О чем думает современный студент? Как найти работу после института молодому специалисту без опыта Какие планы после окончания универа.

В соответствии с образовательными стандартами (ОС) НИУ ВШЭ с 2014 года в учебный план образовательных программ бакалавриата включена проектная и научно-исследовательская работа.

В отличие от лекций и семинаров проект - это самостоятельная организованная деятельность студентов, осуществляемая под руководством руководителя проекта и направленная на поиск решения практической или теоретически значимой проблемы.

Проекты, как и учебные дисциплины, бывают:

- обязательные – «жестко» закрепленные в учебном плане и выполняемые на условиях образовательной программы;

- вариативные - доступные для самостоятельного выбора студентом из числа одобренных академическим руководителем программы.


Что дает участие в проектах?

Проектная деятельность позволяет студентам приобрести, закрепить или развить практические знания или умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности, а также опыт самоорганизации. При этом степень практической значимости проектной работы и самостоятельности студентов возрастает вместе с уровнем образования.

Проектная деятельность не привязана к графику учебного процесса. Она может быть организована в течение всего года как ограничено по времени, так и распределенно, включая периоды занятий и каникулярное время.


Где посмотреть, сколько кредитов отведено на проектную деятельность на текущий год?

Объем проектов на текущий учебный год отражается в учебном плане программы, который можно найти в разделе «Документы» на сайте каждой образовательной программы.


Где найти проекты?

Выбор студентами проектов осуществляется при помощи общеуниверситетского сервиса «Ярмарка проектов» (ссылка также располагается на вкладке «Студентам» на сайтах образовательных программ и в разделе «Образование»). Допускаются любые иные способы организации проектной деятельности, предлагаемые факультетами и образовательными программами, включая сервисы в среде электронной поддержки образовательного процесса LMS. Подробную информацию о наличии альтернативных способах поиска проектов можно уточнить в своем учебном офисе.

Выбор студентом вариативных проектов осуществляется самостоятельно исходя из научных и профессиональных интересов и возможностей. Используя предложения на «Ярмарке проектов», студент может подать заявку на любые проекты, из числа предложенных для образовательной программы, на которой он обучается.

В случае, если студент оформил заявку на участие в проекте из числа НЕ рекомендованных для его образовательной программы, такой проект может быть зачтен только по заявлению студента, в качестве факультативного "сверх" объема образовательной программы.

Руководитель проекта имеет право отклонить заявку студента, если студент не соответствует требованиям, предусмотренным в проектном предложении. В случае отклонения заявки автоматическое извещение приходит на корпоративную электронную почту студента.

Студент может самостоятельно предложить проект на Ярмарку проектов в том случае, если руководителем проекта станет один из сотрудников НИУ ВШЭ, заинтересованный в таком проекте. Информацию о научных интересах и контактах преподавателей можно найти на персональных страницах НИУ ВШЭ.

Какие бывают проекты?

Проекты бывают разных типов. С точки зрения целей и результатов различаются следующие типы проектов:

- Исследовательский – проект, основной целью которого является проведение исследования. В качестве результата предполагается получение статьи, публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, методического пособия и иного научного продукта;

- Прикладной – проект, основной целью которого является решение прикладной, либо коммерческой задачи. Результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный по заказу продукт.

- Сервисный – проект, направленный на решение служебных задач или для обеспечения текущей работы Университета. Результатом такого проекта является вклад участника проекта в организацию какого-либо мероприятия (например, конференции, олимпиады, экскурсии, дня открытых дверей, приемной кампании) или в реализацию организационных процессов (например, организацию обратной связи преподавателя и студентов, техническую подготовку каких-либо материалов, организационную помощь в процессе проведения занятий, систематизации баз данных).

Доля сервисных проектов ограничена и не может превышать 25% от указанного общего числа зачетных единиц, выделяемых на проектную деятельность для любой образовательной программы.


Как записаться/ отписаться от проекта?

Подача студенческих заявок на участие в проекте доступна с момента опубликования проекта на Ярмарке и до окончания даты записи на проект.

Совершая свой выбор, студент должен подать электронную заявку на участие в проекте, используя логин и пароль в электронной системе LMS. При заполнении заявки студенту необходимо написать мотивационное письмо объемом не более 200 знаков, отвечающее на вопрос «Почему вы хотели бы участвовать в этом проекте?», а также прикрепить свое резюме (рекомендуемое, но не обязательное поле). После отправления заявки на корпоративную электронную почту студенту должно прийти подтверждение о принятии заявки.

