Презентация "Адаптивная физическая культура" – проект, доклад. Презентация: Адаптивная физическая культура в России Общеметодические принципы АФК

Адаптивная физическая культура и спорт: потребность общества и государства, стратегия развития Кострома. Круглый стол «Адаптивный спорт как путь социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья Докладчик: вице – президент Паралимпийского комитета России А.В. Царик 1


Еще менее трех десятилетий тому назад занятия инвалидов спортом воспринимались значительной частью нашего общества как нечто непонятное, нередко как нонсенс. Сегодня общепризнано, что АФК - реальное и эффективное средство реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в жизнь 2


В современном мире, в том числе в России, число инвалидов составляет примерно 10% от численности населения. В России насчитывается от 10 до 13 млн. инвалидов. Численность лиц, впервые признанных инвалидами в России Годы Впервые признаны инвалидами (тыс. человек)




Последние годы отношение к людям с инвалидностью со стороны государства и общества имеет явную тенденцию к улучшению. На международной спортивной арене мы вышли на передовые позиции как на Паралимпийских, так и Сурдлимпийских играх – благодаря передовым и прогрессивным регионам и, прежде всего, энтузиастам адаптивного спорта в них, людям не равнодушным, с добрым сердцем. Но, к сожалению, дело вглубь не пошло. 5


Разрыв между спортивными достижениями на международном уровне и массовостью спорта инвалидов, а также между темпами ее прироста и требованиями Стратегии-2020 по развитию массовости спорта инвалидов углубляется Годы Число занимающихся в секциях и группах физической культуры и спорта (всех инвалидов) 211,3 тыс.чел.221,0 тыс.чел 267,1 тыс.чел Число инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом за последние 4 года хотя и возросло на 56 тысяч человек и достигло 267 тысяч, но темп прироста составил в среднем всего 14 тыс. чел в год. 6


7 Особенно неблагоприятное положение с охватом занятиями спортом детей- инвалидов. Из каждых 100 спортивных школ страны в 93-х нет ни отделений, ни групп для детей - инвалидов. На 230 детей, занимающихся спортом в спортивных школах, приходится только один спортсмен – инвалид (по соотношению числа детей-инвалидов к числу всех детей в стране их должно быть минимум в 20 раз больше).


Численность инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях образования (на 1 января 2011 года - Форма 3-ФК) Учреждения, осуществляющие работу с инвалидами Количество учреждений, предприятий, организаций, (всего ед.) Численность занимающихся Всего в том числе: Спорт слепых Спорт глухих Спорт лиц с поражением ОДА Специальные (коррекционные) образовательные учреждения, для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования


Численность инвалидов занимающихся физической культурой и спортом в учреждениях дополнительного образования детей, училищах олимпийского резерва, физкультурно-оздоровительных клубах инвалидов и центрах спортивной подготовки Учреждения, осуществляющие работу с инвалидами Количество учреждений, предприятий, организаций Численность инвалидов занимающихся физической культурой и спортом Всего в том числе: Спорт слепых Спорт глухих Спорт лиц с поражение м ОДА из них: -ДЮСШ СДЮСШОР ДЮСАШ СДЮСАШ ДООЦ Училища олимпийского резерва Физкультурно-оздоровительные клубы инвалидов Центры спортивной подготовки


Численность инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающихся паралимпийскими видами спорта (по данным статистической отчетности на 1 января 2011 года, Форма3-ФК) Паралимпийские виды спорта Массовый спортСпорт высших достижений Академическая гребля4116 Баскетбол на колясках25931 Бочча4664 Волейбол сидя Горнолыжный спорт6526 Конный спорт Легкая атлетика Лыжные гонки13240 Настольный теннис Парусный спорт75 - Пауэрлифтинг Плавание Пулевая стрельба Керлинг на колясках6730 Хоккей-следж9852 Теннис на колясках19331 Футбол лиц с заболеванием ДЦП Стрельба из лука22047 Танцы на колясках19039 Теннис992 Фехтование


