Рабочая программа по управлению человеческими ресурсами бакалавриат. Управление человеческими ресурсами

«1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Управление человеческими ресурсами» является научной дисциплиной, которая изучает феномен человеческих ресурсов в рамках...»

АННОТАЦИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»

Направление подготовки – 38.03.01 Экономика

Профиль подготовки - Экономика организации (предприятия)

Квалификация (степень) - бакалавр

Форма обучения - очная, очно-заочная, заочная

Программа реализуется кафедрой экономики и управления

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«Управление человеческими ресурсами» является научной дисциплиной, которая изучает феномен человеческих ресурсов в рамках определённых организационных структур и его влияние на результативность деятельности.

Курс направлен на изучение практических и теоретических положений интерактивных методов. Помимо общего ознакомления с проблемой проведения тренинговых занятий, курс преследует цели личностно-профессионального совершенствования будущих экономистов – практиков, а также приобретения ими знаний и навыков, необходимых для ведения эффективного организационного консультирования и самостоятельного руководства группами активного обучения, а также для осуществления психокоррекции персонала в организации.

Программа курса разработана с учетом потребности современного бизнеса, психологии управления и социальной поддержки сотрудникам предприятий.

Программа курса в основном направлена на проведение практических занятий и минилекций по освоению технологий организационного развития, обеспечивающих современный подход к управлению изменениями, с которыми сталкиваются организации, и по развитию человеческих ресурсов.



Цель программы – развитие умений и отработка навыков в сфере управление персоналом, формирование базовых представлений по рекрутингу, тренерской деятельности и коуч – консультированию, а также глубинные знания и приобретение навыков по тому или иному направлению, включающие инновационные механизмы в практике.

Задачи программы:

Описать базовую технологию механизмов в сфере управления персоналом;

Осветить назначение HR- службы;

Обозначить основные аспекты кадровой политики;

Показать слушателям способы работы HR-консультантов;

Показать слушателям бизнес- процесс подбора и способы работы рекрутера;

Информировать участников о методах работы по направлениям рекрутинг, тренерская деятельность, коуч-консультирование;

Научить методам работы внешних и внутренних HR-консультантов;

Построить модель взаимодействия «консультант – клиент», как видит ее внутренний HRменеджер и руководитель (клиент, заказчик), так и агентство и консультант;

Сформировать навыки в области рекрутинга;

Научить разрабатывать нормативные документы и методические метериалы для осуществления процесса подбора кадров;

Помочь приобрести навыки проведения телефонного интервью и собеседования;

Познакомить слушателей с тестовыми методиками и научить определять потребность в 11.

применении;

Обозначить важность планирования и прогнозирования потребности в персонале;

Информировать участников о важности процесса адаптации как завершающего этапа подбора;

Сформировать навыки планирования и оценки результатов собственной деятельности;

Сформировать навыки в области тренерской деятельности;

Определить концепцию организации и проведения тренингов;

Научить писать сценария тренинговых программ под любой запрос;

Познакомить слушателей с методом консультирования – коучингом;

Показать слушателям способы работы коуч-консультантов;

Научить разрабатывать собственные методические программы и упражнения, как в тренерской деятельности, так и коучинге.

Определить сущность и содержание инновационных механизмов в направлениях рекрутер, 21.

тренер-профессионал, коуч-консультант;

Продемонстрировать те или иные подходы, а также роли в инновационных механизмах по 22.

данным направлениям;

Показать особенности корпоративной культуры в работе и применение инновационных механизмов;

Познакомить с профессиональной адаптации и ориентации персонала;

Показать значимость работы с мотивацией персонала;

Научить методам работы психологов и менеджеров со стрессом их клиентов и подчиненных;

Научить методам профилактики и нивелирования стрессовых ситуаций;

Научить выявлять ключевые компетенции должности и критерии оценки;

Показать слушателям место и роль метода Ассессмент Центра в системе оценки персонала 29.

компании;

Помочь пробрести навыки наблюдателя Ассессмент Центра.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа). Аудиторных занятий

– 54 часа, из них лекции – 18 часов, семинарские занятия – 36 часов, в том числе в активной/интерактивной форме – 12 часов. На самостоятельную работу - 36 часов.

Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» изучается студентами очной формы обучения направления «Экономики» в 3 семестре 2 курса, студентами заочной формы обучения – в 3 и 4 семестрах 2 курса. «Управление человеческими ресурсами» входит в состав дисциплин вариативной части профессионального цикла при обучении бакалавров экономистов. Совместно с рядом учебных курсов общенаучного профиля «Управление человеческими ресурсами»

образует основу фундаментальной теоретической подготовки специалистов высшей квалификации.

Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как «Основы менеджмента». Знания, полученные при изучении данной дисциплины, будут в дальнейшем использованы студентами при освоении дисциплин «Менеджмент», «Организационное поведение», выполнении дипломных проектов. В преподавании курса используются основные понятия, введенные в вышеперечисленных предметах. Студенты в процессе обучения приобретают навыкам в области HR. Работа в области управления персоналом предполагает интенсивное и напряженное общение, навыки в области инновационных механизмов позволяют психологически сохранно управлять процессами взаимодействия с персоналом.

Основное внимание в программе уделяется теоретическим и практическим проблемам в сфере управления персоналом. Теоретическая часть данной программы включает обзор психологических школ и теорий, предлагающих различные методологические основания для работы по направлениям рекрутинг, тренерская деятельность и коуч-консультирование.

Обучение носит инновационный характер, с применением технических средств в обучении, методического обеспечения, занятия проходят в форме семинаров, интерактивных и деловых игр, лекций, тренинговых занятий, с помощью метода воркшопа, мастер – классы, проводящие внешними экспертами практиками в сфере HR и т.д.

Таким образом, «Управление человеческими ресурсами» имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В силу этого усвоение ее положений является важной задачей студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Экономистов» в Московском гуманитарном институте имени Е.Р. Дашковой.

Изучение данной дисциплины заканчивается экзаменом.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессиональные компетенции:

ПК-11 способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

ПК-13 способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМЫМ

ДИСЦИПЛИНОЙ

В результате освоения дисциплины «управление человеческими ресурсами» обучающийся должен:

Знать:

компетенции HR-консультанта в современном бизнес-процессе;

рганизацию процесса внешнего консалтинга;

методы взаимодействия с внешним и внутренним высшим руководством;

методы работы консультанта: оценка, развитие, индивидуальное и групповое;

юридические и экономические аспекты деятельности.

особенности метода Ассессмент Центра в системе оценки персонала;

организацию процесса Ассессмент Центра;

особенности взаимодействия с участниками оценки (наблюдаемыми);

особенности работы наблюдателя: наблюдение, обработка собранной информации, составление и написание отчета наблюдения;

пути применения результатов, полученных в ходе проведения Ассессмент Центра.

