Подготовьте сообщение о русских народных промыслах. Десятка самых известных народных промыслов россии

Русский народный промысел объединяет в себе огромный пласт культуры. Особенность нашей страны еще и в том, что практически каждый ее уголок, область или автономный округ имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое.

Роспись

Издавна Русь славилась на весь мир художниками. Таких узоров, какие выполняли наши мастера, не смог бы придумать ни один европейский художник. Со временем сложились даже отдельные направления и школы, которые продолжают традиции нашего народа.

Перечислить все виды и техники росписи на Руси практически невозможно. Их так много, и каждая несет в себе определенные черты местности и культуры. Самые известные русские народные художественные промыслы, это:

  • Гжель. Эти синие узоры на белом фарфоре известны во всем СНГ и за рубежом. Изначально посуда из особой белой глины использовалась для собственных нужд. Со временем она распространилась по всей России и даже стала использоваться для «аптекарских нужд». Оригинальный и запоминающийся узор на белой посуде появился намного позже - в конце XIX века.
  • Художественные народные промыслы - Хохлома. Это еще один из общеизвестных символов России. Этому помыслу уже около 400 лет. Возник он в Нижнем Новгороде. Особенность рисунка заключается в том, что на дереве или посуде изображаются различные ягоды, цветы, птицы и звери. При этом используются преимущественно красная и черная краска на золотом фоне. Иногда применяются зеленая и желтая.
  • Городецкая роспись. Этот промысел уникален тем, что в его технике изначально использовались различные породы дерева: одно светлое, другое темное. В специальные выемки вставлялись вырезанные части и получался своеобразный рисунок. Позже начали использовать подкраску. Практически в каждой картинке основной элемент - конь с красивой вытянутой шеей.

Помимо данных техник, которые используют художественные ремесла и народные промыслы, есть еще огромное количество росписей, которыми по сей день гордится вся Россия. Они являются символом нашей страны и предметом ее гордости. Это Жостовская и Федоскинская и и многое другое.

Гончарный промысел

Как известно, русичи были преимущественно людьми оседлыми и работящими. В обиходе активно использовалась разнообразная глиняная посуда. Поэтому популярным в те времена был такой русский народный промысел - гончарное дело.

Мало кто знает, что изначально этим занимались исключительно женщины. И только значительно позже этот промысел полностью перешел в сильные руки мужчин.

Как правило, занимались этим ремеслом в местах природного скопления глины. Как правило, возле них образовывались деревни и поселения. Секреты гончарного дела передавались из поколения в поколение.

Самыми известными в России округами, которые славились своими мастерами, изготавливающими чудесные изделия из глины стали Новгород, Смоленск, Рязань, Гжель, Вологда и многие-многие другие. Обычно, это были районы, находящиеся вблизи рек и озер.

Из глины делалась не только посуда. Широкое распространения получили различные игрушки, статуэтки, свистки, украшения и предметы интерьера. Яркий тому пример - народные промыслы Гжель. Изначально здесь изготавливались различная керамическая посуда. Сейчас в любой сувенирной лавке России можно найти керамическое изделие с фирменным неповторимым голубым узором.

В Нижегородской области гончарный промысел возник еще в XVI веке. Одним из его центров стало село Богородское. До сих пор там проходит фестиваль мастеров и поклонников этого ремесла.

В центральной части России были широко известны и применялись глиняные изразцы. Такое искусство требовало особого мастерства и выдержки. Глиняными обналичниками украшались дома богатых бояр, а также многие церкви и соборы.

Ткачество и кружевоплетение

Это практически такое же традиционное искусство для России, как и роспись или резьба по дереву. Однако, этот старинный русский народный промысел нес в себе магические функции. Ведь одежда у славян - это не только способ защиты от холода и непогоды, но и хороший способ лишний раз уберечься от любого сглаза, порчей или болезней.

Именно поэтому узор на изделиях русских мастеров так важен. На протяжении уже многих веков он практически не изменился. В то же время это и визитная карточка каждого народа, проживающего на территории России. В них же заложена информация о его развитии, о важных событиях и героях.

