Бизнес на утилизации старых автомобилей. Как открыть фирму по утилизации отходов

Многие обыватели смотрят на старый автомобиль, как на груду никому не нужного хлама. Между тем, буквально под ногами у многих из нас валяются неоприходованные сокровища. Только по Москве столичные автомобилисты ежегодно хоронят около 100 тысяч автомобилей. Утилизация старых автомобилей (с учетом скорости насыщения городов новой автотехникой) может стать выгодным мероприятием.

Конечно, добраться до такого «клондайка» дано не каждому. Перво-наперво, нужна автостоянка для размещения старой техники. Без налаженных связей в префектуре и ГИБДД таким объектом не обзавестись. Неудивительно, что идут в такой бизнес, преимущественно, выходцы из МВД. Впрочем, ничего незаконного в этом нет.

За право заниматься утилизацией надо еще выиграть тендер, проводимый городскими властями. Если у вас это получится, готовьтесь тратить деньги на инвестиции.

Необходимо оборудовать площадку асфальтовым или бетонным покрытием, оградить и осветить. Далее закупается техника: эвакуаторы, погрузчики, тягачи, манипуляторы и, конечно же, шрейдер - специальный дробильный аппарат.

Ориентируясь на расценки в столице (а там уже поняли, какая это проблема), можно сориентироваться в экономике бизнеса. Утилизация легковой единицы техники «облегчит» столичный бюджет на 980 рублей, а «расправа» над грузовиком стоит 1600 рублей. Чем больше договоров с ДЭЗами вы заключите, тем больше прибыли получите. Пример одной из московских фирм показывает, что за месяц небольшим штатом из 12 человек можно обработать более 100 автомобилей.

Еще один существенный плюс - это стоимость аренды земли под спецстоянку. Поскольку деятельность социально значима, арендная плата за землю уменьшена в 10 раз! Представляете, что это значит для столицы!

Технология автоутилизации

Не все обнаруженные «убитые» машины сразу попадают под пресс. На утилизацию должен быть разрешительный документ местных властей. Если таковой имеется, машина все равно зачастую выставляется «на карантин» - вдруг хозяин вспомнит о своей «развалюхе» и захочет забрать.

Через пару месяцев «беспризорности» машина идет в разборку. Действия отработаны до мелочей. Металл, пластик, текстиль, масло, колеса - всё раскладывается по своим «полочкам». Металл сдается в приемный пункт. За тонну, а это, приблизительно, три автомобиля, дают до 1800 рублей. За год количество металлолома может дойти до 100 и более тонн. На утилизации шин также можно заработать, сдавая их фирмам, перерабатывающим резину и изготавливающим резиновые наполнители для асфальта, детских площадок, теннисных кортов.

Пластик и текстиль вывозятся бесплатно спецпредприятиями на своем транспорте. А вот за утилизацию остатков масла приходится самим платить перерабатывающим фирмам.


Хороший доход (а иногда, даже основной) приносит реализация демонтированных из автомобилей запчастей. Конечно, не в каждой машине остается что-то подходящее для дальнейшего использования, но даже на стареньком «Москвиче» или «Жигулях» «наскребывается» до 1000 рублей на запчастях. А с иномарок продается всё, вплоть до резиновых ковриков. В итоге, за год набегает очень приличная сумма.

Перспективы «автоутильного» бизнеса

Рентабельность бизнеса, даже без учета «приработка» от реализации запчастей, «вырисовывается» в симпатичные 30%. Но и её можно повысить, если самостоятельно перерабатывать полученное сырье. Есть готовые заводы «под ключ». Дело за малым - выделение территории под размещение такого перерабатывающего комбината. Правда, в условиях столицы проблематично не только найти подходящую территорию, но и организовать её долгосрочную аренду.

Тем не менее, перспективы автоутильного бизнеса огромны. Даже сейчас утилизируется только один из 4 отработавших свой срок автомобилей. По прогнозам специалистов, через десятилетие столичная автосвалка будет ежегодно пополняться 300 тысячами таких машин.