После окончания даты записи на проект в течение 7 календарных дней руководитель проекта проводит отбор поданных заявок и связывается со всеми отобранными для участия студентами. В случае если заявка не была одобрена руководителем проекта, студент получает уведомление об отказе на электронную почту.

Студенты, которые по каким-либо причинам не прошли электронную регистрацию записи, но были отобраны для участия в проекте, должны получить от руководителя проекта письменное подтверждение об участии в проекте и копию проектной заявки. В этом случае, студент-участник проекта самостоятельно передает письменное подтверждение об участии в проекте в учебный офис образовательной программы, на которой он обучается, в течение одной рабочей недели.

Если заявка была утверждена, но по каким-либо причинам студент не может принять участие в проекте, ему необходимо согласовать возможность отказа от участия с руководителем проекта. После чего заявка должна быть аннулирована руководителем в системе Ярмарки проектов. Извещение об этом приходит на электронную почту студента. Далее с указанным извещением студент должен обратиться в учебный офис своей образовательной программы для снятия проекта из индивидуального учебного плана в LMS.

Нужно ли согласовывать свое участие в проекте с академическим руководителем?

Проекты, представленные на «Ярмарке проектов», проходят предварительное согласование у академических руководителей и рекомендуются для ограниченного количества образовательных программ. Проекты, найденные или предложенные студентом самостоятельно, требуют получения согласия академического руководителя о возможности их зачета в качестве основной проектной деятельности.

Студенту не запрещается выполнять вариативные проекты из числа не согласованных с академическим руководителем. Результаты, полученные студентом по таким проектам, могут быть зачтены факультативно "сверх" нормативных зачетных единиц. В такой ситуации за студентом остается право решать: участвовать ли ему в несогласованном проекте на факультативных основаниях или выбрать другой проект, который будет согласован с академическим руководителем для зачета в рамках образовательной программы.


Кто и как будет оценивать проекты?

Оценка за проект выставляется руководителем проекта по заранее определенным в проектном предложении критериям каждому участнику проекта. Оценка за проект (не относящийся к категории обязательный) вносится руководителем проекта в оценочный лист без оформления ведомости, также руководителем проекта подписывается отчет по проекту, заполненный студентом самостоятельно. Заполненный оценочный лист и отчет передается менеджеру образовательной программы для внесения оценок в индивидуальные учебные планы, а также в электронное портфолио студента.

Руководитель проекта имеет право снизить число зачетных единиц, засчитываемых студенту по итогам выполнения проекта, по сравнению с первоначально заявленным в случае, если студент не смог выполнить все взятые на себя обязательства по объективным (болезнь, стажировка) или субъективным причинам.

Когда наступает академическая задолженность по проектной деятельности?

Ответственность за выбор проектов на предусмотренное учебным планом число зачетных единиц за весь период обучения несет студент. Академическая задолженность по проектам формируется в двух случаях:

Получение неудовлетворительной оценки за проект, внесенный в индивидуальный учебный план студента;

Невыполнение проектов на общее число зачетных единиц, рекомендованное учебным планом программы к моменту государственной итоговой аттестации.

В отличие от других видов образовательной деятельности, проекты могут выполняться на любом курсе обучения. В случае если студент не выполнил вариативные проекты на число зачетных единиц, рекомендованных учебным планом на данный учебный год, менеджер программы уведомляет студента о необходимости выполнить проекты на последующих годах обучения. Иными словами, студент может выполнять вариативные проекты в любом удобном для себя графике без формирования академической задолженности.

По всем вопросам, связанным с проектной работой, можно обратиться по адресу

Абсолютное большинство респондентов (65%), обучающихся в данный момент в ссузах, планируют затем поступать в вуз.


При этом 54% выпускников ссузов, решивших не получать высшее образование, впоследствии пожалели о том, что не продолжили обучение.


Жалеете ли вы о том, что не получили высшее образование?

Регион проживания Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Челябинская область 61 26 12
Московская область 60 22 17
Красноярский край 59 23 18
Ростовская область 58 21 21
Свердловская область 58 20 22
Новосибирская область 57 28 15
Самарская область 56 30 14
Республика Татарстан 56 33 11
Воронежская область 55 23 22
Остальные регионы 55 26 19
Краснодарский край 55 25 21
Москва 53 32 16
Республика Башкортостан 50 38 13
Санкт-Петербург 48 31 21
Нижегородская область 47 39 14

По специальности планируют работать 53% студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.


