Российская армия: социальные проблемы и способы их решения. Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей Пути решения социальных проблем военнослужащих

Цель социальной работы в помощи военнослужащим в самом общем виде заключается в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относится к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы. Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из задач - соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, -- социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входят разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт. Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе военной службы, уважение к труду родителей. Одной из функций социальной работы в Вооруженных Силах - обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию. Одна из важных функций социальной работы - развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликта, сплочение воинских коллективов. С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр, тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости инвалидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Таким образом, следует отметить, что определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями. Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

Сфера деятельности Вооруженных Сил РФ характеризуется определенными особенностями. Можно выделить следующие сферы жизнедеятельности военнослужащих: военнослужебная, общественно-политическая, семейно-бытовая, культурно-досуговая, социально-психологическая.

Военно-служебная сфера - это та сфера, где реализуется их главная предметно-целевая функция, связанная с выполнением служебных обязанностей. В функционировании этой сферы первостепенное значение имеет организация таких видов деятельности, как боевая, общественно- государственная и специальная подготовка.

Общественно-политическая сфера связана с реализацией совокупности гражданских, личных, политических и социально- экономических прав и свобод, установленных законодательством РФ.

Семейно-бытовая сфера связана с удовлетворением потребностей военнослужащих в семье и быту. Основными факторами являются жилищные и бытовые условия, обеспечение всеми видами довольствия и др.

Культурно-досуговая сфера связана с удовлетворением духовных потребностей военнослужащих и организацией их свободного времени.

Социально-психологическая сфера связана с взаимодействием военнослужащих на формальном и неформальном уровнях. Они охватывают процесс их вхождения в новую социальную среду, в систему социальных связей и отношений между собой, с членами семьи и окружением, а также с командным и подчиненным личным составом.

Какие же социальные проблемы можно обозначить в сфере жизнедеятельности военнослужащих?

В конце XX столетия в условиях реформирования общества значительно ухудшилось социально-экономическое положение военнослужащих. Профессия защитника отечества из высокооплачиваемой и уважаемой превратилась в малопрестижную с низким материальным достатком. Следствием этого стал значительный отток офицеров из Вооруженных Сил РФ, снижение уровня профессиональной подготовки военных кадров.

Социально-экономические проблемы страны повлияли и на выделение жилья для военнослужащих и членов их семей. Многие из них продолжали жить в бараках, неприспособленных жилищных условиях без горячего водоснабжения; не выдерживались нормы жилой площади на человека.

Наиболее болезненной для военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей оказалась отмена ряда надбавок и льгот. Так, отменена пенсионная надбавка военнослужащим, прослужившим 20 лет и более, а также компенсация взамен удерживаемого подоходного налога. Кроме того, были отменены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, за пользование коллективными телеантеннами и радиотрансляционными точками, по закупке топлива, за установку квартирных телефонов и пользование ими. Взамен отмененных выплат и льгот была увеличена с 50 до 70% ежемесячная надбавка за сложность и напряженность, а также повышена надбавка за выслугу лет максимально до 70%. Однако быстро растущая инфляция быстро свела на нет эти повышения.

Низкий уровень денежного довольствия семей военнослужащих является причиной того, что за два последних десятилетия укоренилась негласная практика неофициальных подработок военнослужащих в самых различных сферах деятельности во внеслужебное время, что снижает эффективность служебно-боевой деятельности. Речь идет в первую очередь о местах службы, находящихся в населенных пунктах, где есть возможность найти дополнительный заработок. В отдаленных гарнизонах, где такой возможности не имеется, военнослужащие и их семьи вынуждены обходиться имеющимися материальными ресурсами. Все это отрицательно влияет на восстановление сил военнослужащего, расходуя ресурсы его здоровья, а также наносит значительный урон его морально-психологическому состоянию, поскольку такое положение вещей является рассогласованием принципов, декларируемых законодательством РФ, идеологией государства, и реальной действительности.

Малообеспеченность семей военнослужащих обостряет многие социальные проблемы. Семьи военнослужащих проживают в военных городках, где не развита инфраструктура, нет детских дошкольных учреждений, школ, поликлиник. Из- за отсутствия рабочих мест не организована занятость членов семьи военнослужащего. За 10-15 лет службы семья военнослужащего перемещается до 4-5 раз к новому месту службы, где оказывается в новой социальной среде, к которой необходимо адаптироваться. С переездами случаются неизбежные потери имущества, дополнительное расходование ресурсов и т. д.

Серьезные проблемы возникают и при увольнении военнослужащих. Прежде всего это проблемы трудоустройства, обеспечения жильем, адаптации к гражданскому укладу жизни. Некоторые, не находя работы, впадают в отчаяние и становятся на путь алкоголизма, прибегают к суициду.

Особенно острые проблемы возникают у инвалидов боевых действий и военной службы. Эти проблемы приобрели в нашей стране особую актуальность в конце 1980-х - начале 1990-х гг., чему способствовал ряд факторов. Во-первых, окончание боевых действий в Республике Афганистан (крупнейший в XX в. локальный военный конфликт за пределами страны, вовлеченными в который вольно или невольно оказались сотни тысяч наших соотечественников) ознаменовало собой целый ряд проблем, с которыми столкнулись бывшие военнослужащие 40-й армии - “воины-интернационалисты” при возвращении на Родину. Во- вторых, возникновение на политической карте страны множества очагов военной напряженности - так называемых горячих точек (Нагорный Карабах, Сумгаит, Ош, Фергана и т. д.) и участие в этих конфликтах Вооруженных Сил РФ. В-третьих, именно в эти годы стала “всплывать” бывшая ранее конфиденциальной информация об участии наших соотечественников в военных конфликтах за пределами СССР (в Египте, Алжире, Мозамбике, Вьетнаме и т. д.) в составе различных “спецкоманд” или в качестве военных советников.

Инвалиды локальных вооруженных конфликтов (ИЛВК) отличаются значительными медико-демографическими и социально-психологическими особенностями. Военными медиками все чаще используются такие терминологические обозначения, как “вьетнамский”, “афганский”, “чеченский” синдром, которые определяются прежде всего:

  • высоким уровнем нервно-психологических нарушений психогенного и посттравматического генеза, хронического алкоголизма и наркомании среди участников боевых действий;
  • проблемами полипатологии, т. е. наличия сочетаний патологий различных заболеваний у одного и того же больного;
  • ростом осложнений от фронтовых ранений, контузий, заболеваний, углублением психических нарушений, приводящих к снижению трудоспособности и ранней инвалидизации;
  • частотой неврозов и неврозоподобных состояний у членов семей ИЛВК, а также проявлением церебрально-органической недостаточности и невротического развития у их детей.

В нашей стране последствия психотравмирующих событий, связанных с участием людей в локальных вооруженных конфликтах, пока изучены слабо, однако есть некоторые данные по участникам Афганской войны.

По данным главного психиатра Министерства обороны РФ С. В. Литвинцева, у 15-20% военнослужащих, принимавших участие в войне в Афганистане, в военных действиях в Абхазии, Таджикистане, Чечне, имеются хронические посттравматические состояния.

В Российской Федерации не существует единого учета инвалидов военной службы, что затрудняет получение информации об общем контингенте этих лиц. По данным Главного финансово- экономического управления МВД России, ФСБ России, Минобороны России, материалов научных исследований Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, общее число инвалидов военной службы составляет примерно 600 тыс. человек, включая инвалидов вследствие военной травмы, численность которых составила

241.2 тыс. (40,2%).

Наибольшее число инвалидов отмечается в 1994-1995 гг., что обусловлено военными действиями в Чечне. Среднегодовое число инвалидов из военнослужащих за последние пять лет составило 92 тыс. человек, в том числе вследствие военной травмы

49.2 тыс., или 53,1% общего числа инвалидов военной службы.

Изучение общего контингента инвалидов военной службы с

учетом нозологии показало, что первое место занимают инвалиды вследствие болезней органов кровообращения (33%), второе - инвалиды вследствие злокачественных новообразований (16%), третье - инвалиды вследствие травмы (15,8%), четвертое - инвалиды вследствие психических расстройств (8,7%), пятое - инвалиды вследствие болезней нервной системы и органов чувств (5,2% общего числа).

В структуре инвалидности вследствие военной травмы на первом месте значатся черепно-мозговые травмы, на втором - травмы опорно-двигательного аппарата, на третьем - травмы органа зрения, на четвертом - травмы периферической нервной системы, на пятом - ранения брюшной полости.

Изучение возрастной структуры инвалидов военной службы выявило следующие особенности. Число лиц в возрасте 20-24 лет составило 9,3%, в возрасте 25-29 лет - 7,6%, т. е. молодые инвалиды составили 16,9% общего числа. Больше всего инвалидов в возрасте 30-44 лет - 39,8%. Изучение занятости инвалидов военной службы выявило очень неблагополучное положение. В целом по России работают всего 24% инвалидов военной службы.

Таким образом, количество и масштаб социальных проблем в военно-социальной сфере требует их оперативного решения.

За последние годы появились позитивные подвижки в этом направлении. Больше стало строиться жилья, значительно возросло денежное довольствие, особенно в 2012 г., меняется общественное мнение по возвращению уважения населения страны к военнослужащим. Тем не менее государству предстоит сделать еще очень многое для повышения престижности и уровня этой сферы.

социальный военнослужащий адаптация кризис

Социальная работа - это оказание помощи социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находятся в нормальных социальных условиях, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных групп, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение на первый взгляд весьма устойчиво. Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу нужно, определится, кто относится к таким людям. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Украины, других войсках: пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Украины; войска гражданской обороны, органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности. Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные обстоятельства. Военная служба может осуществляться по призыву для солдат и матросов, сержантов и старшин или по контракту - для всех составов военнослужащих. В Украине солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе. Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателями, для проходящих службу по контракту - контрактом. Проблемы военнослужащих и их семей обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего и в ряде случаев его семьи отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты. Все проблемы и кризисы украинского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одним из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями. С другой стороны, не посильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефектом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний. Рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обуславливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег. Одна из острых проблем современных украинских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами, уставами, инструкциями; «деловая» система, то есть неформальная, но широко распространенная у старослужащих солдат; статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения является снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров. Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защита всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих. Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией у гражданской действительности. Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их адаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов. Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома». Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка. Но семьи военнослужащих срочной службы в свою очередь имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения из армии кормильца. Пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты, социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку чаще всего задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно - в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме: продукты, одежда, топливо. Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку. Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже, несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице, выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Социальная работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим ч имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных. Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.



Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту - для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

Признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;



Проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

Прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

Гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться.

Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту - контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты,

Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, мо, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Впервые подобное состояние было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии - у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения - например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свои долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Ресурсы семья военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части.Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Сфера деятельности Вооруженных Сил РФ характеризуется определенными особенностями. Можно выделить следующие сферы жизнедеятельности военнослужащих: военно-служебная, общественно-политическая, семейно-бытовая, культурно-досуговая, социально-психологическая.

Военно-служебная сфера - это та сфера, где реализуется их главная предметно-целевая функция, связанная с выполнением служебных обязанностей. В функционировании этой сферы первостепенное значение имеет организация таких видов деятельности, как боевая, общественно-государственная и специальная подготовка.

Общественно-политическая сфера связана с реализацией совокупности гражданских, личных, политических и социально-экономических прав и свобод, установленных законодательством РФ.

Семейно-бытовая сфера связана с удовлетворением потребностей военнослужащих в семье и быту. Основными факторами являются жилищные и бытовые условия, обеспечение всеми видами довольствия и др.

Культурно-досуговая сфера связана с удовлетворением духовных потребностей военнослужащих и организацией их свободного времени.

Социально-психологическая сфера связана с взаимодействием военнослужащих па формальном и неформальном уровнях. Они охватывают процесс их вхождения в новую социальную среду, в систему социальных связей и отношений между собой, с членами семьи и окружением, а также с командным и подчиненным личным составом.

Какие же социальные проблемы можно обозначить в сфере жизнедеятельности военнослужащих?

В конце XX столетия в условиях реформирования общества значительно ухудшилось социально-экономическое положение военнослужащих. Из высоко оплачиваемой и уважаемой социальной группы данная профессия - защитника отечества превратилась в малопрестижную профессию с низким материальным достатком. Следствием стал значительный отток офицеров из Вооруженных Сил РФ, снижение уровня профессиональной подготовки военных кадров.

Социально-экономические проблемы страны повлияли и на выделение жилья для военнослужащих и членов их семей. Многие из них продолжат жить в бараках, неприспособленных жилищных условиях без горячего водоснабжения, не выдерживались нормы жилой площади на человека.

По данным Интерфакса свыше 570 тыс. семей представителей различных силовых структур нуждаются в улучшении жилищных условий.

Уровень оплаты труда отбросил их семьи за черту бедности.

Наиболее болезненной для военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей оказалась отмена ряда надбавок и льгот. Так, отменена пенсионная надбавка военнослужащим, прослужившим 20 лет и более, а также компенсация взамен удерживаемого подоходного налога. Кроме того, были отменены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, за пользование коллективными телеантеннами и радиотрансляционными точками, по закупке топлива, за установку квартирных телефонов и пользование ими. Закон ухудшил социальное положение военнослужащих уже спустя год после введения его в действие. Взамен отмененных выплат и льгот была увеличена с 50 до 70% ежемесячная надбавка за сложность и напряженность, а также повышена надбавка за выслугу лет максимально до 70%. Однако быстро растущая инфляция быстро свела на нет эти повышения.

Согласно этому же закону военнослужащих по доходам приравняли к госслужащим. Правительство РФ уже не первый год декларирует уравнивание денежного содержания военнослужащих с оплатой труда федеральных государственных служащих, но каждый раз эти попытки так и остаются декларацией.

Низкий уровень денежного довольствия семей военнослужащих является причиной того, что за два последних десятилетия укоренилась негласная практика неофициальных подработок военнослужащих в самых различных сферах деятельности во внеслужебное время, что снижает эффективность служебно-боевой деятельности. Речь идет в первую очередь о местах службы, находящихся в населенных пунктах, где есть возможность найти дополнительный заработок. В отдаленных гарнизонах, где такой возможности не имеется, военнослужащие и их семьи вынуждены обходиться имеющимися материальными ресурсами. Все это отрицательно влияет на восстановление сил военнослужащего, расходуя ресурсы его здоровья, а также наносит значительный урон его морально-психологическому состоянию, поскольку такое положение вещей является рассогласованием принципов, декларируемых законодательством РФ, идеологией государства, и реальной действительности.

Малообеспсченность семей военнослужащих обостряет многие социальные проблемы. Семьи военнослужащих проживают в военных городках, где отсутствует развитая инфраструктура, нет детских дошкольных учреждений, школ, поликлиник. Из-за отсутствия рабочих мест не организована занятость членов семьи военнослужащего. За 10-15 лет службы семья военнослужащего перемещается до 4-5 раз к новому месту службы, где оказывается в новой социальной среде, к которой необходимо адаптироваться.

С переездами несутся неизбежные потери имущества, дополнительное расходование ресурсов и т.д.

Серьезные проблемы возникают и при увольнении военнослужащих. Прежде всего это проблемы трудоустройства, обеспечения жильем, адаптации к гражданскому укладу жизни. Некоторые, не находя работы, приходят к отчаянию и становятся на путь алкоголизма, прибегают к суициду.

Особенно острые проблемы возникают у инвалидов боевых действий и военной службы. Эти проблемы приобрели в нашей стране особую актуальность в конце 1980-х - начале 1990-х гг., чему способствовал ряд факторов. Во-первых, окончание боевых действий в Республике Афганистан (крупнейшего в XX в. локального военного конфликта за пределами страны, вовлеченными в который вольно или невольно оказались сотни тысяч наших соотечественников) ознаменовало собой целый ряд проблем, с которыми столкнулись бывшие военнослужащие 40-й армии - "воины-интернационалисты" при возвращении на Родину. Во-вторых, возникновение на политической карте страны множества очагов военной напряженности - так называемых горячих точек (Нагорный Карабах, Сумгаит, Ош, Фергана и т.д.) и участие в этих конфликтах Вооруженных Сил РФ. В-третьих, именно в эти годы стала "всплывать" бывшая ранее конфиденциальной информация об участии наших соотечественников в военных конфликтах за пределами СССР (в Египте, Алжире, Мозамбике, Вьетнаме и т.д.) в составе различных "спецкоманд" или в качестве военных советников.

Инвалиды локальных вооруженных конфликтов (ИЛВК) отличаются значительными медико-демографическими и социально-психологическими особенностями. Военными медиками все чаще используются такие терминологические обозначения, как "вьетнамский", "афганский", "чеченский" синдром, которые определяются прежде всего:

  • высоким уровнем нервно-психологических нарушений психогенного и посттравматического генеза, хронического алкоголизма и наркомании среди участников боевых действий;
  • проблемами полипатологии, т.е. наличия сочетаний патологий различных заболеваний у одного и того же больного;
  • ростом осложнений от фронтовых ранений, контузий, заболеваний, углублением психических нарушений, приводящих к снижению трудоспособности и ранней инвалидизации;
  • частотой неврозов и неврозоподобных состояний у членов семей ИЛВК, а также проявлением церебрально-органической недостаточности и невротического развития у их детей.

В пашей стране последствия психотравмирующих событий, связанных с участием людей в локальных вооруженных конфликтах, пока изучены слабо, однако есть некоторые данные по участникам Афганской войны.

По данным главного психиатра Министерства обороны РФ С. В. Литвинцева, у 15-20% военнослужащих, принимавших участие в войне в Афганистане, в военных действиях в Абхазии, Таджикистане, Чечне, имеются хронические посттравматические состояния.

В Российской Федерации не существует единого учета инвалидов военной службы, что затрудняет получение информации об общем контингенте этих лиц. По данным Главного финансово-экономического управления МВД России, ФСБ России, Минобороны России, материалов научных исследований Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, общее число инвалидов военной службы на 1 января 2001 г. составило более 600 тыс. человек, включая инвалидов вследствие военной травмы, численность которых составила 241,2 тыс. (40,2%).

Наибольшее число инвалидов отмечается в 1994 - 1995 гг., что обусловлено военными действиями в Чечне. Среднегодовое число инвалидов из военнослужащих за последние пять лет составило 92 тыс. человек, в том числе вследствие военной травмы 49,2 тыс., или 53,1% общего числа инвалидов военной службы.

Изучение общего контингента инвалидов военной службы с учетом нозологии показало, что первое место занимают инвалиды вследствие болезней органов кровообращения (33%), второе - инвалиды вследствие злокачественных новообразований (16%), третье - инвалиды вследствие травмы (15,8%), четвертое - инвалиды вследствие психических расстройств (8,7%), пятое - инвалиды вследствие болезней нервной системы органов чувств (5,2% общего числа).

В структуре инвалидности вследствие военной травмы на первом месте значатся черепно-мозговые травмы, на втором травмы опорно-двигательного аппарата, па третьем -травмы органа зрения, на четвертом - травмы периферической нервной системы, на пятом - ранения брюшной полости.

Изучение возрастной структуры инвалидов военной службы выявило следующие особенности. Число лиц в возрасте 20-24 года составило 9,3%, в возрасте 25-29 лет - 7,6%, т.е. молодые инвалиды составили 16,9% общего числа. Больше всего инвалидов в возрасте 30-44 лет - 39,8%. Изучение занятости инвалидов военной службы выявило очень неблагополучное положение. В немом по России работают всего 24% инвалидов военной службы.

Таким образом, количество и масштаб социальных проблем в военно-социальной сфере требует их оперативного решения.

За последние пять лет появились позитивные подвижки в этом направлении. Больше стало строиться жилья, поднимается денежное довольствие, меняется общественное мнение по возвращению уважения населения страны к военнослужащим. Тем не менее государству предстоит сделать еще очень многое для повышения престижности и уровня этой сферы.