Организация внешнеэкономической деятельности предприятий транспортной сферы. Организация транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых грузов Роль транспорта во внешнеэкономической деятельности

ВЭД (внешне-экономическая деятельность) при доставке груза с помощью ООО «ВнешКонТранс» будет осуществляться без проблем. Мы обладаем богатым опытом в соответствующей сфере, предлагаем широкий спектр дополнительных услуг. Высокая компетенция сотрудников обеспечивает безошибочную реализацию простых и сложных схем в России и за рубежом. Наша компания выполняет обязательства в полном объеме, с надежными гарантиями.

ВЭД (внешне-экономическая деятельность) при доставке груза должна соответствовать нормам действующего законодательства. Она осуществляется с применением определенных процедур оформления сопроводительной документации. Ошибки караются штрафами, сопровождаются затратами лишнего времени и потерей денежных средств. Чтобы исключить неправильные действия, используют профессиональную помощь. ООО «ВнешКонТранс» предлагает такие услуги по разумной цене.

Основы ВЭД (внешне-экономической деятельности) при доставке груза

Действия в данной области направлены на расширение сбыта собственной продукции за рубежом. При обратном направлении товарных потоков целью является приобретение изделий по низкой стоимости для продажи, решения хозяйственных задач на территории России. Весь процесс экспорта можно разделить на следующие этапы:

  • Проведение переговоров и заключение контракта с торговым партнером.
  • Оформление сопроводительной документации.
  • Перемещение товаров на территорию другой страны.
  • Проведение таможенной очистки и других процедур для выпуска в свободное обращение.
  • Приемка товара получателем.

При выполнении импортных операций выполняются аналогичные действия. Следует подчеркнуть, что помощь профильных специалистов пригодится уже на первом этапе переговоров. С помощью ООО «ВнешКонТранс» можно быстро уточнить параметры предполагаемой международной доставки. Эти данные пригодятся для определения основных положений контракта.

Правильное применение услуг таможенного оформления доставки грузов

При любом направлении (импорт/экспорт) существенно значение имеет процесс таможенной очистки. Оплаты следует рассчитать заранее на основании действующих ставок. Окончательные корректировки делают с учетом изменения курсов. Качественная подготовка позволит быстро выполнить необходимые формальности для ускорения отгрузки в адрес получателя.
Если необходимо разделение крупной товарной партии, выгодным будет режим временного хранения под таможенным контролем. На таком складе допустима растарка контейнера. Здесь можно проверить комплектацию, сделать новую упаковку. Для первичной отгрузки применяют автомобильный транспорт. Но это не исключает последующее использование железной дороги, авиафрахта.
Услуги таможенного оформления доставки грузов пригодятся при организации перевозки в режиме транзита. В любом случае профессиональная помощь обеспечит быстрое прохождение необходимых процедур и отсутствие ошибок. Наши специалисты заблаговременно сообщают клиентам, какие документы понадобятся для выполнения требований действующего законодательства.

Дополнительные возможности ООО «ВнешКонТранс»

В составе любой внешнеэкономической деятельности существенное значение имеет доставка. Для оптимизации расходов выгодно пользоваться соответствующими услугами ООО «ВнешКонТранс». Мы предлагаем:

  • Составление наиболее рациональной схемы с применением одного или нескольких разных видов транспорта.
  • Поиск лучших маршрутов и перевозчиков.
  • Сопровождение груза по всему маршруту с решением рабочих вопросов.
  • Логистику в порту Новороссийска и за рубежом.
  • Досмотр прибывших товаров, контроль погрузки/разгрузки.
  • Забор груза и передачу получателю с оформлением необходимых сопроводительных (подтверждающих приемку) документов.
  • Профессиональные консультации по разным видам фрахта. Расчет стоимости разных вариантов для сравнительного анализа.

Не сложно сделать вывод о том, что наши услуги пригодятся для организации качественной ВЭД с минимальными затратами. Изучение действующего прайса поможет убедиться в разумном уровне цен. Для получения дополнительных сведений об условиях сотрудничества - обращайтесь к ответственным сотрудникам ООО «ВнешКонТранс».


Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) включает международный обмен товарами, информацией, услугами, а также результатами интеллектуальной деятельности. После того, как ваша организация определилась с перечнем товаров, начинается кропотливая работа по налаживанию документооборота. Продумать нужно всю схему работы с партнёрами, выбрать оптимальный способ грузоперевозки, заранее узнать, какие документы нужны, в какие организации нужно обращаться и прочее. Ваша компания определяет цену и стоимость договора, объем и сроки поставки на основе окупаемости и с учетом финансовых и технических возможностей.

Таможенное оформление

При пересечении таможенной границы осуществляют необходимые формальности. При таможенном оформлении нужно предъявить товаросопроводительные и разрешительные бумаги. Необходимо заполнить таможенную декларацию и предъявить ее вместе с товарами. Таможенные платежи должны быть уплачены в полном размере. Перечень необходимых документов зависит от направления (импорт/экспорт), цели и условий перевозки, формы расчетов между партнёрами, выбранного режима работы с таможней, а также вида товара и связанных с ним ограничений. Классификация товаров осуществляется по Правилам, описанным в ТН ВЭД СНГ .

Список документов для таможенного оформления вы можете найти в Википедии .

Таможенный кодекс

Таможенный кодекс регулирует отношения и перемещение товаров через таможенную границу. Таможенный кодекс Таможенного союза заменил кодексы стран-участниц Таможенного союза с 1 октября 2011 года. Не лишне будет проштудировать этот базовый документ.

Договор ВЭД

Важный элемент внешнеторговых отношений – это договор (контракт). Это основной документ между резидентом и нерезидентом, выступающий гарантом исполнения договорных обязательств. К составлению этого важного документа стоит подойти серьезно.

Следует учитывать как национальные, так и международные требования и рекомендации по их составлению:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (КМКПТ) , Вена, 11.04.1980 г.
Для подписания договора вы можете воспользоваться услугами DHL или Poni-express, если личное присутствие другой стороны не возможно. Документы могут быть доставлены в назначенное время, и возвращены курьерской службе уже подписанными в тот же день.

Базисные условия поставки и основные принципы их систематизации (ИНКОТЕРМС-2000).

В контрактах после каждого базисного условия обязательно указывается определённое место поставки, пункт отгрузки или назначения.

В тексте Инкотермс дано толкование каждого из 13 базисных условий с изложением конкретных обязанностей Продавца и Покупателя. Стороны внешнеторговых контрактов часто договариваются о применении Инкотермс-2000 либо в полном объеме, либо с какими то изъятиями.

