Устанавливаем требования к закупкам товаров для госнужд. Разбираемся с нормированием в сфере госзакупок Наличие типовых требований к товарам работам услугам

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

К сожалению, образцов приказов по нормированию закупок на сегодняшний день не содержится в системе.

В 2016 году заказчики должны не только планировать закупки, но также нормировать и обосновывать. Вышестоящие инстанции (Правительство РФ, высшие органы исполнительной власти субъекта РФ, местные администрации) устанавливают общие правила нормирования, а нижестоящие (главные распорядители бюджетных средств) уточняют их в своих правилах и доводят до учреждений. Для учета нормирования при формировании плана закупок и плана-графика контрактные управляющие, сотрудники контрактной службы должны руководствоваться двумя актами ГРБС – ведомственным перечнем и нормативными затратами на выполнение функций. Эти документы дают ясность, какую продукцию заказчик вправе закупать, в каком количестве и по каким ценам.

Что такое ведомственный перечень и как им пользоваться

В ведомственном перечне федеральные госорганы прописывают, какое количество товаров, работ, услуг заказчики вправе закупить, потребительские свойства и характеристики объектов закупок. Также в перечне устанавливают предельные цены на продукцию. Учреждения должны придерживаться ведомственного перечня, когда планируют и обосновывают закупки. Правило касается всех заказчиков по Закону № 44-ФЗ без исключения.

Внимание: если заказчик закупает товар, работу или услугу из ведомственного перечня, НМЦК не должна превышать предельную цену.

Об этом сказано в пункте 14 Общих правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926.

Пример: О применении ведомственного перечня

Университет планирует закупить мобильные телефоны и услуги по их обслуживанию.

Чтобы рассчитать и обосновать цену, заказчик воспользовался приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. № 1528. В документе министерство установило предельные цены на мобильные телефоны и годовую стоимость обслуживания. Так, телефон для руководителя не должен быть дороже 10 000 руб., а годовое обслуживание аппарата – больше 48 000 руб. Для специалиста максимальная стоимость телефона – 5000 руб., годовое обслуживание – 9600 руб.

Когда описываете объект закупки, также учитывайте ведомственные нормативные акты.

Пример: Об описании объекта закупки

Академия планирует закупить стулья на стальном каркасе с деревянными сидениями, обтянутыми тканью.

Чтобы описать объект закупки, академия воспользовалась приложением к приказу Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. № 1528. В нем министерство предусмотрело характеристики и максимально допустимую цену таких стульев. Заказчик описал стулья так: «Стул: материал каркаса – металл, материал облицовки – ткань, цена – не более 9000 руб.».

Ситуация: заказчик рассчитал НМЦК. Она оказалась выше предельной цены, которую утвердил вышестоящий орган в ведомственном перечне. Правомерно ли закупать товар по предельной цене

Да, закупить товар по цене из перечня можно. Уменьшите НМЦК, которую получили методом анализа рынка, до предельной. Снижение обоснуйте ссылкой на ведомственный перечень учредителя.

Цена единицы товара, который заказчик планирует закупить, не должна превышать предельную цену из ведомственного перечня. Об этом говорится в пункте 14 Общих правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926.

Что такое нормативные затраты на выполнение функций и как их применять

Нормативные затраты на обеспечение функций позволяют заказчикам рассчитать, в каком количестве закупить конкретные товары, работы, услуги, например оргтехнику, связь, мебель. Такие лимиты устанавливают только для государственных и муниципальных органов, органов управления внебюджетными фондами, казенных учреждений. Перечисленные заказчики обязаны ограничивать объемы закупок.

Нормативные затраты рассчитывают как с помощью формул, так и без них. В расчете используют нормативы цены и количества. Расходы на закупки, которые заказчик рассчитал на основе нормативных затрат, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств.

Порядок, в котором заказчики рассчитывают нормативные затраты, устанавливают федеральные госорганы. Для этого издают приказ. Нормативы утверждает уполномоченное должностное лицо государственного органа.

Пример: О применении нормативных затрат

Казенное учреждение планирует закупить столы для специалистов в 2017 году.

В штате учреждения – 200 специалистов, на балансе – 185 столов. 10 столов учреждение планирует списать в следующем году. Чтобы рассчитать, сколько столов закупить, заказчик воспользовался актом федерального госоргана.