При этом всего 30% российских специалистов работают по специальности. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.


Доли специалистов - выпускников вузов и ссузов, - довольных и недовольных своей работой, практически равны - 41% и 42% соответственно.


60% учащихся и выпускников ссузов получают или получали образование ради знаний.


65% учащихся колледжей отмечают, что обучение помогло им приобрести профессиональные навыки.


Отметьте не более трех утверждений, наиболее соответствующих вам: в период получения среднего профессионального образования (в течение обучения в ссузе) я...

Регион обучения развил(-а) общие интеллектуальные способности, % приобрел(-а) профессиональные навыки, % научился(-ась) учиться, % научился(-ась) находить выход из сложных ситуаций, % научился(-ась) самодисциплине, % организовал(-а) личную жизнь, % хорошенько повеселился(-ась), % нашел(-ла) новых друзей, % нашел(-ла) свое профессиональное предназначение, % ничему не научился(-ась), ничего не приобрел(-а), % другое
Москва 41 64 18 37 24 6 11 32 15 6 2
Санкт-Петербург 47 65 24 35 27 6 13 30 15 4 0
Московская область 47 57 30 29 22 13 11 25 12 8 0
Краснодарский край 51 55 24 43 31 7 13 32 16 4 0
Ростовская область 47 63 22 46 33 4 13 25 18 3 1
Свердловская область 51 66 20 54 25 4 7 24 17 6 0
Самарская область 54 54 15 51 35 6 7 24 12 4 0
Красноярский край 50 60 19 48 29 9 5 26 14 2 2
Республика Татарстан 41 70 11 57 28 4 2 20 22 6 0
Воронежская область 55 68 21 36 23 9 13 19 8 6 0
Новосибирская область 56 63 31 31 29 6 6 21 15 10 2
Челябинская область 43 71 14 35 33 8 12 20 22 2 0
Остальные регионы 45 67 20 38 29 7 9 28 16 4 0

Среди респондентов - учащихся и выпускников колледжей - доля тех, кому учеба не показалось сложной, составила 86%, что на 19% превышает аналогичную долю в вузах.


Регион обучения Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Республика Татарстан 17 80 4
Самарская область 12 79 9
Свердловская область 11 83 6
Москва 11 83 6
Челябинская область 10 86 4
Краснодарский край 9 89 1
Остальные регионы 9 87 3
Санкт-Петербург 8 89 2
Ростовская область 8 86 6
Воронежская область 8 83 9
Московская область 7 86 7
Красноярский край 7 86 7
Нижегородская область 6 89 4
Республика Башкортостан 6 81 13
Новосибирская область 6 92 2

Сложным ли оказалось обучение в ссузе (колледже, ПТУ)?

Средняя оценка качества образования, которое получили выпускники колледжей и ПТУ, составила 3,8 балла.


Выпускники ссузов, независимо от того, работают они по специальности или нет, в большинстве своем склонны считать, что знания, полученные в вузе, понадобились им в трудовой деятельности - 29% респондентов с дипломом об окончании ссуза уверены в этом совершенно точно и еще 36% скорее придерживаются данной позиции, нежели считают, что полученные знания им не понадобились.


Понадобились ли вам в трудовой деятельности знания, полученные в процессе обучения в вузе и ссузе?

Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны - 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.


Среди специалистов с высшим образованием 33% работают по полученной специальности, у специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.


Несмотря на то, что выпускники вузов чаще трудоустраиваются по специальности, доли респондентов, удовлетворенных своей работой, практически не зависят от уровня образования.


Оказавшись на месте выпускника школы, специалисты с оконченным высшим образованием с большей охотой снова отправились бы в университет, нежели выпускники ссузов в аналогичной ситуации - 88% против 76% соответственно.


В разрезе уровня образования наибольшая доля потенциальных бизнесменов наблюдается среди студентов вузов и работников, окончивших школу и не продолживших обучение - 25% и 27%, соответственно.


Наибольшей долей респондентов, полагающих, что высшее образование является обязательным условием успешной карьеры, представлены студенты (18%) и выпускники (30%) вузов.


21% респондентов, сожалеющих о том, что им не удалось закончить вуз, уверены в том, что успешную карьеру невозможно построить без высшего образования. При этом 29% респондентов, не получивших высшего образования и не испытывающих досады по этому поводу, придерживаются противоположной точки зрения.