При выборе базисных условий поставки учитываются следующие факторы:

· Специфика товара

· Собственные возможности, средства для поставки товара.

· Возможности использования альтернативных видов транспорта, разных маршрутов для перевозки.

· Калькуляцию совокупных транспортных расходов.

· Условия обработки грузов в местах погрузки, выгрузки и перевалки.

· Величину различных пошлин.

· Степень сложности получения и оформления необходимых док.

· Сложившуюся практику.

· Собственный опыт.

Согласно Инкотермс по требованию Покупателя за его счёт Продавец обязан произвести страхование от ряда специальных рисков.

Страхование должно покрывать, как минимум, предусмотренную в контракте купли-продажи цену плюс 10 % (т. Е. 110%) и должно быть заключено в валюте контракта.

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России).

Практическую реализацию системы мер содействия экспорта осуществляет департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России.

Пз 1. Виды обеспечения ВЭД

Различают следующие виды обеспечения ВЭД:

Организационно-методическое

Правовое

Таможенное

Финансовое

Страховое

Маркетинговое

Информационное

Инфраструктурное

Транспортное

Л 2. Транспортное обеспечение ВЭД

Транспортное обеспечение ВЭД осуществляет транспортная логистика

Автомобильный транспорт

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечивают экономические связи нашей страны со странами Европы, Ближнего Востока и Азии.

Структура перевозок весьма разнообразна. Они делятся на две основные группы: перевозки грузов внешней торговли (машин, станков, оборудования, сырья и ресурсов) и перевозки грузов неторгового характера (дипломатических грузов, движимого имущества при переселении, экспонатов и т. п.).



Международные перевозки в зависимости от периодичности выполнения могут быть регулярными и разовыми.

Основным документом, который используется в автомобильном перевозке - это товаротранспортная накладная.

Ее функции:

1. Это договор о перевозке.

2. Это товаророзпоряджувальний документ.

3. Это расписка.

Автомобильные перевозки регулируются конвенцией о договоре международных перевозок грузов автомобильным транспортом.

Оплата автомобильных перевозок осуществляется в соответствии с автомобильных тарифов. Они устанавливаются в расчете за перевозку одной тонны груза на определенное расстояние.

Автомобильные тарифы могут также включать:

o надбавки;

o установленные суммы автомобильных тарифов.

При осуществлении автомобильных перевозок наряду с автотранспортной накладной используются следующие документы:

1. Письма упаковки.

2. Отгрузочные спецификации.

3. Сертификаты качества.

4. Другие документы, которые необходимо предоставить в соответствии с национальным законодательством страны при введении товара на ее таможенную территорию или при транзите товара.

Международные перевозки регламентируются соглашениями о международном автомобильном сообщении между правительствами нашей и договаривающейся страны.

В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (закрепляет единообразную систему дорожных знаков и сигналов, единую разметку дорог); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. (ДОПОГ); Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975 г. (СМА).

Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ или ЦМР) и Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) 1975 г. (Конвенция МДП).



Область применения КДПГ – регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.

В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется. В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов.

Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции – книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ, членом которой Россия является с 1997 г.

Поскольку автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда. Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности. В Европе с 1953 г. действует международная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).

Гарантии при причинении вреда третьим лицам автотранспортным средством предоставляются и на международном уровне в соответствии с Гаагской конвенцией.

Перевозка грузов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых на каждый рейс и дающих право совершить перевозку туда и обратно.

Если же общая масса грузов и автотранспортных средств или их габаритные размеры не входят в установленные и действующие на территории другой страны нормы, а также если необходимо перевозить опасные грузы, то, кроме обычных разрешений, требуются еще и специальные.

Все автотранспортные средства и управляющие ими водители подвергаются таможенному контролю. Подвижной состав, осуществляющий международные перевозки, должен иметь национальные регистрационные номера и отличительные знаки.

На международных перевозках используются большегрузные автомобили и автопоезда-фургоны. Движение осуществляется по сквозной системе. Экипаж автомобиля состоит из двух водителей.

Эффективность выполнения международных перевозок автомобильным транспортом состоит в обеспечении доставки груза «от двери к двери».

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные перевозки. Это перевозки товаров по железной дороге из страны в страну. Основной документ, который используется при железнодорожных перевозках является железнодорожная накладная.

Функции железнодорожной накладной:

1. Это соглашение о перевозке.

2. Это документ на распоряжение товаром.

3. Это документ, подтверждающий принятие груза к перевозке.

Железнодорожные перевозки регулируются международными конвенциями.

В частности:

Европейские страны руководствуются конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Участниками КО-тиф есть 33 страны Европы, Азии, Африки.

КОТИФ включает:

1. Условия перевозки груза.

2. Ставки платежей перевозок.

3. Сроки доставки груза.

4. Размер ответственности железной дороги в случае несохранение груза.