Самыми известными стали такие изделия народных промыслов:

  • Предметы царского обихода. В средние века это мастерство очень ценилось и часто в домах богатых бояр и князей можно было увидеть вышитые посольские скатерти, узорные ткани и специальные льняные полотна. Наибольшую известность приобрели мастера Кадашевской слободы и Хамовников Московской области. Также ценились изделия из Черкасово и Брейтово Ярославской области.
  • Пуховые платки . Это изделия, также как матрешка или хохлома, являются визитной карточкой России. Наибольшую известность приобрели Оренбургские пуховые платки. Впервые о них стало известно еще на заре XVIII века. Они делаются из мягкого и теплого козьего пуха, а также шелковых, хлопчато-бумажных и прочих нитей, взятых за основу. Также известны полушерстяные и шерстяные павлово-посадские набивные платки.
  • Кружевоплетение . Впервые этот народный промысел получил распространение в XVII веке. В ручную кружево изготавливается с помощью деревянных палочек-коклюшек. При этом они имеют специальные выемки для нитей. Именно с помощью этих палочек мастерицы плетут нужные узоры. Исконными центрами кружевоплетения на Руси были Вологда, Михайловский район в Рязани, Советский район в Кировской области и Елецкий район в Липецкой области.

Как и многие народные промыслы России, ткачество и кружевоплетение в советский период и сегодня практически не развивается. Осталось довольно мало мастеров, которые могли бы полностью воссоздать технику и узоры по старинным обычаям.

Кузнечное дело

Русь всегда славилась крепкими и здоровыми людьми. Не зря кузнечное дело стало одним из самых почетных и почитаемых ремесел у наших предков. Именно об этих сильных и выносливых людях ходили легенды и составлялись былины, как о гордости народа и его героях.

Железо было известно еще нашим прямым предкам - славянам. И уже в XI веке этот русский народный промысел получил наибольшее распространение. Даже самые крупные княжества располагались именно возле залежей руды и глины.

Обычно кузнецы самостоятельно добывали и обрабатывали металл. При этом сама техника ковки практически не изменялась вплоть до XIX века. Сначала кусок металла разогревался с помощью кузнечного горна, а затем с помощью молота уплотнялся металл и удалялся весь шлак.

Ремесленники изготавливали не только мечи. Они давали людям замки и ключи, топоры и ножи, гвозди и иглы, котлы, гири и многое-многое другое.

Основными центрами кузнечного дела в России стали город Златоуст, который ценился и почитался нашими царями, как оружейная столица, Павловский острог, Сибирь, город Белев и многие-многие другие. Иименно эти места прославили кузнечное дело и навеки включили его в народные промыслы России.

Резьба по дереву и кости

Еще одно древнее, но не до конца забытое ремесло. У нашего народа все имеет свой сакральный смысл. Даже в обычных предметах ежедневного обихода предки старались использовать особенные вещи. Именно для этого и существовали различные народно-прикладные промыслы. Особенно ценились изделия из натуральных материалов: камень, кость или дерево.

Кроме того что из них делали различные предметы быта, художественные поделки и проч., с помощью резьбы украшались фасады зданий, делались скульптуры и т. д.

Особую популярность получили такие народные промыслы:

  • Шемогодская прорезная береста. Это искусство берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли.
  • Варнавинская резьба по кости. Это искусство народных промыслов нижегородских мастеров. Возникла она на основе особой выполняемой по дереву. Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Ведь каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
  • Этот неординарный художественный промысел стал широко известен в XIX веке. С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.

Кроме этих народных промыслов, Россия богата мастерами, которые могут не просто наносить узоры на камень, кость или дерево. Они как-бы дополняют естественный рисунок материала собственной работой. Именно поэтому эти изделия становятся такими необычными и неповторимыми.

Народные промыслы: игрушки

Главное для любой семьи - это продолжение рода. Именно поэтому детям всегда уделялось особое внимание. За ними следили, их обучали и, конечно же, играли с ними. Для того чтобы занять ребенка, делали специальные поделки: из кожи, ткани, дерева, камня и т. д.

Русские народные промыслы детям:

Перечислять все известные и старинные династии, которые посвятили свое мастерство детям, можно бесконечно. И у каждой игрушки был собственный характер, особенные черты, не свойственные остальным.

Стеклодувное производство

Это одно из самых тяжелых и интересных занятий одновременно. В России стеклодувный промысел появился не так давно - в XVIII веке. Его основателем стал князь Меньшиков. И, несмотря на то что изначально на производство были приглашены иностранцы, впоследствии занятие превратилось в наш национальный русский народный промысел.

Центром стеклодувного производства стал город Клин. Именно там сейчас можно попасть на сказочную выставку елочных игрушек и украшений. Почему именно этот подмосковный городок? Этот край богат залежами ценнейшего для стеклодувов песка - кварцевого, без которого невозможно производство.

Еще одно место, известное на всю страну, это Гусь-Хрустальный. Этот городок обязан своим названием старинной стеклодувной фабрике, основанной в XVIII веке и принадлежащей известным русским предпринимателям Мальцовым.

Сейчас на этом чудесном заводе производят самые разнообразные изделия из этого хрупкого материала. Это фужеры и бокалы, вазы и штофы, а также интересные сувениры и даже предметы интерьера.

Современные выставки народных промыслов

Сейчас главное для многих русских ремесел и мастеров - продолжать развиваться. Популярность - это ключ к успеху. Ведь чем больше людей знает и ценит ремесло, тем лучше, тем больше заказов получают мастера.

Кроме того, изделия народных промыслов помогают новому поколению понять историю и культуру собственной страны. Это не только интересно и познавательно, но и очень весело, особенно для маленьких детей. Ведь практически в каждом нашем изделии используются яркие краски, смешные рисунки с забавными персонажами.

Как правило, местах, где сосредоточено производство тех или иных поделок проводятся ежегодные ярмарки-выставки. Именно сюда мастера приносят свои лучшие изделия для демонстрации и продажи.

Наиболее известные и интересные сегодня ярмарки:

  • Выставка народных промыслов «Ладья». Она проходит в Нижнем Новгороде каждый год. Здесь представлены художественные промыслы не только местных мастеров, но и лучших умельцев России. Проходит это мероприятие в середине декабря.
  • Этномир - мастера и ремесла. Проходит эта выставка в Калужской области в сентябре. На ней собираются лучшие мастера России и мира. В рамках данного фестиваля также проводятся очень интересные и познавательные мастер-классы для всех желающих.

Соловецкая ярмарка ремесел. Это ежегодное событие в посещают мастера из Ярославля, Архангельска, Мурманска, Нижнего Новгорода и других мастеровых городов и сел. Особенно ценятся посетителями народные промыслы - хохлома, игрушки и гжель.

Кроме данных ярмарок, есть еще множество других, которые собирают огромное количество людей и способствуют возрождению уже давно забытых народных ремесел.

Ножевой промысел

Художественная обработка металла была распространена практически по всей территории России. И в разных районах появились целые центры производства ножей, посуды, разнообразных столовых приборов.

Особенно славились своим умением нижегородские мастера. Центром художественного металлического промысла стала Павловская слобода. Первое напоминание о нем возникло еще в XVI веке. Затем это искусство народных промыслов перекинулось на другие районы и области. Например, это село Ворсма. Искусство и умения здешних мастеров были известны далеко за пределами России. В годы СССР это место стало официальной столицей «Ножевого промысла».

Русские ножи и были украшены самыми разнообразными материалами: от кости до перламутра и яшмы. На них выводилась особая гравировка, которая служила не только украшением, но и своеобразным производственным клеймом.

Одними из известнейших домов, которые сделали эти народно-прикладные промыслы семейным делом и передавали технологии и секреты мастерства от отца к сыновьям, стали Птицыны, Завьяловы и Бирютины. Их изделия произвели огромное впечатление на ярмарках-выставках в Филадельфии, Лондоне, Берлине и Париже.

Ювелирное дело на Руси

Это один из самых ценных и востребованных народных промыслов нашего народа. До сих пор изделия древних русских мастеров поражают ум и воображения посетителей и экспертов многочисленных музеев и выставок. Ювелирное дело примечательно тем, что в его основе лежат многие художественные ремесла и народные промыслы. Это ковка, резьба, роспись и многое-многое другое.

Ювелирные украшения сопровождали русского человека от рождения до самой смерти. Даже на младенца одевали какие-либо бусы, а девочкам прокалывали уши в возрасте 6-8 лет. Мальчикам, как правило, полагалась одна серьга. Помимо этих украшений, в народе были популярны разнообразнейшие браслеты, перстни и драгоценные кольца, застежки и прочее. Самым распространенным материалам на Руси было золото, серебро и жемчуг. Позже, в период развития активных торговых отношений, появились рубины, изумруды, сапфиры и гранаты.

Несмотря на то, что российскими княжескими домами довольно часто приглашались именно иностранные мастера, на Руси было множество собственных героев. Это Гаврила Овдокимов, который делал крышку раки для погибшего цесаревича Дмитрия, московские мастера Иван Попов, Третьяк Пестриков и Афанасий Степанов.

Центрами ювелирного ремесла стали центральные регионы, породившие народные промыслы - гжель, художественная ковка и роспись и т.д., Нижний Новгород, Великий Устюг и многие другие.

Но, прежде всего стоит узнать откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен!


На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел . В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.

Однако установить время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой. До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь XIX века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в XVII веке.

Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.

В документах есть упоминание о том, что в конце XVI и начале XVII века в Троице-Сергиевой лавре при торжественном приеме гостей им подносили деревянные ковши, украшенные золотом и киноварью, а также кубки.

В начале XVII века к Троице-Сергиевой лавре были приписаны заволжские земли, среди которых находилась и Хохлома . Крестьяне не только видели эту золоченную посуду, но и могли знать способ её окраски. Но у хохломских мастеров был свой способ “золочения”. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.

Один из лучших мастеров хохломской росписи так говорил об этом промысле: (Самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказан декоративным искусством Древней Руси... Хохлома , вероятно, была лишь поздним отражением этого большого искусства...)

В XIX веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страны Средней Азии и Западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семеновского и Балакнинского уездов Нижегородской губернии, Макарьинского и Варнавинского - Костромской. Среди них было что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой - наносился рисунок.

Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек.

Дешевую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали, ромбики, мелкие розетки и листики.

Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные веточки с пышными перистыми листьями-травинками.

Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.

В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы.

Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.


Есть в Подмосковье деревня Жостово , жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

А когда-то, в начале XIX века, открывая в Жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами. Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами.

В 1830-е годы подносы в Жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари.

Другим известным центром производства подносов стал Петербург. Здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков.

Жостовские мастера учли опыт живописцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 - 1880-е годы.

В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в Жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне Жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства.

Коллекция жостовских подносов в Русском Музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени.

К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру.

Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.


На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия , расписанные кобальтом по белому фону.

Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.

К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики ; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.

Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели , трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.


Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло… В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.

А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы , всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…

– прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.


А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными.

Издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением.

Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии.

И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.


Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями.

Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь - прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись» .

Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке - бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.

А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю - тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства.

Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент , с треугольными формами деревянного корпуса. Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков и не имеет однозначности. Одни считают, что этот инструмент был придуман на Руси, а другие историки утверждают, что история балалайки ведёт своё начало от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Так же само слово «балалайка» вызывает множество догадок и споров. Самой основной гипотезой является то, что слово «балалайка» имеет один корень с такими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти слова передаютуникальность этого народного инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого»,не очень серьёзного.

Большинство историков придерживаются, что балалайка была придумана около 1715 года, но существуют множество исторических документов говорящих о более ранней истории создания балалайки . Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», где упоминается крестьянин Ивашко Дмитриев, играющий на балалайке . Следующий документ прослеживающий историю балалайки , как раз и относится к 1715 году. Это подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н.М Золотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.


До сих пор балалайка испытывала разные периоды своей истории . То этот народный инструмент забывался, то с новой силой становился популярным во всех деревнях и сёлах. Чем же так притягивают русского человека звуки этого инструмента? Возможно эти весёлые бренчливые, лёгкие и забавные звуки помогали забыть нашим предкам о всей тяжести крестьянской жизни, а может быть эти звуки и передавали всю суть жизни на Руси и теперь, услышав звук балалайки, мы с лёгкостью можем посмотреть на историю глазами наших предков. Кто знает, какие взлёты и падения ждёт этот уникальный русский народный инструмент , но сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка - это самый узнаваемый во всём мире русский народный инструмент.

12.02.2017 13.02.2018

Русские народные промыслы - форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Росписи :
-Гжель - богатый русский народный промысел производства керамики (фарфора) и вид русской народной бело-голубой росписи из Подмосковья.
-Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная Городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин, В. В. Путинцев.
-Жостовская роспись - русский народный промысел художественной росписи жестяных подносов, существующий в деревне Жостово Московской области с 1825 года. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
-Мезенская роспись - определенный тип росписи деревянных прялок и утвари - ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в деревне Палащелье на берегу реки Мезень.
-Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в посёлке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.. Типичные сюжеты Палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом.
-Тагильский поднос - русский народный промысел по изготовлению и художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле, уникальное самобытное явление русской культуры. Считается, что Тагильская роспись - это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.
-Федоскинская лаковая миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
-Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в городе Семёнов Нижегородской области. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные орнаменты Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и другие звери.

Изделия из ткани :
-Вологодское кружево - русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
-Елецкое кружево - вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Считается, что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
-Мценское кружево - вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской области.
-Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин - это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
-Павловопосадские платки (шали) - набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в г. Павловский Посад. Подробнее о Оренбургских и Павлопосадских платках.

Игрушки :
-Абашевская игрушка - русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.
-Богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
-Дымковская игрушка - русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.
-Жбанниковская игрушка - русский народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области. Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах.
-Каргопольская игрушка - русская глиняная игрушка. Художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
-Кожлянская игрушка - русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.
-Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и заканчивая советскими лидерами. Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
-Старооскольская глиняная игрушка - русский народный художественный промысел в Старооскольском районе Белгородской области. Известен с начала XVIII века.
-Филимоновская игрушка - русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области.

Народные промыслы России

На вопрос о русских народных художественных промыслах у советского человека всегда был готов ответ: матрешки там, хохлома, палех, это вот всё. В СССР к началу 30-х годов сложилась интересная ситуация с декоративно-прикладным искусством. Дворянские и купеческие усадьбы сожгли и разграбили еще в революцию. Что из вещей уцелело — отнесли в музеи или продали за границу.

Крестьянские артели, занимающиеся художественными промыслами, прекратили свою деятельность по причине сворачивания НЭПа. Поняв, что русская культура в области декоративно-прикладного искусства фактически прекратила свое существование, власти начали спешно «возрождать» художественные промыслы посредством создания государственных предприятий, чтобы было что продавать и дарить иностранцам в качестве сувениров.

Там, где традиционная методика производства была утеряна или оказывалась слишком сложной, придумывали упрощенный советский способ. До войны успели возродить не все. К примеру, Гжель начали «возрождать» уже после войны и потому современная техника производства Гжели не имеет к дореволюционной технике вообще никакого отношения.

Гжель

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский ». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Палех

В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года — Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Палехские шкатулки появились в 20-е годы, когда знаменитые палехские иконописцы остались без заказов на иконы и, чтобы прокормить себя, вынуждены были придумывать новое применение своим способностям.

Хохлома́

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.. Любопытный факт — после революции традиционно кустарная Хохлома организованно развивалось на основе школы росписи, открытой в 1916 году в городе Семенове Георгием Петровичем Матвеевым. Матвеев — заметный революционер, член РСДРП, которому в свое время покровительствовали Максим Горький и известный промышленник — старообрядец Дмитрий Васильевич Сироткин.

Самовары

В России родиной самоваров считают Тулу, однако, исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-ти фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году.

Появилась даже особая Суксунская форма самовара - в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. В конце 19 века на заводе и местными кустарями производилось до 60 000 самоваров в год.

Суксунские самовары, производящиеся кустарным способом, представляли собой настоящие произведения искусства. Они были столь хороши, что ценились знатоками выше тульских самоваров и продавались на базарах за баснословные деньги.

Финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помошью множества красок. Однако, в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 70-е годы XX в. началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Народные промыслы наро́дные про́мыслы

Одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства ). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. В России наиболее популярны были гжельская керамика, расписанная синими красками по белому; дымковская глиняная игрушка; вологодские кружева, городецкие росписи по дереву, лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры, Хохломы, великоустюжское чернение по серебру и др.

С развитием массового промышленного производства многие древние ремёсла и промыслы пришли в упадок. В кон. 19 – нач. 20 в. на волне интереса к национальному прошлому во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов. В России традиционные ремёсла целенаправленно культивировались в мастерских Абрамцева и Талашкино . Ныне мастера, работающие в традициях народных промыслов, создают как уникальные художественные произведения, так и эскизы для производства массовых промышленных изделий.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "народные промыслы" в других словарях:

    Одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. История Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже… … Википедия

    - … Википедия

    Одна из форм народного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства). Многие народные художественные промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское… … Художественная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому… … Современная энциклопедия

    Одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок… … Энциклопедический словарь

    Народные художественные промыслы - Изделия чешских народных промыслов. НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного творчества, производство фольклорных художественных изделий (в частности, изготовление произведений декоративного искусства). Восходят к древности, к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Народные художественные промыслы - форма нар. творчества, включающая изготовление предметов быта, имеющих характер произведений декор. прикл. иск ва: вышивка, керамика, ковроделие, обработка дерева, камня, металла, кости, кожи, плетение кружев и т. д. Н. Х. П., как правило,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно прикладного искусства (См. Декоративно прикладное искусство)). Многие Н. х. п. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились… … Большая советская энциклопедия

    Народные художественные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление кружев и кружевных изделий, вышивка, вязание и пр.). Многие Н. Х. П. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское… … Энциклопедия моды и одежды

Книги

  • Народные промыслы , Клиентов Алексей Евгеньевич , Серия "История России"-единственная в своем роде серия книг для детей, наиболее полно раскрывающая перед юным читателем весь уникальный мир русской истории. Серия выпускается с 1998 г. и… Категория: История Серия: История России Издатель: Белый город ,
  • Народные промыслы , Клиентов Алексей Евгеньевич , Издательство Белый город представляет новую книгу для детей младшего и среднего возраста, входящую в полюбившуюся многим читателям серию История России. КнигаНародные промыслы посвящена… Категория: