Система и полномочия таможенных органов рф. Система таможенных органов РФ: их основные задачи, направления деятельности и полномочия Чем занимаются таможенные органы

К функциям таможенных органов можно отнести следующие:

  1. осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
  2. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  3. обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  4. обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  5. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
  6. ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
  7. осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле;
  8. ведут таможенную статистику внешней торговли;
  9. обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  10. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
  11. проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Федеральная таможенная служба России находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Следует признать, что Положение о ФТС России в основном дублирует правомочия таможенных органов, закрепленные в федеральных законах (Таможенном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Главные изменения касаются организационной структуры и штатной численности ФТС как центрального аппарата, а также численности подчиненных ему территориальных таможенных органов. Так, ФТС разрешается иметь до 6 заместителей руководителя, в том числе одного первого, а также до 8 главных управлений и до 13 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

Активизация ВЭД на региональном уровне вызвала необходимость в 1992–1994 гг. создания региональных таможенных управлений. На сегодняшний день функционируют семь региональных таможенных управлений: Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное и Уральское. Пограничные таможни, таможни и таможенные посты внутри страны, которые стали необходимы для снижения загруженности пограничных пунктов пропуска, действуют на тех же принципах, что и ФТС.

Размещение региональных таможенных управлений связано с маршрутами перемещения грузов и концентрацией участников ВЭД.

К пограничным таможенным объектам относятся морские, речные, аэропорты, пункты пропуска железнодорожного и автомобильного транспорта через границу.

Внутренние таможенные объекты располагаются в местах концентрации участников ВЭД, к которым относится Уральский регион.

Таможни оформляют товары, перевозимые автомобильным, авиа — и железнодорожным транспортом, международные почтовые отправления, багаж граждан.

Таможенные посты – это подразделения таможенной системы, приближенные к участникам интенсивной ВЭД (например, на крупных промышленных предприятиях, в местах сосредоточения отправителей и получателей грузов), в целях контроля, сокращения времени на таможенное оформление и перемещение через границу товаров и пассажиров.

Акцизный таможенный пост предназначен для обеспечения выполнения правил ввоза и реализации на таможенной территории России подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками. Осуществляет контроль маркировки, таможенного оформления.

Термин "таможенные органы" используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются.

Таможенные органы - государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями.

Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную - деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом, и любые действия или решения таможенных органов распорядительного характера могут быть обжалованы в служебном или судебном порядке.

В числе наиболее важных нормативно-правовых актов (далее – НПА), содержащих предписания о таможенных органах, можно выделить Таможенный кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 "О ФТС" и некоторые другие акты.

В соответствии со ст. 402 ТК РФ система таможенных органов России включает в себя (по нисходящей):

1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. В настоящий момент таким центральным государственным органом является ФТС, находящаяся непосредственно в ведении Правительства РФ;



3) таможни;

4) таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ России таможенные органы осуществляют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

3) обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

5) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

6) ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

7) осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

8) ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств,

международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) поводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Ст. 408 ТК РФ закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для выполнения вышеизложенных функций:

1) принимать меры, предусмотренные ТК РФ и иными НПА, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;

2) требовать документы, сведения, представление которых
предусмотрено ТК РФ;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно- процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с действующим законодательством;

12) выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно;

Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;

В иных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим российским законодательством.

Таможенные органы – это часть правоохранительных структур, которая осуществляет защиту экономической безопасности и суверенитета, контролирует условия и порядок перемещения товаров и транспорта через границу, взимает и оформляет соответствующие платежи.

Цели

Таможенной границей служат параметры свободных складов и экономических зон. А также все пределы территории РФ. Эта таможенная территория обеспечивается законностью и правопорядком, защитой прав и интересов всех граждан, общества, организаций и государства посредством системы определённых органов. Нарушение законодательства и правил в этой сфере (например, случаи контрабанды) влекут за собой уголовную и административную ответственность.

Таможенные органы существуют в целях как экономических, так и правоохранительных. Последние направлены на поддержание безопасности государства, окружающей среды, здоровья и жизни людей. Экономические цели, которые преследуют таможенные органы, это пополнение доходов госбюджета, защита интересов российских производителей за счёт установления ограничений, квот и тарифов.

Задачи

Конституция РФ предписывает исключительную монополию государства на всю таможенную деятельность. Обеспечивает это ряд факторов:

  • Единая таможенная политика.
  • Единство границы и территории.
  • Единая система и общая регламентация деятельности, которую проводят таможенные органы.

Организация и правовая основа определена Таможенным кодексом РФ, а также отдельными законами и подзаконными актами, международными договорами. Если же другие страны с Россией устанавливают иные правила, не предусмотренные отечественным законодательством, то согласно Конституции можно применять правила международных договоров. Задачи, которые решает система таможенных органов, следующие:

  1. Разработка соответствующей политики РФ, её реализация.
  2. Участие в организации и совершенствовании системы ведомства.
  3. Обеспечение единства таможенной территории и безопасности экономики РФ.
  4. Защита интересов экономики РФ.
  5. Международное сотрудничество в области таможенных вопросов и проблем.