Особенности организации международных железнодорожных сообщений Международные железнодорожные перевозки характеризуются значительными масштабами перемещения пассажиров и грузов на значительные расстояния, особенностями деятельности транспорта, передачей перевозочных средств во временное пользование перевозчикам иностранных государств. Они имеют ряд особенностей, которые касаются как организации международных железнодорожных сообщений, так и процедуры осуществления перевозок, а также системы международных источников, которые их регулируют. Специфика организации международных железнодорожных сообщений заключается в следующем. Во-первых, при международных железнодорожных перевозках используется железная дорога не одного государства. Это требует скоординированных действий железных дорог сопредельных государств, учета несовпадающих параметров железнодорожной колеи западных и восточных стран Европы, разработки нормативной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог разных стран. Во-вторых, в таких перевозках пересечение границы связано с передачей пассажиров, а также грузов иностранным железным дорогам. Процесс передачи может осуществляться двумя способами: а) вместе с транспортом (вагонами и иными перевозочными приспособлениями); б) без транспорта. В зависимости от способа передачи объектов международной железнодорожной перевозки приграничным станциям осуществляется путем либо пересадки пассажиров или перегрузки грузов, либо перестановки колесных пар вагонов. Обе процедуры достаточно сложны. Они требуют четкого взаимодействия железных дорог, нормативной регламентации комплекса организационно-технических вопросов. В-третьих, применение наиболее оптимального способа передачи на пограничных станциях пассажиров и грузов вместе с транспортом связано с переходом вагонов железной дороги одного государства во временное пользование железной дорогой другого государства. Реализация этого способа связана с необходимостью регламентации ряда чрезвычайно важных вопросов, без решения которых невозможно осуществление передачи. Это вопросы, касающиеся порядка и условий передачи вагонов, их рационального использования, своевременного возврата в сохранности. Анализ основных особенностей организации международных железнодорожных сообщений показывает, что они тесно переплетаются с установленным порядком осуществления перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. Это проявляется, в частности, в системе взаимосвязанных нормативных положений о порядке пересечения перевозчиком границ и передачи пассажиров, а также грузов на пограничных станциях железным дорогам иностранных государств. В рамках организационных моментов пересечения границы на первое место выходит определение железнодорожных линий, используемых для международных перевозок, а также вопросы контроля компетентных органов порядка пересечения границы и наличия необходимых документов. Относительно порядка осуществления международной перевозки грузов следует отметить, что помимо существующей обязательной их передачи на границе железной дороге иностранного государства и применения при этом одного из двух способов такой передачи важное значение имеет вопрос организации перевозки отдельных видов грузов. Речь идет о перевозках железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками и повагонными отправками. Для каждого вида перевозки установлен свой правовой режим. Проявляется это в определенных ограничениях перевозки отдельных видов грузов, в разных сроках их доставки, в неодинаковых ставках провозных платежей. Что касается ограничений перевозки, то не могут, например, перевозиться мелкими отправками опасные грузы, взрывчатые вещества, животные и некоторые другие грузы. Перевозки мелкими и повагонными отправками осуществляются в разных скоростных режимах. Для них установлены разные сроки доставки грузов. По-разному решается вопрос о выполнении погрузочных работ. Погрузка груза, перевозимого мелкими отправками, как правило, возлагается на перевозчика, а повагонными – на отправителя. И, наконец, устанавливаются разные провозные платежи. Ставки при перевозках мелкими отправками более высокие по сравнению со ставками при перевозках повагонными отправками. Свои особенности имеет нормативно-правовая база, регулирующая международные железнодорожные перевозки, а также организацию международных железнодорожных сообщений.

Международная железнодорожная перевозка – это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях соглашения о международных железнодорожных перевозках 1980 г. (КОТИФ). В качестве Приложения к КОТИФ разработаны Международная пассажирская конвенция (Приложение А – Единые правила МПК) и Международная грузовая конвенция (Приложение В – Единые правила МГК). К МГК принято специальное дополнение – Правила международного грузового сообщения, представляющие собой служебную инструкцию к КОТИФ.

Положения КОТИФ применяются при перевозках российских внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из них в Россию.

КОТИФ распространяются не только на железнодорожное, но и на смешанное железнодорожно-водно-воздушное сообщение. Россия также участвует в многосторонних международных региональных соглашениях по железнодорожным перевозкам – в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действуют в редакции 1992 г.). Для смешанных перевозок по правилам СМГС заключаются специальные соглашения.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности

Л 1. Сущность и содержание ВЭД

Сущность ВЭД – это деятельность, которая включает в себя следующие направления: внешнюю торговлю, технико-экономическое сотрудничество, научно-техническое и производственное сотрудничество.

Основными видами ВЭД являются:

· внешнеторговая деятельность;

· международное разделение труда ;

· производственная кооперация ;

· международное инвестиционное сотрудничество;

· валютные и финансово-кредитные операции;

· отношения с международными организациями


1.1. Классификация внешнеторговых транспортных операций.

В процессе осуществления внешнеэкономической деятельности возникает необходимость осуществления сложного и специфического комплекса транспортных операций, связанного с перемещением огромных масс разнообразных товаров на значительные расстояния из сферы производства в сферу потребления.

Транспортные операции в международном товарообмене следует рассматривать в их взаимной связи и логичной последовательности в системе «производство - внешняя торговля - транспорт - потреб­ление».

При этом произведенный продукт на определенных стадиях превращается в товар, затем в груз, затем снова в товар, который реализуется заказчиком.

Транспортные операции - неотъемлемая и составная часть внешнеторговых операций. Под внешнеторговыми транспортными операция­ми следует понимать комплекс экономических и финансовых воздей­ствий, технических и технологических мер и юридических действий, связанных с перемещением товара с территории страны продавца на территорию страны покупателя.

В свою очередь, сам процесс перемещения груза в сфере междуна­родного товарообмена, транспортные операции, возникающие при этом, накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения продавца и покупателя в процессе реализации внешнеторговой сделки.

Выбор базисных условий поставки во многом определяется наибо­лее приемлемыми видом транспорта и способом перевозки товара. Кроме того, переход рисков от продавца на покупателя товара в меж­дународных договорах купли-продажи связан и фиксируется какой-либо определенной транспортной операцией.

Характер внешнеторговых транспортных операций - это совокупность отличительных черт и особенностей транспортных операций, классифицируемых по какому-либо существенному признаку.

Признаки классификации и виды внешнеторговых транспортных операций

1) Международные и внутренние. Правового понятия «внешнеторговая перевозка» не существует. В зависимости от того, по каким перевозочным документам оформляется договор перевозки, она может быть де-юре международной или и внутренней.

Под международными перевозками, или международными сообщениями, понимаются перевозки грузов между двумя и более странами, особенностью которых является наличие «иностранного элемента», т.е. груз в соответствии с договором перевозки следует за границу. Понятие «международная перевозка» отличается от понятия «внешнеторговая перевозка».

Внешнеторговая перевозка указывает на ее характер (экспорт или импортная). Она может совпадать по месту и времени с международной в случае заключения международного договора перевозки и транспортировки товара из пункта отправления товара в одной стране в пункт назначения в другой. При этом такая перевозка должна быть оформлена международными транспортными документами.

Внешнеторговая перевозка может частично не совпадать по времени с международной в случае, если экспортный или импортный груз доставляется от поставщика до пограничного или другого пункта и наоборот по внутренним документам. Например, экспортный товар может быть завезен в морской или речной порт автомобильным транспортом по внутренней накладной.

Но международные перевозки не всегда бывают внешнеторговыми. К международным относятся также перевозки грузов иностранных владельцев, осуществляемые транзитом через территорию страны (транзитные перевозки) или на морских и речных судах между иностранными портами, воздушным транспортом через территорию других стран. Международными, но не внешнеторговыми считаются пере­возки грузов некоммерческого характера, например выставочных и яр­марочных грузов, оборудования для киносъемок, спортивного инвен­таря для участия в соревнованиях и пр., а также гуманитарной помощи.

