Самое важное в подготовке к школе. Эффективное обучение: практические советы

Необходимость начальной подготовки цехов для организации производственных процессов трудно недооценить. Хотя осознать это часто получается довольно поздно, когда денежные потери из-за ошибочных действий являются ощутимыми. Чтобы избежать подобного сценария, не спешите с подготовкой цеха, не делайте шагов по типу «для начала сойдет». Чаще всего в будущем они будут мало эффективными. Аренда производственных помещений в Московской области или любом уголке России - процесс очень важный, что его надо решать с рассмотрением всех моментов развития бизнеса.

Перед подготовкой производственного помещения, надо определить используемое оборудование, условия труда персонала, необходимость освободившегося места, объем связей с внешним миром и важность поддержания вашего имиджа. Это поможет четко сформировать требования к помещению для производства. Несмотря на ваше взятие в аренду помещение под производство, оно, по факту, будет вашим на весь срок договора аренды, что значит что относится к нему надо, как к своему сосбвтенному.

Начать следует с обеспечения противопожарной защиты. В каждом филиале пожарной службы вы сможете получить консультации относительно выбранного вами помещения и действующего законодательства. Установите оборудование в рекомендованных местах, протестируйте пожарную сигнализацию и разработайте схемы эвакуации.

Далее - отопление и кондиционирование. Для своего производства, необходимо определить размер постоянно присутствующего персонала, а также коэффициенты влажности и пыли. На основе таких цифр в соответствии с планами рассчитывается система отопления и выбирается оборудование для кондиционирования. Микроклимат в отапливаемом цеху оценивается параметрами температуры поверхности оборудования, скоростью движения воздуха и частотой теплового нагрева помещения.

Оцените условия водо- и газоснабжения, а также сброса отходов. Этих коммуникаций должно хватать как для общецеховых потребностей, и для потребностей персонала. Безопасное энергообеспечение приносящего прибыль здания без грамотно проекта невозможно. Тут необходимо воспользоваться услугами специалиста, который имеет нужные для этого лицензии. Это вопрос крайне важен, чтобы его игнорировать.

Продумайте наиболее выгодное использование площади вашего здания. Бизнес редко бывает статичным. Меняется экономическая ситуация, появляются более современные технологии, изменяются запросы рынка - это все обязательно потребует перепланировки помещения в недалеком будущем. Учтите это при аренде под производство, и взятое в аренду промышленное здание обеспечит поступательное развитие вашего предприятия.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

На эту тему написаны тысячи книг, издано много практических пособий для родителей и детей. Мне бы хотелось лишь напомнить о самых важных моментах при подготовке ребенка к школе . Вот 10 простых правил.

1. Желательно, чтобы ребенок до школы общался не только со взрослыми, но и со сверстниками.

2. Старайтесь расширять кругозор ребенка, предлагая информацию из разных областей знаний. Больше вместе читайте — это лучше всего стимулирует познавательную деятельность. Когда ребенок узнает что-то новое, у него появляется интерес, возникают вопросы.

3. Нужно постоянно тренировать мелкую моторику рук ребенка. Для этого подойдут многочисленные раскраски, прописи, задания, где надо обводить мелкие рисунки по точкам. Это вырабатывает усидчивость и готовит руку к письму.

4. Развивайте память, внимание, воображение и речь, так как это основа любой интеллектуальной деятельности. Про сите ребенка рассказывать вам о прочитанном, услышанном, увиденном. Учите стихи, считалки, песни. Рисование, лепка и конструирование — также полезные занятия для 6—7-летнего ребенка.

5. Можно давать ребенку небольшие поручения и задания, которые стимулируют самостоятельность и ответственность. Например, ребенок сам выбирает книгу для семейного чтения, планирует свое свободное время и др.

6. Также надо предлагать различные задания на время, чтобы ребенок учился концентрировать внимание. Основная проблема первоклассников — слабая концентрация внимания и высокая отвлекаемость.

7. Учите ребенка ориентироваться в пространстве, отрабатывайте понятия «направо», «налево».