60% линейных руководителей и топ-менеджеров со средним специальным образованием испытывают острую нехватку знаний.


При этом учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.


Оцените качество знаний, которые вы получили в ссузе по пятибалльной шкале, где 5 - это высокое качество знание, а 1 - низкое.

Регион обучения Среднее
Челябинская область 3,98
Новосибирская область 3,92
Свердловская область 3,87
Республика Татарстан 3,87
Остальные регионы 3,79
Краснодарский край 3,77
Красноярский край 3,76
Воронежская область 3,75
Санкт-Петербург 3,75
Московская область 3,73
Москва 3,73
Ростовская область 3,71
Самарская область 3,65

Среди респондентов, планирующих открыть собственный бизнес в ближайшие один-два года, обучение было менее востребовано (57%) по сравнению с респондентами, не желающими в дальнейшем работать на себя (63%).


Студенты вузов и учащиеся ссузов примерно одинаково расставляют приоритеты, касающиеся обучения.


Обучение в университете предполагает то, что сразу после его окончания вы свободно найдете себе рабочее место в рамках выбранной специальности. Однако у организаций и правительства другие планы.

Государство со своей стороны редко правильно прогнозирует точное количество нужных специалистов в какой-то области. Так что не факт, что места вам хватит. С другой стороны и блат никто не отменял.

Есть и еще один момент, который сложно будет кому-то предугадать: кризис. В тяжелые времена компании не могут себе позволить содержание даже высококвалифицированных сотрудников. Идут массовые сокращения. Так куда же можно устроиться на работу после университета в подобных условиях? Ведь знаний-то у вас хватает, а вот с опытом беда. И работодатель пригласит скорее того, кто лишен амбиций, но уже давно знаком с деятельностью в определенной сфере.

А что остается вчерашним студентам, если не устроиться на работу после института? Правильно: неквалифицированная работа или фриланс. Но разве для этого вы парили свой несчастный мозг столько лет и корпели над выполнением всех контрольных, курсовых, дипломных?

Жизнь после окончания института: как устроиться на работу?

Еще на этапе поступления было бы хорошо промониторить данные о том, после какого института легко устроиться на работу молодому специалисту. Дело в том, что есть вузы, которые помогают в трудоустройстве выпускников по специальности.

Также не мешает проследить за компаниями. Некоторые организации заинтересованы в притоке свежего молодого «мяса». Такие сотрудники стоят дешевле опытных, а при этом в качестве бонуса компания в лице такого работника получает молодость, энтузиазм и желание обучаться. Даже при условии небольшой оплаты вашего труда идти туда стоит, хотя бы для того, чтобы набраться опыта в своей сфере.


Не стоит пренебрегать мнениями HR-менеджеров, которые отмечают в молодых специалистов завышенный уровень самооценки и собственной рыночной стоимости.

Даже если работа во время каникул оплачивалась гораздо больше того, что вам предлагает работодатель, не спешите отказываться. Зачастую к маленькой зарплате прилагаются карьерные возможности. А это куда более важно для вас на данный момент.

Не забывайте ответственно подходить к подготовке к собеседованиям. Предварительно узнавайте подробности о деятельности компании. А на встрече постарайтесь продемонстрировать все свои преимущества. Дайте работодателю понять, что вы заинтересованы работать у них, хоть у вас и нет опыта в этой сфере.

Как найти работу выпускнику университета без опыта работы?

Мало кто знает, что кризис-идеальное время для поиска работы молодым специалистом, у которого еще совсем нет опыта.

Работодатели не могут содержать опытных и высокооплачиваемых сотрудников. И вот тут ваша задача – предложить таким работодателям себя во всей красе. Убедите его, что вы будете делать то же самое, но за гораздо меньшие деньги.

Кризис рано или поздно закончится, а к тому времени вы наберетесь опыта и навыков, которые станут основой к тому, чтобы попросить прибавки.

Зачастую работодатели готовы компенсировать отсутствие знаний у работника маленькой зарплатой.

Если нет работы по специальности

Бывает и так, что даже если вы согласны на любые условия, найти работу по специальности не получается а кушать-то хочется.