2) Грузовые и пассажирские. В зависимости от предмета транспортных операций перевозки могут быть грузовыми, пассажирскими, почтовыми или багажными.

3) По видам транспорта. В зависимости от вида транспорта, участву­ющего в транспортировке, перевозки могут быть железнодорожными, водными (морскими или речными), автомобильными, воздушными, трубопроводными или смешанными, в которых принимают участие два и более видов транспорта.

4) Перевозочные документы. Формы перевозочных документов определяются видом транспорта а точнее, теми нормативными актами (внутренними или международными), в соответствии с которыми заключаются договоры перевозки грузов (конвенции, соглашения, правила, кодексы, уставы и пр.). На железнодорожном, автомобильном и речном транспорте основным перевозочным документом является накладная. На морском транспорте перевозка может быть оформлена по коносаменту, чартеру или, очень редко, по накладной. Документами воздушной перевозки являются накладная и чартер. При смешанных перевозках нормативные формы перевозочных документов не установлены, однако чаще всего оформляется так называемый сквозной коносамент, покрывающий весь маршрут транспортировки груза.

В зависимости от возложенных на транспортный документ функций он может быть оборотным и необоротным. К необоротным транспортным документам относятся накладные и чартеры. Оборотными чаще всего являются коносаменты и сквозные коносаменты.

5) Транспортная характеристика товаров. Внешнеторговые грузы принято различать в зависимости от транспортной характеристики то­вара.

Все грузы можно отнести к двум категориям - сухие и наливные. Сухие грузы, в свою очередь, подразделяют на навалочные, т. е. перевозимые навалом (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты) и генеральные. Термин «генеральные» (от англ. general - основные) являeтcя внешнеторговым. Транспортники к таким грузам относят штучные, тарно-штучные, тарно-упаковочные, т. е. перевозимые с подсчетом количества мест (станки, оборудование, товары народного потребления, автомобили и пр.). Товары, перевозимые наливом, - нефть и продукты ее переработки, жидкие химические грузы, растительные масла, жиры, вино и др. Навалочные, насыпные и наливные грузы имеют только одну метрическую характеристику - или массу, или объем. По генеральным грузам в перевозочных документах, кроме того, указывается количество мест.

6) Регулярные и нерегулярные. Внешнеторговые перевозки следует классифицировать в зависимости от их периодичности на регулярные и нерегулярные.

7) Виды тарифов. Внешнеторговые перевозки подразделяются в за­висимости от вида применяемых тарифов. Принципы формирования тарифных и фрахтовых ставок на разных видах транспорта различны.

При морских перевозках основной принцип формирования тарифов и фрахтов - скорость движения судна. Поэтому они формиру­йся на основе нормированной ставки тайм-чартерного эквивалента - затрат судовладельца на использование судна в течение одних суток.

При железнодорожных перевозках применяются покилометровые тарифы по регрессионной шкале, исчисляемые за тонну или вагонную партию перевозимого груза.

При автомобильных перевозках провозные платежи формируя путем умножения ставки за перевозку всего груза в автомобиле на фактическое расстояние перевозки.

При воздушных перевозках применяется зонный принцип формирования тарифов. Для смешанных перевозок устанавливаются единые тарифы, базирующиеся на уровне тарифов и фрахтов, действующих на отдельных видах транспорта.

8) Порядок прохождения границы. Внешнеторговые перевозки классифицируются в зависимости от порядка прохождения границы на перегрузочные и бесперегрузачные.

9) Транспортно-технологические системы ТТС. Внешнеторговые перевозки разделяются по видам применяемых транспортно-технологических систем. Различают контейнерную, пакетную, паромную, лихтерную, трейлерную, ролкерную, с использованием судов смешанного («peка-море») плавания и другие ТТС.

10) Место завершения перевозки. Внешнеторговые перевозки могут быть классифицированы в зависимости от того, завершаются ли они в соседней стране или нет, на соседские, транзитные, кольцевые.

11) Прямые и непрямые сообщения. Внешнеторговые перевозки в зависимости от вида сообщений подразделяются на прямые и не­прямые.

Пол прямой понимается перевозка одной партии груза несколькими видами транспорта от пункта отправления до пункта назначения по одному договору перевозки, по одному перевозочному документу, по одному сквозному тарифу. При соблюдении некоторых дополнитель­ных условий прямые перевозки именуют интермодальными. Все ос­тальные перевозки считаются непрямыми.

12) Особые условия перевозок. Существуют перевозки внешнеторго­вых грузов, осуществляемые на особых условиях.

К таким относятся скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные, длинномерные, негабаритные и другие грузы.

13) Транспортные операции и внешнеторговая сделка. Транспортные операции во внешнеэкономических связях можно классифицировать следующим образом: операции, предшествующие реализации внешне­торговой сделки, возникающие в процессе ее реализации и после реа­лизации сделки.

К первой группе основных транспортных операций относят прежде всего анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки грузов в том или ином международном регионе, проработку транспортного фактора и транспортных условий и включение их в договоры купли-продажи, планирование транспортных расходов на ос­нове методов транспортной логистики, включая выбор вида транспор­ты, способа перевозки, маршрута следования, экспедитора, перевозчи­ка, оператора и т. д.

Во время реализации внешнеторговой сделки транспортные операции включают планирование внешнеторговых перевозок, заключение договоров перевозки и транспортной экспедиции и их оформление, подготовку товара к транспортировке, подготовку необходимой транспортной и товаросопроводительной документации, заключение договора транспортного страхования груза, организацию контроля за продвижением груза, расчеты продавца или покупателя с перевозчиком, таможенные, пограничные, санитарные, карантинные, ветеринарные операции и др.

После завершения внешнеторговой сделки должны быть произведены окончательные расчеты за транспортные и экспедиторскиеуслуги, могут возникнуть споры между покупателем и перевозчиком, покупателем и страховщиком и др.

14) Состав участников. Чаще всего транспортные операции исполняются перевозчиками - фирмами, основным видом деятельности которых является транспортировка грузов; экспедиторами - транспортными посредниками, основным видом деятельности которых является исполнение услуг, связанных с перевозкой грузов; операторами смешанной перевозки - фирмами, принимающими на себя обязательства по доставке груза несколькими видами транспорта через несколько пунктов перевалки и хранения, но по одному договору на исполнение всех услуг. Реже транспортные операции исполняют транспортные посредники - агенты, брокерские фирмы, лизинговые компании и пр. Бывают случаи, когдатранспортные операции осуществляют сами участники внешнеторговой сделки - продавцы или покупатели. Однако при этом они выступают и как перевозчики, и как экспедиторы, и как операторы, обслуживающие собственный внешнеторговый товарооборот.