Система таможенных органов

Это единая централизованная система, в которую входят следующие государственные органы:

  • Гос. таможенный комитет Российской Федерации.
  • Управления по таможне в регионах Российской Федерации.
  • Собственно ведомства.
  • Посты.

Есть в этой системе также специальные подразделения: лаборатории, научные, исследовательские и образовательные учреждения, вычислительные центры, другие организации и предприятия. Таможенные органы РФ возглавляются Государственным таможенным комитетом с председателем. Его назначает на должность и освобождает от неё президент России. Коллегия, образованная как совещательный орган при председателе, рассматривает самые важные вопросы. В её составе находится не только председатель с заместителями, но и другие компетентные работники. Также при Комитете функционирует Консультативный совет, контролирующий таможенные органы РФ. Он также рассматривает и анализирует проводимую ведомством политику.

Таможенный комитет

Система таможенных органов возглавляется, как уже было сказано, Государственным таможенным комитетом. Это ведомство руководит всеми нижестоящими структурными подразделениями. Состоит он из многих управлений, распределённых по направлениям деятельности: контроля, доходов, анализа и статистики, правовой и таможенный отделы, центры валютного контроля, безопасности, по борьбе с контрабандой и преступлениями этой сферы. Государственным таможенным комитетом России осуществляются контрольные и организационные функции, определяются соответствующие органы РФ, реорганизуются и ликвидируются профильные управления, определяется правовой статус.

Таможенные управления

Деятельность таможенных органов в регионах осуществляется на основе организации таможенного дела. Сюда также входит руководство постами на этой территории, отнюдь не совпадающей с административным делением России. Они финансируют подчинённые единицы, взаимодействуют с местным самоуправлением и другими органами правопорядка и коммерческими структурами.

Сейчас создано и действуют на территории России десять таможенных управлений в регионах. Это Татарское, Дагестанское, Западно-Сибирское, Московское, Уральское, Поволжское, Восточно-Сибирское, Северо-Кавказское, Дальневосточное и Севоро-Западное. Существуют пограничные таможни и внутренние. То есть те, которые создаются на границе и те, что действуют внутри территории страны. Таможня – лицо юридическое, имеющее свою печать и собственные счета в банках. Это позволяет ей проводить таможенное регулирование самостоятельно.

Таможенный пост

Это полностью уполномоченное подразделение. Объект, способный проводить контроль и оформление на конкретной территории определённого пункта, - это таможенный пост. Юридическим лицом он сам по себе не является, но выполняет следующие функции:

  1. Взимание таможенных пошлин, налогов и прочих таможенных платежей.
  2. Обеспечение соблюдения разрешительного порядка в перемещении транспорта и товаров через границу Российской Федерации.
  3. Борьба с контрабандой и прочими нарушениями правил таможни и налогового законодательства.
  4. Профильная статистика внешней торговли и специальные данные по Российской Федерации.
  5. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
  6. Контроль за вывозом из страны стратегических и прочих жизненно важных материалов для интересов Российской Федерации.
  7. Валютный контроль в пределах компетенции.
  8. Выполнение всех международных обязательств, касающихся таможни.
  9. Многие другие функции.

Органы таможенного контроля

В них работают уполномоченные лица. Именно они в этой сфере совершают управление. Таможенными органами РФ также проводится контроль посредством проверки сведений и документов. Работники ведомства проводят досмотр транспортных средств, товаров и физических лиц посредством учёта, устного опроса, проверки всех систем отчётности, осмотра территорий и складов хранения, точек беспошлинной торговли и свободных зон. Словом, всех тех мест, где надлежит провести соответствующий контроль.

Поскольку таможенное регулирование является одной из функций государственного аппарата РФ, к компетенции контроля относится и управление всей этой сферой. ФТС РФ имеет право создавать необходимые вспомогательные структуры. Это таможенные учреждения, органы и предприятия, а также представительства за рубежом. Это единая централизованная система, где регулирование осуществляется систематически и непрерывно.

Функции

В свете закона о таможенном регулировании этим органам предписаны следующие функции.