Согласно акту, каждому специалисту положен один стол. Предельная цена – 8000 руб. Потребность в столах для специалистов (Q) определяют по формуле:

Q = V – C + S, где:

V – количество рабочих столов, которое необходимо для специалистов;

С – остаток столов для специалистов на начало года, следующего за отчетным;

S – количество столов, которое заказчик спишет в году, следующем за отчетным.

Таким образом, в 2017 году заказчик вправе закупить 25 столов (200 – 185 + 10). Причем общая стоимость закупки не должна превышать 200 000 руб. (25 шт. × 8000 руб.).

Ситуация: бюджетное учреждение субъекта работает только по Закону № 44-ФЗ. Какие правила нормирования применять

Для бюджетного учреждения учредители устанавливают только требования к товарам, работам, услугам, предельным ценам. Нормативные затраты на обеспечение функций такие заказчики не применяют.

Ситуация: что делать, если для бюджетного учреждения учредитель не выпустил правила о нормировании

Нормативные затраты на обеспечение функций для бюджетных учреждений не выпускают. Если учредитель не утвердил требования к товарам, работам, услугам, проводите закупки по правилам, которые применяли до вступления в силу статьи 19 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: государственные органы должны установить два документа: и требования, и нормативные затраты

Да, госорганы утверждают и требования к товарам, работам, услугам, предельным ценам, и нормативные затраты на обеспечение функций. Исключение – бюджетные учреждения. Для них утверждают только требования.

Ситуация: должны ли бюджетные и казенные учреждения утверждать нормативные затраты, обязательные и ведомственные перечни

Нет, не должны. Документы по нормированию для бюджетных и муниципальных учреждений утверждает муниципальный орган – учредитель (ч. 5 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Нормирование в сфере закупок

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 3 ст. 19 Закона № 44-ФЗ)

Правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) общие
Постановления Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047 "Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения" Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения"

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 19 Закона № 44-ФЗ):

  • требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
  • правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг);
  • правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)

Применение постановлений Правительства РФ об общих правилах нормирования на различных уровнях власти

Правительство РФ устанавливает правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд:
Постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. № 479 "Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения" Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" Постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения"
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов РФ, в том числе:
требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения правила определения требований к закупаемым государственными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)
Местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе:
требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (ч. 5 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

  • Государственные органы
  • Органы управления государственными внебюджетными фондами
  • Муниципальные органы руководствуясь правилами нормирования, принятыми Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти, местными администрациями в соответствии с общими правилами нормирования (постановления № 476, № 926, № 1047) утверждают:
для себя для территориальных органов для подразделени й для подведомственных государственным и территориальным органам, казенных учреждений для подведомственных государственным и территориальным органам, бюджетных учреждений
нормативные затраты на обеспечение функций да да нет да нет
требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг да да да да да
предельные цены товаров, работ, услуг да да да да да

Правовая база

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗО контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения
  • Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047Об Общих правилах определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения
  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)
  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 926Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)
  • Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 № 476Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения
  • Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения​

Приложение

1.1. Установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам

1.1.1.Инициатор закупки совместно со специалистами отделов Предприятия разрабатывает требования:

а) к результатам работ или услугам, этапам и срокам их выполнения, технологии и порядку их выполнения;

б) к качеству, техническим и иным характеристикам товара, работ, услуг, иных объектов гражданских прав; к страхованию, срокам и этапам поставки товара/выполнения работ или оказания услуг; технологии и порядку выполнения работ или оказания услуг, включая сервисное обслуживание поставляемого товара, его сборку, ввод в эксплуатацию, обучение по эксплуатации товара; к безопасности товара; к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; к размерам, упаковке, отгрузке товара; срокам его гарантийного и постгарантийного обслуживания;

в) иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Общества.

1.1.2. Установленные требования приводятся в форме технического задания , спецификаций закупаемой продукции, ведомости объемов работ или иного документа (документов), соответствующих проекту договора и приложениям к нему.

1.1.3. Устанавливаемые требования к продукции должны быть четкими, ясными, понятными, однозначными и полными. Требования к закупаемой продукции должны быть согласованы с требованиями к существенным условиям (или проекту) договора и с порядком выбора лучшего предложения, либо победителя закупочной процедуры, прежде всего критериями выбора лучшего предложения, либо победителя. Запрещается устанавливать необоснованные действительными потребностями Предприятия требования к продукции, которые ограничивают круг соответствующих товаров, работ, услуг или круг потенциальных участников закупочной процедуры.