15) Место исполнения. Транспортные операции могут осуществляться в различных пунктах: на складе производителя товара, у продавца, на таможенном терминале, в пункте отправления, в пути следования груза, в пунктах перевалки груза с одного вида транспорт другой, на пограничных пунктах, в портах, аэропортах, у покупателя, у фактического получателя товара.

16) Внутренние и внешние операции . К внутренним транспортным операциям предприятий внешнеэкономического комплекса, осуществляемым нафирмепродавца или покупателя, относятся подготовка планов перевозок,ихучет, контроль и анализ, проработка транспортных условий в договорах купли-продажи, расчет транспортной составляющей в контрактной цене товара исходя из оптимального выбора вида транспорта, маршрута перевозки и т. д.

К внешним относятся операции, связанные с организацией взаимоотношений между предприятиями и организациями, осуществляющи­ми внешнеэкономическую деятельность, и транспортными фирмами, т. е. когда продавцы или покупатели вступают в определенные взаимо­отношения с транспортными организациями. К внешним операциям относятся: заключение договоров на транспортное обслуживание, со­гласование тарифов и фрахтов, условий транспортировки товара, рас­четы за перевозку груза, передача (прием) товара перевозчику и др. Указанные операции для перевозчика составляют так называемую ком­мерческую эксплуатацию транспорта.

17) В своей стране или за рубежом. В зависимости от места проведе­ния транспортные операции могут быть подразделены на операции, осуществляемые в стране продавца, в стране покупателя и на террито­рии транзитных стран.

Формы ВЭД : международное инвестиционное сотрудничество, кооперация, сотрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество на компенсационной основе, сотрудничество в области транспорта, сотрудничество в области рыбного хозяйства. Необходимо упомянуть и такие особые формы как прибрежная торговля и приграничная. Они имеют важное значение для многих регионов и субъектов РФ.

Внешнеторговая сделка -это договор коммерческого хар. С иностранным партнером (контрагентом). Её можно рассматривать как средство, способ осуществления внешнеторговой операции. При этом платёж может осуществляться в международной, иностранной или национальной валюте, а по товарообменным сделкам и без денежных расчетов.

Основнык признаки внешнеторговых сделок :

1. Главный признак внешнеторговой сделки – заключение ее российским участником ВТД с иностранным партнером, местонахождение которого зафиксировано в другом государстве.

2. проведение расчетов преимущественно в иностранной валюте, поскольку рубль ещё не прознан мировой валютой.

3. Перемещение объекта через гос. (таможенную) границу РФ, за исключением случаев реализации товаров на «месте».

4. обязательное заключение сделки в письменной форме.

Различают 2 основных метода выхода продавца или покупателя на внешний рынок:

Прямой –это осуществление внешнеторговых операций непосредственно с иностранным контрагентом.

Косвенный –это использование торгово-посреднических услуг третьих лиц.

В современных условиях каждая коммерческая организация сама в праве решать какой путь ей выбрать.

Прямой выход на внешний рынок требует немалые фин. Затраты, наличие высококвалифицированных специалистов. Поэтому эффективная самостоятельная работа на внешнем рынке под силу лишь немногим крупным предприятиям. На мировом рынке сложилась развитая система посреднических услуг, без которых порой обойтись невозможно и невыгодно. С учётом этих обстоятельств косвенный выход российских предпр. Получил широкое распространение. Среди российских посредников выделяются специализированные внешнеэконом. Организации. Использование таких посредников открывает возможности для проведения экспортно-импортных операций на более выгодных условиях. При таком способе осуществления внешнеторговых операций предприятие, которое намерено купить или продать товар за рубежом, подписывает с внешнеэеономической организацией соответствующий хозяйственный договор.

В зависимости от объёма прав и обязанностей, которые российская сторона уступает иностранному посреднику, применяются различные виды торгово-посреднических соглашений. При этом важное значение придаётся 2 вопросам:

1. от чьего имени. Посредник может действовать от своего имени (в этом случае он несет полную ответственность за свои действия.) или от имени клиента(тогда клиент несет ответственность за действия посредника.)

2. за чей счёт. Посредник может действовать за свой счёт (причём его расходы покрываются из сумм вознаграждения, получаемого от клиента.) или возникающие расходы посредник предъявляет для оплаты своему клиенту.

Виды торгово-посреднических соглашений:

Агентские соглашения . ЭтоДоговор между лицом, нанимающим агента (принципалом), и самим агентом, согласно которому агенту поручается на определенных условиях выполнение от имени и в интересах нанимателя определенного рода услуг, действий, обязательств, на что агент получает необходимые полномочия . Договор обычно заключается в письменной форме и содержит описание полномочий агента, сферы, характера и порядка выполнения поручения, условий и размера вознаграждений, прав и обязанностей сторон, срока действия, санкций при нарушении договора, порядка урегулирования споров.

В группе агентских соглашений, предоставляющих право на продажу, в зависимости от характера этого права выделяют 3 разновидности:

1. простые (неисключительные) соглашения.Это соглашение не ограничивает возможности ринципала предлагать товар другим агентам на той же территории.

2. соглашения с исключительным(монопольным) правом продажи. По этому соглашению принципал обязан продавать определенный товар только через одного агента и не вправе предлагать то же товар другим фирмам.

3. соглашения с преимущественным правом продажи (право первой руки). Принципал обязан предлагать товар в первую очередь данному агенту и лишь в случае его отказа может делать предложения другим фирмам.

Дистрибьюторский договор . Это соглашение о предоставлении исключительного или преимущественного права продажи. По соглашению предоставлении исключительного права продажи поставщик(производитель, экспортер) предоставляет дистриб.(монопольному агенту, импортёру) исключительное право на на продажу договорных товаров на договорной территории, а дистрб. Принимает обязательство покупать договорные товары только у одного поставщика.

Если дистриб. Не подтверждает согласие на реализацию этих товаров, поставщик в праве предлагать их другим покупателям на договорной терриории.

Договор комиссии. По договору комиссии одна сторона – комитент поручает другой стороне – комиссионеру за согласованное вознаграждение заключать внешнеторговые сделки от имени комиссионера, но исполнение сделок осуществляется за счет комитента, на которого ложаться многие коммерческие риски. Договоры комиссии могут заключаться при осуществлении как экспортных так и импортных операций.