особенности рынка коучинга в России и за рубежом;

компетенции коуч-консультанта;

организацию процесса коуч-сессий;

методы взаимодействия и работы с клиентом;

основы стресс-менеджмента (виды, формы, механизмы, факторы, реакции, копингстратегии);

компетенции специалиста, работающего со стрессом;

организацию процесса работы со стрессом;

сущность теоретических и методологических основ тренинговой работы;

методы тренинговой работы: их содержание и особенности применения;

технологии проведения тренингов в разных областях практической психологии;

компетенции HR – менеджера в современном бизнес-процессе;

организацию процесса внешнего отбора кадров;

поиск и привлечение подходящий кандидатур;

методы отбора персонала;

контроль и направление хода интервью;

методы оценки персонала;

методы обучения;

компетенции рекрутера, методы составления профиля должности, методы адаптации новичка,

Владеть:

особенности процесса внешнего консалтинга;

разнообразие консалтинговых слуг, ориентироваться в преимуществах каждого из них;

важность взаимодействия и построения отношений с заказчиком;

роль метода Ассессмент Центра для сотрудников компании и самой организации;

важность проработки модели компетенций с заказчиком процесса;

роль объективного и беспристрастного наблюдения в ходе проведения Ассессмент Центра;

особенности процесса коучинга;

разнообразие услуг коучинга;

важность взаимодействия и построения отношений с клиентом;

необходимость системного и безоценочного взгляда на запрос клиента;

особенности стрессовых явлений и их значение;

разнообразие стрессовых реакций и причин поведения людей, находящихся в стрессе;

важность системного и междисциплинарного подхода к проблеме стресса;

важность разрешения и предотвращения стрессовых ситуаций в организации.

природу тренинговой деятельности;

значимость тренера в работе с группой;

организацию процесса обучения;

о рекрутменте в целом (цели, задачи, функции), отличительные особенности внутреннего и внешнего рекрутмента,

Иметь навыки:

объективного (независимого) и системного мышления;

целеустремленности, открытости новому, смелости;

оперативной работы с большим и неструктурным потоком информации;

построения карт, схем на бумажных и цифровых носителях с применением компьютерных программ;

построения личного взаимодействия с людьми различного полового, профессионального и социального статуса;

внедрения инноваций и инновативных тенденций в сложившуюся организационную политику.

объективного и беспристрастного наблюдения за процессом;

составления личных и сводных отчетов наблюдения по наблюдаемому участнику Ассессмент Центра;

рассмотрения запроса клиента в системе и целостно.

системной проработки алгоритма стресса «вход – выход», конструирование тренинговых программ;

технология ведения тренинга и групповой динамики;

профессиональная идентичность и личностный стиль тренера;

сбор предварительной информации о кандидатах;

активное слушание;

оценка невербального поведения;

организация процесса обучения системы оценки результативности труда.

разработки программы адаптации и ее проведения, оценки результатов прохождения испытательного срока, оценки результатов собственной деятельности.

Тема 1. Особенности кадрового и консалтингового бизнеса HR стратегии Тема 2. BSC и KPI. Основные этапы подбора персонала Тема 3. Организация процесса внешнего и внутреннего подбора персонала. Системный подход в подборе персонала Тема 4. Этика делового общения менеджера по персоналу: юридический и психологический аспект Тема 5. Методы оценки персонала. Ассессмент центр в системе оценки персонала Тема 6. Планирование и оценка результатов собственной деятельности. Особенности регулирования организационного конфликта Тема 7. Профилактика стресса в организации. Психокоррекция и профилактика ПДЛ Тема 8. Психологические основы тренинговых программ. Основы конструирования тренинговых программ Тема 9. Особенности планирования и организации тренинговых программ в зависимости от поставленных целей и задач. Особенности и методы работы с групповой динамикой. Личность ведущего в группе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор института экономики,

менеджмента и информационных технологий

С.А. Баркалов
«____» _________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Направление подготовки бакалавра 38. 03.02 «Менеджмент»

Профиль Нет

Квалификация выпускника Бакалавр

Нормативный срок обучения 4/5 года

Форма обучения очная/заочная

«____ » ______________ 2015 года, Протокол № __

Зав. кафедрой д.т.н., проф. _____________________ С.А. Баркалов

Воронеж 2015


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами»» является подготовка обучающихся к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное и компетентное управление персоналом организации.

    1. Задачи освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами»: обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам, необходимым для:

  • разработки стратегии и концепции управления персоналом на предприятии;

  • построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом;

  • проектирования систем и технологий управления персоналом;

  • решения проблем, связанных с «человеческим фактором» на основе современных знаний о закономерностях, принципах и методах управления персоналом.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин учебного плана.

Изучение дисциплины «Управление человеческими ресурсами» требует основных знаний, умений и компетенций студента по курсам: «Теория менеджмента», «Социология», «Психология», «Управление конфликтами».

Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» является предшествующей для дисциплин «Методы принятия управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Корпоративная социальная ответственность».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы


результаты освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины «Основы управления персоналом» направлен на формирование следующих компетенций:

результаты обучения

по дисциплине
В результате изучения дисциплины студент должен:


ОК-1 знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

знать:

  • базовые ценности мировой культуры;
уметь:

  • использовать базовые ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-5 владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

знать:

  • способы анализа информации
уметь:

  • воспринимать и обобщать информацию;

  • ставить цели и выбирать пути их достижения;
владеть:

  • культурой мышления

ОК 7 готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

знать:

  • принципы формирования команды
уметь:

вести переговоры

владеть:


  • методами решения конфликтов

ОК-8 способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность

знать:

  • методы принятия управленческих решений
уметь:

  • оценивать последствия принимаемых решений
владеть:

  • навыками принятия организационно-управленческих решений

ОК-12 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

знать:

  • основы современной философии и концепций управления персоналом;
уметь:

  • выполнять
владеть:

ОК-13 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

знать:

  • факторы, влияющие на систему управления персоналом;
уметь:

  • определять причину и следствие социально значимых проблем и процессов в системе управления персоналом
владеть:

ОК-21 владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

знать:

  • правила охраны труда персонала;
владеть:

  • методами организации труда персонала

ПК-1 знание основных этапов эволюции управленческой мысли

знать:

  • основные положения научных школ управления;

  • эволюцию концептуальных подходов к управлению персоналом;

  • особенности кадрового менеджмента на разных стадиях развития организации;
уметь:

  • применять основные теории мотивации персонала;
владеть:

  • методами управления персонала

ПК-2 способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

знать :

  • преимущества и недостатки различных организационных структур управления;

  • принципы распределение полномочий и ответственности;
уметь:

  • проектировать организационную структуру;

  • разрабатывать положение структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников отделов,
владеть:

  • функционально-стоимостным методом проектирования системы и технологии управления персоналом