Что следует делать в этом случае:

  • поднять все старые связи, если вы когда-то подрабатывали в логистике, продажах, колл-центре, на аутсорсе;
  • искать работу помощником или ассистентом на неполный рабочий день;
  • найти любую черновую работу (курьером, грузчиком, консультантом) и продолжать искать работу, рассылать резюме, ездить на собеседования.
Между прочим, найти работу в Англии после университета тоже весьма нелегко. Бывшим студентам приходится и поработать в Макдональдсе, и побыть безработными прежде, чем они смогут найти что-то подходящее. Основное отличие от нас заключается в том, что иностранные студенты к этой ситуации готовы.

Не старайтесь устроиться на первое попавшееся вам место, однако и с амбициями следует быть осторожными. Хорошо, когда ты знаешь себе цену. Но часто выпускники делают одну и ту же ошибку: стараются найти работу с зарплатой на рынке, которая соответствует этой специальности.

Помните: высокая зарплата – это результат тяжелой работы, набранного опыта и постоянной работы над собой, повышения квалификации. И пока этого у вас нет, совершенно естественно, что и получать за эти же функции вы будете в разы меньше, чем более опытный коллега.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

А вот несколько полезных советов, которые помогут вам выделиться и запасть в «душу» работодателям.

  1. Составьте свое резюме так, чтобы оно отличалось от ваших конкурентов. Опишите те свои преимущества, которых, по вашему мнению, нет у других. Определенный вес вашему резюме прибавят знания иностранных языков (чем больше – тем лучше), отличное знание офисных программ и техники и т.д.
  2. Еще на последних курсах начните заниматься самообразованием. Проходите курсы, которые не предусмотрены программой университета. Пусть это будут обычные кулинарные курсы или курсы вождения автомобиля – эти данные помогут составить о вас мнение, как о целеустремленном и способном к обучению молодом специалисте. Если есть возможность, проходите практику во время учебы на тех предприятиях, которые известны в вашем регионе. Это поможет при трудоустройстве.
  3. Уверенность в себе (заметьте – уверенность, а не самоуверенность) – это ключ к получению работы. Спокойствие, самообладание и уверенность дадут работодателю понять, что вы не просто готовы получить эту работу, но и достигнуть определенных высот в этой сфере. А раз уж вы сами собираетесь подняться на определенный уровень, то и компанию заодно за собой подтянете. Во время испытательного срока покажите себя как трудолюбивого, ответственного и исполнительного.

Запомните: не важно, как долго вы протянете на своем первом рабочем месте. Главное – уметь его получить, а дальше – это будет уже совсем другая история. Ну а пока вы подыскиваете, присматриваетесь и подумываете,

Фабрикой по производству элиты. С какого-то момента они стали просто поводом не идти в армию и еще пять лет провисеть на шее у мамки. В любом случае, университет навсегда изменяет жизнь человека и швыряет его в неожиданные стороны. Так что некоторые вещи можно понять только спустя годы после получения диплома. Мы вспомнили 10 самых ярких примеров из этого списка.

Тебя здесь ничему не научили

Спустя годы после того, как получен диплом, ты отчетливо понимаешь, что тебя вообще ничерта не учили ничему полезному. Пять лет времени - просто в труху. Когда крестили Русь? Какой алгоритм у этого (ну как там его)? Как заполнить налоговую декларацию (камон, ты же отучился на экономиста)? Временами вообще кажется, что ты просто вышел из школы, провел пять лет в кутеже и половых излишествах, а всего, что знаешь, достиг сам, благодаря самообразованию.

Тебя научили такой массе вещей, что иногда тошно

И в то же самое время, твоя голова полна немыслимым количеством информации, которая всплывает то тут то там, без повода и нужды. Внезапно ты вспоминаешь такие детали из университетского курса, что становится тошно. Пытаясь найти ключи и вспоминая, куда с ними ходил, ты вдруг осознаешь, что точно помнишь имя нациста, который спасал китайцев во время Нанкинской резни. Зачем это тебе сейчас, какой вообще прок от этих знаний?

Друзья, оставшиеся с вуза, - самые лучшие и близкие

В вузе ты выбрал друзей не из-за того, что прикован с ними к одной рабочей галере и не потому что вы живете в одном дворе. Здесь ты нашел товарищей по общим вкусам, жизненной позиции и интеллектуальному уровню. Определенно, с ними тебе лучше и интереснее всего. Тем более, у вас остался миллион историй о совместной учебе и веселье.