Комитент остается собственником товара вплоть до его реализации и поступлении оплпты от комиссионера. Комиссионер, в свою очередь, получает право распоряжаться товаром, не принадлежащим ему. Он обязан исполнить принятое поручение с наибольшей выгодой для комитента. Комитент стремиться конторолировать действия комиссионера, который обязан отчитываться об исполнении своего поручения. В необходимых случаях комиссионер за дополнительное вознаграждение может принять на себя ручательство исполнения договора (оплата проданного товара или поставка купленного товара). Такое ручательство – делькреде.

Договор консигнации. По этому договору одна сторона – консигнант передаёт товар другой стороне – консигнатору для реализации со склада за границей в течении определённого времени за согласованное вознаграждение. Полученные от консигнанта товары консигнатор обязуется продавать от своего имени, но за счёт консигнанта. Срок консигнации, в течении которого должна быть реализована продукция, по согласованию сторон может колебаться от нескольких месяцев до 2 лет, но срок самого договора может быть более длительным 3-5 лет.

Виды консигнации: возвратная, безвозвратная, частично возвратная.

Договор поручения . По договору поручения одна сторона – доверитель поручает другой стороне – поверенному за определённое вознаграждение совершать те или иные действия в интересах первой стороны, в том числе заключать отдельные сделки от имени и за счёт доверителя. Доверитель несет не малый комер. Риск. Поверенный обязан исполнять поручения доверителя в соответствии с указаниями последнего. В обязанности доверителя входит выдача поверенному доверенности на совершение юр. Действий, обеспечение средствами. Договор поручения может быть прекращён в связи с отменой поручения доверителем или отказом поверенного.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг). По этому договору одна сторона – франчайзер предоставляет другой стороне – франчайзи, (пользователю) за вознаграждение целый комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе права на использование фирменного наименования (коммерческого обозначения), товарного знака, знака обслуживания, на получение коммерческой информации (ноу-хау).

Международные согла

Транспорт – это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Благодаря транспорту создаются необходимые условия для завершения производственных про­цессов по выработке различной продукции. Продукцией транспорта следует считать непосред­ст­венно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю.

В странах с рыночной экономикой свободное предпринимательство с помощью транспорта развивается и совершенствуется, устанавливая и укрепляя связи с различными предпринимате­лями из разных стран. Взаимодействие подобного рода создает необходимые условия для получе­ния прибыли всеми участниками внешнеэкономической деятельности.

Во многих странах мира, как и в России, существуют государственные органы регулирования различных экономических систем, включая транспорт. Государственные железные дороги очень распространены в странах мира, имеются также государственные воздушные линии, авто­мобильный и другой транспорт.

Транспорт имеет ряд особенностей. Основная особенность заключается в том, что он не соз­дает нового товара или продукта, но именно благодаря транспорту меняется местонахождение товара по отношению к потребителю, который после получения товара, продукции сможет реально его использовать для новых целей.

Пространственное перемещение товаров, продукции от места производства к месту потребле­ния и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Важной особенностью транспорта является эффект, возникающий при пере­возке товаров и людей и заключающийся в том, что он не может возникать отдельно от транс­порта, храниться и реализовываться в отрыве от него. Транспортная услуга, являющаяся продук­цией транспорта, осуществляется и потребляется непосредственно с процессом транспортного производства.

Существенной особенностью транспорта является его особое место в международном товаро­обмене. С одной стороны транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его осуществления, а с другой – транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги.

Особенностью транспорта во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции – транспортной услуги – воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. Прежде всего это относится к колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и другим факторам.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов и людей является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, в производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов за рубежом и в России с помощью зарубежных партнеров, деятельности предприятий с зарубежными инвестициями, организации туризма, при организации международ­ных выставок и ярмарок.

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влияние друг на друга.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо выполнять сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающих обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния – от изготовителей до потребителей.

Выполняя эти операции, изготовители, посредники, покупатели, транспортники вступают во взаимодействия, позволяющие регламентировать и нормировать их действия с помощью догово­ров, конвенций, соглашений, базирующихся на международных и национальных правовых нор­мах. Следовательно, транспортные операции являются неотъемлемой и важной составной частью внешнеторговых операций.

Под международными перевозками или международными сообщениями следует понимать перевозки грузов, пассажиров между несколькими странами, особенностью которых является обя­зательное пересечение границы, как минимум, хотя бы двух смежных стран.

Таблица 4.1

Классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности

Признак классификации

Виды операций

По предмету транспортных операций

Грузовые, пассажирские, багажные

По виду транспорта

Водные (морские, речные), железнодорожные, автомобиль­ные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)

В зависимости от транспортной характеристики товара

С сухим грузом: навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, ми­неральные удобрения, генеральные или штучные. С налив­ным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и др.

По периодичности

Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы

В зависимости от порядка прохождения границы

Перегрузочные и бесперегрузочные перевозки

По виду транспортно-технологической системы

Контейнерные, паромные, лихтерные, ролкерные

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

Соседские, транзитные, кольцевые

По виду сообщений

Прямые, непрямые: ломаные с несколькими перевозчиками,

с переотправкой по одному или нескольким договорам пере­возки

В зависимости от состава участников перевозочного процесса

Осуществляемые изготовителем товара, продавцом или по­купателем, заказчиком товара, перевозчиком-посредником

В зависимости от места проведения

Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Необходимо выделить три группы транспортных операций, связанных между собой последо­вательностью их осуществления во временном разрезе.

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнетор­говой сделки. В эту группу транспортных операций входят такие действия: планирование внешне­торговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортных расходов.

Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из включения транспортных условий в контракт, подготовки товара к транспор­тировке, заключения договоров перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросо­проводительной документации, страхования, организации контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций , включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем).

В транспортном процессе все его участники: изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отноше­ния, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и между­народными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из совокупности технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных методов управления транс­портными операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами.

В международном разделении труда транспорту принадлежит особая роль как регулятору международной торговли - от функционирования транспорта зависят возможности , эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) как совокупность направлений, методов и средств торгово-экономического сотрудничества разных стран включают в себя несколько основных форм - внешнюю торговлю, международное производственное сотрудничество, экономическое и техническое содействие . Все эти формы ВЭС сложно представить без существования надежных транспортных систем. Даже в такой далекой от транспорта форме ВЭС, как валютно-кредитные отношения, используются транспортные документы. Транспорт обеспечивает практически все виды международных экономических отношений. Деятельность транспорта приносит стране значительные суммы валютных поступлений от экспорта транспортных услуг. В отличие от ряда экспортно-ориентированных сырьевых отраслей экономики, имеющих ограниченные ресурсы, транспорт обладает способностью полностью восстанавливать свой экспортный потенциал.