1.1.4. Предприятие в целом ориентируется на приобретение качественных товаров, работ, услуг, отвечающих предъявляемым к ним требованиям назначения, имеющих необходимые потребительские свойства и технические характеристики, характеристики экологической и промышленной безопасности.

1.1.5. Приобретаемые товары и оборудование должны быть новыми, не бывшими ранее в употреблении, произведены надежным производителем с положительной деловой репутацией. Подрядные работы должны выполняться квалифицированным персоналом с использованием современных технологий производства работ и управления проектами, с использованием современных и качественных материалов. Услуги должны оказываться квалифицированным персоналом с использованием современных методов, подходов, концепций, технологий.

е) требования к технологиям производства работ;

ж) требования по оформлению необходимых разрешений и документов;

з) иные необходимые требования.

5. УСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛУГАМ

5.1. При установлении требований к услугам следует дополнительно установить:

а) требования к результатам оказания услуг;

б) требования к видам оказываемых услуг;

в) требования к объемам оказываемых услуг;

г) требования к последовательности оказания услуг, их этапам;

д) требования по оформлению отчетности;

е) требования к качеству услуг.

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

6.1. В закупочной документации могут содержаться указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя с указанием слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Предприятием.

6.2. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в закупочной документации. При этом эквивалентами считаются товары (работы, услуги):

a) обеспечивающими необходимый результат работ или услуг, последовательность порядка, этапов и сроков их выполнения;

б) выполняемые с использованием требуемых или более современных, обеспечивающих лучшее качество технологий их выполнения;

в) обладающими такими же или лучшими показателями качества, техническими или функциональными характеристиками (потребительскими свойствами);

г) требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара;

e) иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Предприятия.

Приложение

к Положению о закупке товаров, работ, услуг

«ТРК «Удмуртия»

ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к участникам закупочных процедур

1. Обязательные требования к участникам закупочных процедур:

1.1. обладание участником закупочных процедур полной правоспособностью на участие в закупочной процедуре, заключение и исполнение договора по результатам такой закупочной процедуры;

1.2. непроведение ликвидации участника закупочных процедур - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупочных процедур - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

1.3. неприостановление деятельности участника закупочных процедур в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях , на день подачи заявки на участие в закупочной процедуре;

1.4. отсутствие у участника закупочных процедур задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год , размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупочных процедур по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупочных процедур считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупочной процедуре не принято.

2. Дополнительные общие требования к участникам закупочных процедур

К участникам закупочных процедур могут быть предъявлены следующие дополнительные требования:

2.1. наличие у участника положительной деловой репутации (включая наличие у участника рейтингов, наград или дипломов выставок и т. п.);

2.2. наличие у участника опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2.3. наличие у участника:

а) производственных мощностей,

б) технологического оборудования,

в) трудовых ресурсов,

г) финансовых ресурсов;

2.4. обладание участниками закупочных процедур правами на объекты интеллектуальной собственности , если они необходимы для исполнения договора, либо в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности;

2.5. соответствие участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно наличие у них лицензий, специальных разрешений, обязательное членство в саморегулируемых организациях;

2.6. наличие у участника закупочных процедур работников, привлекаемых для выполнения договора, установленной квалификации.

2.7. отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 ФЗ-223 и ФЗ-94.

Требования к закупаемым товарам, работам, услугам в образовательных учреждениях (Вадимова И.В.)

Дата размещения статьи: 02.03.2017

В государственном секторе экономики все шире применяется нормирование, в том числе в сфере закупок. С 2016 года нормы применяются для обоснования закупок товаров, работ и услуг органов власти и подведомственных им учреждений. В частности, в сфере образования нормируются закупки отдельных видов товаров, работ и услуг федеральными бюджетными учреждениями.

Нормирование и общие требования

Статьей 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон N 44-ФЗ) регламентируется нормирование в сфере закупок.
В рамках контрактной системы под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание! С 1 января 2017 года из учреждений, на которые распространяется действие ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ, исключены казенные, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ.