8. Задавайте вопросы, добивайтесь развернутого ответа. Пусть ребенок учится рассуждать, объяснять ответ.

9. Больше говорите об эмоциях, рассказывайте, что чувствуете вы, пусть свои переживания опишет ребенок. Беседуйте о фотографиях, где изображены люди в разных эмоциональных состояниях: «Какой этот человек? Почему он грустный?» и т. д.

10. Не забывайте о здоровье ребенка, не допускайте его переутомления.

– В нашем приходе мы стараемся, чтобы прихожане храма причащались чаще. Канон, по которому христианина, пропустившего без уважительной причины три воскресных литургии и не причащавшегося, на время отлучали от Церкви, – по-прежнему существует.

Конечно, мы сейчас не отлучаем человека от Церкви, если он долго не приступает к Чаше. Но этот канон о трех воскресных литургиях не случаен, видимо, это время без причащения, после которого христианин начинает разрушаться изнутри, начинает опустошаться, начинает разрушаться его душа.

Поэтому, я наших прихожан прошу стараться причащаться не реже, чем раз в три воскресных дня. Постепенно многие из них дорастают до того, что их душа начинает жаждать более частого причастия. Я радуюсь и, конечно, не препятствую. Но прошу внимательно относиться к внутреннему настрою и внутренней подготовке ко Святому причащению.

Есть периоды, когда я настойчиво приглашаю христиан причащаться чаще. Это Великий пост, особенно Страстная седмица. Мне кажется, что начиная с Вербного воскресенья надо причащаться и в этот день, и на литургии Преждеосвященных Даров, обязательно в Великий четверг, желательно в Великую субботу и обязательно на Пасху.

Как нужно готовиться тем, кто причащается регулярно?

– На Страстной седмице настолько роскошные в духовном смысле богослужения, что нет смысла заменять их чтением трех канонов. Лучше как можно больше сил и времени посвятить вниманию молитве на богослужении. Поэтому, я думаю, что в это время для всех достаточно только самого Последования ко Святому Причащению.

Для всего года нужно смотреть по устроению конкретного человека. Есть люди, которые причащаются раз в неделю, у них одно правило подготовки. Есть те, кто причащается раз в месяц, – у них другое правило.

Такой человек к Последованию, на мой взгляд, может прибавить то, что он считает нужным, если чувствует необходимость в этом. Кто-то почитает Священное Писание, кто-то просто постоит, читая Иисусову молитву перед иконами.

У нас уже достаточно много взрослых христиан, за которыми нет необходимости следить в этих вопросах и, тем более, нет необходимости решать за них эти вопросы. Это люди, которые имеют уже глубокий навык радости причастия и сами прекрасно чувствуют, когда они, может быть, неправильно готовятся к нему.

Я здесь стараюсь не вмешиваться. Они могут молиться на трех литургиях в неделю, а причащаться, скажем, на двух в неделю. И хорошо. Но это касается действительно тех, о ком сердце священника более-менее спокойно.

В определенный момент, когда я чувствую, что это уже духовно взрослый человек, я предлагаю ему по возможности чаще причащаться, поститься вечером накануне Святого причастия, готовиться помимо Последования в этот раз так, как он считает нужным.

Но всем прихожанам я всегда напоминаю, что есть несколько условий, более важных, чем то, из чего состоит само Правило, необходимых, то есть те, которые нельзя обойти. Это истинная вера, покаянный и сокрушенный настрой сердца человека, мир со всеми, жажда причаститься Тела и Крови Христовых.

Если ты прочитал все Правило, но при этом ты с кем-то в ссоре и не сделал все, что от тебя зависело, чтобы помириться, то, возможно, ты будешь причащаться «в суд и осуждение».

Как вы советуете соблюдать супружеский пост?

– Я обычно не вмешиваюсь в эту тему. Дело в том, что канонически необходимо воздержание накануне самого причастия. Наверное, нужны еще день или два для того, чтобы человек мог действительно по-настоящему настроиться. Но я никому ничего не навязываю.