Важнейшие условия эффективности и качества транспортного обеспечения ВЭС, а также экспорта транспортных услуг - бесперебойность, регулярность, ритмичность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления без потерь, порчи, полной или частичной утраты товаров.
Транспорт – совокупность путей сообщения и эксплуатируемых подвижных транспортных средств в целях обеспечения передвижения пассажиров , почты, багажа, грузов; связующее звено между отраслями экономики, это необходимое условие существования экономики любой страны Транспорт – сфера услуг . Ни один ВТ контракт не может быть осуществлен без физической доставки товара.

На время перевозки средства «выпадают» из оборота фирмы. Транспортная составляющая в контрактной цене товара достигает порядка 10%. По ЮНКТАД – 7-8% по CIF.

Значение.

Транспорт несет 2 основные функции в ВЭД:


  1. Обеспечивающая функция транспорта. Транспортное обеспечение ВЭС или ВЭД (связи – уровень государства, деятельность – уровень фирмы). Транспорт – это слуга, который дает возможность существовать внешнеэкономическим связям страны.

  2. Экспорт транспортных услуг. Каждое гос-во заботится об экспорте транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг – оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственное границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

  • Внешнеторговые перевозки

    • Транзит через территорию страны или в более общем виде – перевозки грузов иностранных грузовладельцев. У нас таких маршрутов всего 2: транссибирская магистраль (Порт Восточный и Находка)

    • Перевозка между инстр портами. Российский флот практически не обслуживает нашу ВТ. Стоимость судозахода отечественных судов выше, чем для иностранных. Только 4% ВТ по морским перевозкам обслуживается судами под нашим флагом. Наши суда работают между иностранными портами, т.е. не заходя в национальный порт.

    • Экспортные услуги транспортной инфраструктуры . За грузопотоки надо бороться, поэтому необходимо улучшать инфраструктуру.
Место.

Развитие транспортной системы развивает ВЭС между странами и экономику страны.

Оценка деятельности транспорта.

В ВТ существует показатель транспортная составляющая в контрактной цене товара .
Цена транспортного услуги / цена контракта.

В РФ транспортная составляющая – 12-14%, в ЕС – 6-7%. Это объясняется тем, что мы возим дешевый, не обработанный товар. Высокотехнологичные товары очень дорогие, для того , чтобы цена контракты была адекватной, транспортная составляющая очень маленькая.


  1. Транспортное обеспечение ВЭД и транспортное обслуживание ВЭС.
Транспортное обеспечение – система, представляющая совокупность технических, технологических элементов, экономических, организационных и правовых воздействий, форм и методов управления транспортными процессами и операциями. Транспортное обеспечение - неотъемлемая составная часть внешней торговли. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Затраты на транспортировку продукции и связанные с ней операции входят в издержки товара и включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде. Недостаточный уровень транспортного обеспечения внешней торговли может оказать негативное воздействие на результаты контрактной работы.

Особенности ТО:


  1. продукция транспорта выступает на международных рынках как объект купли-продажи. Транспортная продукция реализуется через межд рынки трансп услуг.

  2. Острое восприятие и учет на межд трансп рынках качества трансп обслуживания, кот проявл в цене транспортной продукции.
Таким образом , уровень ТО ВЭС оказывает существенное влияние на эффективность ВТ, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей.

Этапы транспортного обеспечения:


  1. подготовка продукции к перевозке, включая упаковку, затаривание, маркировку

  2. складские работы на складе отправителя

  3. информирование перевозчика и покупателя о готовности товара к отгрузке
    подготовка необходимой товаросопроводит документации , получение карантинных, ветеринарных, санитарных свидетельств, упаковочных листов, сертификатов

  4. доставка продукции к магистральным видам транспорта

  5. заключение договора перевозки и необходимые расчеты со всеми перевозчиками

  6. погрузочно-разгрузочные и складские работы в пункте отправления продукции

  7. перемещение товара первым перевозчиком

  8. таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные, карантинные операции на пограничных пунктах

  9. складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче второму перевозчику

  10. перемещение груза вторым перевозчиком

  11. складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче i-ому перевозчику

  12. погрузочно-разгрузочные, стивидорные, складские операции, раскредитование перевозных документов в пункте назначения

  13. сдача груза получателю

  14. розыск грузов

  15. ведение претензий, исков, арбитражных дел
На каждом этапе могут возникать сопутствующие операции: страхование груза и ТС, хранение и консолидация грузов, лизинг и агентирование ТС, брокерская деятельность и др. Все этапы проводятся под контролем продавца и покупателя, оговариваются и фиксируются в договорах К-Пр в виде базиса поставки и трансп условий.

Элементы транспортного обеспечения:

1. технический - соответствие вида и рода груза параметрам транспортных средств

2. технологический - способы перевозки, прогрессивные транспортно-технологические системы (контейнерные, пакетные, лихтеровозные)

3. организационный - информационное обеспечение, организационная структура фирмы-участника ВЭД

4. экономический - государственное регулирование – налоги, пошлины, тарифы, лицензирование

5. правовой - государственные нормативные акты, м\н соглашения (правила, обычаи), суды и арбитраж
В рамках ТО находится транспортное обслуживание – проявляется в системе транспортного обеспечения как конечный результат деятельности трансп фирм по выполнению договора перевозки и представляет собой совокупность средств, форм и методов , обеспечивающих производство трансп продукции надлежащего качества.

Качество трансп услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность) прямо или косвенно воздействует на формирование цены товара, увеличивая ее при высоком трансп сервисе или же уменьшая при низком уровне трансп обслуживания.


  1. Экспорт транспортных услуг и его составляющие.
Экспорт транспортных услуг – оказание международных транспортных услуг национальным перевозчиком при пересечении грузом государственной границы страны или при перевозке грузов иностранных грузовладельцев.

Состоит из:

1. Внешнеторговые перевозки. Ех.1. экспорт товара из РФ. Если доставляет российский перевозчик, то имеет место экспорт транспортных услуг, товар экспортируется вместе с транспортной услугой. Если экспортер нанимает иностранного перевозчика, то имеет место импорт транспортных услуг. Экспорт транспортных услуг может сопутствовать импорту товара, если доставку импортного груза осуществляет национальный перевозчик. Если перевозка признается экспортом транспортных услуг (экспортная перевозка с экспортным товаром, экспортная перевозка с импортным товаром), то НДС начисляется по ставке 0%.