Бизнес по очистке утилизации отходов является остаточно прибыльным, ввиду большого распространения частных домов, в которых нет налаженной канализационной системы. Целевой аудиторией являются жители коттеджных посёлков и владельцы дач, которые обращаются к услугам ассенизаторов, по крайней мере, раз в год.

Организация такого дела строится на «трёх китах»: умение наладить контакт с клиентами и руководством различных инстанций, знание санитарных норм и технологии утилизации отходов, наличие материальной базы.

Оборудование и технология очищения

Главным приобретением станет ассенизационная машина. В современных фирмах по утилизации жидких отходов используют несколько видов таких машин: вакуумная машина, вакуумный агрегат, водоотливные установки и агрегаты, самоходная машина и др. Ассенизационная машина должна обладать следующими требованиями:

Быть безопасной для работников;

Легко и быстро нагружаться/разгружаться;

Иметь высокую герметизацию, что предотвратит возможность утечки;

Быть хорошо оснащённой и автоматизированной;

Быстро очищаться.

Для открытия бизнеса достаточно взять кредит на развитие бизнеса или приобрести качественную вакуумную машину. Основными её частями являются: цистерна, вакуумный насос с приводом, приёмный люк с всасывающим шлангом, сигнально-предохранительное устройство, краны управления с трубопроводом, площадки и дополнительное электрооборудование. Заполнение цистерны отходами происходит за счёт разрежения, которое создаёт вакуумный насос. Скорость забора нечистот составляет около 240-360 м3/ч, в зависимости от мощи машины. Вместимость цистерны бывает от 3, 25 до 10 куб.м. Выброс масс происходит либо своим ходом, либо под действием вакуумного насоса. Стоимость такой машины зависит от года выпуска и фирмы производителя. Новая иномарка стоит около 3-4 млн. рублей, машина отечественного производства – 1 млн. рублей. Подержанный ассенизатор можно купить за 250-650 тыс. рублей.

Утилизация отходов


В услуги, осуществляемые фирмой по утилизации отходов, могут входить:

Очистка выгребных ям;

Очистка и осушение строительных котлованов;

Осушение водоёмов;

Очистка водостоков и канализационных сетей;

Сбор и вывоз токсичных отбросов, предусмотренных 3-4 классами опасности;

Сбор и утилизация медицинских отбросов всех видов из любых медицинских учреждений и др.

Сливные станции располагаются на канализационных коллекторах, за 300 метров от населённого пункта. Они состоят из нескольких каналов, в которые сливают отходы из баков и цистерн. Стоимость такой станции составляет около 4 млн. рублей. Конечно, покупать её будет накладно, поэтому следует пользоваться услугами центров утилизации, где выдаются талоны оплаты за услуги. Расценка идёт за куб. метры.

Документы

При оформлении документов, помимо регистрации ИП, выбора системы налогообложения и открытия личного счёта в банке, понадобится получить лицензию на утилизацию отходов. Её даёт Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Для этого необходимо оформить Заключение Роспотребнадзора на обращение с отходами, а также разработать и согласовать порядок производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления. Также понадобится обойти ряд инстанций и собрать значительное количество документов:

Заявление о предоставлении лицензии;

Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

Копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

Уплата лицензионного сбора;

Сведения о квалификации специалистов, обеспечивающих осуществление заявленного вида деятельности, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами;

Данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении, информация о предыдущей деятельности опыте работы;

Сведения о наличии принадлежащих производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

Сведения о наличие средств контроля и измерений, подтверждающих соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности;

Копия санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Срок оформления Лицензии на утилизацию отходов составляет максимум 2 месяца. Действие лицензии 3-5 лет. Стоимость составит от 250 до 300 тыс. рублей.