Ты понятия не имеешь,
кто на самом деле твои бывшие однокурсники

Встретившись со старыми однокурсниками спустя годы, ты понимаешь, что вообще не имеешь понятия о том, кто они и кем были. Половина имен и фамилий одногруппников забудутся через год после получения диплома. Люди, которых ты считал скучными занудами, окажутся неплохими парнями, некогда веселые кореша - мрачными прохиндеями, а у остальных, кажется, то ли деменция, то ли шизофрения.

Твой любимый препод, который нравился тебе за экспрессивную подачу - обыкновенный фрик

В какой-то момент приходит осознание того, что Карл Иванович, на пары которого ты ходил как в кинотеатр - разлечься и запастись новыми веселыми историями - на самом деле, просто адский фрик. Или алкоголик, или психопат, который не понимает, где находится. Или все сразу. Именно этим объясняется его экспрессивная подача материала и изощренная красноречивость.

Секс, наркотики и рок-н-ролл не прошли для всех просто так

Одна из побочных функций высшего образования - , чтобы к выходу во взрослую жизнь молодой организм уже подустал от развлечений и быстрее взялся за ум. Но сделать это без излишеств не получается. Уже после выпуска среди всего потока обязательно окажется драгдиллер или просто серьезный криминальный элемент, а самая горячая красотка обязательно окажется матерью пяти детей - и каждый от разных отцов. Иногда будет ощущение, что ты провел пять лет в гетто, а не на престижном факультете.

Тебе до сих пор снится один и тот же кошмарный сон

Это смешно и глупо, но в твоих снах университет навсегда оставит один и тот же повторяющийся кошмар. Будильник не прозвенел, ты опаздываешь на экзамен, к которому не готов, а если не сдать его, то тебя обязательно отчислят. Ты обречен. Те, кто прошел еще и аспирантуру, видят такие сны в совершенно инфернальном и болезненном виде.

То, что ты работаешь по специальности,
большинству кажется каким-то чудом

Правда, касается это только гуманитарных специальностей. Работаешь дизайнером после учебы на дизайнера? Пишешь статьи, отучившись на журналиста? Стал успешным детским психологом, получив диплом на соответствующем факультете? Среди преподавателей и бывших одногруппников о тебе будут слагать легенды. Ты можешь стать последним огнем надежды для тех, кто работает охранником в супермаркете, отучившись на философском.

Преподы - не такие уж тираны и фурии.
Просто у них скотская жизнь

Теперь-то ты понимаешь, какая, на самом деле, скотская жизнь у преподавателей и сколько ужасного в ней когда-то было именно из-за тебя. Их удел - мизерные зарплаты и работа, половина которой - попытка что-то объяснить макакам в вольере, и еще половина - бумажная изматывающая рутина. Неадекватное или тираническое поведение преподавателей - это просто попытка удержать иллюзию контроля над хаосом и прогнать жестокую хандру.

Вуз научил тебя «не тем вещам»,
и они приносят больше пользы, чем реальные знания

Говард Маркс собственной персоной

Один из крупнейших наркобаронов 1970-х, в своей автобиографии рассказал очень дельную вещь. Он отучился на философском факультете, написал диссертацию и бросил ее ради более прибыльного дела - поставок гашиша из Голландии. Спустя годы к нему пришло осознание того, что именно аспирантура научила его всему тому, что сделало его успешным наркобароном. Речь идет об умении давать взятки, лгать как на духу, выцеплять стукача с первого же взгляда и понимать, когда тебе вешают лапшу на уши. Ты, конечно, не Говард Маркс, но в универе тоже наверняка научился сомнительным вещам - и вот они-то помогают тебе в жизни гораздо больше, чем пары по истории или астрофизике.

Московский государственный строительный университет (МГСУ) - головной вуз России в области строительного образования, который за годы своего существования выпустил 110 тысяч высококвалифицированных инженеров-строителей. В Москве, наверное, нет ни одной стройки, где бы не работали выпускники этого университета. Считается, что каждый третий инженер в строительстве - выпускник МГСУ.

О практических результатах научной деятельности университета и о сотрудничестве строительного вуза с градостроительным комплексом Москвы в сфере подготовки профессиональных кадров в интервью Порталу Стройкомплекса рассказывает Валерий Теличенко, возглавлявший МГСУ на протяжении десятилетия, а теперь занимающий пост президента этого высшего учебного заведения.