  • Контроль и совершенствование метода необходимых на границе операций.
  • Помощь в развитии внешней торговли России, внешнеэкономических связей всех субъектов, в ускорении товарооборота.
  • Ведение специальной статистики таможни и внешней торговли.
  • Взимание налогов, компенсационных, специальных, антидемпинговых пошлин,. Взимание сборов, а также контроль своевременности уплаты и правильности исчисления.
  • Соблюдение порядка при перемещении транспорта международных перевозок и товаров через границу Таможенного союза.
  • Соблюдение ограничений и запретов относительно товаров, ввозимых и вывозимых из РФ, которые установлены законодательством.
  • Защита прав на интеллектуальную собственность.
  • Выявление, предупреждение, а затем и пресечение административных правонарушений и преступлений, находящихся в компетенции органов.
  • Принятие мер по защите общественного порядка, государственной безопасности, здоровья и жизни человека, его нравственности, по охране окружающей среды, животных и растений, а также защита интересов потребителей тех товаров, что ввозятся в РФ.
  • Контроль валютных операций, которые связаны с перемещением товаров в РФ и из РФ через границу.
  • Содействие в развитии транзитного и экспортного потенциала РФ, оптимизация структуры экспорта и содействие интересам отечественных производителей.
  • Меры противодействия легализации доходов, которые получены преступным путём. А также финансированию терроризма при перемещении через границу валюты, ценных бумаг и дорожных чеков.
  • Информирование и консультирование по таможенному делу, разъяснение прав и обязанностей заинтересованным лицам, содействие участникам внешнеэкономических связей при совершении операций на таможне.
  • Выполнение международных обязательств РФ в области таможенного дела, сотрудничество с компетентными органами других государств, а также организациями, которые занимаются этим делом.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области деятельности таможни.

Исходя из вышеизложенного, функции таможенных органов можно классифицировать следующим образом. Первая группа – основные, то есть внешние, отраслевые. Их можно реализовать лишь на уровне административных отношений: таможенный контроль, информирование, взимание платежей, предоставление льгот и так далее. Вторая группа обеспечивает управление органами. Это внутренние функции – финансовая, плановая, кадровая, материально-техническая и остальная деятельность, обеспечивающие работу организационного характера.

Права таможенных органов

Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы могут использовать следующие права:

  • Требовать сведения и документы.
  • Проверять у должностных лиц и граждан, участвующих в таможенной операции, документ, удостоверяющий личность.
  • Требовать от юридических и физических лиц подтверждение полномочий на деятельность.
  • Осуществлять оперативно-розыскную деятельность, чтобы выявить, предупредить, пресечь и раскрыть преступление в пределах компетенции, которая определена законодательством РФ.
  • Осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах компетенции и в том порядке, что определён законодательством РФ.
  • Привлекать к административной ответственности.
  • Использовать средства связи или транспорт, принадлежащие общественным объединениям или организациям для предотвращения преступлений.
  • Задерживать и доставлять в служебные помещения лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, административных правонарушений или тех, что пребывают в границах таможенного дела.
  • Ведение документирования, аудио- и видеозаписи, фото- и киносъёмки событий и фактов, которые связаны с ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, с осуществлением перевозок и хранения, что находятся под контролем таможни, а также совершение грузовых перевозок или иных операций.
  • Другие многочисленные права.

Органам же государственной власти в субъектах РФ, а также местного самоуправления и любым общественным организациям вмешиваться в деятельность таможенных ведомств при осуществлении ними соответствующих функций запрещено.

Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей); охрану животных и растений, окружающей природной среды; защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров, пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия , предметов художественного, исторического и археологического достояния и др

Таможенное дело является исключительной монополией государства. Это вытекает из ряда положений Конституции Российской Федерации . Так, в ст. 8 Конституции закреплены принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Статья 71 относит к исключительному ведению Российской Федерации таможенное регулирование; ч. 1 ст. 74 Конституции запрещает установление на территории РФ таможенных границ. В соответствии с этими конституционными положениями Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) устанавливает, что таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 1). Из этого следует, что все таможенные органы являются федеральными органами, их сотрудники - федеральными служащими, их имущество -федеральной собственностью , нормы таможенного права- федеральными нормами.

Таким образом, монополия государства в области таможенного дела обеспечивается единой таможенной политикой, единством таможенной территории, таможенной границы, таможенного права , единой системой таможенных органов.

Свою деятельность таможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможенной границы России. Таможенная территория Российской Федерации включает ее сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской исключительной экономической зоне России. На территории России могут находиться так называемые свободные экономические зоны и свободные склады, которые рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

Таможенную границу России составляют пределы ее таможенной территории, а также параметры свободных зон и свободных складов (ст. 3 ТК РФ).

В своей деятельности таможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ , постановлениями и распоряжениями Правительства РФ .

Исторический очерк развития таможенного законодательства

Пошлины с продаваемых предметов, как подтверждают историки и правоведы, взимались на Руси с давних времен. Одни ученые связывают этот процесс с введением христианства, другие отмечают, что пошлины взимались и ранее. Определенная регламентация отдельных вопросов таможенного дела представлена в Русской правде .

Образование централизованного государства (центр- Москва) сопровождалось разработкой единой торговой и таможенной политики. Основными источниками таможенного права стали уставные грамоты великих князей.