ПК-3 готовность к разработке процедур и методов контроля

знать:

  • роль и функции контроллинга в системе управления персоналом;

  • локальные нормативные акты, регламентирующие процессы управления персоналом компании;

  • правовые механизмы воздействия на работников, материальная ответственность
уметь:

  • разрабатывать порядок контролирующих процедур;

ПК-4 способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

знать:

  • основные теории мотивации;

  • принципы формирования системы мотивации и стимулирования на предприятии;
уметь:

  • выявлять мотиваторы персонала
владеть:

  • методами мотивации персонала;

ПК-5 способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

знать :

  • принципы и методы формирования команд в трудовом коллективе;
уметь:

  • организовывать групповую работу;
владеть:

  • навыками планирования и организации работы команды

ПК-6 владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций

знать :

  • взаимосвязь корпоративной культуры и стратегии компании;

  • виды и модели корпоративной культуры.
владеть:

  • методами диагностики существующей корпоративной культуры;

ПК-7 способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

знать :

  • форматы внутренних коммуникаций в компании.
уметь : владеть:

  • методами обратной связи с персоналом;

ПК-8 способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

знать :

  • показатели эффективности системы управления персоналом.
уметь :

  • оценивать эффективность решений в области управления персоналом;

ПК-9 способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

знать :

  • основы стратегического управления организацией;

  • функции управления персоналом;

уметь :

  • определять цели и задачи системы управления персоналом в соответствии со стратегией организации;
владеть:

  • методами принятия решений в сфере управления персоналом

ПК-14 владеть современными технологиями управления персоналом

знать:

  • функции управления персоналом;

  • сущность, задачи, закономерности, принципы и методы управления персоналом
уметь:

  • ставить цели и задачи управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации;
владеть:

  • технологиями отбора и найма персонала, развития и обучения персонала, оценки различных категорий персонала

ПК-17 готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям

знать:

  • основные элементы и порядок разработки концепции управления персоналом на предприятии;

  • цели и задачи кадровой политики организации;

  • элементы кадровой политики и этапы ее проектирования;
уметь:

  • разрабатывать элементы проектов в сфере управления персоналом;
владеть:

  • методами управления персоналом организации

ПК-25 знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде

знать :

  • функции и методы управления персоналом организации;

  • особенности взаимодействия в межкультурной среде;
уметь:

  • предлагать решение проблем в сфере управления персоналом с учетом особенностей межкультурной среды;
владеть:

  • методами урегулирования конфликтов и преодоления сопротивления;

ПК-37 умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры

знать:

  • понятие, направления, методы и алгоритм проведения аудита персонала;
уметь:

  • рассчитывать показатели эффективности систему управления человеческими ресурсами в организации;
владеть:

  • методами диагностики организационной культуры.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Управление человеческими ресурсами» составляет 4 зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего

часов


Семестры/курсы

6 /4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

54 /18

54 /18

Лекции

36/6

36/6

Практические занятия (ПЗ)

18/12

18/12

Лабораторные работы (ЛР)

-/-

-/-

Самостоятельная работа (всего), в том числе:

54 /117

54 /117

Курсовая работа

-/-

-/-

Контрольная работа

-/-

-/-

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36 /9

36 /9

Общая трудоемкость

час

144 /144

144 /144

зач. ед.

4 /4

4 /4

Примечание : здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.
5. содержание дисциплины,

структурированное по темам (разделам) с указанием

отведенного на них количества академических часов и

видов учебных занятий
5.1. Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

дисциплины


Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


СРС

Всего

час.


Раздел 1. Основы Современной философии и концепциЙ управления персоналом

1.1

Персонал предприятия как объект управления. (ОК-12)

2/0,5

1/1

-/-

2/8

5/9,5

1.2

Кадровая стратегия и кадровая политика организации (ОК-1, ОК-5, ОК-12, ПК-17)

2/-

1/-

-/-

4/8

7/8

1.3

Основы разработки и реализации концепции управления персоналом (ОК-13, ПК-1, ПК-17)

2/0,5

2/1

-/-

4/8

8/9,5

Раздел 2. Методы и технологии управления персоналом

2.1.

Технологии отбора и найма персонала. (ОК-21, ПК-2, ПК-14)

4/0,5

2/2

-/-

4/8

10/10,5

2.2

Развитие и обучение персонала. (ПК-14)

2/0,5

2/-

-/-

2/7

6/7,5

2.3

Принципы и основы формирования системы мотивации и стимулирования персонала. (ОК-7, ПК-4, ПК-14)

4/0,5

2/2

-/-

4/7

10/9,5

2.4

Технологии оценки различных категорий персонала. (ПК-14)

4/0,5

2/-

-/-

2/7

8/7,5

2.5

Формирование корпоративной культуры и системы внутренних коммуникаций в компании (ОК-1, ОК-7, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ПК-25)

2/-

-/-

-/-

2/8

4/8

2.6

Процедуры перемещения и адаптация персонала. (ОК-21, ПК-2, ПК-6, ПК-14)

2/0,5

-/-

-/-

2/8

4/8,5

раздел 3. Организационное проектирование системы управления персоналом

3.1

Место системы управления персоналом в структуре организации. (ОК-7, ПК-2, ПК-5, ПК-9, ПК-17)

2/-

1/-

-/-

2/8

5/8

3.2

Организационная структура службы управления персоналом. (ОК-8, ПК-2, ПК-8)

2/0,5

1/2

-/-

2/8

5/10,5

раздел 4. Нормативно-правовое и документационное обеспечение процессов управления персоналом

4.1

Нормативно-правовое обеспечение системы управления персоналом (ПК-14)

2/0,5

-/-

-/-

2/8

4/8,5

4.2

Документационное обеспечение процессов управления персоналом (ПК-14)

2/0,5

2/2

-/-

2/8

6/10,5

раздел 5. Оценка эффективности системы управления персоналом.

5.1

Система показателей эффективности управления персоналом. (ОК-8, ПК-3, ПК-8)

2/0,5

2/2

-/-

2/8

6/10,5

5.2

Основы проведения аудита и контроллинга персонала. (ПК-3, ПК-8)

2/0,5

-/-

-/-

2/8

4/8,5

Экзамен

36/9

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет управления

Кафедра менеджмента

Учебно-методический комплекс дисциплины «управление человеческими ресурсами»

Направление 38.03.02 «Мееджмент»

Профили «Управление проектами», «Финансовый менеджмент»

Квалификация бакалавр

Форма обучения

очная, заочная форма обучения

Ростов-на-Дону – 2015

Южно-российский институт управления ранХиГс

Кафедра менеджмента

Новиков В.М., Баева В.Д.

Управление человеческими ресурсами: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. – 77 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО.

Предназначен для подготовки бакалавров по направлению: 38.03.02 «Менеджмент» (для очной и заочной форм обучения), профиль «Финансовый менеджмент», «Управление проектами».

Печатается по решению кафедры.

Протокол № от «_____» ______________ 2015г.

Общие сведения о курсе …………………………………………………………………

Учебно-тематический план………………………………………………………………

Программа курса………………………………………………………………………….

Семинарские занятия……………………………………………………………………

Вопросы к экзамену………………………………………………………………………

Темы рефератов………………………………….……………………………………….

Глоссарий………………………………………………………………………………….

Общие сведения о курсе

Учебная дисциплина «Управление человеческими ресурсами» входит в число обязательных дисциплин профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент». Непрерывные перемены во внешней среде, растущая конкуренция на всех ресурсных рынках, модернизация российской экономики, глобализация общества, стремительное развитие научно-технического прогресса, качественное усложнение и дифференциация труда, рост его интеллектуальной составляющей в совокупном общественном производстве предъявляют более жесткие требования к современным менеджерам любого звена в управленческой иерархии. Применительно к линейным и функциональным менеджерам в структурных подразделениях организации актуальной становится их способность не только принимать грамотные управленческие решения, но и воздействовать на своих подчиненных с учетом реализации интересов всех участников производственных отношений. Применительно к менеджерам по управлению человеческими ресурсами компетенция эффективного руководства работниками является определяющей и отличается стратегической нацеленностью на кадровую политику организации.

Объектом изучаемого курса выступает система управления человеческими ресурсами в организации.

Предметом курса является эффективность управления человеческими ресурсами с позиции достижения целей менеджмента и коллектива, а также отношения, возникающие между собственниками, менеджментом и подчиненными.

Ц ель дисциплины - изучение студентами принципов, функций, методов управления человечскими ресурсами, анализ концепций управления человеческими ресурсами, а также формирование навыков эффективного воздействия на персонал в современных организациях с учетом согласования интересов менеджмента и коллектива в условиях реальной российской практики.

В процессе изучения дисциплины ставятся задачи :

    Формирование комплексных представлений об эволюции и современных тенденциях управления человеческими ресурсами;

    Выявление отличий между управлением человеческими ресурсами и управлением персоналом;

    Изучение основных элементов, целей и функций системы управления человеческими ресурсами;

    Анализ роли функции управления человеческими ресурсами в достижении организационных целей;

    Рассмотрение методов управления человеческими ресурсами;

    Формирование представлений о принципах формирования бюджета системы управления человеческими ресурсами в современных организациях;

    Обоснование современных методик оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами;

    Выявление принципов формирования стратегии управления человеческими ресурсами и современных подходов к стратегическому управлению человеческими ресурсами;

    Анализ концепции и практики управления знаниями и компетенциями персонала;

    Исследование процесса формирования человеческих ресурсов в организации;

    Исследование технологий эффективного использования человеческих ресурсов, методов стимулирования и мотивации;

    Выявление роли корпоративного развития человеческих ресурсов в достижении организационных задач;

    Анализ современных подходов к управлению карьерой сотрудников и формированию кадрового резерва;

    Формирование представлений о современных трудовых отношениях в российских организациях;

    Анализ политики здравоохранения и безопасности труда в современных организациях.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1),

Пособность проектировать управленческую структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2),

Способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4).

Компетенция

Код по ФГОС/ ООП

Показатели достижения результата

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

знание основных этапов эволюции управленческой мысли

Сущность, цели, функции и организационную структуру системы управления персоналом;

Технологии найма, отбора, приема и расстановки персонала;

Решение практических задач;

Выполнение самостоятельно заданий по темам программы.

Разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и осуществлять программы по их адаптации;

Разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию организации труда персонала;

Современными технологиями управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала;

способность проектировать управленческую структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

Основы профориентации и трудовой адаптации персонала;

Сущность и принципы организации труда персонала, высвобождения персонала;

Технологии управления социальным развитием персонала;

Специфику организации обучения персонала;

Посещение лекционных занятий;

Подготовка к семинарским занятиям;

Участие в дискуссии;

Использовать различные методы текущей деловой оценки (в т.ч. аттестации) персонала;

Разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность;

Современными технологиями управления обучением и развитием персонала;

Навыками разработки процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала.

способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

Сущность технологии текущей деловой оценки персонала, в т.ч. аттестации персонала;

Основы управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;

Технологии управления кадровыми нововведениями.

Посещение лекционных занятий;

Подготовка к семинарским занятиям;

Подготовка рефератов;

Участие в дискуссии;

Выполнение самостоятельно заданий по темам программы.

Разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность;

Разрабатывать мероприятия по совершенствованию управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и участвовать в их реализации.

Современными технологиями управления обучением и развитием персонала;

Навыками разработки процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала.

Методика изучения дисциплины построена на последовательном изучении ее путем чтения лекций, проведения семинарских занятий, контрольных работ и самостоятельной работы студентов по определенным направлениям.

Целью проведения семинарских и практических занятий является закрепление знаний, навыков и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов с научной и учебной литературой.

Самостоятельная работа обучающихся имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формированию культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.

Промежуточная форма контроля знаний – зачет. Итоговая форма контроля знаний студентов - экзамен .

I. Управление человеческими ресурсами организации (УЧР)

  • 1. Введение в управление персоналом

    Cубъект, объект УЧР; назначение службы управления персоналом (СУП), ее цель функции, место, роль в УЧР.
    Разработка кадровой политики и стратегии.
    Эволюция HR-службы в контексте ее роли в компании и уровня решаемых ею задач

  • 2. Обеспечение человеческими ресурсами

    А) Определение и оценка потребности в персонале (оценка спроса на персонал). Анализ возникшей потребности в персонале. Планирование должностей и должностных обязанностей, проектирование рабочего места. Разработка штатного расписания и должностных инструкций.
    Б) Оценка предложения труда. Формирование HR-бренда.
    В) Оценка персонала, покидающего организацию. Текучесть кадров (расчет показателя, допустимые значения).
    Г) Разработка профиля должности: компетентностный и мотивационный аспекты.
    Д) Политика найма персонала. Взаимодействие с участниками кадрового рынка (кадровые агентства, агентства по трудоустройству, центры занятости, специализированные СМИ, учебные заведения).
    Е) Поиск и отбор персонала. Технологии и методы поиска кандидатов, в том числе Интернет-рекрутмент. Технологии проведения собеседования с кандидатами. Оценка кандидатов.

  • 3. Управление эффективностью персонала, развитие персонала

    А) Оценка качества и эффективности персонала.