Помещение и персонал

Для грамотной организации бизнеса по утилизации отходов следует арендовать гараж для техники и помещение под офис. Гараж следует выбирать там, где распространены частные дома, т. е. рядом с местом проживания ваших потенциальных клиентов. Стоимость аренды гаража – от 10 тыс. рублей в месяц, покупка обойдётся в 100-500 тыс. рублей. Для офиса можно арендовать комнату где-то за 150 тыс. в год. Следует нанять бухгалтера и менеджера по привлечению клиентов.

Инвестиции

Первоначальные инвестиции, при аренде гаража и покупке подержанного оборудования отечественного производителя, необходимые для открытия фирмы по утилизации отходов, составят около 1 млн. рублей. Ежемесячные расходы на уход за оборудованием, аренду и зарплату будут составлять около 100 тыс. рублей. Стоимость очистки за 1 куб. метр отходов около 1500-2000 рублей, т. е. в среднем, за одну максимальную нагрузку цистерны вместимостью 7 куб. метров, можно заработать около 12 тыс. рублей. По минимуму, ежемесячная прибыль составит 240 тыс. рублей, чистая прибыль 140 тыс. рублей. Если начать работать летом, бизнес может окупиться за сезон.

Деятельности у них необъятное: каждый год столичные автомобилисты хоронят около 100 тысяч машин

Есть идея!

По улице ехал огромный «КрАЗ» и вез на свалку две ржавые легковушки. Хачик Егиазарян смотрел на эту похоронную процессию и дивился расточительности ее организаторов: «Гонять такую махину ради всего двух машин?! Не проще ли прессовать эту рухлядь и грузить в кузов пачками?»

Внезапно возникшая идея зацепила, и Егиазарян решил попробовать ее реализовать . На тот момент его фирма занималась утилизацией старого бетона. Из него делали щебень и песок, а потом выпускали строительные блоки и тротуарные плиты. Шрейдер - агрегат для дробления бетона - прекрасно справился и с расплющиванием машин. После обработки легковушка превратилась в тонкий лист толщиной 5 сантиметров. За один раз на грузовике можно было отвезти на свалку более двадцати таких «листов».

Так как вопросами утилизации старых машин в нашей стране занимаются государственные органы , Егиазарян пошел предлагать свои услуги в ближайшую префектуру. Чиновникам идея экономичного бизнеса понравилась. С фирмой «Дробус» заключили договор на выполнение заказов города, выделили земельный участок , и работа началась.

Хлам - он и есть хлам

За пару лет «Дробус» стал крупнейшим утилизатором автомобилей в Северо-Восточном округе столицы. Каждый год через фирму проходит более двух тысяч единиц техники. Однако заработать чемоданы денег на этом бизнесе ей не удалось.

За утилизацию одной машины город платит нам всего 920 рублей, - рассказывает Хачик Егиазарян. - За тонну сдаваемого металлолома - это примерно три кузова автомобиля - можно выручить еще 1200 рублей. Конечно, это копейки. Ведь нам надо содержать эвакуатор, платить зарплату рабочим. Немного спасает положение продажа запчастей, оставшихся в машинах. Но, как правило , владельцы, решившие бросить свое авто, раздевают его подчистую. Все более-менее пригодные запчасти они продают сами. Из пяти машин, которые поступают к нам, только на одной можно найти какие-то детали. В основном это голые, ржавые кузова. Поэтому, если бы мы занимались только этим бизнесом, мы бы разорились.

Это не пустые слова. Из нескольких фирм округа, пробовавших заниматься лишь утилизацией машин, в живых не осталось ни одной.

В отличие от них, «Дробус» чувствует себя очень уверенно. Рентабельность фирмы стабильно держится на уровне 35-40%. Как ей это удается?

Земля-кормилица

Один из принципов Егиазаряна-предпринимателя заключается в том, что из всех имеющихся ресурсов при желании можно извлечь максимум пользы. Главное - найти их правильную комбинацию. Первое, что используется им на всю катушку, - это земля . Так как фирма выполняет заказ города, за аренду предоставленного участка она платит в 10 раз меньше, чем заплатили бы другие коммерческие структуры.