Вопросы таможенного обложения нашли отражение в Судебнике 1550 г. Соборное уложение 1649 г. уже подробно регламентирует процедуру обжалования незаконных действий сборщиков пошлин, определяет санкции за несоблюдение таможенных правил. Принятие в 1653 г. Торгового устава знаменовало переход от разнообразных таможенных сборов к единой рублевой пошлине. Кроме того, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних, а льготы и привилегии для иностранных торговцев отменены.

В Новоторговом уставе (1667 г.) был закреплен принцип национального предпочтения в торговле; получили регламентацию устройство таможен и таможенный обряд. Система таможенных органов учреждалась в виде нескольких звеньев (уровней). Центральные органы представляли: приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Померная изба. Все они находились в Москве. В уездах существовали таможенные избы, на торговых путях - таможенные заставы.

Таможенное законодательство петровского периода было нацелено на поощрение российского производителя. Это выразилось в запрещении ввоза товаров, которые успешно производили и поставляли на рынок отечественные производители. В то же время был усложнен вывоз из страны сырья, необходимого для мануфактур России. С именем Петра I связаны разработка первого в России таможенного тарифа (1724г.), высоко оцениваемого в российской литературе. Замысел Петра I состоял в том, чтобы таможенное обложение соответствовало степени развития российского производства. Вот почему размер пошлин устанавливается в диапазоне от 3 до 75 % стоимости товара. Преемники Петра I значительно снизили размеры тарифов.

Таможенная реформа 1753 г. ликвидировала внутренние таможенные границы. Вслед за созданием пограничной стражи (1754г.) учреждаются казачья и таможенная охрана, в которой несли службу таможенные надзиратели (один на 50 верст границы) и таможенные объездчики (один на 10 верст).

Принятые в екатерининский период тарифы (1766 и 1782 гг.) характеризовались либерализацией по отношению к внешней торговле, знаменовались снижением пошлин на ввозимые в Россию товары. Дальнейшее развитие эти тенденции получили и в таможенном тарифе 1819 г. Однако жизнь показала, что русская промышленность оказалась не готова к конкуренции с европейскими товарами. Ей требовалась поддержка. Поэтому в таможенном тарифе 1822 г. нашли отражение протекционистские тенденции. Но на этом пути возникли и негативные моменты, в числе которых нельзя не отметить активизацию контрабандной торговли. Лишь частично этому препятствовало усовершенствование таможенной охраны, преобразованной в 1835 г. в пограничную службу.

Интенсивная поддержка во второй половине XIX в. многими странами идеи свободной торговли не могла не затронуть России. В 50-60-х гг. имело место стремление к дифференциации таможенных режимов . Это находит проявление в выведении ряда территорий из общих правил путем установления в них беспошлинной торговли (например, Камчатка, Приамурье, Сахалин). Эта же тенденция проявляется в снижении таможенных сборов на ряд товаров (например, на некоторые виды сырья, чай, кофе).

В названный период система таможенных учреждений определялась Таможенным уставом по европейской и азиатской торговле 1857 г. В соответствии с ним таможни учреждались по внешней сухопутной и морской границе России, хотя при этом сохранялись и внутренние таможни (Московская, Челябинская и др.). Таможни одного района объединялись в округа. Таможням подчинялись заставы. Наиболее крупные таможни имели филиалы. Устав подчеркивал самостоятельность таможенных округов, в деятельность которых не вправе были вмешиваться местные органы.

Реализация концепции свободной торговли привела в 70-е гг. к значительному превышению импорта над экспортом, что породило тревогу в промышленных кругах. Не случайно с 1876г. в таможенной политике вновь усиливаются протекционистские тенденции. В основу тарифа 1891 г. был заложен принцип равномерного покровительствования всем отраслям промышленности. Его кредо: все, что производится или может производиться в России, вправе рассчитывать на таможенную защиту.

С развитием таможенных правил и ростом таможенных пошлин интенсифицируется ввоз в страну контрабандных товаров. Таможенный устав 1892 г. признал контрабандными товары, доставляемые мимо таможни или хотя бы и представленные ей, но не отраженные в грузовых документах или в подаваемых объявлениях. Предусмотренные уставом санкции были дифференцированы в зависимости от объектов промысла.

В 1893 г. пограничная стража была выделена из Департамента таможенных сборов в Отдельный пограничный корпус. Соответствующие преобразования последовали на местах.

Таможенный устав 1910 г. наделил органы таможенного надзора правом производить по собственной инициативе обыск и выемку контрабандных товаров.