Численность инвалидов по зрению, занимающихся паралимпийскими видами спорта (по данным статистической отчетности на 1 января 2011 года, Форма 3-ФК) Паралимпийские виды спорта (спортивные дисциплины) Спорт слепых Массовый спорт Спорт высших достижений Велоспорт - тандем17 - Голбол Горнолыжный спорт 5620 Дзюдо Легкая атлетика Лыжные гонки Плавание Футбол 5х5 (В1)


Некоторые проблемы, обусловившие сложившееся положение 1.Низкая доступность инвалидов к спортивным объектам Сегодня из 248 тысяч спортивных сооружений страны только 31 тысяча более-менее приспособлены для занятий инвалидов. Это значит, что 80% из общего числа спортивных сооружений остаются даже по статистике недоступными для наших граждан, имеющих ту или иную инвалидность. Имеет место прямое нарушение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят более 15 лет тому назад. 12


2. Недостаточная мотивация самих инвалидов в занятиях спортом и роль СМИ Низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом прямо связана с недостаточным освещением паралимпийского и сурдлимпийского движения в СМИ, особенно по телевидению. Замалчивание и полу-замалчивание адаптивного спорта в СМИ по-прежнему грубо тормозит его развитие. Вместе с тем, за успехами и неудачами наших паралимпийцев и сурдлимпийцев следит сегодня более 40 миллионов россиян. 13


3. Отношение к массовости адаптивной физической культуры и спорта, а также к подготовке резерва сборным командам России и субъектов Российской Федерации по «остаточному принципу» доминирует в ряде регионов страны Если сегодня это отношение мы коренным образом не пересмотрим, то не только не выполним задач, поставленных в Стратегии-2020, но уже через один паралимпийский цикл можем утратить лидирующие позиции на Паралимпийских играх. 14


1. Мы должны и убеждать СМИ, прежде всего, телевизионные компании и, одновременно, требовать от их руководителей изменить отношение к освещению спорта инвалидов, так, как это имеет место в других цивилизованных странах. Здесь без помощи власти не обойтись. 2. В планах развития муниципальных образований должно предусматриваться создание как минимум одной детско-юношеской спортивно-адаптивной школы или хотя бы отделения спорта для инвалидов в существующих спортивных школах. Во всех специальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны работать спортивные группы и секции для детей-инвалидов Предложения (рекомендации) 3. Доступными для инвалидов должны быть все спортивные сооружения. Это снимает необходимость создания локальной, только для них спортивной базы. 15


Современная мировая теория и практика социальной адаптации инвалидов и паралимпизма не приемлет изоляцию инвалидов от остального населения (в Западной Европе в этом случае применяют слово «резервации»). Потому что это противоречит как самим целям социальной адаптации инвалидов, как и целям инклюзивного воспитания. 16



Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ Работу выполнил учитель физической культуры МАОУ СОШ № 27 г. Балаково Саратовской области Мясников Андрей Юрьевич 2016 г.

Понятие «ОВЗ» ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе.

АФК как средство комплексной реабилитации Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности

Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры

Актуальность работы Д ля детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом.

Цель: рассмотреть адаптивную физическую культуру как новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности. Задачи АФК:

заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое. Основные функции учителя адаптивной физической культуры заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации связана с организацией: уроков АФК; физкультминуток (физкультпауз) и семинаров по их проведению с учителями начальной школы и учителями-предметниками; подвижных игр на динамических переменах; спортивных часов в группах продленного дня; спортивно-физкультурных праздников школы; прогулок и туристских походов направлена на воспитание личностных качеств учащихся Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими Образовательная Развивающая Организаторская Воспитательная

Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в раз витии Единство диагностики и коррекции. Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек) Принцип учета возрастных особенностей Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов) Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированная величина психофизической нагрузки) Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния) Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Методические рекомендации Методические рекомендации рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений (2012 г) Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся: с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющих, после перенесенных заболеваний и травм К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной) и группе «Б» (реабилитационной) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания в полном объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура». Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводится подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «А» проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ В основе оценки физического развития лежат: параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.