Особенно на фоне того, как порой делается это в некоторых монастырях. Я уже священник 22 года, и десятки раз сталкивался с тем, что человек в ужасе приезжает из какого-нибудь монастыря, где 40 минут иеромонах копался в его супружеской жизни во всех подробностях.

После такой «исповеди» человека, буквально пребывающего в шоке, нужно долго приводить в нормальное духовное состояние. Почему у нас некоторые монашествующие так заострили внимание на этой теме?

Мне кажется, что священнику не стоит лезть в эти вопросы. Есть канон, предупреди о нем супругов. Предложи, не навязывая, какое-то воздержание. Ведь очень много зависит от того, сколько человек в Церкви, сколько ему лет, сколько он в браке. Есть вещи, до которых просто надо постепенно дорасти.

Очень трудно будет человеку, не целомудренному, не искушаться в этих вопросах. Мне кажется, что если человек начинает жить настоящей духовной евхаристической жизнью, он через какое-то время чувствует, что допустимо, а что недопустимо. И это дело человека.

– Я прошу прийти их на исповедь отдельно, а не на богослужении, когда священник ограничен большим числом стоящих на исповедь прихожан. Обычно мы договариваемся с человеком в удобное для него и для меня время, чаще – после молебна в будни вечером. И человек приходит для того, чтобы принести подробную исповедь.

Конечно, говорю о необходимости чтения Евангелия и желательности чтения «Последования». Причем здесь не настаиваю. Сейчас, слава Богу, есть молитвословы с переводами.

Если человек спрашивает, с чего ему начать свою духовную жизнь, я предлагаю взять молитвослов, взять карандаш, отметить в утренних и вечерних молитвах те молитвы, которые глубже всего отзовутся в его сердце, понять, сколько он сможет читать каждый день, и отметить карандашом.

Это может быть 5 минут, 10, 15, сколько человек сам решит. Но раз решил – уже читать это утром и вечером. И какой-то отрывок из Евангелия: страницу, главу. Потом постепенно увеличивать.

Если сразу человеку сказать: это твоя утренняя молитва, это вечерняя, вот три канона и Последование, – он может испугаться. Я помню, как мне это показали все и сразу, я ничего там не понял, но послушался, хотя читать вот так сразу было достаточно тягостно.

Бывает, что человек на первой исповеди плачет. Потому, что он впервые действительно, как блудный сын, вернулся, он просветлен этим покаянием, очищен. Ты понимаешь, что стоишь рядом с великим таинством. Когда священник произносит, что он только свидетель, нередко это воспринимается как то, что он «свидетель обвинения». Но это не так.

Священнику дана благодать и радость быть свидетелем возрождения человека и того, что происходит между Богом и человеком, а нам, грешным иереям, это открыто.

Иногда ты стоишь и поражаешься, потому что, вот не знал этого человека 50 прошлых лет его жизни, и, может быть, никогда его больше не встретишь, не знаешь, придет ли он еще в этот храм, но ты присутствуешь при одном из главных событий в его жизни. Ты видишь его искренность. Ты понимаешь, что Бог его принимает, а ты уже давно так глубоко не каялся.

В полной версии романа Дефо Робинзон Крузо глядит на только что крещенного им Пятницу и думает: «Вот, я давно христианин и весь в грехах, а этот вчерашний людоед абсолютно свят и чист». Так и ты глядишь на стоящего перед тобой чистого человека и чувствуешь себя по сравнению с ним людоедом.

Если человек впервые собирается к причастию, совсем не понимая, что это?

– Никто из нас до конца не понимает, что такое причастие. Максим Исповедник, величайший богослов, говорит, что мы веруем, что причащаемся истинными Телом и Кровью Христовыми, а как это совершается, мы не понимаем.

Поэтому, если человек верует во Христа, пришел искренне ко причастию, то Отец Небесный его примет. А если мы начнем требовать от него какого-то богословия, то точно ничего хорошего не получится.

Не стоит требовать, чтобы обычный человек понимал все богословские сложности, которые никому до конца не понятны. «Веруешь?» – «Верую». – «Иди, причащайся».

По поводу причащения на сплошных седмицах: кому приступать и как готовиться?

– Приступать, конечно, всем. Последование на Светлой седмице читается без псалмов. Есть традиция заменять канон Пасхальным каноном или дополнять Последование Пасхальным каноном.

Причащаться можно каждый день, когда ты можешь прийти на литургию. Вечером нужно как бы собрать душу и, может быть, вечером, чтобы тебе было легче причащаться, воздержаться от мяса. Хотя в этом давно нет твердой необходимости.

Профессионалу в любой сфере деятельности необходимо уметь правильно презентовать продукты, услуги, решения, идеи. Однако многие всё равно хватаются за голову, получая задание подготовить презентацию к своему проекту. Как составить презентацию и избежать промахов? Разбираемся в 10 самых популярных ошибках при подготовке презентаций для конференций.

Хорошо отобранный и структурированный контент — залог успеха будущей презентации. Важно выбирать информацию, учитывая вашу целевую аудиторию: то, что кажется интересным вам, не всегда будет таким же для ваших слушателей.

Избыточное количество слайдов. Сколько времени будет идти ваша презентация? Определите этот важный момент. На каждый слайд выделяйте от 1 до 3х минут (в зависимости от темпа речи и объема информации). Таким образом, вы выявите оптимальное количество слайдов для вашей презентации.

Первые слайды посвящены компании. Это так же является ошибкой: если компания известна, слушатель о ней осведомлен, эта информация для него не нова. Если компания неизвестная, слушатель захочет о ней узнать тогда, когда поймет свои выгоды. Ставьте слайды о компании в конец презентации.

Слайды «Спасибо за внимание» и «Вопросы?». Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза. Поэтому, если вашим последним слайдом будет благодарность, аудитория лишь запомнит то, что вы были вежливым презентующим. Хотите поблагодарить или узнать, есть ли у публики вопросы — делайте это на словах.

Не перегружайте слайд словами. Один слайд может содержать не более 30 слов и только одну мысль. Остальное написанное не запомнит.

Использование сложных диаграмм. Вставляя в презентацию диаграмму, следите за тем, чтобы разобраться в ней можно было за 10 секунд. В противном случае, публика не станет её воспринимать.

Мелкий шрифт на слайдах. То, каким вы видите текст с экрана ноутбука, не значит, что так же его будут воспринимать визуально слушающие. Увеличивайте шрифт. Никому не нравится напрягать глаза.

Неконтрастные цвета. Причина озвучена выше: оратор и публика зрительно воспринимают слайды по-разному. Как правило, проектор приглушает цвета, поэтому старайтесь использовать максимально контрастные цвета фона и текста. Оптимальное решение — белый фон и черный текст.

Устаревший стиль оформления презентаций. Откажитесь раз и навсегда от набора эффектов, предлагаемых программой Power Point. Современный тренд оформления презентаций тяготеет к простоте: чаще используйте белый фон, откажитесь от градиента и т.д. Это отвлекает внимание от предмета презентации.

Плохое качество иллюстраций. Потратьте время и найдите качественные иллюстрации для презентаций. Существует множество фотобанков с фотографиями отличного разрешения (например, unsplash). Еще лучше, если вы делаете свои фотографии и иллюстрации. Так вы будете защищены от возможных повторов изображений с предыдущими ораторами. На один слайд ставьте 1-2 фотографии.

Используйте анимацию. Анимация позволяет акцентировать внимание слушателя именно на том, о чем непосредственно идёт речь. Выводите информацию небольшими блоками.

Многое зависит и от самого оратора, но это уже отдельный разговор 🙂 В качестве небольшой рекомендации в этом направлении советуем послушать выступающих на TED-лекциях , вдохновиться и перенять приемы захвата внимания публики. А в качестве сервиса для создания вдохновляющих презентаций рекомендуем Canva . Успехов и качественных презентаций!