После октябрьских событий 1917 г. правительство отказалось от постепенно сложившейся таможенной политики дореволюционной России, установив декретом от 29 декабря 1917 г. государственный контроль за внешней торговлей посредством лицензирования , возложенного на Наркомат торговли и промышленности (НКТиП). Ряд товаров вообще был запрещен к вывозу. Одновременно новая власть отказалась от таможенного обложения как основного способа экспортно-импортных операций. Декретом от 22 апреля 1918 г. СНК России объявил о национализации внешней торговли. Чуть позже таможенные органы были признаны органами центральной власти и управлялись Наркоматом финансов (НКФ)2. Разработка порядка и организации таможенного дела на границе относились к совместной концепции Пограничной охраны и Департамента таможенных сборов. В июне 1918 г. Департамент таможенных сборов при НКФ был переименован в Главное управление таможенного контроля , перешедшее в подчинение НКТиП, преобразованного в 1920 г. в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Все эти мероприятии - реализация ленинских идей о государственной монополии на внешнюю торговлю. В период военного коммунизма вопросы таможенного дела не ознаменованы принятием сколько-нибудь существенных нормативных актов . Переход к НЭПу, однако, стимулировал обращение государства к таможенным вопросам. Не случайно уже 14 февраля 1922 г. был утвержден тариф по вывозной торговле, снизивший ставки пошлин на одни товары, освободив от таковых другие (например, чугун, рельсы), повысив ее на третьи. В 1924 г. тарифы были несколько либерализованы.

В декабре 1924 г. Президиумом ЦИК СССР был утвержден Таможенный устав СССР - единый кодифицированный акт, отвечающий духу централизованного управления таможенным делом. Согласно ему управление таможенным делом на всей территории страны принадлежало НКВТ, осуществляющему эту функцию через свое структурное подразделение -Главное таможенное управление (ГТУ). Это управление осуществляло разработку правил общего характера, инструкций и разъяснений к ним.

Кроме того, в его ведении находилось руководство борьбой с контрабандой на территории страны.

ГТУ подчинялись районные таможенные инспекторские управления (к 1925-1926 гг. их было в СССР одиннадцать), которые осуществляли непосредственное руководство деятельностью таможенных учреждений, надзор и контроль за исполнением ими нормативных актов.

ГТК РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Российской Федерации. Его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению председателя ГТК Правительством РФ.

Председатель ГТК руководит деятельностью подчиненных ему таможенных органов на принципах единоначалия. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможенные органы задач и функций.

В ГТК образуется коллегия (совещательный орган) в составе председателя и заместителей председателя ГТК, а также руководящих работников других таможенных органов. Решения ее проводятся в жизнь приказами председателя ГТК. При ГТК действует также Консультативный совет по таможенной политике.

Структурные подразделения ГТК РФ (управления, отделы) организованы, как правило, по функциональному принципу: деятельность каждого из них сосредоточена на выполнении одной или нескольких функций ГТК. В его составе имеются такие традиционные подразделения, как управление организации таможенного контроля , управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, правовое управление. В ГТК образованы и успешно функционируют новые подразделения: таможенно-тарифное управление, управление федеральных таможенных доходов , управление таможенной статистики и анализа , отдел валютного контроля , отдел собственной безопасности.

Кадровая политика в системе таможенных органов непосредственно реализуется управлением кадров и учебных заведений. Социальное, административно-хозяйственное обеспечение осуществляют управление социального развития, управление материально-технического снабжения, управление капитального строительства и др. В структуру ГТК входят также главный научно-информационный вычислительный центр, центральная таможенная лаборатория.

ГТК, осуществляя непосредственное руководство таможенным делом в государстве , несет ответственность за реализацию таможенной политики, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование всей системы подчиненных ему таможенных органов.

ГТК осуществляет организационные и контрольные функции: самостоятельно определяет структуру возглавляемой им таможенной системы, создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления, таможни, определяет их правовой статус.

Важнейшей частью деятельности ГТК является ведение таможенной статистики и обеспечение ее данными Президента, Федерального Собрания , Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти .

В пределах своей компетенции ГТК издает акты по таможенному делу, действующие на всей территории России и обязательные для исполнения органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами .

В отдельных случаях ГТК принимает непосредственное участие в осуществлении таможенного дела: организует взимание таможенных пошлин и налогов , осуществление таможенного и валютного контроля. При этом он выполняет функции органа валютного контроля.

Региональные таможенные управления (РТУ) являются промежуточными звеньями в системе таможенных органов между центральным органом (ГТК РФ) и местными таможенными учреждениями (таможнями и таможенными постами). РТУ создаются, реорганизуются и ликвидируются приказами председателя ГТК. В настоящее время созданы следующие РТУ. Северо-Западное (с местом дислокации в Санкт-Петербурге), Дальневосточное (Владивосток), Северо-Кавказское (Ростов-на-Дону), Восточно-Сибирское (Иркутск), Поволжское (Нижний Новгород), Московское (Москва), Уральское (Екатеринбург), Западно-Сибирское (Новосибирск), Дагестанское (Махачкала), Татарское (Казань). Границы таможенных регионов, которые определяются ГТК, могут не совпадать с границами субъектов Федерации и административно-территориальных единиц.

Задачи и функции РТУ аналогичны задачам и функциям ГТК с той лишь разницей, что они осуществляют руководство таможенным делом только на территории соответствующего таможенного региона.

Структурно РТУ состоят из отделов и групп, которые осуществляют на территории таможенного региона деятельность по тем же направлениям, что и управления и отделы ГТК РФ. РТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом председателя ГТК РФ.

Непосредственный таможенный контроль, взимание таможенных сборов и налогов, предотвращение контрабанды, сбор необходимых статистических данных и другие функции в сфере таможенного дела осуществляют таможни и таможенные посты.

Взимание таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов, плат и т. д.) осуществляется таможенными органами, главным образом, за перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств. Однако таможенные платежи взимаются также за целый ряд услуг, которые оказываются таможенными органами (за таможенное оформление, за временное хранение товаров и транспортных средств, за таможенное сопровождение товаров и т. п.).

В случае выявления фактов уклонения от уплаты соответствующих платежей таможенные органы наделены правом принудительного взыскания платежей с должников: обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций, привлекать к ответственности виновных должностных лиц и т. д.

Таможенное оформление- это совокупность процедур и мероприятий, включая заполнение документов для таможенных целей, осуществляемых должностными лицами таможенных органов и другими лицами, обладающими полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств (например, перевозчик, владелец склада, должностные лица ветеринарного, экологического и других видов государственного контроля).

Таможенное оформление предполагает не только представление, заполнение таможенных документов, но и проведение определенных операций с товарами и транспортными средствами (транспортировку их в определенное место, взвешивание, проверку состояния упаковки, взятие проб и образцов для исследований, проведения этих исследований и т. д.).

Таможенный и валютный контроль - это совершаемые таможенными органами действия в целях проверки соблюдения юридическими и физическими лицами установленных законом порядка и правил ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей.

Контроль проводится путем проверки документов, таможенного досмотра (товаров, транспортных средств, личного досмотра), устного опроса, осмотра территорий , помещений, складов и других мест, где могут находиться товары, транспортные средства, валютные ценности, подлежащие контролю, и т. д.

Таможни и вышестоящие таможенные органы (РТУ, ГТК) вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансо-" во-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

В случае выявления фактов нарушения таможенных правил таможенные органы принимают меры по их пресечению и предупреждению. К виновным лицам могут быть применены меры административной ответственности : предупреждение, штраф ; отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выдаваемых таможенными органами на осуществление определенного вида деятельности в сфере таможенного дела; взимание стоимости товаров и транспортных средств; конфискация товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей.

Применению административной ответственности, как правило, предшествует проведение производства по делу о нарушении таможенного правила. Оно проводится должностными лицами таможенных органов в соответствии с ТК РФ (ст. 259-386) либо с Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г.

В осуществлении таможенного оформления, таможенного и валютного контроля проявляется одна из форм правоохранительной деятельности таможенных органов. Однако этим она не завершается. На них возложена борьба с некоторыми видами экономических преступлений , связанных с посягательством на таможенное дело. В их числе: контрабанда; незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращение на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; уклонение от уплаты таможенных платежей и др.

По делам о перечисленных преступлениях таможенные органы являют-|ся органами дознания (ст. 222 ТК РФ, ст. 40 УПК РФ).

В соответствии с УПК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151) дознаватели таможенных органов проводят предварительное расследование в форме дознания по правилам, предусмотренным гл. 32 УПК, если совершены преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 188 УК РФ (Контрабанда) и ст. 190 УК РФ (Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран). По этим преступлениям они возбуждают уголовные дела, проводят расследования и не позднее 15 суток со дня возбуждения уголовного дела составляют итоговый процессуальный документ - обвинительный акт; затем дело направляется прокурору для решения вопроса о его направлении в суд .

Кроме того, дознаватели таможенных органов в пределах своих полномочий могут производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. При этом они руководствуются правилами, установленными ст. 40, 157 УПК РФ. После производства неотложных следственных действий дело передается следователю по подследственности.

Непосредственно функции дознания в таможенных органах реализуют только подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (ст. 290 ТК). С учетом действующей системы таможенных органов к ним относятся:

  • управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенного комитета РФ;
  • структурные подразделения (отделы и группы) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управлений;
  • аналогичные подразделения таможен.

Согласно ст. 224 ТК РФ названные таможенные подразделения осуществляют также оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов. Оперативно-розыскную работу таможенные органы проводят также по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств (в соответствии с международными договорами по таможенным вопросам). При осуществлении этой деятельности таможенные органы руководствуются Законом об оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы призваны оказывать содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации. Они также содействуют осуществлению мер по защите государства, безопасности, общественного порядка, жизни и здоровья человека , охране окружающей среды , по защите интересов российских потребителей ввозимых товаров (пп. 9 и 14 ст. 10 ТК РФ).

Должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане Российской Федерации, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы задачи. При первом назначении на должность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Лица, назначаемые на должность, принимают присягу. Прием граждан в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов осуществляется на контрактной основе, а ряд должностей замещается на конкурсной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям.

В случаях и в порядке, установленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Назначение и функции таможенных органов. Как уже отмечалось, обязательным участником таможенных правоотношений является особый вид органов государственной власти - таможенные органы. Они являются специальным субъектом таможенных правоотноше­ний и заслуживают особого изучения, тем более что система тамо­женных органов нашей страны и их компетенции достаточно сложна.

Термин «таможенные органы» используется действующими за­конами - в Конституции в качестве особой составляющей государ­ственного механизма они не выделяются.

Таможенные органы могут быть определены как государствен­ные органы, предназначенные для непосредственного осуществле­ния с помощью специальных методов государственно-властной дея­тельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним об­ластях и наделенные для этого специальными полномочиями.

Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государ­ственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация про­цесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществле­ния такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. По­этому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохра­нительные. B качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопас­ность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органы государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ­ления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятель­ность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная деятельность тамо­женных органов проводится строго в рамках положений, опреде­ленных таможенным правом, и любые действия или решения та­моженных органов распорядительного характера могут быть обжа­лованы в служебном или в судебном порядке.

B числе наиболее важных нормативно-правовых актов, содер­жащих предписания о таможенных органах, можно выделить Тамо­женный кодекс (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной та­моженной службе» и некоторые другие акты.

B соответствии со ст. 402 Таможенного кодекса система тамо­женных органов России включает в себя (по нисходящей):

1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенно­го дела. B настоящий момент таким центральным государственным органом является Федеральная таможенная служба (до июня 2004 г. Государственный таможенный комитет - ГТК России), находящая­ся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса РФ таможенные органы в нашей стране осуществляют следующие основные функции:

Осуществляют таможенное оформление и таможенный кон­троль, создают условия, способствующие ускорению товаро­оборота через таможенную границу;

Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

Обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транс­портных средств через таможенную границу;

Обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с за­конодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международ­ными договорами Российской Федерации запретов и ограни­чений в отношении товаров, перемещаемых через таможен­ную границу;

Обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав ин­теллектуальной собственности;

Ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, адми­нистративными правонарушениями в сфере таможенного де­ла, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, ра­диоактивных веществ, видов животных и растений, находя­щихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объ­ектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным террориз­мом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной граж­данской авиации;

Осуществляют в пределах своей компетенции валютный кон­троль операций, связанных с перемещением товаров и транс­портных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регу­лировании и валютном контроле;

Ведут таможенную статистику внешней торговли;

Обеспечивают выполнение международных обязательств Рос­сийской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными ком­петентными органами иностранных государств, международ­ными организациями, занимающимися вопросами таможен­ного дела;

Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке го­сударственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

Проводят научно-исследовательские работы в области тамо­женного дела.

Статья 408 Таможенного кодекса закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для выполнения вы­шеизложенных функций:

1) принимать меры, предусмотренные Таможенным кодексом и иными нормативно-правовыми актами, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

2) требовать документы, сведения, представление которых пре­дусмотрено Таможенным кодексом;

3) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в та­моженных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществ­ление определенной деятельности в области таможенного дела;

5) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производ­ство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установ­ления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

6) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за соверше­ние административных правонарушений в соответствии с законода­тельством Российской Федерации об административных правона­рушениях;

8) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консуль­ских и иных учреждений иностранных государств, а также между­народных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении; имущест­венный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств свя­зи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживать и доставлять в служебные помещения таможен­ного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонаруше­ния в области таможенного дела, в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации;

10) производить документирование, видео- и аудиозапись, ки­но- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осу­ществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под тамо­женным контролем, совершения с ними грузовых операций;

11) получать от государственных органов, организаций и физи­ческих лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с действующим законодательством;

12) выносить руководителям государственных органов, органи­заций, предприятий, общественных объединений, а также гражда­нам предупреждения в письменной форме с требованиями устра­нить нарушения таможенного законодательства Российской Феде­рации и контролировать выполнение указанных требований;

13) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

О принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно;

Об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможен­ных пошлин, налогов;

В иных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами, деятельность которых связана с осу­ществлением внешнеэкономической деятельности, и их профессио­нальными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действую­щим российским законодательством.

Структура таможенных органов в России. На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит Федеральная таможенная служба России - центральный орган, находящийся в ведении Ми­нистерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется постановлением Прави­тельства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможен­ной службе».