Общие принципы и правила коррекционной работы: Индивидуальный подход к каждому ученику. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Коррекционно-развивающая направленность в АФК коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.; коррекция и развитие физической подготовленности; коррекция и развитие координационных способностей; коррекция и профилактика соматических нарушений; профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей; развитие познавательной деятельности; формирование личности ребенка.

Методы и формы проведения АФК метод формирования занятий; метод обучения двигательной деятельности; метод развития физических способностей; метод воспитания личности; метод организации взаимодействия педагога и занимающегося; метод регулирования психического состояния детей.

К реабилитационно-педагогическим относятся: компенсация - метод формирования заменителей, коррекция - метод устранения нарушений, подкрепление - метод сохранения достигнутого уровня.

Основные функции учителя адаптивной физической культуры: необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации; связана с организацией уроков АФК; направлена на воспитание личностных качеств учащихся.

Вывод Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех занятиях у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. При занятиях нужно хорошо использовать звуковые и речевые сопровождения. Важное значение имеют слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь. Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.

Библиотека международной спортивной информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физическая культура и спорт,2007. 2. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 3. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2007. 4. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003. 5. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. Овцинова Елена Борисовна, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 3 ст. Гиагинская Презентация «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

2 слайд

Описание слайда:

Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры

3 слайд

Описание слайда:

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности. Задачи АФК:

4 слайд

Описание слайда:

заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое. Основные функции учителя адаптивной физической культуры заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации связана с организацией: уроков АФК; физкультминуток (физкультпауз) и семинаров по их проведению с учителями начальной школы и учителями-предметниками; подвижных игр на динамических переменах; спортивных часов в группах продленного дня; спортивно-физкультурных праздников школы; прогулок и туристских походов направлена на воспитание личностных качеств учащихся Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими Образовательная Развивающая Организаторская Воспитательная

5 слайд

Описание слайда:

Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии Единство диагностики и коррекции. Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек) Принцип учета возрастных особенностей Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов) Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированная величина психофизической нагрузки) Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния) Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями

6 слайд

Описание слайда:

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Методические рекомендации Методические рекомендации рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений (2012 г) Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся: с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющих, после перенесенных заболеваний и травм К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной) и группе «Б» (реабилитационной) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.

7 слайд

Описание слайда:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания в полном объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура». Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводится подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок.

8 слайд

Описание слайда:

Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «А» проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).

9 слайд

Описание слайда:

Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится в «Листок здоровья» классного журнала. Второй экземпляр «Листка здоровья» должен быть передан преподавателю физической культурой. При организации занятий обучающихся специальной медицинской группы «А» следует учитывать их возраст и формы заболевания. Рекомендуется выделять следующие подгруппы: - обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания, нервной и эндокринной системы; - заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы; - заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения. Целесообразно комплектовать медицинские группы по классам (I-II, III-IV, V-VIII, IX-XI). При недостаточном количестве обучающихся следует объединять учеников трех-четырех классов (I-IV, V-VIII, IX-XI). Наполняемость специальной медицинской группы «А» может составлять 15-20 детей. При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной медицинской группы «А» в подготовительную и из подготовительной медицинской группы в основную. Особенности методики физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А».

10 слайд

Описание слайда:

Особенности методики физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А». Основными задачами физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы «А» являются: укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей организма; постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам; овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний; развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков; контроль дыхания при выполнении физических упражнений; обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и ФП; формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; формирование у обучающихся культуры здоровья. Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы «А» представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах и методах обучения.