Валерий Иванович, поздравляем Вас с новой почетной должностью. Расскажите о том, решением каких проблем теперь будете заниматься в вузе?

Я в университете прошел все ступени роста: был студентом, научным сотрудником, преподавателем, заведующим кафедрой, проректором, ректором и вот теперь президент. Эта должность не так давно введена в вузах. Думаю, она подходит для тех людей, которые в силу своего возраста в соответствии с законодательством должны покинуть должность ректора, но в силу своего профессионального опыта могут еще быть полезны. Круг обязанностей президента - стратегическое развитие, представительство во внешней среде, развитие связей с отраслью, с государственными структурами и бизнесом, плюс, конечно же, это работа в вузе по решению различных задач. При этом руководителем все-таки является ректор, и он несет полную ответственность за состояние дел.

В 2010 году МГСУ присвоен статус национального исследовательского университета. Как изменился вуз с того времени?

Идет уже пятый год реализации программы. Я считаю, что получение статуса национального исследовательского университета - очень мощный шаг МГСУ вперед, он позволил нам войти в число ведущих вузов России, получить финансовую поддержку правительства, создать мощную базу научных исследований. А научные исследования - это значит современное образование. Модель обучения в вузе подразумевает, что надо создавать новые знания и внедрять их в учебный процесс, а ученики понесут эти знания дальше. Это очень длительная процедура, но в этом и состоит задача университета.

Строительство - наукоемкое направление деятельности, и мы пошли по этому пути. За это время в университете был создан целый ряд лабораторий. Таких, в которых занимаются разработкой новых строительных материалов и технологий, аэродинамическими исследованиями строительных конструкций. Мы создали центры различного назначения: пожарной безопасности, светопрозрачных конструкций, энергоэффективности, геотехники (исследования грунтов под строительство), интеллектуальных технологий управления зданиями, компьютерного моделирования - через него, кстати, прошли все объекты сочинской Олимпиады на предмет их безопасности.

Эти лаборатории - основа научно-производственной деятельности вуза: мы заключаем договоры с реальными строительными организациями на проведение определенного вида исследований.

- Какие конкретно технологические разработки ведутся?

Например, сейчас мы разрабатываем новые дорожные покрытия с привлечением центра нанотехнологий. Это реальный материал, который может повысить износостойкость дорожного покрытия в разы, избавиться от колейности. Наши специалисты работают над новыми строительными материалами - уже получен прозрачный бетон, например, который может использоваться в оформлении фасадов. Может, это и экзотика, с Вашей точки зрения, но это совершенно новый материал с новыми свойствами.

- Насколько востребованы ваши разработки у строительных компаний?

Многие за долгие годы привыкли восхищаться научными разработками других стран. Наш университет сумел преодолеть научно-техническую отсталость. Теперь главная задача - запустить наши разработки в дело, а это уже обоюдный процесс.

Очень часто многие строительные организации не стремятся к использованию отечественных новых технологий, считая, что проще купить новое за рубежом, чем вкладывать деньги в университет. Эту позицию необходимо преодолеть: нужно вкладывать деньги в свой вуз, в молодежь, в своих сотрудников. И тогда произойдет развитие всей строительной отрасли.

Вы, наверное, знаете, что в Коммунарке (Новомосковский административный округ) для Московского института стали и сплавов (МИСиС) будет создан учебный кластер с кампусами для проживания, учебными корпусами и лабораториями. Есть ли у МГСУ потребность расширять свои площади? Рассматриваете ли Вы «новую Москву» как возможную площадку для развития?

У нас скорее есть планы по концентрации всех корпусов МГСУ на одной площадке. Наш университет располагается в Москве на десяти площадках. Поэтому мы ведем работу по концентрации наших сил - студентов и преподавателей - на Ярославском шоссе, 26. Здесь большой участок земли - 60 гектаров, - на котором еще можно построить новые корпуса, учебные лаборатории, общежития, может быть, даже жилой дом для профессорско-преподавательского состава. Это примерно 80 тысяч квадратных метров новых зданий. Поэтому мы говорим о консолидации. Если некоторые вузы, как МИСиС, планируют строить новые корпуса на совершенно новой площадке, то у нас здесь, на Ярославском шоссе, достаточно всего: земли, инфраструктуры, чтобы собрать весь университет.

- Это пока только планы или реализация проекта уже идет?