В отношении закупаемых товаров, работ, услуг могут устанавливаться требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе к качеству) и иным характеристикам. Требования устанавливаются так, чтобы товары, работы и услуги позволяли обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводили к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (ч. 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что в системе нормирования принимаются три уровня правил нормирования:
1. Федеральный уровень - общие правила определения требований к закупкам и требования к разработке нормативных актов, которые устанавливает Правительство Российской Федерации. С 1 января 2016 года это Постановления Правительства РФ от 18.05.2015 N 476 и от 02.09.2015 N 926 (общие требования).
2. Уровень субъектов Федерации - непосредственно правила нормирования, которые устанавливают органы исполнительной власти всех уровней на основании общих правил и требований, установленных Правительством РФ. В настоящее время это Постановления Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 и от 02.09.2015 N 927 (обязательные перечни).
3. Местный уровень - более детальные требования к товарам, работам, услугам и нормативные затраты (ведомственные перечни).
Итак, в настоящее время действуют:
- Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 (далее - Постановление N 1084);
- Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 (далее - Правила N 927).
Федеральные государственные органы утверждают определенные в соответствии с Правилами N 927 требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие их перечень и потребительские свойства (включая качество) и иные характеристики, в том числе предельные цены товаров, работ, услуг (далее - ведомственный перечень).
Ведомственный перечень составляется по форме согласно Приложению 1 к Правилам N 927 на основании обязательного перечня, форма которого приведена в Приложении 2 к Правилам N 927. При этом предусмотрен механизм включения в ведомственный перечень и других видов (кроме обязательных) товаров, работ и услуг, значимых для той или иной отрасли.
Согласно п. 3 Правил N 927 отдельные виды товаров, работ, услуг, не включенные в обязательный перечень, подлежат включению в ведомственный перечень при условии, если средняя арифметическая сумма значений следующих критериев превышает 20%:
а) доля оплаты по отдельному виду товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд за отчетный финансовый год в общем объеме оплаты по контрактам. При этом объем и доля оплаты определяются в соответствии с графиками платежей по контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и реестр контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, федеральным государственным органом, его территориальными органами и подведомственными казенными и бюджетными учреждениями;
б) доля контрактов федерального государственного органа, его территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений на приобретение отдельного вида товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, заключенных в отчетном финансовом году, в общем количестве контрактов этого федерального государственного органа, его территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений на приобретение товаров, работ, услуг, заключенных в отчетном финансовом году.
В целях формирования ведомственного перечня федеральные государственные органы вправе определять и другие дополнительные критерии отбора отдельных видов товаров, работ, услуг и порядок их применения (п. 5 Правил N 927). В частности, они вправе при формировании ведомственного перечня включить в него дополнительно:
а) отдельные виды товаров, работ, услуг, не указанные в обязательном перечне и не соответствующие критериям по доле закупок;
б) характеристики (свойства) товаров, работ, услуг, не включенные в обязательный перечень и не приводящие к необоснованным ограничениям количества участников закупки;
в) значения количественных и (или) качественных показателей характеристик (свойств) товаров, работ, услуг, которые отличаются от значений, предусмотренных обязательным перечнем, в том числе с учетом функционального назначения товара, под которым понимаются цель и условия использования (применения) товара, позволяющие товару выполнять свое основное назначение, вспомогательные функции или определяющие универсальность применения товара (выполнение соответствующих функций, работ, оказание соответствующих услуг, территориальные, климатические факторы и другое).
Значения потребительских свойств и иных характеристик (в том числе предельные цены) отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в ведомственный перечень, устанавливаются (п. 7 Правил N 927):
а) с учетом категорий и (или) групп должностей работников, если затраты на их приобретение определяются с учетом категорий и (или) групп должностей работников в соответствии с Постановлением N 1084;
б) с учетом категорий и (или) групп должностей работников, если затраты на их приобретение в соответствии с требованиями к определению нормативных затрат не определяются с учетом категорий и (или) групп должностей работников, в случае принятия соответствующего решения федеральным государственным органом.
Дополнительно включаемые в ведомственный перечень отдельные виды товаров, работ, услуг должны отличаться от указанного в обязательном перечне кодом товара, работы, услуги в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
В Обязательный перечень, согласно Приложению 2 к Правилам N 927, в настоящее время входят:
1. Машины вычислительные электронные цифровые портативные массой не более 10 кг для автоматической обработки данных (лэптопы, ноутбуки, сабноутбуки).
2. Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, вывода (компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода).
3. Устройства ввода/вывода данных, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства (принтеры, сканеры, многофункциональные устройства).
4. Аппаратура передающая для радиосвязи, радиовещания и телевидения (телефоны мобильные).
5. Автомобили легковые.
6. Средства автотранспортные для перевозки 10 человек и более.
7. Средства автотранспортные грузовые.
8. Мебель для сидения с металлическим каркасом.
9. Мебель для сидения с деревянным каркасом.
10. Мебель металлическая для офисов, административных помещений, учебных заведений, учреждений культуры и т.п.
11. Мебель деревянная для офисов, административных помещений, учебных заведений, учреждений культуры и т.п.

Нормативные затраты в образовании

Во исполнение требований Постановления N 1084 и Правил N 927 Приказом Минобрнауки России от 28.12.2015 N 1528 были утверждены Требования к закупаемым Минобрнауки России и подведомственными ему бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - Требования N 1528). Требования N 1528 действуют с 1 января 2016 года.
Кроме товаров из обязательного перечня в него входят следующие дополнительные товары, работы и услуги:
- услуги, связанные с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочие (сертификация, поддержка, функции средств защиты информации от несанкционированного доступа);
- книги, брошюры, листовки и аналогичные издания, переплетенные печатные.
Для подведомственных Минобрнауки России бюджетных учреждений в Требованиях N 1528 приведены нормативы закупок по отдельным категориям работников по определенным параметрам (таблица N 1).

Таблица N 1

Параметры товаров, учитываемые при закупках товаров, согласно Требованиям N 1528

Вид товара, работы, услуги

Нормируемые параметры

Машины вычислительные электронные цифровые портативные массой не более 10 кг (ноутбуки, планшетные компьютеры)

Размер и тип экрана, вес, тип процессора, частота процессора, размер оперативной памяти, объем накопителя, тип жесткого диска, оптический привод, наличие модулей Wi-Fi, Bluetooth, поддержки 3G (UMTS), тип видеоадаптера, время работы, операционная система, предустановленное программное обеспечение, предельная цена

Компьютеры персональные настольные, рабочие станции вывода

Тип (моноблок/системный блок и монитор), размер экрана/монитора, тип процессора, частота процессора, размер оперативной памяти, объем накопителя, тип жесткого диска, оптический привод, тип видеоадаптера, операционная система, предустановленное программное обеспечение, предельная цена

Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства

Метод печати (струйный/лазерный - для принтера/многофункционального устройства), разрешение сканирования (для сканера/многофункционального устройства), цветность (цветной/черно-белый), максимальный формат, скорость печати/сканирования, наличие дополнительных модулей и интерфейсов (сетевой интерфейс, устройства чтения карт памяти и т.д.)

Телефоны мобильные

Тип устройства (телефон/смартфон), поддерживаемые стандарты, операционная система, время работы, метод управления (сенсорный/кнопочный), количество сим-карт, наличие модулей и интерфейсов (Wi-Fi, Bluetooth, USB, GPS), стоимость годового владения оборудованием (включая договоры технической поддержки, обслуживания, сервисные договоры) из расчета на одного абонента (одну единицу трафика) в течение всего срока службы, предельная цена

Автомобили легковые

Мощность двигателя, комплектация, предельная цена

Средства автотранспортные для перевозки 10 человек и более, а также средства автотранспортные грузовые

Мощность двигателя, комплектация

Материал, обивочные материалы

Кроме того, для регионов, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях и высокогорных районах (по списку, приведенному в Требованиях N 1528), ввиду плохо развитой сети автомобильных дорог для легковых автомобилей в 2016 году устанавливался норматив обеспечения в соответствии с Постановлением N 1084. Этот норматив выше, чем в Требованиях N 1528, по мощности двигателя и цене.
Недавним Приказом Минобрнауки России от 29.09.2016 N 1245 в Требования N 1528 были внесены некоторые изменения. В частности, к кодам товаров, работ, услуг и их наименованиям по классификатору ОКПД были добавлены коды по ОКПД2. В связи с этим изменились формулировки в категориях.
В частности, в категорию "Машины вычислительные электронные цифровые портативные массой не более 10 кг для автоматической обработки данных" (лэптопы, ноутбуки, сабноутбуки, планшетные компьютеры) включены карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника.
Кроме того, изменился и подход для применения повышающих коэффициентов:
- для ряда регионов (Республика Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край и др.) устанавливается региональный индекс 1,2 от предельной цены для мощности и цены легковых автомобилей;
- для бюджетных учреждений некоторых регионов (Ростовская область, Республика Татарстан, Омская область, Саратовская область, Оренбургская область и др.), устанавливается региональный индекс 1,1 от предельной цены на все нормируемые виды товаров, работ, услуг.