Американский завод «под ключ » стоит $16 млн. Егиазаряну удалось найти западный банк , готовый предоставить кредит на этот проект под 5% годовых. По расчетам предпринимателя, он бы мог окупиться всего за 2 года. Но пока дело застопорилось - нет земельного участка, который можно взять в аренду на длительный срок.

Изношенные покрышки – неиссякаемый источник практически бесплатного сырья, благодаря разрастающемуся количеству машин на дорогах. Результат утилизации авторезины – резиновая крошка материал, используемый в строительстве трасс и трубопроводов, в производство шин и резиновых покрытий и прочее. Предлагаем вашему вниманию небольшого завода по изготовлению резиновой крошки из изношенной авторезины.

Шаг 1. Регистрация бизнеса

Вначале нужно определить организационно-правовую форму бизнеса. Если вы используете для открытия бизнеса свои вложения, можно регистрировать ИП. Займет это дней пять и стоить будет 800 руб. Когда в планах стороннее инвестирование и совместное партнерство, целесообразнее открытие ООО – регистрация займет пару недель и обойдется дороже. Но учтите, что в случае банкротства предприниматель отвечает лишь уставным капиталом, а индивидуальный предприниматель – личным имуществом.

Никаких лицензий производство резиновой крошки из авторезины не требует.

Шаг 2. Помещение для производства

Производственные площади не должны находиться ближе, чем 300 м. от жилья. Поэтому проще всего искать их за городом, плюс – и покупка, и аренда строения в пригороде будет дешевле. Например, пустующие здания в промзоне или на территории действующего завода.

Основные требования к помещению:

  • площадь – не меньше 100 кв.м;
  • высота потолка − от 3 м;
  • возможность зонирования (отдел подготовки, цех по производству и складские площади);
  • промышленная электросеть – от 20 кВт;
  • отопление − не ниже 15°С, наличие канализации и водоснабжения;
  • ровный пол для бесперебойной работы оборудования.

Шаг 3. Оборудование

Линия по производству резиновой крошки включает в себя:

  • агрегат удаления бортовых колец;
  • шредеры первичной резки на ленту;
  • гильотину для сегментарной нарезки;
  • вибросита на грубую и тонкую очистки;
  • сепараторы: магнитный и воздушный;
  • дробилки роторные;
  • систему пылеудаления;
  • транспортный вентилятор;
  • ленточный пневмотранспортер;
  • электрощит.

Шаг 4. Персонал для работы мини-завода

Для цикла утилизации и переработки автопокрышек достаточно 3-5 неквалифицированных рабочих. Для обеспечения всего производственного процесса нужны также: бухгалтер, менеджер по реализации продукта, возможно − приемщик авторезины у населения.

К услугам технолога можно прибегать на основе аутсорсинга. Подбор персонала проще всего произвести на сайтах поиска работы.

Шаг 5. Где брать сырье

Можно организовать прием использованных автошин и покрышек у населения. Либо прямо на производстве, либо оборудовать приемный пункт в местах скопления такого утиля. Тогда придется еще озаботиться транспортировкой сырья до места переработки. Основными местами сосредоточения авторезины являются шиномонтажки, автотранспортные компании, свалки и другое. Сырье разделяют на пневматические шины и покрышки с текстильным кордом.

Как выглядит технология по переработке авторезина

После осмотра сырья, удаления частей, не пригодных к утилизации, авторезина нарезается сегментами (20 на 20 см). Затем сегментная масса отправляется в шредерную резку, где еще больше измельчается и идет отсев металлочастей, бортовой проволоки.

После этого в роторной дробилке происходит окончательное размол сырья до крошки. Из которой, путем сепарирования, удаляется текстильный корд и происходит полное избавление от металлочастиц. После заключительной чистки крошка проходит через специальное вибросито, где происходит фракционная сортировка.

Шаг 6. План финансирования и расчет доходности

Расчеты примерны, так как многое зависит от региона, актуальных цен и прочих обстоятельств. Но, даже по самым минимальным ценам реализации продукции, бизнес по переработке такого рода утиля остается доходным.

Первичные затраты:

  • оформление документации – 150 тыс. руб.;
  • аренда здания для мини-завода – 180 тыс. руб.;
  • ремонт помещений – 150 тыс. руб.;
  • топливные емкости – 80 тыс. руб.;
  • производственное оборудование – 1,5 млн руб.;
  • прочий инструментарий – 200 тыс. руб.

Всего начальных вложений – 2 260 000 рублей.

Ежемесячные расходы на производство:

  • ЗП рабочим на производстве – 70 тыс. руб.;
  • ЗП офисному персоналу – 50 тыс. руб.;
  • электроэнергия и коммуналка – 30 тыс. руб.;
  • транспортные расходы – 150 тыс. руб.

Итого ежемесячных затрат − 300000 рублей.

Расчет доходности

При утилизации одной тонны авторезины получается до 700 кг крошки. На типовом мини-заводе перерабатывается от трех тонн покрышек за сутки. Соответственно, на реализацию по цене17 руб./кг выходит не менее 2100 кг продукции в сутки. По итогу, ежемесячная выгода составляет около 410700 рублей. Окупаемость бизнес-проекта достигается от 11 до 21 месяцев − в зависимости от загрузки производственной линии и реализации полученного продукта.

Бывает так, что достаточно прибыльный и перспективный бизнес имеет совершенно неприглядное обличие, что даже сложно поверить в его успех. Это утверждение справедливо относительно бизнеса, построенного на утилизации уже отслуживших свое автомобилей.

Ведь кому из нас придет в голову, что груды металлолома, которые портят внешний вид наших уютных дворов, могут приносить реальные, и, причем, немалые деньги. Предприятие утилизации авто очень перспективное, и востребованное уже сейчас, потому как с каждым годом появляется огромное количество новых автомобилей, и, соответственно, растет число транспортных средств, что называется, не на ходу.

Поэтому вы можете основать небольшую фирму, которая частным образом будет вывозить брошенные автомобили с целью последующей их утилизации, что принесет вам, кстати, хорошую прибыль. Единственная сложность в организации этого дела заключается в необходимости пройти ряд разрешительных инстанций нашего бюрократического аппарата, а зачастую, для того, чтобы получить все документы и вести свою деятельность на вполне законной основе, придется «задобрить» не одного чиновника. Так что будьте готовы потратить уйму времени, сил, нервов и определенную сумму денег. Хотя потом эти затраты с лихвой окупятся.

Итак, получив все необходимы разрешения, можно приступать к организации собственной площадки, где будет проходить сортировка, частичная переработка и хранение вторсырья. Вам понадобиться достаточно большая территория, площадью не менее четырехсот квадратных метров, ее нужно будет соответствующим образом обустроить - настелить асфальтное покрытие со специальной пропиткой, которая не позволит различной автомобильной химии проникать в грунт. Затем оградить свои владения и провести освещения по периметру. Необходимо также будет приобрести пресс для металла и все необходимые инструменты, без которых невозможно будет разобрать авто.

Все отходы придется сортировать -металл, шины и диски, стекла, и т.д. Необходимо также решить вопрос касательно утилизации горюче-смазочных материалов, это будет едва ли не единственная самая затратная часть вашего предприятия, ведь за подобную процедуру необходимо будет платить, тогда, как все остальные отходы будут приносить исключительно прибыль.

Автомобили, подлежащие утилизации вы можете искать самостоятельно, правда они должны будут простоять еще в течении двух месяцев на специальной площадке, на случай если объявиться хозяин. Или же объявить о приеме такого металлолома от населения, это потребует меньше времени, зато и уменьшит вашу прибыль.