    1. Понятие оценки персонала и эффективности персонала.
    2. Виды и объекты оценок: оценка персонала, оценка исполнения, аттестация.
    3. Компетентностный подход в оценке персонала, его возможности. Разработка моделей компетенций. Примеры. Применение моделей компетенций.
    4. Методы оценки и их применение:
    — качественные (интервью и опросы, 360°, метод сравнительного анализа, оценка поведения, описательные методы, метод критических ситуаций и др.);
    — количественные (система коэффициентов, балльный метод и др.);
    — комбинированные (оценка результатов деятельности (KPI), деловые игры, тестирование, ассессмент-центр, рейтинги, тестирование и др.).
    5. Результаты оценки. Анализ результатов, их применение. Связь с системами обучения/развития и мотивации.
    6. Организация процедур оценки: подготовка, разделение ответственности, документирование. Методы повышения объективности оценок.
    7. Внедрение системы оценки в компании. Примеры. Типичные ошибки и проблемы.
    8. Разработка Положения об аттестации персонала: юридический аспект и документирование. Проведение аттестации.

    Б) Управление мотивацией.

    1. Определение мотивации. Суть понятий: потребность, мотив, мотиватор. Процесс формирования мотива (схема). Основные теории мотивации.
    2. Факторы мотивации.
    2.1. Классификация потребностей и факторов мотивации (Маслоу, Герцберг и прочие содержательные теории). Иерархия потребностей. Актуализация потребностей.
    2.2. Материальная мотивация (компенсация).
    2.2.1. Стратегия и политика компании в вопросе материальной мотивации.
    2.2.2. Установление и изменение заработной платы. Анализ рынка заработных плат: цель, методы.
    2.2.3. Виды компенсаций. Постоянная и переменная части заработной платы.
    2.2.4. Определение величины постоянной части заработной платы. Тарифная сетка. Оценка работ и грейдирование.
    2.2.5. Определение величины переменной части заработной платы. Применение систем MBO (управление по целям), BSC (сбалансированная система показателей) на основе ключевых показателей эффективности (KPI). Типичные ошибки. Практика российских и иностранных компаний.
    2.2.6. Соотношение постоянной и переменной частей в структуре заработной платы.
    2.3. Нематериальная мотивация: факторы, значение. Практика российских и иностранных компаний.
    2.4. Понятие стимула (средства воздействия). Виды средств воздействия.
    2.5. Система штрафов и наказаний. Преимущества и недостатки.
    3. Понятия трудовой и мотивационной среды организации. Гибкая, негибкая трудовая среда. Мотивационная политика.
    4. Цель, методы и инструменты изучения мотивационной сферы кандидата/сотрудника. Мониторинг удовлетворенности персонала работой. Цель, способы и работа с полученными данными.
    5. Создание системы мотивации (как процесс). Переменные, влияющие на силу мотивации; управление переменными.
    6. Удержание ключевых сотрудников, методы удержания, практический опыт.
    7. Оценка эффективности системы мотивации. Показатели эффективности и методы ее оценки.

    В) Адаптация новых сотрудников.

    1. Понятие адаптации. Цель и уровни качества процесса адаптации.
    2. Испытание при приёме на работу и адаптация: психологический и юридический аспекты.
    3. Разработка программы адаптации для разных квалификационных категорий сотрудников.
    4. Методы адаптации: welcome (вводный) тренинг, экскурсия, знакомство с документами, специальные тренинги, наставничество, шэдоуинг.
    5. Разделение ответственности за реализацию процесса адаптации.
    6. Оценка успешности адаптации, методы оценки.

    Г) Организация обучения и развития персонала (ОиР).

    1. Цель и уровни качества процесса ОиР. Разница функций обучения и развития персонала.
    2. Политика в области ОиР. Самообучающаяся организация и другие современные тенденции в ОиР.
    3. Планирование ОиР:
    3.1. Определение потребности в ОиР:
    3.1.1. Причины потребности в ОиР.
    3.1.2. Информационные источники для определения потребности в ОиР.
    3.1.3. Методы диагностики потребности в ОиР.
    3.2. Выбор форм и методов ОиР:
    3.2.1. Формы и методы обучения:
    3.2.1.1. Функциональное/корпоративное обучение.
    3.2.1.2. Внутреннее (институт тренеров, хранилище знаний)/внешнее обучение. Выбор провайдеров (в том числе, с помощью тендеров); критерии выбора поставщика услуг.
    3.2.1.3. Лекция, семинар, тренинг, наставничество (менторинг), e-learning, самообучение.
    3.2.2. Методы развития: коучинг, консультирование, глубинное интервью, обратная связь, ротация (секондмент), сессии по обмену знаниями.
    3.3. Бюджетирование ОиР: виды затрат, стоимость процедур, защита бюджета и его последующая корректировка.
    3.4. Составление плана мероприятий ОиР: формы обучения, категории персонала, время, место. Согласование плана с бюджетом.
    4. Проведение мероприятий по ОиР:
    4.1. Подготовка персонала к мероприятиям по ОиР.
    4.2. Реализация плановых мероприятий, контроль: содержательная и организационная части ОиР. Корректировка планов.
    5. Оценка эффективности ОиР. Методы оценки: экзамен, ассессмент, тестирование, анкетирование. Критерии оценки: улучшение целевых показателей (ROI, объема и структуры продаж, производительности труда и др.); модель Кирпатрика.

    Д) Кадровый резерв. Планирование карьеры.

    1. Понятие кадрового резерва. Цель и задачи кадрового резерва.
    2. Разработка Положения о кадровом резерве. Разделение ответственности за формирование кадрового резерва.
    3. Формирование кадрового резерва:
    3.1. Оценка потребности компании в кадровом резерве и индивидуальной потребности сотрудников в развитии карьеры.
    3.2. Направления оценки кандидатов в кадровый резерв (диагностика личностных качеств, изучение мотивации, профессиональных качеств).
    3.3. Обучение и развитие резервистов (подготовка, обучение, наставничество).
    3.4. Планирование карьеры; механизм карьерного роста; виды и этапы карьеры.
    4. Оценка эффективности формирования кадрового резерва. Критерии и методы оценки.
    5. Управление талантами.

    Е) Формирование и развитие корпоративной культуры (КК).

    1. Понятие КК и ее значение для организации. Составляющие элементы КК.
    2. Типы КК. Методы исследования и оценки КК (наблюдение, опросники, интервью, фокус-группы), критерии оценки.
    3. Формирование и развитие корпоративной культуры: формирование корпоративной идеологии, ролевые модели, корпоративные мероприятия. Изменение корпоративной культуры.
    4. Внутренний PR. Организация системы внутренних коммуникаций в компании.

  • 4. Увольнение

    А) Юридический аспект:



    3. Увольнение по инициативе работодателя.

    Б) Социально-психологический аспект:

    1. Увольнение по инициативе работника.
    Работа с увольняющимся сотрудником (опросники, выходное интервью), выявление причин увольнения. Поддержание связей с уволенными: цель и способы.
    2. Увольнение по обстоятельствам, независящим от воли сторон.
    3. Увольнение по инициативе работодателя:
    3.1. Методы увольнения: Итальянская забастовка. Провокация. Запугивание. Невыполнимые задания. Переговоры. Лист ожидания.
    3.2. Увольнение отдельных категорий работников: 1) руководители, 2) совместители, 3) беременные.
    3.3. Рекомендации увольняемым работникам: устные и письменные.
    3.4. Аутплейсмент.

  • 5. Финансово-экономические аспекты УЧР

    А) Бюджет службы управления персоналом (СУП).

    1. Методы составления бюджета: от достигнутого и с нулевого базиса.
    2. Основные статьи затрат и методики их группировки.
    3. Экономический и бухгалтерский аспекты бюджетирования.
    4. Оптимизация расходов на персонал: традиционный и современный методы.
    5. Взаимодействие с топ-менеджментом/собственниками и финансовым руководством компании по вопросам лоббирования интересов и продвижения/реализации идей СУП.

    Б) Цели бухгалтерского и управленческого учёта. Сравнительный анализ МСФО и РПБУ. Виды налогов и налоговых баз. Виды первичных документов.
    В) Финансовые показатели деятельности организации и их расчёт. Прибыль и её виды, себестоимость, затраты и их виды, показатели рентабельности и её порог, денежные потоки.
    Г) Экономика труда:

    1. Расчет оптимальной численности: бенчмаркинг и нормирование.
    2. Производительность труда и резервы ее роста, выработка и трудоёмкость.

    Д) Показатели экономической эффективности работы СУП: HR ROI, прибыль на сотрудника, соотношение продуктивного и непродуктивного персонала, скорость бизнес-процессов, текучесть персонала.
    Е) Математические методы в УЧР.

  • 6. Служба управления персоналом (СУП)

    Организационная структура службы управления персоналом.
    Положение о СУП.
    Распределение ответственности.
    Регламентирующие документы СУП, локальные нормативные акты СУП (обязательные, рекомендательные).

  • Цель I блока программы – представить и подробно разобрать все функции HR-службы современной компании, причем в последовательном порядке.

    Пройдя данный раздел обучения, вы узнаете:

    • какая цель стоит перед HR -менеджером и какое место HR -служба должна занимать в организационной структуре предприятия?
    • каким образом эффективно обеспечить предприятие необходимыми человеческими ресурсами?
    • что такое эффективность персонала и как она оценивается?
    • что такое материальная и нематериальная мотивация персонала и как ею управлять?
    • как сократить текучесть персонала и формировать кадровый резерв?
    • как определить потребность в обучении персонала и правильно организовать обучение?
    • что такое развитие персонала и как оно обеспечивается?
    • что такое корпоративная культура и как она формируется?
    • как правильно осуществлять процедуры увольнения?
    • какие есть финансово-экономические показатели эффективности деятельности HR -службы и как их можно рассчитать?

    Вместе с опытными HR -руководителями (преподавателями курса) вы сможете проанализировать все основные задачи, которые стоят перед кадровой службой вообще и перед вашей HR -службой, в частности. Вы узнаете об ошибках, с которыми преподаватели сталкивались в своей практике, и как они с ними справлялись. С помощью преподавателей вы разберете сложные ситуации, которые происходили или могут произойти в вашей работе, и определите варианты их решений.

II. Общие принципы построения и функционирования современных бизнес-структур. Основы оргпроектирования

  1. Организация. Типы и виды организаций. Правовые формы. Этапы жизненного цикла (стадии развития).
  2. Миссия, цель организации. Выработка стратегии.
  3. Организационная структура. Типы организационных структур.
  4. Общая характеристика функциональных подразделений.
  5. Процесс управления. Стили управления организацией. Централизация и децентрализация. Постановка задач. Распределение обязанностей. Делегирование полномочий. Контроль.
  6. Управление проектами.
  7. Организационное проектирование и развитие; описание бизнес-процессов, оргструктуры, функционала, разработка должностных инструкций. Внедрение изменений. Роль HR-службы в управлении изменениями на предприятии.

Вы узнаете, как устроен современный бизнес, как определяется стратегия компании, как строится процесс управления и осуществляются организационные изменения, а также узнаете, как должна вести себя HR -служба в ходе этих процессов и какова ее роль.

Почему было важно включить этот блок в данную программу? — Сегодня функции кадровой службы все чаще воспринимают как бизнес для внутреннего клиента, как сервис для внутренних подразделений компании. Следовательно, HR -специалистам необходимо понимать, каким образом их инициативы и действия, а также предлагаемый ими инструментарий повлияют на бизнес-процессы компании. Нужно хорошо разбираться в устройстве бизнеса и понимать суть основных проблем, с которыми сталкиваются топ-менеджеры и линейные руководители – чтобы помогать им в решении операционных и стратегических вопросов. Важно, чтобы HR -специалист говорил с управленческой командой на одном языке, владел необходимыми понятиями и прекрасно понимал их суть. Данный блок ориентирован на достижение этой цели.

III. Системы управления эффективностью и мотивацией персонала как основа УЧР

  1. Система управления по целям (MBO), Система управления на основе сбалансированных показателей (BSC) и их связь с ключевыми показателями эффективности (KPI).
  2. Система управления мотивацией.

IV. Основы психологии, применяемые в управлении человеческими ресурсами

  • 1. Введение в психологию

  • 2. Основы психологии личности, общей психологии

    А) Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий.
    Б) Темперамент: понятие, типы. Психодиагностика.
    В) Характер: понятие, структура, типологии, формирование. Акцентуация характера. Психодиагностика
    Г) Личность: понятие, структура, формирование, концепции. Психодиагностика
    Д) Способности и задатки человека. Мышление, интеллект. Психодиагностика.
    Е) Сферы личности и их психодиагностика:

    1. Познавательная
    2. Эмоциональная
    3. Волевая
    4. Мотивационная

    Ж) Основы графологии (психодиагностика по почерку).
    З) «Я-концепция». Самосознание. Самооценка. Психодиагностика.
    И) Механизмы психологической защиты и их роль в регуляции поведения. Стресс. Эмоциональное выгорание. Фрустрация. Психодиагностика.

  • 3. Основы графологии и физиогномики

    А) Проективные методы в психодиагностике. Психодиагностика почерка, подписи и рисунка.
    Б) Психодиагностика лица, головы, телосложения.

  • 4. Основы соционики (16 соционических типов)

  • 5. Психология профессиональной деятельности

    Профессионально важные качества; знания, умения, навыки; профессиограмма, психограмма

  • 6. Основы социальной психологии

    А) Общение: понятие, структура, функции. Эффекты восприятия.
    Б) Конфликтология. Профилактика конфликтов в коллективе. Психодиагностика.
    В) Социальная психология больших и малых групп. Феномен групповой сплоченности. Лидерство. Психодиагностика.

  • 7. Введение в НЛП (нейро-лингвистическое программирование), метапрограммы

Цель IV блока программы:

  • сформировать у слушателей курса представление о ценности психологических знаний в сфере управления человеческими ресурсами;
  • вооружить слушателей практическими знаниями в области психологии, благодаря которым они станут более компетентными в своей работе;
  • научить слушателей правильно отбирать и использовать в своей работе психодиагностические средства, а также корректно осуществлять интерпретацию получаемых результатов.

V. Трудовое законодательство. Кадровое делопроизводство

  1. Новое в Трудовом кодексе РФ. Прием на работу, перевод на другую работу.
  2. Совместительство и временное исполнение обязанностей.
  3. Увольнение.
  4. Предоставление отпусков.
  5. Кадровое делопроизводство. ГОСТ Р 6.30-2003.
  6. Защита персональных данных работника.
  7. Рабочее время.
  8. Режим рабочего времени.
  9. Время отдыха.
  10. Дисциплина труда.
  11. Оплата труда.
  12. Гарантии и компенсации.
  13. Трудовая книжка.
  14. Особенности регулирования трудовых отношений с отдельными категориями работников.
  15. Взаимодействие с госорганами (центр труда и занятости, трудовая инспекция и т.д.).
  16. Поправки в ТК РФ.
  17. Основы ‘1С:Зарплата и управление Персоналом 8’.

Цель V блока программы – научить слушателей грамотно применять нормы трудового законодательства с учетом особенностей компании и организации кадровой службы.

Особое внимание будет уделено наиболее болезненным и проблемным вопросам в практике применения трудового законодательства российскими компаниями.

Учащиеся получат ценный навык анализа реальных ситуаций и самостоятельного принятия решений в ограниченные сроки. При этом, принимая решения, участники научатся всесторонне оценивать риски работодателя и выбирать вариант минимизирующий эти риски.

  • Продолжительность обучения — 400 академических часов (8 месяцев).
  • Обучение – очное. Занятия проводятся без отрыва от работы, один день в неделю, по субботам.
  • Целевая аудитория: HR-специалисты и HR-руководители; работники кадровых и иных служб компаний, желающие повысить свои профессиональные возможности в сфере управления персоналом; выпускники ВУЗов, ориентированные на работу в сфере управления персоналом.
  • По окончании курса слушателям выдаются два документа: удостоверение установленного образца о повышении квалификации и сертификат hr school .
  • Стоимость обучения составляет 59600 рублей (149 руб./час). Оплата возможна частями. Обращаем внимание, что стоимость академического часа здесь в 1,5 раза меньше, чем у наших кратковременных курсов.
Обоснование профиля

бакалаврской программы «Менеджмент»

(выпускающая кафедра - кафедра Организационной психологии)
Цель профиля УЧР – сформировать у студентов профессиональные умения , необходимые для решения задач начального уровня сложности в сфере управления человеческими ресурсами.

Задачи профиля УЧР:


  • сформировать у студентов систему знаний о роли и основных направлениях деятельности, роли и функциях HR-менеджера, позволяющих ему освоиться в новой профессии;

  • сформировать у студентов профессиональные умения начального уровня сложности, позволяющие ему успешно начать работу по ряду основных направлений деятельности HR-менеджера - подбору, адаптации, обучению, мотивации персонала и др.

  • создать основу для последующего обучения в магистратуре по специализации «Управление человеческими ресурсами».
Потенциальные места трудоустройства :

  • подразделения по управлению персоналом (человеческими ресурсами) организаций;

  • кадровые и рекрутинговые агентства;

  • тренинговые и консалтинговые компании.
Исходя из цели и задач профиля УЧР и анализа требований потенциальных работодателей была спроектирована система профиля УЧР , которая состоит из трех взаимосвязанных элементов:

  1. набора изучаемых учебных дисциплин;

  2. организации практик;

  3. выполнение курсовых и дипломных работ.
1.Набор изучаемых дисциплин профиля УЧР

Набор изучаемых учебных дисциплин профиля УЧР включает в себя дисциплины , представляющих различные блоки учебного плана направления «Менеджмент»:


  1. Дисциплины гуманитарного, социального, экономического цикла :

  • Психология (часть первая «Психология личности » на 1 курсе и часть вторая «Социальная психология » на 2 курсе).
Включение «Психологии» в набор дисциплин профиля УЧР обусловлено тем, что программа этого курса нацелена, с одной стороны, на формирование общекультурных компетенций, а с другой – на формирование знаний, имеющих профессиональную полезность. Психологические знания о структуре и особенностях личности, механизмах восприятия, мотивации, закономерностях группового поведения и др. лежат в основе понимания индивидуального и группового поведения людей и возможностей управления им HR – менеджером.

  1. Общие и специальные дисциплины профессионального цикла – базовая часть:

  • Организационное поведение (как вторая часть интегрированной дисциплины «Теория организации и организационное поведение», 2 курс).

  • Управление человеческими ресурсами (3 курс).

  • Методы научных исследований менеджменте (совместно с кафедрой «Общего и стратегического менеджмента – 2, 3 и 4 курсы).
Курс «Организационного поведение», наряду с формированием общеменеджериальных компетенций, закладывает теоретическую основу для последующего освоения специальных дисциплин профиля. Программа курса опирается на знания о психологических механизмах поведения человека (курс «Психология») и представляет собой их конкретизацию применительно к поведению человека в организации.

Курс «Управление человеческими ресурсами » также имеет двойное значение: во-первых, он формирует у студентов-менеджеров представление о роли и функциях управления человеческими ресурсами в общей системе управления; во-вторых, формирует специальные знания и умения, необходимые для организации работы службы управления персоналом.

Изучение курса «Методы научных исследований в менеджменте» организовано таким образом, что в рамках лекций студенты всех профилей знакомятся с общими (универсальными) методами исследований в менеджменте, а на практических и семинарских занятиях осваивают задачи, методики и инструменты исследований в соответствии с выбранным профилем. Для профиля УЧР – это организация и проведение исследований в сфере управления человеческими ресурсами. Прикладное значение это курса для профиля УЧР заключается еще и в том, в нем анализируется не только образцы исследований, проведенных в сфере УЧР, но и собственные исследования студентов профиля, проводимые ими в рамках курсовых и дипломных работ.


  1. Специальные дисциплины профессионального цикла – вариативная часть (концентрации) и факультативы:

  • Менеджмент в бизнес-кейсах (3 курс);

  • Психология лидерства (3 курс);

  • Психология влияния (3 курс)

  • Социально-психологический тренинг (4 курс);

  • Психоанализ в бизнесе (4 курс)
Курс «Менеджмент в бизнес-кейсах» (3 курс) в рамках профиля УЧР представляет собой первичное знакомство с практикой решения типичных задач, стоящих перед HR-менеджерами. Совместно с ознакомительной практикой, проводимой на 2-м курсе, курс создает реальное представление о будущей профессиональной деятельности.

Курсы «Психология лидерства», «Психология влияния» и «Психоанализ в бизнесе» нацелены на углубленное изучение наиболее сложных и востребованных психологических проблем в сфере управления человеческими ресурсами. Данные курсы имеют отчетливо прикладное значение и нацелены на: формирование умений в диагностике и управлении лидерством; понимании природы влияния и управления отношениями; знакомство с концепцией психоанализа и первичное освоение психоаналитического инструментария.

Курс «Социально-психологический тренинг» позволяет студентам профиля принять участие в процедуре тренинга и подготовиться к самостоятельному проведению аналогичных тренинговых процедур.


  1. Специальные дисциплины профессионального цикла – концентрация УЧР (выбор пакета взаимосвязанных дисциплин) .

  • Концепция лин-менеджмента (4 курс)

  • Основы психодиагностики (4 курс);

  • Управление карьерой (4 курс);

  • Организационный конфликт-менеджмент (4 курс).
Представленные в данном пакете дисциплине позволяют подготовиться студенту профиля УЧР к выполнению ряда профессиональных задач на начальном уровне сложности: эффективная организация, управление мотивацией и отношением к работе («Концепция лин-менеджмента» ); подбор и оценка персонала («Основы психодиагностики» ); управление карьерным развитием сотрудников («Управление карьерой »); диагностика и разрешение организационных конфликтов («Организационный конфликт-менеджмент» ).

Последовательность изучения дисциплин профиля УЧР в учебном плане

Последовательность изучения дисциплин профиля УЧР в учебном плане программы «Менеджмент» спроектирована по принципу «воронки»: от общекультурных и общеменеджериальных дисциплин к профильным дисциплинам. Это позволяет обеспечить преемственность в содержании курсов: теоретические – прикладные – практикооориентированные (см. Таблицу).


Курс

Дисциплины профиля УЧР

Статус дисциплины

1

1.Психология (Психология личности)

Общекультурная (обязат.)

2

1.Психология (Социальная психология)

2.Организационное поведение

3.Методы научных исследований в менеджменте


Общекультурная (обязат.)

Общеменеджериальная (обязат.)


3

1.Управление человеческими ресурсами

3.Психология лидерства

4.Психология влияния

2.Менеджмент в бизнес-кейсах


Общеменеджериальная (обязат.)

Профильная (факультатив)

Профильная (факультатив)



4

1.Социально-психологический тренинг

2.Психоанализ в бизнесе

3.Концепция лин-менеджмента

4.Основы психодиагностики

5.Управление карьерой

6.Организационный конфликт-менеджмент



Профильная (по выбору, концентр.)

Профильная (по выбору, концентр.)

Профильная (обязат., концентрация)

Профильная (обязат., концентрация)

Профильная (обязат., концентрация)

2.Организация практик

Для студентов профиля УЧР кафедра «Организационной психологии» организует проведение двух практик:


  1. Ознакомительной (2 курс, 3 модуль)

  2. Преддипломная (4 курс, 3-4 модули)
Целью ознакомительной практики является изучение направлений и методов деятельности HR-менеджера. Ознакомительная практика проводится в двух основных формах:

1) Посещение бизнес-компаний и знакомство там с организацией и методами работы подразделений управления человеческими ресурсами (персоналом). В качестве таких принимающих бизнес-компаний выступают крупные нижегородские компании или филиалы, представляющие разные отрасли экономики: Ростелеком, Билайн, АГАТ, НМЖК, МТС- Макрорегион Повожье, ПИР, СИБУР - ЦОБ, РЖД и др.

2) проведение на базе факультета мастер-классов приглашенных HR-практиков по отдельным методам работы: технология проведения собеседования при приеме на работу, демонстрация элементов тренинга персонала и т.п. Как правило, HR-практики представляют крупные международные и российские рекрутинговые (кадровые) и тренинговые (консалтинговые) компании, такие как Адессо, Kelly Services, Ancor, Annota и др.

По результатам ознакомительной практики студенты получают от компаний предложения о стажировках.

Целью преддипломной практики является проведение исследования по тематике дипломной работы в одной из компаний. Руководителями практики выступают сотрудники кафедры «Организационной психологии» - научные руководители дипломных работ студентов профиля УЧР. Программы практик разрабатываются с учетом интересов и задач HR-подразделений принимающих организаций и студентов-дипломников. Чаще всего, студенты включаются в реализацию проектов , реализуемых HR-подразделениями – в результате этого дипломные работы имеют проектный характер.

3.Выполнение курсовых и дипломных работ

В ходе обучения на программе «Менеджмент» студенты выполняют две курсовые работы (на 2 и 3 курсах) и одну дипломную работу (на 4 курсе). Обучение студентов на профиле УЧР предполагает, что выбор темы курсовых и дипломных работ должен быть связан с актуальными проблемами в сфере управления человеческими ресурсами. При написании первой курсовой работы студентам, как правило, рекомендуется провести теоретический анализ литературных источников по выбранной проблеме, а при написании второй курсовой работы и диплома – провести еще и эмпирическое исследование проблемы в компании (или компаниях). При написании дипломных работ кафедра рекомендует исследований проектного типа, при котором студент включается в реализацию реального HR-проекта. Ниже приведен примерная тематика курсовых и дипломных работ, предлагаемых студентам профиля УЧР:


  1. Профессиональные роли HR-менеджера в организации.

  2. Феномен доверия-недоверия в организации.

  3. Психоанализ в бизнесе: механизмы психологической защиты.

  4. Организационные коммуникации как инструмент управления персоналом.

  5. Факторы трудовой мотивации.

  6. Сопротивление организационным изменениям : причины и методы преодоления

  7. Профессионально-важные качества личности.

  8. Удовлетворенность работой: факторы и методы измерения

  9. Внутрикорпоративное обучение персонала.

  10. Управление талантами в организации.

  11. Групповые процессы в организации.

  12. Ключевые показатели эффективности (результативности) деятельности – KPI.

  13. Методы подбора и оценки персонала.

  14. Оценка персонала методом ассессмент-центра.

  15. Системы мотивации персонала.

  16. Развитие персонала и работа с кадровым резервом

  17. Методика организации и проведения тренинга.

  18. Психологическое консультирование в организации.

  19. Организационный стресс : факторы и способы преодоления.

  20. Индивидуальные различия людей в работе: личность и способности

  21. Конфликты в организации: типы и причины возникновения.

  22. Взаимосвязь организационных конфликтов и коммуникаций.

  23. Диагностика и развитие лидерских качеств.

  24. Эмоциональный интеллект как фактор успешности менеджера.

  25. Организационная культура бизнес-компаний: диагностика и управление.

  26. Организационная культура предпринимательского университета.

  27. Организация работы службы управления персоналом.

  28. Стратегическое управление человеческими ресурсами.