2. Транзитные перевозки по территории РФ и перевозки между иностранными портами. В этом случае экспортные услуги оказываются только иностранным грузовладельцам.

Транзит : ж\д, автомобильный транспорт. Главная проблема – таможенный досмотр транзитного груза. Сбор за транзит –17$ (45-50 млн. тонн в год по территории РФ).

Перевозка между иностранными портами. Проблема – флаг судна. Российским судовладельцам невыгодно ходить под национальным флагом, т.к. в РФ не существует единого реестра судов , что приводит к увеличению издержек. Некоторые государства предоставляют льготные условия для регистрации судов под своими флагами (Самый большой флот – Либерия (по количеству судов), Панама (по тоннажу)).
3. Экспортные услуги транспортной инфраструктуры . Кроме ВТ перевозок к экспорту транспортных услуг относят операции по обработке грузов в пунктах перевалки, портах (морских \ речных), аэропортах, на автомобильных и ж\д терминалах, т.е. в экспорт транспортных услуг входит не только перевозка, но и операции необходимые для их обеспечения и реализации. В экспорт транспортных услуг входят услуги связанные с организацией ВТ перевозки, в частности экспедирование груза (а также заправка самолётов, судов, ремонт и т.д.). За грузопотоки надо бороться, поэтому необходимо улучшать инфраструктуру.


  1. Присоединение России к ВТО: транспортный аспект.

  • Вступление России в ВТО для российских транспортных компаний возможно грозит слияниями и поглощениями.

  • Опросы российских перевозчиков показывают, что готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь 1/4 российских предприятий, к конкуренции на рынках СНГ настроены 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а готовыми к членству в ВТО – 10% транспортных компаний.

  • Присоединение к ВТО обеспечит, рост внешнеторгового обмена , что вызовет рост грузооборота, в том числе за счет увеличения объемов перевалки транзитных грузов, рост инвестиций в терминально-складские хозяйства, а также оптимизацию работы регулирующих и фискальных органов. Однако помимо преимуществ, которые получит транспортный бизнес страны, существуют и явные риски. Основными из них являются унификация транспортных тарифов, унификация тарифов на погрузочно-разгрузочные работы.

  • По данным Минтранса, нормам соответствуют лишь 37% федеральных и 24% региональных автодорог. С вступлением России в ВТО возрастут объемы внешнеторгового оборота, увеличатся объемы международных грузоперевозок, а уровень загрузки автодорог уже сегодня значительно выше нормы. Все это приведет к росту издержек при перевозках. Еще одна больная проблема, которая пагубно влияет на российских перевозчиков даже при наличии у них современного парка автомобилей , – сложность оформления виз.

  • В целом присоединение России к ВТО прямого влияния на транспортный комплекс оказать не должно. В будущем, возможно позитивное влияние, т.к. полноправное участие России в многосторонней торговой системе, гарантированная нормами ВТО транспортное законодательство должны привести к росту международного товарооборота, повышению инвестиционной привлекательности, а также росту возможностей транзитного потенциала.
    Однако хорошо известно, что наше участие в Соглашении о международном грузовом сообщении (СМГС) и наше неучастие в Бернских грузовых конвенциях COTIF как раз и приводят к ограничению возможностей наших транспортировщиков на других рынках товаров и услуг. Поэтому, России нужно просто взять и присоединиться к ВТО.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ РФ К ВТО. ТРАНСПОРТНЫЙ АСПЕКТ.

1. При присоединении российские перевозчики формально получат доступ к иностранным рынкам.

В переговорном процессе у РФ жесткая позиция по следующим проблемам:


  • энергетика

  • банковский сектор
Уступки:

Транспорт (открытие рынка – вход \ выход на рынок без лицензирования).

Ех.1. ЕС хотят получить национальный режим для внутреннего речного транспорта. РНБ -> НР.

Ех.2. Китай хочет получить свободное судоходство по Амуру + хотят получить разрешение на рыболовное судоходство в Охотском море + официальный допуск китайских автомобильных перевозчиков к работе в Приморском и Хабаровском крае.

Ех.3. США и Канада требуют открыть транссибирские воздушные коридоры (без транзитных платежей).

Т.о. присоединение РФ к ВТО полностью откроет транспортные и транспортно-экспедиторские рынки. На сегодняшний день существует разрешительная система.

2. Повышение качества.

Наши перевозчики не справятся.

3. Рабочие места.

Возможна потеря отрасли çè глобализация


  1. Внешнеторговые перевозки и международные перевозки.
Международная перевозка – носит юр характер. В процессе перевозки груз должен пересечь гос границу страны. Данная перевозка есть там, где заключен договор межд перевозки груза. Регулируется нормами межд права. Если в соответствии с договором груз должен пересечь границу, но не пересек (таможня не выпустила, груз не прошел специальные вида досмотра и т.п.), то перевозка все равно считается международной.

Внутренняя (национальная) перевозка – груз должен пересечь территориальную границу. (перевозка внутри страны) Регулируется нормами нац права.
ВТ перевозка – экономический характер. Отражает характер перевозимого груза (д.б. ВТым: экспорт, импорт, НЕ транзит)).


Термин внешнеторговая перевозка носит только экономический характер. Характер груза также подразумевается. Для того чтобы выяснить все виды грузов, надо посмотреть в таможенный кодекс и таможенные режимы.

Внешнеторговая перевозка может быть внутренней. Из Москвы в Берлин, например , можно везти груз напрямую, тогда внешнеторговая перевозка совпадает с международной. В том случае, если груз доставляется через другой город, например Смоленск. Там экспедитор по просьбе экспортера закрывает договор внутренней перевозки, после чего заключает договор от имени экспортера на международную перевозку, но уже от Смоленска. В этом есть смысл т.к. есть разница в тарифах: внутренний железнодорожный тариф намного ниже, чем тариф на перевозку международного груза через границу. Поэтому выгоднее отправить груз по внутреннему договору до экспедитора, а далее от экспедитора до конечной цели.

Точно также международная перевозка может не быть внешнеторговой.

Международные перевозки (но не ВТ):

Ярмарки и выставки (некоммерческие грузовые перевозки)

Транзит

Морская перевозка между иностранными портами

Гуманитарная помощь