11 слайд

Описание слайда:

Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы «А». В физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы «А» применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.). Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации обучающихся специальной медицинской группы «А». На уроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

12 слайд

Описание слайда:

Уроки физической культурой с обучающимися специальной медицинской группы «А» должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических качеств. Продолжительность урока составляет 40-45 минут (в младших классах 30-40 минут). Каждый урок включает подготовительную, основную и заключительную части. В отличие от урока физической культуры обучающихся основной медицинской группы продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а основной – сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях. Содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы «А». На каждом уроке физической культуры должны выполняться комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к уроку количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз.

13 слайд

Описание слайда:

Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в следующем соотношении: общеразвивающие упражнения – 50 %; упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата – 30 %; упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения – 10 %; дыхательные упражнения – 10 %. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при выполнении аэробных упражнений циклического характера, поэтому на каждом уроке рекомендуется выполнять дозированную ходьбу, медленный бег в сочетании с ходьбой или медленный бег, постепенно увеличивая их продолжительность от нескольких секунд на первых уроках до 6 мин. При этом ЧСС во время бега должна находиться в пределах 130-150 уд/мин На уроках обучающиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы «А», а также научиться использовать данные самоконтроля для оценки своего здоровья.

14 слайд

Описание слайда:

Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, последовательностью. В отличие от программы общеобразовательной школы в разделы вносят общеразвивающие упражнения, дыхательную гимнастику, т.к. они способствуют коррекции нарушения дыхания. Упражнения для укрепления кистей рук - способствуют успешному овладению письмом. Упражнения для осанки - помогают ребенку правильно держать голову, свое тело сидя, стоя, при ходьбе и беге. В связи с затруднениями в пространственно-временной ситуации, нарушениями точности движений, включаются упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей (упражнения с гимнастическими палками, флажками, малыми и большими обручами, мячами). Для развития силы и ловкости, координации - упражнения в лазании и перелезании. Упражнения на равновесие способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве, корректируют недостатки психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты…..) Особое место уделяется метанию мяча (катанию), при выполнении которых развивается ловкость, глазомер, меткость, правильный захват.

15 слайд

Описание слайда:

Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы «А» Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры. При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физкультурой. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.

16 слайд

Описание слайда:

Принципы – составная база методологии, представляющая собой базовые теоретические положения, отражающие сущность и закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому процессу.

Существует три вида принципов АФК: социальные, общеметодические и социально – методические.

1. Социальные принципы – отражают детерминацию культурного и духовного развития личности включая пациента с ограниченными функциональными возможностями.

2. Общеметодические принципы – особенности реализации дидактических принципов: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности при формировании знаний, двигательных умений, развитий физических качеств и способностей у пациентов с психическими, сенсорными и двигательными нарушениями.

3. Социально – методические принципы – построена на основе интеграции принципов смежных дисциплин и

законов онтогонистического развития, доминирующими признаками являются биологические, психические особенности объекта педагогических воздействий, которые взаимосвязаны с двигательной сферой и существенно влияют на ее развитие.

Социальные принципы АФК

1. Принцип гуманистической направленности – современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров государственной политики от «подготовки здорового и физически развитого населения» на подготовку личности. Гуманистическое отношение общества к личности инвалида находится в переходной стадии.

Это касается образования, трудоустройства, социализации, создание условий равной личности, экономической независимости.

2. Принцип непрерывности физкультурного образования

– сохранение потребности в двигательной активности на протяжении жизни, что является залогом непрерывного физкультурного образования.

3. Принцип социализации – это процесс освоения социально – культурного опыта, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в полезной деятельности. Социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь.

4. Принцип интеграции: а) социальная интеграция – активное включение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества;

б) педагогическая интеграция – обучение детей и взрослых с дефектами в учреждениях системы образования вместе со здоровыми.

Цель интегрирования обучения – подготовить людей с ограниченными возможностями к этому сближению, а здоровых – принять их.

5. Принцип приоритетной роли микросоциума – дефект по своей сути - явление биологическое, но его результат всегда социален, так как влияет не только на судьбу самого человека, но и на судьбу его близких. Необходимы просветительская работа, создание коррекционно – оздоровительных программ и методических рекомендаций, обучение родителей, консультативная помощь семьям с проблемными детьми.

