тесные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса. Совместно с родителями в рамках проектной деятельности были изготовлены семейные фотоальбомы, альбомы «Традиции нашей семьи», организованы различные фото выставки: «Самый лучший – ПАПА МОЙ!», «Наши мамы – самые, самые!», «Вот оно какое, наше лето!», «Мои самые родные!» и др. Весь комплекс мероприятий способствовал накоплению положительного нравственного опыта у детей в окружающем социальном и природном мире.

Результатом работы по данному направлению является положительная динамика формирования общекультурных ценностей у воспитанников. В начале реализации направления мониторинг выявил, что уровень сформированности у детей общекультурных ценностей преобладает на отметке ниже среднего. Дети испытывали затруднения по многим параметрам. По итогам мониторинга, проводимого в ДОУ, воспитанники имеют стабильные положительные результаты освоения образовательной программы дошкольного образования: уровень социально-коммуникативного развития на начало 2015/2016 учебного года составил 38%, а на конец 2015/2016 учебного года 59%, уровень познавательного развития вырос с 34% до 53%, уровень художественно-эстетического развития – с 43% до 72%, уровень речевого развития – с 31% до 51%. С целью приобщения большего количества родителей и укрепления взаимосвязи с семьёй, использовала инновационную форму работы – коучинг-сессии. Провела консультирование по темам: «Метод проекта – дань моде, или…», «Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников». Совместно с родителями организовала выставки: «Дары осени», «Мамины руки не знают скуки!», «Елочка - колкая иголочка», «Мастерская деда Мороза». В результате семьи моих воспитанников стали более активными и компетентными в вопросах развития нравственных качеств детей.

Развитие научного и творческого потенциала воспитанников позволило принять участие в конкурсах:

2014 год: Городской конкурс МБУ ДО - ГДЭЦ «Чистая вода России»;

2015 год: Областной конкурс детского творчества «Наследники дяди Миши», посвященный 80-летию службы ОРУД-ГАИ-ГИБДД МВД России;

2016 год: Городской праздник поэзии «Звездочки», Международный конкурс творческого центра «Светлячок», Городской конкурс ЦПКиО «Мамины детки».

2017 год: районный конкурс КСК «Олимп» «Это звенящее слово, Победа!».

Личным вкладом в повышение качества образования считаю участие:

2014 год: Городской заочный конкурс МБУ ДО - ГДЭЦ «В лабиринтах природы»; открытый Конкурс образовательных аудиовизуальных материалов и методических разработок «Медиаобразование в условиях введения новых ФГОС».

2015 год: региональный этап всероссийского конкурса методических пособий «Растим патриотов России»; Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов».

2016 год: VIII Международные социально-педагогические чтения им. Б. И. Лившица «Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра».

2017 год: VII Городская научно-практическая конференция «Инновации в экологическом образовании: современная практика и векторы развития», являюсь автором тезисов «Повышение качества экологического образования в ДОУ посредством инновационных технологий».

Являюсь корреспондентом сайта ДОУ.

Сообщаю о себе следующие сведения:

образование: 1996 год, Свердловский областной педагогический колледж, специальность №0313 «Дошкольное образование», квалификация «Педагог организованного детства», «Руководитель спортивно-оздоровительной работы в ДОУ»; 2015 год, ФГБОУ ВПО «УрГПУ», специальность 44.03.01 «Педагогическое образование», квалификация «Бакалавр».

Стаж педагогической работы 6 лет, в данной должности 6 лет, в данной организации 3 года.

Сведения о повышении квалификации: 2017г., ФГАОУ ВО «РГППУ», «реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации», 36 часов.

Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести без моего присутствия.

Являюсь членом профсоюзной организации МАДОУ детский сад № 17.

Защитное слово к презентации аналитического отчета

Здравствуйте, Уважаемая комиссия и коллеги!

Разрешите, представить вашему вниманию результаты моей профессиональной деятельности, основанной на следующих нормативно-правовых документах, которые представлены на слайде.

Опираясь на Федеральные стандарты, необходимо выделить, что одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Таким образом, важно признать, что нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

На слайде отображены некоторые пункты ФГОС ДО, которые можно

реализовать посредством проектной деятельности.

В межаттестационный период мной проводился мониторинг дошкольников в начале и в конце учебного года. Для диагностики педагогического процесса использовалось пособие Натальи Валентиновны Верещагиной. На слайд выведена сводная результатов мониторинга за период 2014 – 2015 учебный год. Анализ результатов педагогических исследований на данном этапе, показал, что по всем образовательным областям, как на начало, так и на конец года, в основном преобладает средний и низкий уровень.

Исходя из этих данных, планирую образовательный процесс в направлении: формирование общекультурных ценностей у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. В соответствии с целью были поставлены задачи, отраженные на слайде.

Работа в данном направлении началась с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. В процессе работы обогатила развивающую предметно-пространственную среду в направлении развития нравственных качеств личности каждого ребенка. Оформила центр «Мир природы», «Наша Родина – Россия», в которых собран материал по социально-нравственному воспитанию: цикл бесед с детьми на этические темы, картотека «мирилок». Центры сюжетно-ролевых игр, где дети учатся общаться, получают знания о профессиях. Островок творчества, где свои мысли и фантазии дети могут выразить на бумаге. Центр книги, где расположена художественная литература, в том числе и литература нравственной тематики.

Продуктивно использую современные образовательные технологии.

Применение технологии проекта позволило интегрировать образовательные области и максимально вовлечь родителей в деятельность детей, установить тесные партнерские отношения между всеми участниками образовательного процесса. Проектная деятельность была систематизирована по тематическим блокам, отраженным на слайде.

В соответствие с ФГОС ДОО взаимодействовали все участники образовательных отношений. Взаимодействие с детьми проходило в разных формах: в игровой.

ООД, ОД в режимных моментах.

Также в тематических развлечениях и праздниках.

С целью приобщения большего количества родителей и укрепления взаимосвязи с семьёй, взаимодействие с семьями воспитанников также проходило с помощью разных технологий:

В целях повышения педагогической компетентности, использовала, как традиционные формы и методы – анкетирование, консультирование, наглядная информация, так и инновационные – родительские собрания с элементами «коуч-сессии».

Также встречи с родителями проходили и в неформальной обстановке, для установления доверительных отношений, с целью оформления и обогащения ппрс группы и участка.

Также взаимодействие происходило со специалистами:

Логопедом Новокрещеновой О. В.

Муз. руководителем Зозулей П. Д.

В своей профессиональной деятельности использую также ИКТ:

Обучающие презентации для детей

Отчетные презентации (о ходе проектной деятельности, которые использую на род. собраниях, а также для просмотра родителями на сайте ДОО. Практикую показ отчетных презентаций в целях повышения педагогической компетентности, а также транслирования опыта работы.

Сравнительно недавно познакомилась с инновационной игровой технологией «Лепбук», изучила и внедрила ее в свою деятельность.

Результатом работы по данному направлению является положительная динамика освоения детьми образовательной программы по всем пяти областям. На слайде представлены результаты мониторинга на начальном этапе и на этапе внедрения проектной технологии. Нельзя не заметить, что низкий уровень овладения ОП отсутствует совсем, преобладает высокий уровень.

Развитие научного и творческого потенциала воспитанников позволило принять участие в конкурсах, отраженных на слайде. Наградные документы представлены в портфолио.

Таким образом, можно сказать, что весь комплекс мероприятий способствовал накоплению положительного нравственного опыта у детей в окружающем социальном и природном мире. Использование проектного метода позволяет сформировать у ребенка позицию субъекта, раскрывает его индивидуальность, реализует интересы и потребности, что способствует личностному развитию ребенка. Педагог же из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.

Транслирование педагогического опыта происходило в форме:

1. Выступлений на педагогических советах

Технология проектной деятельности;

Элементы инновационной технологии во взаимодействии с семьями воспитанников «Коучинг – сессия».

Игровая технология «Лепбук»

2. Выступление на районном методическом объединении на тему: использование ИКТ в образовательном процессе ДОО

3. Публикаций статей и методических разработок, которые также представлены в портфолио

4. Блог воспитателя

Считаю транслирование накопленного педагогического опыта очень важной и необходимой деятельностью педагога, т. к. такая деятельность помогает приобрести профессиональные компетенции не только мне, но и коллегам – педагогам нашей образовательной организации и за ее пределами.

Поскольку, общекультурные ценности – понятие достаточно обширное, включающее в себя наравне с нравственно-патриотическим воспитанием такие компоненты как, культуру речи, общения, культуру гигиены, культуру деятельности, культуру поведения, считаю целесообразным продолжать работу в данном направлении.

Спасибо за внимание!