Планирование на 2017 год

Требования N 1528 в редакции Приказа N 1245 учреждениям необходимо использовать при планировании в 2017 году.
Расходы бюджетного учреждения должны быть отражены в Плане финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). В состав расходной части Плана ФХД входят затраты на закупки товаров, работ и услуг.
Учреждения осуществляют планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ).
План-график формируется в соответствии с планом закупок и содержит перечень закупок на финансовый год. С 1 января 2017 года меняется табличная часть формы плана-графика в соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ - она стала более детализированной. При планировании закупки подлежат обоснованию (ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ) цель, объект закупки, начальная максимальная цена контракта и способ определения поставщика. При этом бюджетные учреждения образования учитывают нормативы, установленные Требованиями N 1528 в редакции Приказа N 1245.
Согласно ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ план-график бюджетного учреждения, включающий окончательные суммы и способы закупок, утверждается в течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана ФХД. Таким образом, они должны составляться в тесной взаимосвязи.
План ФХД составляется согласно Приказу Минобрнауки России от 16.06.2016 N 717 (далее - Порядок N 717), который в свою очередь соответствует Требованиям к Плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденным Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н).
В таблице 2 "Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)" плана ФХД на 2017 год расходы на закупку товаров, работ, услуг указываются по строке 260 общей суммой, а также с детализацией по источникам финансирования в соответствующих графах 5 - 10.
Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) расшифровываются в таблице 2.1. В таблице 2.1 источники финансирования не учитываются, однако здесь указываются суммы выплат по расходам на закупку товаров, работ и услуг по годам, а также согласно нормативным актам, в соответствии с которыми производятся закупки: Закону N 44-ФЗ или Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ о закупках.
По строке 2001 таблицы 2.1 в разрезе года начала закупки указываются суммы намеченных в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, что определяется на основании:
- планируемого размещения извещения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проекта контракта - если закупка осуществляется по Закону N 44-ФЗ;
- планируемого начала закупки в порядке, установленном положением о закупке, - если закупка осуществляется по Закону N 223-ФЗ.
Таким образом, проект плана закупок должен быть у учреждения на момент составления плана ФХД, хотя окончательное утверждение плана закупок осуществляется после плана ФХД.
С 2017 года к представляемому на утверждение проекту плана ФХД прилагаются обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам, использованные при его формировании. Обоснования являются справочной информацией к плану ФХД и формируются по форме согласно Приложению 2 к Требованиям N 81н.
План ФХД бюджетного учреждения утверждается руководителем этого учреждения, если иное не установлено учредителем (п. 22 Требований N 81н). Таким образом, в большинстве случаев он утверждается руководителем учреждения и обоснования плановых показателей готовятся должностными лицами учреждения перед представлением плана руководителю.
Исключением являются показатели по поступлениям и выплатам за счет субсидий на иные цели и субсидий на капитальные вложения, которые утверждаются учредителем (п. п. 13, 24 Требований N 81н).
Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам формируются с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ).
С 2017 года расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам за счет всех субсидий осуществляются с учетом затрат, применяемых при обосновании бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в целях формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственной (муниципальной) услуги.
В расчет расходов на закупку товаров, работ, услуг (строка 260 таблицы 2) включаются расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, на оплату аренды имущества, содержание имущества, прочих работ и услуг (к примеру, услуг по страхованию, медицинских осмотров, информационных, консультационных услуг и экспертных услуг, типографских и научно-исследовательских работ), определяемых с учетом требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Кроме характеристик и предельных цен на отдельные виды товаров и услуг при планировании закупок в 2017 году необходимо запланировать и обосновать подлежащее закупке количество.
Согласно п. 11 Требований N 81н расчеты (обоснования) расходов на приобретение основных средств (в том числе транспортных средств, мебели) осуществляются с учетом среднего срока эксплуатации амортизируемого имущества.
При расчетах (обоснованиях) применяются нормы обеспеченности таким имуществом, выраженные в натуральных показателях, установленные правовыми актами, а также стоимость приобретения необходимого имущества, определенная методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), заключающимся в анализе информации о рыночных ценах идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, в том числе информации о ценах организаций-изготовителей, об уровне цен, имеющейся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, включая официальные сайты производителей и поставщиков.

Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015.

Размещать правила нормирования могут структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.

Как формируются правила нормирования

В первую очередь утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). Далее определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором — обязательный перечень, на третьем — ведомственный.

Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

Кто формирует

На первом этапе орган, размещающий правила нормирования, — это Правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Посредством разработки нормативно-правовой базы устанавливаются как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие требования к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.

На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации.

На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Как контролируется

Проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных , закупочных и их членов, уполномоченных органов и учреждений, а также операторов (п. 2 ст. 99 44-ФЗ).

Контроль на государственном и муниципальном уровне осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.

Несут должностные лица. На основании положений , планы-графики, планы закупок должны содержать приложения с включенным , в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.

215. В документации о конкурентной закупке определяются требования к товарам, работам, услугам, поставляемым (выполняемым, оказываемым) в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки.

216. Требования к закупаемым товарам, работам, услугам формируются с учетом следующих принципов:

1) должны быть учтены действующие на момент закупки требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации по видам товаров об обязательной сертификации;

2) требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые заказчику потребительские свойства и технические характеристики;

3) устанавливаемые требования к предмету закупки должны по возможности обеспечивать представление участниками закупки предложений о поставке инновационных товаров и энергосберегающих технологий (в том числе электроэнергии, теплоэнергии, трудовых, временных и прочих видов ресурсов), требования соблюдения поставщиком норм охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также обеспечения безопасности для персонала и сохранности имущества заказчика;

4) должны быть учтены требования технических, технологических регламентов, установленных законодательством Российской Федерации, а также требования локальных стандартов, нормативных документов по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, действующих у заказчика:

Требования к входному контролю используемых поставщиком материалов (при необходимости);

Иные требования к качеству и срокам.

217. В требованиях к предмету закупки и иных локальных правовых актах, утверждаемых при осуществлении всех видов закупок в отношении программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также прав использования такого программного обеспечения, включая временное, указывать на необходимость подачи предложений, предусматривающих только такое программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, созданный в соответствии действующим законодательством РФ и принятыми во исполнение его нормативными правовыми актами (далее - реестр), за исключением следующих случаев:

1) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, не конкурентоспособно (по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению).

В отношении каждой закупки, к которой применены вышеуказанные исключения, публиковать на официальном сайте заказчика в разделе о закупочной деятельности сведения о такой закупке с обоснованием невозможности соблюдения ограничения на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, не позднее 7 календарных дней с даты публикации информации о закупке на официальном сайте заказчика либо специализированных сайтах в сети Интернет, используемых заказчиком для осуществления закупок.

218. Требования к качеству товаров, работ, услуг подлежат изложению в техническом задании со ссылкой на технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документы, разработанные и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.

219. Требование к качеству выполняемых работ или оказываемых услуг может быть выражено в достижении объектом капитального строительства (реконструкции) или ремонта (модернизации) определенных технико-экономических показателей и сохранении достигнутых показателей в течение гарантийного срока.

220. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара, обязательности осуществления монтажа и наладки товара, обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются при необходимости.

В случае определения поставщика машин и оборудования в документации о закупке при необходимости устанавливаются требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, гарантийному обслуживанию товара, расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара. В случае определения поставщика новых машин и оборудования в документации о закупке устанавливаются требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика этого товара и сроку действия такой гарантии, при этом предоставление такой гарантии осуществляется вместе с товаром и срок действия такой гарантии должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя этого товара.

Гарантийный срок распространяется на период времени, в течение которого заказчик может извлекать полезные свойства поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без дополнительных затрат, за исключением затрат, связанных с надлежащей эксплуатацией, и определяется законодательством Российской Федерации.

221. Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено требованиями к предмету закупки.

222. Не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

223. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. При этом в документации о конкурентной закупке указываются параметры эквивалентности товаров, работ, услуг, сформированные в зависимости от потребности заказчика.