B этом нормативном правовом акте перечислено несколько де­сятков функций этого органа по контролю и надзору в области та­моженного дела, а также функции агента валютного контроля и спе­циальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступле­ниями и административными правонарушениями. Наиболее важные из их числа:

Осуществление взимания таможенных пошлин, налогов и про­чих обязательных таможенных платежей, контроль правильно­сти исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, меры по их принудительному взысканию;

Обеспечение соблюдения установленных запретов и ограниче­ний в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, борьба с нарушениями уста­новленных таможенных правил;

Обеспечение единообразного применения таможенными орга­нами таможенного законодательства Российской Федерации;

Осуществление таможенного оформления и таможенного кон­троля;

Обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и сво­бод граждан;

Ведение таможенной статистики;

Информирование и консультирование на безвозмездной осно­ве по вопросам таможенного дела участников внешнеэконо­мической деятельности;

Осуществление в пределах определенной законом компетен­ции валютного контроля операций, связанных с перемещени­ем товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

Осуществление дознания, производства по делам об админист­ративных правонарушениях (включая совершение неотложных следственных действий) и рассмотрение таких дел в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях;

Осуществление в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации оперативно-розыскной деятельности;

Рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) та­моженных органов и их должностных лиц;

Взаимодействие в установленном порядке с органами государ­ственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Bсемирной таможенной организа­ции (Совете таможенного сотрудничества) и других междуна­родных организациях;

Реализация программ развития таможенного дела в Российской Федерации.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, на­значаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством РФ по представлению министра экономического разви­тия и торговли Российской Федерации. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и еще четырех заместителей.

Структура ФТС представлена ниже достаточно подробно.

Существует восемь главных управлений: Главное организационно­инспекторское управление (аппарат председателя ФТС России); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товар­ной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможен­ных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий;

Есть также 11 управлений: Управление кадров; Управление валют­ного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной ин­спекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации си­лового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального под­чинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологиче­ский центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются семь регио­нальных таможенньх управлений, включающих в себя следующие таможни:

Центральное таможенное управление - Белгородскую, Брян­скую, Владимирскую, Воронежскую, Зеленоградскую, Ива­новскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую восточную, Московскую западную, Московскую северную, Московскую южную, Ногинскую, Орловскую, По­дольскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Щелковскую, Ярославскую, Центральную акциз­ную, Центральную оперативную и Центральную тыловую;

Северо-Западное таможенное управление - Архангельскую, Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Вологодскую, Выборгскую, Калининградскую, Калиниградскую оперативную,

Кингисеппскую, Костомукскую, Мурманскую, Неманскую, Новгородскую, Петрозаводскую, Псковскую, Пулковскую, Санкт-Петербургскую, Себежскую, Сортавальскую, Сыктыв­карскую, Северо-Западную акцизную, Северо-Западную опера­тивную, Северо-Западную тыловую, а также специализирован­ное подразделение - Кинологический центр Северо-Западной таможни;

Южное таможенное управление - Адыгейскую, Астрахан­скую, Bолгоградскую, Дагестанскую, Ингушскую, Кабардино­Балкарскую, Калмыцкую, Карачаево-Черкесскую, Краснодар­скую, Миллеровскую, Минераловодскую, Новороссийскую, Ростовскую, Северо-Осетинскую, Сочинскую, Ставрополь­скую, Таганрогскую, Туапсинскую, Чеченскую, Южную опе­ративную;

Приволжское таможенное управление - Башкортостанскую, Кировскую, Марийскую, Мордовскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Орскую, Пензенскую, Пермскую, Самарскую, Саратовскую, Татарстанскую, Тольяттинскую, Удмуртскую, Ульяновскую, Чувашскую, Приволжскую оперативную;

Уральское таможенное управление - Екатеринбургскую, Кольцовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагиль­скую, Тюменскую, Ханты-Мансийскую, Челябинскую, Ямало­Ненецкую, Уральскую оперативную;

Сибирское таможенное управление - Алтайскую, Братскую, Бурятскую, Горно-Алтайскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую, Наушкинскую, Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую, Хакасскую, Читинскую, Bосточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную, Сибирскую тыловую;

Дальневосточное таможенное управление - Амурскую, Биро­биджанскую, Благовещенскую, Bанинскую, Bладивостокскую, Гродековскую, Камчатскую, Магаданскую, Находкинскую, Сахалинскую, Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукот­скую, Якутскую, Дальневосточную оперативную.

Региональные таможенные управления осуществляют руково­дство таможенным делом в своем регионе, который (как и созда­ние, реорганизацию и ликвидацию управлений и их подразделений) определяет ФТС России. B задачи региональных таможенных управлений входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее эко­номической безопасности в части, относящейся к таможенному де­лу, борьба с контрабандой и иными таможенными правонаруше­ниями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятель­ности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус ре­гиональных таможенных управлений регламентируется приказом ГТК РФ от 10 октября 2002 г. № 1082, утверждающим Общее по­ложение о региональном таможенном управлении.