Общеметодические принципы АФК

1. Принцип научности предполагает знание проблем, теории, концепций, основных законов, стратегических идей и тенденций, методологии АФК:

а) знание биологических и психологических закономерностей функционирования организма с патологическими нарушениями;

б) умения применять знания на практике, обеспечивая обоснованный выбор содержания, форм и методов, опираясь на законы и принципы обучения, воспитания и развития, добиваясь эффективности педагогического процесса.

2. Принцип сознательности и активности – лица, приобретшие инвалидность в период жизни, имеют возможность сознательно и активно использовать средства АФК.

3. Принцип наглядности – комплексное использование всех органов чувств при восприятии физических упражнений и активизацию сохранных функций в процессе их выполнения.

4. Принцип доступности – соблюдение посильной меры трудности во избежание физических, моральных, эмоциональных перегрузок.

Доступность зависит от трудностей в процессе выполнения заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности физических упражнений, применяемых методов, трудностей общения, условий внешней среды, приспособленности спортивных сооружений, инвентаря, оборудования, экипировки. Все должно применяться с учетом двигательных возможностей занимающихся.

5. Принцип систематичности и последовательности

постепенное и систематическое формирование мотивационных убеждений в необходимости физических упражнений для здоровья, уверенности в своих силах, самоутверждения. Требования систематичности и последовательности сохраняются на каждом занятии, позволяют контролировать педагогический процесс и управлять им – своевременное начало и продолжительность

Специально – методические принципы АФК

1. Принцип диагностирования – для любого вида АФК означает учет основного дефекта, времени поражения, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации

дифференцированный и индивидуальный

подход означает учет особенностей присущих человеку (пол, возраст, телосложение, двигательный опыт, свойства характера, темперамент, волевые качества, состояние сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических и интеллектуальных).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правила поведения в спортивном зале для детей детского сада Презентация подготовлена Усенковой С.А. (инструктор по физ. воспит.) п. Белый Яр, МАДОУ « Верхнекетский детский сад» Филиал №3

Собираясь на занятие, не забудь про форму! Ведь заниматься в ней легко, приятно, Да и бодрее себя чувствуешь как то… В ней всегда удобно!

Хочу всех предупредить: в зал без педагога не входить! Успокойтесь, не бегите, педагога подождите.

Правило запомнить просто: Стройтесь в зале все по росту!

Вы животики втяните и все спины разогните!

Посмотрите на картинку и запомните друзья! Под 1 строй шеренги, колонна же под цифрой 2

Повторяй без замедления за педагогом упражнения Будешь слушать, выполнять, сможешь сильным, ловким стать!

На друг друга не кричите, а все дружно помолчите Если будет тишина, все поймете без труда!

Чтобы шишек не набить, нужно правильно ходить Все вы дружно выполняйте и друг друга не толкайте!

И шагая дружно кругом, вы следите друг за другом Упражненья выполняй, никого не обгоняй!

Вы запомните друзья, с физкультурой шутить нельзя! Если правил не соблюдать, можно сильно пострадать!

Ты соседу не мешай, дистанцию сохраняй!

Если в руки взяли палки или длинные скакалки, От соседа отойди, друга ты не повреди!

Смотреть под ноги надо, преодолевая все преграды, Не спеши и не толкайся, на других не отвлекайся!

После занятия физкультурой Все примем водные процедуры!

Хочешь сильным быть и ловким, развивай свою сноровку, Физкультуру посещай и все упражнения выполняй!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

акты испытаний спортивного оборудования и инвентаря, акты-разрешения на проведения занятий в спортивном зале и на прогулочной площадке

Это образец (пример) написания акта испытания спортивного оборудования и инвентаря находящегося в спортивном зале и на улице дошкольного учреждения. В акте дан перечень оборудования и инвентаря, а так...