Эта градостроительная концепция докладывалась президенту России Владимиру Путину, когда он посещал наш университет в августе 2012 года. Думаю, в этом году мы уже выйдем на уровень министерства и правительства РФ, которые должны утвердить эту концепцию постановлением. И тогда, вероятно, к столетию МГСУ в 2021 году эти планы будут претворены в жизнь.

Мы планируем вводить свои разбросанные по всей Москве здания общей площадью почти 250 тысяч квадратных метров в хозяйственный оборот. Они будут переданы инвесторам, которые в свою очередь профинансируют строительство корпусов на Ярославском шоссе. Оценивается этот проект в семь-восемь миллиардов рублей.

- У Вас есть данные о том, сколько выпускников остаются работать в отрасли по окончании вуза?

Наши студенты получают около трех тысяч дипломов в год по различным формам обучения. Не могу сказать, что мы можем обеспечить трудоустройство 100% выпускников. Но в университете есть программы содействия трудоустройству: это и помощь через попечительский совет (куда входят крупные строительные компании. - Ред.), и организация ярмарок вакансий для студентов, работает и специальное кадровое агентство строительного комплекса и архитектуры МГСУ, сокращенно - КАСКА.

Строительные организации охотно берут на работу наших выпускников. Процент трудоустройства по специальности, по данным КАСКА, около 85%. Это очень хороший показатель, на мой взгляд.

В 2013 году в МГСУ запущен пилотный проект «Прикладной бакалавриат», который предполагает, что стажировка студентов в строительных компаниях займет значительную часть учебного времени. Расскажите об этой новой форме обучения.

Я считаю, что профиль нашего вуза наиболее соответствует практикоориентированной подготовке специалистов. Университет готовит высокопрофессиональные и наукоемкие кадры, но нужны и такие работники, которые придут завтра на стройки, наденут телогрейку, каску и будут выполнять весь комплекс работ именно на стройплощадке. Наша задача - подготовить в рамках программы «Прикладной бакалавриат» таких специалистов. Эта дисциплина подразумевает постоянную практику, постоянное взаимодействие со строительными организациями и производствами, которые работают в реальном секторе экономики.

Мы взаимодействуем с реальным сектором экономики всю историю развития строительной отрасли, но прикладной бакалавриат подразумевает, что специалистов университет и организация готовят совместно. И, конечно, желательно, чтобы организация готовила в основном своих будущих сотрудников.

- Сколько времени в учебном процессе прикладных бакалавров занимает практика?

Вообще студент после каждого курса проходит различные виды практики: учебно-геодезическую, учебно-производственную, технологическую и преддипломную. Специальность «Прикладной бакалавриат» подразумевает, что студент будет проходить производственную практику после каждого курса. Получается, что за четыре года 25 - 30 недель отводится под практику на производстве.

Это не новая модель. Например, в Германии это так называемая дуальная система - когда студент учится и работает. У нас пока не выработана определенная позиция - как проводить производственную практику: ударно, когда студент отучился два года, а потом идет на полгода на практику, или весь учебный процесс чередовать учебу с практикой. Мы сейчас вырабатываем учебную модель этой дисциплины.

- Существует ли проблема устройства студентов на практику?

Я не могу сказать, что это проблема. Объем строительного рынка в Москве большой, и мы ищем те организации, которые готовы взять студентов, помочь ребятам зарабатывать деньги, наработать опыт. Сегодня мы не замыкаемся только Москвой. У нас очень серьезные взаимоотношения с Росатомом. На многие объекты по строительству атомных станций отправляем целые отряды студентов, например, на Нововоронежскую атомную станцию. Ребята приезжают оттуда в восторге. Человека, побывавшего на такой стройке, уже никогда не заманить другой профессией. Некоторые вещи не может создать никто другой, кроме строителя. И практика в этом и должна заключаться - помочь человеку понять, что строительство - это его призвание.

Строительные организации берут ваших студентов на практику, а как вы можете помочь строителям повысить их квалификацию?

У нас существует отдельный институт дополнительного профессионального образования, где специалист может, по сути, повысить свою квалификацию. Через этот институт в год проходит более трех тысяч специалистов. Это не так уж и много. И мы заинтересованы в том, чтобы строительные организации направляли на повышение квалификации больше специалистов. Мы готовы к этому, у нас есть для этого научно-техническая база. Это важный элемент сотрудничества университета со Стройкомплексом Москвы.

Алена Терновая, собственный корреспондент

Другие материалы по теме

Школа-интернат на новой территории Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова