Социальные работники оказывают всестороннюю помощь людям, взаимодействуя преимущественно с незащищенными категориями граждан. Они работают с беженцами, детьми-сиротами, пенсионерами, помогая им получить социальную, правовую, материальную поддержку. Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Профессия очень древняя, несколько сотен лет назад таких специалистов называли благотворителями, миссионерами. Часть социальных обязанностей возлагалась на монахов и монахинь, которые давали приют, пищу и минимальный уровень образования бедным людям. Сегодня все изменилось, а эту работу выполняют уполномоченные представители социальных служб, которых прикрепляют к каждому человеку или семье, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Преимущественно специалист ведет следующие группы граждан:
Социальный работник напрямую контактирует с населением, проверяя, в каких условиях содержатся дети, как распределяются средства, выделенные государством на новорожденного. Они носят продукты больным людям и пенсионерам, оказывают эмоциональную поддержку гражданам, страдающим от зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие). Труд непростой и опасный, ведь специалист никогда не знает о том, что ожидает его за закрытой дверью той или иной квартиры. Социальные работники получают не слишком высокий оклад, традиционно эту профессию выбирают женщины, более склонные к состраданию, чем мужчины.
Социальный работник должен любить людей. Это первое требование, которое негласно выдвигают к специалистам. В обязанности такого сотрудника входит следующий перечень обязательных работ:
Соцработник должен иметь минимальные знания о медицине, быть отличным психологом, ведь его труд объединяет в себе основные черты этих профессий. Сегмент отличается высокой текучестью кадров, поэтому сотрудники всегда необходимы. Специалист взаимодействует с представителями правопорядка, волонтерскими организациями, разными группами педагогов и врачей.
Эмоциональная стабильность и спокойствие - вот два важнейших качества, которые обязательно должны присутствовать в характере хорошего социального работника. Этот специалист должен иметь отлично поставленную речь, вызывать доверие и уважение, уметь слушать и понимать людей. Важны и другие качества:
В характере специалиста должна отсутствовать гордыня, а также жадность, брезгливость.
Освоить эту непростую профессию можно как в вузе, так и в колледже. Поступая в вуз, стоит выбирать направление подготовки «Социальная работа», сдавая экзамены по русскому языку, истории и обществознанию, срок обучения составляет 5-6 лет. Также рекомендуется рассмотреть следующие программы:
После 9 или 11 класса можно подать документы в колледж, выбирая факультет социальной работы. Срок обучения составляет 2-3 года, что зависит от базовой подготовки абитуриента и выбранного учебного заведения. В некоторые колледжи можно поступать по результатам среднего балла аттестата, не сдавая экзамены.
Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!
Образовательный центр «Верити»
Большой выбор разнообразных программ подготовки, помогающих повысить квалификацию людям, трудящимся в сфере оказания социальной помощи. Предусмотрены занятия как для отдельных сотрудников, так и для целых коллективов. Получать знания можно очно или дистанционно. Программы включают инновационные методики развития для детей, правила взаимодействия с подростками, охрану труда и не менее актуальные вопросы.
Соцработники могут найти вакансию в государственных структурах (социальный инспектор), развивающих и коррекционных центрах, службах занятости. Часто этих специалистов привлекают к волонтерской деятельности, они могут сотрудничать с «Красным Крестом» и другими общественными благотворительными организациями.
Россия 20000—55000 ₽
Москва 30000—82165 ₽
Специальности: социальная работа, право и организация социального обеспечения, правоведение (социальный аспект), социальная педагогика и психология, другие гуманитарные специальности, в том числе педагогические.
Специализация в зависимости от социально-возрастной категории обслуживаемых людей (дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды, военные инвалиды и т.д.)
Примечание. Обучение обычно охватывает все специализации сразу – профиль её специалист выбирает самостоятельно либо при написании дипломной (кандидатской и пр.) работы, либо во время трудоустройства. В области социальной работы могут успешно трудиться люди, не имеющие специального образование, однако предпочтение в таком случае отдаётся людям с высшим образованием.
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Средне-специальное (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог) – колледж социальной работы или педагогический колледж, готовящий специалистов в этой области.
Высшее (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог – все высшей квалификации, менеджер в области социальной работы, социальный психолог) – факультеты социальной работы некоторых государственных университетов, негосударственные вузы, факультеты психологии некоторых университетов, другие вузы социальной работы и социальной психологии, вузы предпринимательского профиля, учебные заведения Православной Епархии.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
При поступлении в учебное заведение не выявляются. Однако необходимо иметь выраженную тактичность в общении с разными людьми, в том числе больными, с плохим слухом и восприятием и склонными к девиантному поведению. Очень важна хорошая память, терпеливость и терпимость, выраженный интерес к личности человека и его проблемам, врождённое стремление помочь, умение слушать в большей степени, чем говорить самому.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Русский язык и литература, история, психология* и педагогика*, основы первой медицинской помощи*, физкультура, ОБЖ.
Характер и содержание работы:
Индивидуальная помощь . Работа в центрах социального обслуживания и органах опеки и попечительства: оказание помощи по хозяйству подопечным пожилым людям и инвалидам вплоть до стирки белья и доставки продуктов из магазина, помощь в оформлении правовых документов, психологическая помощь путём общения по интересам, контроль условий воспитания детей в патронатных семьях, оказание помощи гражданам, желающим усыновить сироту или взять ребёнка под опеку, в поиске кандидатуры ребёнка и оформлении документов, консультационная помощь остро нуждающимся одиноким людям в области права.
Организационная работа в органах государственной опеки и попечительства. Работа в местном управлении и самоуправлении: подбор кадров для индивидуальной работы с подопечными и контроль их обслуживания, организация новых центров социального обслуживания с дневным пребыванием в них нуждающихся пенсионеров и детей из многодетных семей, инвалидов, планирование, организация и проведение культурно-досуговой работы с этим категориями граждан, привлечение спонсоров и меценатов к оказанию материальной помощи нуждающимся людям, участие в распределении местной, федеральной и международной гуманитарной помощи.
Благотворительное направление. Организаторская и менеджерская работа в негосударственных благотворительных организациях и фондах, общественных организациях, федерациях, профсоюзах и ассоциациях инвалидов и т.д.: участие в разработке и проведении акций по сбору средств и пожертвований с последующим распределением собранных средств среди определённых категорий нуждающихся людей, проведение различных конкурсов с выдачей грантов социальной направленности (например, на оказание помощи больным сахарным диабетом, на обучение одарённых детей из многодетных семей, на санаторно-курортное лечение детей-сирот и т.д.) и другая благотворительная работа с населением.
Научно-аналитическая и преподавательская деятельность. Работа в научных учреждениях социального профиля, а также учебных заведениях социально-педагогической сферы: проведение социологических исследований по заказу государственных и коммерческих организаций, а также международных гуманитарных структур, изучение общественного мнения по тем или иным вопросам социального плана, преподавание основ социальной работы и обществоведения, изучение практики социальной деятельности в регионах и разных государствах, выступление на научно-практических конференциях, подготовка научных статей на социальные темы для корпоративных, отраслевых и других изданий и издательств.
Очевидные плюсы
Интересная творческая работа, осознание особой важности общественной миссии этой профессии – помогать людям решать самые разные жизненные проблемы, которые никакие другие специалисты не решают, возможность познакомиться с массой разных интересных людей, заиметь много друзей и наработать серьёзную базу для создания собственного бизнеса практически в любой сфере экономики.
«Подводные камни», очевидные минусы
Успех в этой работе трудно формулируем на начальном этапе профессиональной карьеры. Социальный работник без опыта часто не может представить, чего он может в итоге добиться и к какой цели ему следует стремиться. Поэтому данная сфера открывает пути к успеху только для людей с активной жизненной позицией, коммуникабельных, жаждущих общения с самыми разными людьми, стремящихся реально помочь конкретным людям и верящим в том, что реально изменить общество к лучшему. Люди без предпринимательской жилки, начиная трудиться в сфере социальной работе, склонны «увязать» в рутине повседневных забот и оформлении разных отчётных бумаг. В то же время прирожденные коммерсанты, привыкшие мыслить прямолинейными бизнес-категориями, пытаются превратить социальную работу в некую правовую базу для излечения прибыли, в результате чего создают в этой сфере несвойственное ей направление работы с нуждающимися в помощи людьми, портят репутацию благотворительным организациям и в конечном итоге разочаровываются в избранной профессии.
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата (для специалистов низовых звеньев системы социального обслуживания), вегетососудистая дистония – риск незначительный.
Вилка зарплат (в рублях в месяц)
В Москве и Московской области: 10 000 – 50 000 (чаще 15 000)
В крупных областных центрах: 6000 – 30 000 (чаще 10 000)
В глубинке России: 4000 – 15 000 (чаще 6000), в ряде регионов поиск работы с гарантированным заработком затруднён
Предупреждаю сразу: тот, кто думает, что социальный работник только обслуживает одиноких старушек, доставляя им продукты или стирая бельё, – можно сказать, ничего не знает об этой профессии. А между тем с середины 90-х годов в России стали открываться различные негосударственные университеты, в которых студенты за немалую плату получают высшее образование именно по специальности «социальная работа». Спрашивается, нужно ли серьёзное образование тому, кто просто покупает продукты, стирает и гладит, выносит мусор?
Конечно же, любой человек должен уметь это делать, и стареньким одиноким людям такая помощь нужна, как и свежий воздух и вода. Но это вовсе не значит, что этим людям больше от социального работника ничего не нужно.
На самом деле социальный работник для подопечного – спаситель во многих вопросах, в том числе и юридических, когда нужно грамотно оформить завещание или договор ренты, социального обслуживания, документы на получение субсидии или дарственную на имущество. И это далеко не всё, что нередко нужно сделать одинокому престарелому человеку или инвалиду. То есть, социальный работник, который приносит ему покупки из магазина, должен быть ещё и всесторонне развитым, грамотным человеком, разбираться в правовых вопросах, уметь при необходимости организовать своему подопечному консультацию специалиста, вызвать на дом нотариуса, врача, сантехника и проследить за тем, чтобы интересы подопечного никто не ущемил.
А ещё от этого человека ждут общения. Помню, будучи корреспондентом московской окружной газеты «За Калужской заставой», я напросился с социальным работником в гости к «её» бабушкам. Мы сначала зашли в супермаркет, я помог дотащить женщине тяжёлую сумку до нужного дома, а потом мне пришлось принять участие в беседе с каждой из трёх старушек, которых мы посетили. И каждая из них не обратила особенного внимания на принесённые продукты и не стала пересчитывать чеки, даже отказывалась брать сдачу , стремясь переключить внимание на беседу о каком-нибудь событии или о своей племяннице, которая никак не приедет к ней в гости. Одна из бабушек, бывший доктор судебно-медицинской экспертизы, даже устроила что-то вроде маленького праздника – заставила нас прочитать по отрывку из стихотворения и вручила в качестве приза по апельсину. Как мы ни отказывались от угощения, ничего не получилось: сильно обижусь и всё тут.
В принципе, чтобы по-человечески общаться со стариками, даже с академиками или бывшими актёрами, не обязательно окончить вуз – достаточно быть просто добрым отзывчивым человеком. Именно без этих качеств в социальной работе делать нечего.
К сожалению, в эту сферу милосердия и благотворительности идут не только сподвижники добра, но и прирождённые коммерсанты, которые используют возможности благотворительных организаций в своих корыстных целях. Отчасти из-за действий таких людей социальная (особенно благотворительная) работа многими россиянами воспринимается с большим недоверием. А среди некоторой части молодёжи создалось мнение о том, что в социальную работу идут те, кто ни к чему серьёзному не способен.
Но, думаю, вы уже поняли, что помогать беспомощным инвалидам и старикам, равно как сиротам , матерям-одиночкам и многодетным семьям, – дело в высшей степени ответственное и требует высокой образованности. Реально социальный работник – это мастер на все руки. Он и психолог, и социолог, и правовед, и менеджер. Просто начинается карьера в этой сфере чаще всего именно с этой ступени – оказание персональной бытовой помощи и работа с нуждающимися в социальной помощи и защите людьми в центрах социального обслуживания.
«Подводные камни» в этой сфере чаще всего нестандартные и при желании легко преодолимые. Обычно это особо капризные подопечные, которые могут жаловаться администрации района или дирекции центра социального обслуживания на то, что вы им чего-то не донесли, в чём-то им отказали, нагрубили и даже обокрали. Случается, что социального работника «сердобольные» соседи обвиняют в том, что он, к примеру, «объедает старушку», приносит ей поддельные лекарства и завышает цену на них. Это наш российский менталитет, и к этому надо быть заранее готовым. Разумеется, вспыльчивым и обидчивым людям в социальные работники тоже лучше не идти.
Но социальная работа – это очень широкая сфера деятельности. Например, выпускники Российского государственного Социального университета, как опубликовано на его информационных стендах, работают:
На одном из посвящённых социальной работе Интернет-ресурсов говорится, что
«все специализации «Социальной работы» можно условно разделить на три блока:
— работа с людьми: медико-социальная работа, психолого-социальная работа, социальная работа с людьми с инвалидностью, социальная работа в системе образования
— организация и управление: менеджмент в социальной работе, организация социальной работы с населением, экономика, право и управление в социальной работе
— аналитика: социальное прогнозирование и моделирование, история, методология и теория социальной работы»
«Прежде всего задайте себе вопрос: кем и в какой организации вы хотели бы работать, — советуют на этом ресурсе опытные специалисты этой сферы. – Если это государственные структуры внебюджетных фондов, то и вуз, соответственно, должен быть государственным. Такой диплом поможет вам попасть в «касту» высокооплачиваемых специалистов. Другое дело, если вы собираетесь создать в социальной сфере творческий коллектив или общественную организацию. В этом случае понадобятся практические навыки работы с грантодателями, фондами, со спонсорами и инвесторами. Здесь вы сами будете назначать себе зарплату. Поэтому и преподаватели нужны такие, кто имеет опыт реализации некоммерческих проектов, умеет оформлять заявку на получение денежного гранта, взаимодействует или руководит общественными организациями города. И, по-моему, в таком случае нет принципиальной разницы, в каком вузе (государственном или коммерческом, профильном или непрофильном) вы будете получать образование.
Если вы гуманитарий, подавайте документы в РГСУ, МГУС или РосНОУ. В список вступительных экзаменов этих вузов не входят естественнонаучные дисциплины. Сдавать придется русский язык в форме ЕГЭ, историю и, в зависимости от вуза, литературу или обществознание.
Хорошо знаете биологию – поступайте в МГПУ или РГМУ. А все абитуриенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета должны знать основы христианства, этот предмет здесь – профилирующий. В Военно-техническом университете, помимо привычных вступительных испытаний, придётся сдавать нормативы по физподготовке и проходить военно-профессиональный отбор: собеседование, психологическое тестирование, медкомиссию».
То есть социальные работники могут работать и спасателями, и психологами в горячих точках, заниматься реабилитацией людей, пострадавших в катастрофе или от теракта, а также военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях.
Отлично, когда социальный работник не только хорошо знает законодательство в области социальной помощи, но и многое умеет делать своими руками, например, оказать первую помощь пострадавшему в аварии или своему подопечному, который просто упал дома в обморок, починить сорвавшийся в квартире у подопечного кран, убедить отчаявшегося сироту в том, что всё у него в жизни сложится хорошо.
Социальные работники также собирают пожертвования с граждан и организаций, чтобы, к примеру, спасти какого-то конкретного ребёнка от тяжёлого заболевания, направив его в уникальную зарубежную клинику. Они также добиваются госпитализации остро нуждающегося одинокого человека или ребёнка из многодетной семьи в федеральную специализированную клинику, защищают права воспитанников детских домов, в том числе и покинувших детское учреждение после достижения 18-ти летнего возраста. Работают эти специалисты и в пенитенциарных учреждениях, защищая права отбывающих наказание и помогая некоторым из них вернуться к нормальной законопослушной жизни после выхода на свободу.
Наконец, с такой специальностью можно просто открыть собственный социально ориентированный бизнес, сочетая получение прибыли с созданием лучших условий для жизни пенсионеров, детей-сирот, инвалидов. Поле деятельности для высококвалифицированных социальных работников – широчайшее. Пожалуй, это одна из самых широкопрофильных профессий современности. В неё же входит и социальная педагогика (например, работа с трудными подростками в сотрудничестве с детской комнатой милиции и т.д.), и социальная психология, и лоббирование интересов остро нуждающихся в государственной поддержке категорий граждан как в органах местного самоуправления, так и в Госдуме России.
И везде для успешной работы необходима кипучая энергия, позитивное отношение к жизни, терпимость к самым нелицеприятных человеческим поступкам, уважение людей, предпочтение работы на благо общества работе на собственное благо. Понятно, что такая работа не может протекать спокойно и размеренно, без эмоциональных встрясок и напряжений, без скандалов и споров, без переживаний и авралов вплоть до попадания в кризисные ситуации. Однако если помогать людям и улучшать жизнь вокруг себя вам интереснее, чем заниматься чем-то конкретным, то все трудности социальной работы вы преодолеете.
И последнее. Часто в социальную работу идут люди творческого склада, которым не удалось реализовать себя в искусстве или культуре. Потому что социальная работа представляет возможность быть не только нужным конкретным людям (и быть любимым этими людьми), но и проявлять все качества, присущие актёру, режиссёру, писателю и художнику. Социальные работники – это авангард цивилизованного общества. Если они в обществе есть, значит оно доросло до уровня, на котором ему небезразлична судьба своих сограждан. Успеха.
В настоящее время профессия социального работника высоко востребована на рынке труда. Всё больше людей нуждаются в помощи, особенно сейчас во времена экономической нестабильности. Эта специальность является скорее призванием, а не профессией. Особенностью профессии социального работника является то, что только умеющие сострадать, гуманные люди, готовые помочь инвалидам, детям-сиротам, престарелым, многодетным матерям, могут ею заниматься. Эти самые слабозащищенные слои населения могут получить консультацию у социальных специалистов по вопросам различных преимуществ и льгот. Социальные работники не оставят без внимания людей страдающих такими заболеваниями, как наркомания и алкоголизм. Кроме того, работники этой сферы оформляют все необходимые документы.
Для выявления нуждающихся в материально-бытовой помощи социальные работники проводят исследования. В своей работе они всячески стараются задействовать общественные и государственные структуры, добиваются от них принятия необходимых решений. Помимо всего прочего социальный работник несет ответственность за программу по реализации реабилитационных мероприятий.
Тем людям, которым самостоятельно трудно справиться с проблемами любого характера, представители этой профессии оказывают морально-правовую и психологическую поддержку. Речь идёт о таких людях, которые пострадали в экологических катастрофах, военных действиях, пожарах, международных конфликтах, семейных ссорах и т.д.
Социальные работники закупят и доставят продукты, лекарства, отнесут вещи в химчистку или прачечную, наведут порядок в доме или квартире, и даже сделают ремонт в жилом помещении для тех, кто самостоятельно это сделать не может. Представители этой профессии измерят температуру, давление своим подопечным, поставят горчичники и т.д.
К сожалению, несмотря на большой фронт работы, у социальных работников довольно низкая зарплата. И неоценима роль таких сотрудников, что стремятся улучшить бытовые и материальные условия жизни незащищенных и слабозащищенных слоев населения. Это можно отнести к плюсам профессии социального работника. Минус - такой труд у современной молодежи не считается престижным.
Социальные работники празднуют свой профессиональный день 8 июня. Именно в этот день людей этой профессии благодарят за выполнение особой миссии.
Личные качества социального работника
Представителей этой профессии отличают такие качества, как доброта, отзывчивость, внимательность, способность к сопереживанию. Для эффективного выполнения своих обязанностей социальный работник должен быть коммуникабельным, эмоционально и стрессоустойчивым, аккуратным, организованным, сдержанным, честным, справедливым. Чтобы завоевать доверие своих подопечных социальный работник должен обладать такими качествами, как трудолюбие, целеустремлённость и ответственность.
Каким должно быть образование
Тот, кто выбирает профессию социального работника, должен быть осведомлен в нравственных, социальных и гуманитарных вопросах. Кроме того, необходимо знание таких предметов, как социология, медицина, экономика, психология, психотерапия, этика. Чтобы давать консультации правового характера, тоже следует обладать определенными знаниями.
От того, какое образование у социального работника, зависит род его деятельности. Чтобы работать с детьми, необходимо наличие педагогического образования. Лицам, занимающимся решением правовых вопросов, необходим диплом юриста. Образование психолога нужно тем, кто будет вести консультации по телефону. А тем, кто будет ухаживать за инвалидами, потребуется диплом медицинского работника.
Место работы и карьера
Мест работы представителей этой профессии достаточно много. Это
С повышением стажа и опыта социальному работнику присваивается разряд и повышается зарплата.
Профессия соцработника благородна, но часто неблагодарна. Таким трудом может заниматься только психологически устойчивый человек, который готов творить добро за очень скромную плату .
В чем заключаются обязанности такого специалиста? Куда он может поступить на работу? Обязательна ли для него какая-то профильная подготовка?
Чтобы получить эту профессию, вовсе необязательно заканчивать вуз либо техникум. Конкуренция среди соискателей в данной сфере деятельности невелика, и работодатели обычно с удовольствием принимают желающих в штат без квалификационных «корочек».
В подобных обстоятельствах обучение ограничивается короткими курсами, реже — несколькими неделями стажировки под присмотром опытного куратора.
Обращаться нужно либо в государственные организации (местные комплексные центры по социальному обслуживанию населения, центры помощи семье и детям), либо в какие-то структуры.
Иногда соцработник может относительно удачно трудоустроиться в частный дом престарелых, в платный хоспис.
При желании, конечно, можно и поучиться. Данная специализация есть в некоторых медицинских академиях, в гуманитарных вузах
Обязанности определяются тем, в каком учреждении трудится человек и какую именно должность он имеет.
Самый частый случай — социальная работа с выходом на дом к клиентам. В качестве клиента может выступать пожилой человек, не способный к полноценному самообслуживанию, или семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид.
Пенсионерам и взрослым инвалидам соцработники:
Родителям малышей с ограниченными возможностями специалист помогает не столько участием в бытовых делах, сколько рекомендациями. Подготовленные сотрудники делают ребятам лечебный массаж, проводят для них развивающие занятия.
Социальные работники, которые не ходят на дом, отвечают за реализацию каких-либо программ непосредственно на базе центра — например, ведут клубы по интересам для пожилых людей, отвечают за программу арттерапии, организуют школу для родителей детей с психическими отклонениями.
Важнейшим плюсом профессии является ее гуманистическая ценность. Соцработник может уверенно сказать, что его жизнь есть служение людям, а не бессмысленное зарабатывание и проедание денег. Однако выдержать столь тяжелый труд удается немногим.
Далеко не все умеют преодолеть брезгливость (спросите себя, способны ли вы менять памперсы лежачему паралитику или вытирать слюнки ребенку с тяжелой формой ДЦП).
Не любому соцработнику хватает физических сил на регулярное курсирование между супермаркетами и доставку тяжелых сумок с продуктами в разные концы города.
Социальный труд предполагает постоянный стресс.
Больные и слабые клиенты порою бывают капризны. Они далеко не всегда говорят проникновенное «спасибо» за помощь.
8 июня 1701 года Петр I подписал указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Согласно царскому указу «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за ними ходил и всякое им вспоможение чинил».
Указ положил начало системе социальной защиты в нашей стране, но профессия социального работника в современном виде появилась значительно позже - в 1990-е годы. В реестр профессий соцработники попали в конце 90-х годов. Появляется и новая для нас профессия - социальный работник.
Детские дома" href="/text/category/detskie_doma/" rel="bookmark">детских домах и интернатах, домах престарелых, центрах по оказанию психосоциальной помощи населению. Но, независимо от специализации, ежедневная работа социального работника всегда ориентирована на помощь людям.
Плюсы профессии:
Постоянное общение с людьми
Возможность помочь нуждающимся
Ощущение важности своего труда
Минусы:
Социальный работник всегда окружен людьми, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, а это, несомненно, оказывает серьезное воздействие на деятельность и самочувствие социального работника.
Личные качества, которыми должен обладать социальный работник:
порядочность
добросовестность
коммуникабельность
выдержка и самообладание
терпение
способность относиться с пониманием к посторонним людям
Место работы:
Школы, приюты, дома престарелых, колонии, центры социального обслуживания и т. д.
Карьера и зарплата:
Социальные работники - востребованные на рынке труда специалисты. Независимо от кризисов вакансии сохраняются.
В настоящее время социальная служба имеет тенденцию к расширению. Цели, представления о конечном результате, эффекте труда социального работника фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих требований к работнику. Информация содержится в должностной инструкции , а также в «Договоре об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров». Обслуживанию подлежат пожилые одинокие люди, имеющие вторую или первую группу инвалидности или не имеющие инвалидности, но в результате общей дряхлости не имеющие возможности обслуживать себя в полной мере.
Одинокими признаются пожилые люди, которые прописаны и живут отдельно, а также те, с кем прописаны родственники, но совместно не проживают или проживают, но находятся в крайне неприязненных отношениях.
Люди, подлежащие обслуживанию социальным работником, называются «подопечными». Подопечные, полностью утратившие возможность самообслуживания, т. н. лежачие, передаются в дом престарелых (инвалидов) или под надзор сестринской службы Центра социального обслуживания.
Права социального работника обеспечиваются действующим законодательством, а также должностной инструкцией и договором об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров. Договор заключается между подопечным и ЦСО, в частности, права и обязанности подопечного по отношению к социальному работнику. Так, например, подопечный обязан давать деньги на покупки авансом , не отказываться от заказанных продуктов, находиться дома во время, оговоренное с социальным работником, извещать о важных изменениях в своей жизни и т. п.
Норма для обслуживания одним социальным работником - восемь подопечных. Время обслуживания распределяется так: обязательное посещение два раза в неделю (в определённые дни недели) каждого, по четыре человека в день, для обеспечения продуктами, и один раз в неделю для выполнения поручений, связанных с аптекой , поликлиникой, СОБЕСом, Сбербанком.
Допускается по желанию работника увеличение нормы в полтора или два раза, т. е обслуживание соответственно двенадцати или шестнадцати одиноких пенсионеров и инвалидов. При неудовлетворительном выполнении своих обязанностей, т. е. при поступлении жалоб от подопечных в ЦСО, социальный работник может быть уволен.
На практике дни и время посещений, а также выполнение поручений могут изменяться по согласованию с подопечным, поскольку связаны с режимом работы различных учреждений.
Психологические консультации" href="/text/category/psihologicheskie_konsulmztatcii/" rel="bookmark">психологических консультаций , по защите прав работающего населения, реабилитации инвалидов.
Квалификационная характеристика выпускника.
Выявляет (организует работу по выявлению) в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии лиц, нуждающихся в социальной защите, социальной помощи и поддержке; консультирует их в отношении их прав и обязанностей, а также возможностей получить социальную защиту, помощь и поддержку, участвует в прогнозировании, проектировании и моделировании социальной работы в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии; организует (и/или ведет) воспитательную и образовательную деятельность в них; содействует координации деятельности различных организаций, учреждений и предприятий в проведении социальной работы.
Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра социальной работы являются:
* организации, учреждения и службы производственной и непроизводственной сфер, различных организационно-правовых форм, специализирующиеся в области социальной работы;
* различные группы населения и отдельные лица, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании;
* средние общеобразовательные и специальные учебные заведения, ориентированные на социальную работу.
Виды профессиональной деятельности.
Бакалавр социальной работы подготовлен к выполнению определенного уровня следующих видов профессиональной деятельности в области социальной работы, конкретное содержание которых определяется основной образовательной программой , разрабатываемой вузом:
* исследовательско-прикладная;
* организационно-административная;
* практическая работа в социальных организациях и службах;
* педагогическая деятельность (при условии получения дополнительного образования в этой области).
Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр социальной работы может быть подготовлен к участию в решении следующих задач:
1. Исследовательско-прикладная деятельность:
* экспертиза, прогнозирование социальных процессов и явлений в области социальной работы;
* подготовка проектов нормативной базы деятельности социальных служб;
* организация внедрения социальных проектов и программ;
2. Организационно-административная работа
* административная работа в подразделениях социальных учреждений и служб;
* участие в координации социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий;
* кадровая работа в социальных органах и учреждениях;
3. Практическая работа в социальных службах
* участие в социально-профилактической работе;
* посредничество и консультирование;
4. Педагогическая деятельность
* учебно-воспитательная работа в общеобразовательных и специальных средних учебных заведениях (при условии получения дополнительного педагогического образования).
Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
В соответствии с квалификационными требованиями бакалавр должен знать:
* основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом;
* сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы;
* экономические, организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы;
* основы социологического анализа;
* психологические основы социальной работы;
* основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы;
* социально-медицинские основы здоровья;
* основы правового обеспечения социальной работы;
Бакалавр должен изучить опыт:
* практической работы в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания;
* организации и управления подразделениями учреждений и служб системы социальной работы;
* проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
* участия в исследовательской работе;
Бакалавр должен владеть:
* основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами;
* методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы;
* методикой взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных мероприятий и профилактической работы с объектами социальной работы;
* методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
* основными методами психолого-педагогической деятельности;
* методами образовательно-воспитательной работы в социальных организациях и службах.
Прием по результатам ЕГЭ (выпускники школ гг), а также вступительных испытаний в формате вуза