Управленческий опыт компании «Тойота»: возможен ли перенос на «российскую почву»? Управленческие компетенции руководителей высшего звена Лидеры - основа управления управленческой модели.

Описание управленческого опыта

Омолоева Надежда Алексеевна-

директор МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П.А. Пономарева

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

В.В Путин

Опыт и роль - два слова, которые могут сказать о многом в жизни человека, а в жизни управленца -это два фактора, которые могут оценить деятельность в управлении организацией. Поговорим о роли директора школы. Кто-то считает, что директор школы – идол, восседающий на троне, окруживший себя приближенными и вершивший судьбы людей. А может быть, директор школы – Золушка, которой надо отвечать за все и в то же время успеть на бал.

Сложно находиться на мельнице между двумя жерновами, с одной стороны коллектив родителей, учителей, учеников, с другой – руководство образованием, социальное окружение. И главное для директора школы - найти ту золотую середину, в которой роль, выполняемая директором, будет оптимальна для всех.

Школа – это место жизни, а не место время препровождения, и я, как директор, стремлюсь сделать так, чтобы в школе было комфортно всем: ученики получали знания и занимались дополнительной подготовкой, родители были уверены в безопасности и качестве образовательного процесса, педагоги и персонал школы шли на достойную работу, не боясь за свое будущее.

Управлять живым организмом всегда сложно. Вроде бы и организм-то один, а душ-то в нем тысячи. И кто же главный в нем – ученик – учитель – родитель? Казалось бы, мир школы завязан на ученике. Но что может ученик без учителя? Каждый родитель хочет выбрать для своего ребенка лучшего учителя. Но где их взять - лучших-то? Вот здесь директор должен и проявить свои управленческие качества, выступить в роли садовода, который растит педагогов, необходимых в социуме, умеющих выполнять задачу по воспитанию высокоразвитой личности.

Мне, как и большинству директоров, досталась школа уже со сложившимся коллективом, в которой существовали свои правила и традиции, и самое главное это была родная мне школа. В ней я училась, проходила практику и начала свои первые шаги учителя начальных классов в 18 лет. Я поставила задачу: не потерять, а в дальнейшем развить и приумножить то, что есть. Надо было управлять так, чтобы интерес к школе только разрастался, ширился. Никому не нравится делать анализ – ни в больнице, ни в жизни, ни в работе, а ведь от этого зависит весь дальнейший маршрут.

Проанализируй, и будешь знать, куда двигаться – это стало моим первым правилом.

Школа – это группа единомышленников, а управление школой – это работа в команде. Не получится вкусный торт, если один его слой горький. И вот у меня есть команда, и это тоже живой организм. За три года и в нем произошли изменения, но моя группа управления остается командой, с которой удобно и комфортно работать, где каждый является профессионалом с большой буквы, не боится признать ошибки, стремится узнать новое. Мои заместители - это инициативные, творческие и деятельные девушки. Каждый год я стараюсь отправить их на разнообразные курсы повышения квалификации, отслеживаю их участие в семинарах и вебинарах различных уровней. Направляю для участия в профессиональных конкурсах, отсюда и следующее привило: профессиональный рост группы управления – престиж образовательного учреждения. Не надо бояться, что твоя команда в какой-то момент перерастет тебя, ведь я, как директор, расту вместе с ними, а за нами растет потенциал педагогического коллектива.

Наверное, нет ни одного образовательного учреждения, где отсутствуют подводные камни. В моей школе таким камнем были жалобы. Всю свою осознанную жизнь я росла и работала в нашем городе, и «истории» школы знала очень хорошо. Так что, идя работать директором, думала, что уж меня эта волна не коснётся, но не тут-то было. Они сыпались как из рога изобилия: необоснованные и беспочвенные, жестокие и несправедливые. Господи, сколько нужно было сил, чтобы всё это выдержать, но ни разу не возникло желание уйти. И, наверное, ни беседы с родителями и разговоры с коллегами повлияли на их исчезновение, а именно дела школы, открытость и доступность к управлению, владение информацией о жизни учреждения свели все эти жалобы на нет. Хотя и сейчас есть в моей школе «заноза» – учитель вечно всем недовольный – но это моя лакмусовая бумажка, всегда изменит цвет, если что-то не так. И именно эта «заноза» не дает мне пасовать перед трудностями. И всё равно, я считаю, что мне повезло с коллективом: рядом со мной – люди, готовые к новым изменениям, принимающие инновационные направления, внедряющие образовательные программы. Но в то же время - это люди, которые могут болеть, менять место жительства и место работы. Поэтому третьим правилом стало: не бояться брать молодых учителей. Конечно, проще пригласить опытного учителя, предложив ему комфортные условия. В рамках рыночных отношений это вполне приемлемый шаг для директора школы, болеющего за результат образовательного процесса. Да где ж их взять столько опытных? Так что вырастить своих профессионалов – это прекрасно.

Каждый год в мою школу вливается ручеек молодых учителей. Да, страшно, но когда-то и я пришла в школу начинающим учителем, и у меня что-то не получалось, но я благодарна своим наставникам, надеюсь, и мои «ручейки» будут с благодарностью вспоминать свои первые педагогические годы . «Помни, директор, - ты в ответе за тех, кого приручил». Не бросайте молодых учителей в свободное плавание. Ваше всевидящее око должно быть всегда над ними. Направляйте, подсказывайте, учите, возможно, заставляйте. И помните: как только вы отвернетесь от них, то вы их потеряете. Молодой учитель, как младенец, которому нужны заботливые руки. И уже на 2-ом году профессиональной деятельности они будут давать результат, продукт. Уже на второй год работы в школе учитель информатики стала лауреатом конкурса Педагогический дебют, учитель начальных классов- призер профессионального конкурса «Первый учитель» , учитель физической культуры – организатор спортивного клуба и школьного олимпийского движения, Педагог дополнительного образования – руководитель вокального ансамбля- победителя конкурса «Февральский ветер»

«Если б молодость знала, если б старость могла». Избитая фраза стала еще одним правилом управления с небольшими изменениями: « Когда старость знает, то и молодость может».

Современная школа – это здорово: новая инфраструктура, изменение материально-технической базы, рост педагогических кадров. Вот на этом росте мы и остановимся.

Как я уже говорила, у меня хороший коллектив профессионалов. Но всем нам знаком термин «профессиональное выгорание». Как не потерять то, что было изюминкой, креативной каплей в работе отдельных педагогов, как изюминку превратить в лозу, и креативной каплей наполнить кубок. Да, я директор, и мой пример будет главным в организации любого начинания. Так появилось еще одно правило: «Если не я – то кто?», и пока я его соблюдаю, наряду с высоким качеством образования учеников - высокие достижения педагогов на профессиональном поприще, а если к этому прикладывает руку команда, то результат удвоится, а может, и утроится. Так я сама будучи призером областного конкурса «Учитель года» не останавливаюсь на месте. Написала программу военно-патриотическому воспитанию и стала победителем в Иркутской области, с реализованным мною проектом «Миллион на добрые дела» вышла в финал муниципального конкурса, пишу эссе на городской форум и стала его призером, мои дети постоянные участники НПК «Эврика», Тропами Прибайкалья», «С Иркутском связанные судьбы».

С каждым годом учителя моей школы становятся более активными участниками различных конкурсов. Высокие места в конкурсах «Социальный педагог» на муниципальном уровне, в конкурсе «Мой лучший урок» на региональном уровне, стремление показать свою профессиональную компетентность – вот главное кредо педагогов нашей школы, и это еще один шаг для повышения качества образования в современной школе. Поэтому правило шесть звучит так: «Сохраняй, поддерживай и приумножай потенциал учителя».

Вы скажете, все это хорошо: команда управленцев, рост молодых кадров, профессионализм педагогического коллектива, но школа – это дети.

Да, школа – это дети, и за их образование, за становление личности несет ответственность наравне с родителями и школа. И родители делают выбор школы для своего ребенка на основании рейтинга школы в социуме. За последние годы рейтинг школы значительно возрос. Возросло число учащихся, участвующих в проектно-исследовательской деятельности.

С увеличением самостоятельности школ появилась возможность включать в учебный план школы предметы, направленные на расширенное познание мира и повышение культуры – это основы естественнонаучных исследований, организация профильного обучения в старших классах школы.

Так мы вошли в экспериментальную плащадку в Иркутской области по экологизации образовательного процесса и внедрению курсов «Учусь учиться», «Учусь общаться» Дзятковской. Также внедрили и апробировали курс «Байкаловедение» и «Экология» для учащихся 5-7 классов. Моимми учителями были написаны, зарегистрированы и введенных курсы «История Пожарного дела», «Основы медицинских знаний», «Выживание в экстремальных ситуациях» и др.

Получение учебных знаний становится более интересным и за счет улучшения материально-технической базы. Заказывая новое оборудование, мы прислушиваемся и к пожеланиям учащихся. Ученическое самоуправление – еще один орган в школьном организме.

Идеи школьных мероприятий, формы их проведения, рожденные фантазиями детей, воплощаются в жизнь. И как следствие еще одно правило – «От школы авторитарной к школе сотрудничества». Не бойтесь идти новыми дорогами: они приведут вас к успеху, главное, - правильно поставить цель.

Введение элементов игровой педагогики позволило вывести получение новых знаний на уровень знания через опыт, через эксперимент.

Организация длительных образовательных игр развивает индивидуальные характеристики учеников, раскрывает их как любознательных, доброжелательных и готовых самостоятельно действовать личностей.

Социальная обстановка микрорайона школы очень сложная. Сильная удаленность некоторых микрорайонов от школы – Падь Топка, Лыжная база, п. Парфеновка, Искра. Школа расположена среди старой жилой застройки. Итоги социальной диагностики микросоциума школы показали следующее:

пятая часть учащихся школы воспитываются в неполных семьях;

в связи с большой занятостью родителей воспитание детей дома осуществляется на низком уровне;

малообеспеченные и многодетные семьи составляют 40% контингента школы;

неблагополучных семей, учащихся находящихся в сложной жизненной ситуации - 10% от контингента.

20% детей имеют сложную жизненную ситуацию: дети с пьющими родителями, опекаемые дети, дети из социального приюта.

Контингент сокращался, количество преступлений росло, количество неблагополучных семей и «трудных» подростков увеличилось.

В связи с этим необходимо было принимать какие-то решения.

Так в школе разработана и успешно апробирована модель социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков. Наша школа, являясь культурным и образовательным центром микрорайона, выступает как бы в роли СОЛНЦА, которое обогревает, ласкает, дарит тепло и заряжает энергией не только каждого ребенка, но и взрослых. Основным девизом работы всего педагогического коллектива явились слова Ш.А. Амонашвили «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».

Психологом школы разработана программа волонтерского клуба «Радуга», членами которого стали активные ребята учащихся 7-11 х классов. Профилактика негативных явлений в молодежной среде через реализацию принципа «Равный обучает равного» или «старший обучает младшего»

С ребятами волонтерами специальные занятия ведет психолог, готовятся тренинги и игры для учащихся начальной школы. Программа предназначена для привития навыков правильного поведения и умению, противостоять в трудных жизненных ситуациях. Именно погружение детей в мир общения как сложный процесс взаимодействия людей и навыков наблюдения, самонаблюдения и анализа могут создать условия для жизнеспособности, жизнестойкости, а также жизнерадостности детей.

П сихолог ом школы проводятся тренинговые занятия с учащимися «группы риска». Дети группы риска разделены на 3 подгруппы. Раз в неделю эти ребята приходят в актовый зал на тренинги. Разработана система занятий: «Быть уверенным – это здорово», «Новый взгляд» , «Жизненные навыки» , «Как стать успешным» На тренинге организуется взаимодействие между членами группы, позволяющее разрешать возникающие конфликты без ущерба для себя и окружающих, соблюдать законы и жить без насилия, учит позитивному общению После трех- пяти занятий среди «трудных» подростков к ним вводятся учащиеся волонтерских групп или ребята члены совета старшеклассников. Так на – равных, обсуждая проблемы и решая некоторые задачи, выражая вслух свои мысли и чувства, ребята учатся общению, учатся играть роли, спорить, оценивать и делать выводы. Ненавязчиво играя с детьми (особенно 1 младшей группы 2-6 классов) можно добиться больших результатов, чем читая им лекции и морали, вызывая родителей и ругая каждого за плохое поведение.

В нашей школе имеются классы для детей с ОВЗ СК К 7 вида , в которых еженедельно проводятся индивидуально- групповые занятия, целью которых являются психологическое сопровождение детей с отклонениями в у мственном и психическом развитии. Эти ребята особенно склонны к девиантному поведению, часто дезадаптированы в обществе . Поэтому педагоги стро ят свои занятия таким образом, чтобы показать альтернативу вредным привычкам, организовать активную деятельность, в которой дети узнают свои лучшие стороны.

В школе существует класс общеобразовательный разновозрастной, где обучаются дети из социально и педагогически запущенных семей поступившие в школу не по возрасту (в 10-16 лет). Создавая эти классы, мы долго думали, как их обогреть и заинтересовать, чтобы они ходили в школу и с желанием учились. Задача не из легких. И мои педагоги построили ученый процесс и воспитательную деятельность так, что эти дети не чувствовали себя ущербными. Сначала – индивидуальный учебный план 3 раза в неделю, затем и включение этих ребят в систему взаимосотрудничества и полноправное участие во всех делах школы. В этом классе ежедневно работает психолог по программе «Как стать успешным». И мы видим результат: 6 ребят закончили колу успешно и получили аттестат. Троих к их18 годам мы научили грамоте (читать и писать), т.к. пришли они в школу в 16 лет. Сейчас трое девчонок, которым по 17-20 лет, уже со детьми но заканчивают 9 класс и благодарят, что им дали такую возможность.

Сотрудничество с родителями – один из важных аспектов всей нашей деятельности. Эта работа ведется в нескольких направлениях:

консультирование родителей специалистами социально- психологической службы, педагогами школы. При первых консультациях составляется индивидуальная социальная карта семьи, генограмма семьи, проводится анкетирование, индивидуальная карта ребенка. Консультирование бывает как групповое так и индивидуальное исходя из проблемы.

Родительский всеобуч. Для классных руководителей разработана тематика родительских собраний и консультаций по сохранению здорового образа жизни.

Раз в четверть работает «Родительский клуб», которым руководит психолог школы. Приглашаются родители, дети которых находятся в трудных жизненных ситуациях. С ними проводятся психологические тренинги, деловые игры и упражнения. Так например, в тренинге «Я тебя понимаю» разработана система занятий по формированию позиции любящего взрослого для родителей учащихся начального звена. Предлагаются следующие темы занятий: Установление эмоционально- доверительного контакта между ребенком и родителем, развитие эмпатии, легко ли быть родителем, воспитание и ответственность.

«На войне можно победить в несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, по самому существу дела тут нужен срок более длинный, и надо к этому сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность» - А.С. Макаренко.

При всей нашей работе кропотливой и невидимой внешне работе мы видим положительные результаты, которые также подтверждает социальный паспорт школы. Контингент вырос на 300 человек за 3 года, и это не только демографические показатели, это и повышение имиджа образовательного учреждения. Количество правонарушений сократилось втрое (за 2010 год – 10, за 2014 год- 2), количество детей состоящих на учете в ОДН сократилось на 16 человек, и количество пропущенных уроков без уважительных причин уменьшилось наполовину. Детям хочется идти в школу- и это главное.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Этим и определилась необходимость создания кадетских классов на базе общеобразовательной школы. Целенаправленно изучая склонности и интересы учащихся и их родителей, учитывая социальный заказ общества в нашей школе был открыт первый кадетский класс. Класс получил статус «Класса пожарных кадетов» и обучение стало носить военно - патриотическую направленность. Цель открытия таких классов: формирование и совершенствование системы патриотического воспитания подростков, воспитание высокого чувства гражданской ответственности и патриотизма, осознание общественного и воинского долга, развитие высоких нравственных качеств, психологической устойчивости, физического воспитания, любви к Отечеству и готовности к его защите.

Военная, физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется по дополнительным программам за счет факультативных занятий, кружков и секций, военно-полевых сборов. Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, духовного, правового, физического, нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Таким образом, кадетство – особая составляющая учебно-воспитательного процесса, и кадетское воспитание является одним из важных условий создания системы гражданского становления личности в нашей общеобразовательной школе.

Так была создана экспериментальная программа «Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе»

Согласно программе развития школы «Проектирование инновационной модели школы гражданского становления личности» (2010-2015г.г.) в учреждении формируется система гражданского образования и партнерства в совместной деятельности всех участников образовательного процесса. В образовательном пространстве школы особую роль играют классы пожарных кадетов.

Кадетское воспитание, основанное на принципах гражданственности и патриотизма, не только повышает личную самооценку кадетов, но и способствует формированию авторитета среди обучающихся школы, формирует дисциплину и ответственность. Хотя изначально классы формируются из подростков с проблемами семейного воспитания, проблемами в обучении и поведении.

Одно из ключевых качеств личности каждого ученика школы - гражданское самосознание и гражданская позиция, формирование которого неразрывно связано с наличием кадетских классов.

То обстоятельство, что школа является на сегодняшний день не только образовательным учреждением, но и центром культурного развития микрорайона, побуждает педагогический коллектив школы находить новые современные формы обучения и воспитания детей.

Создание кадетских классов послужило важным обстоятельством формирования имиджа учреждения, повышения уровня социальной среды обучающихся и их родителей. Школа имеет своей целью упрочить и развивать кадетское образование.

Проведенное анкетирование среди обучающихся и родителей школы выявило следующие результаты: 82% детей общеобразовательных классов хотели бы учиться в кадетских классах; 25% считают, что кадеты должны стать военными (пожарными). По мнению родителей и обучающихся растет престиж таких профессий: военные, работники МЧС, работники МВД, поэтому кадетское воспитание позволит решить проблему выбора профессии.

В ходе данного эксперимента мы решаем следующие задачи: повышение воспитательной роли кадетов; организация совместной общественно-полезной гражданской деятельности как внутри школы, так и вне; формирование гражданско-демократического уклада жизни школы значимого для социума микрорайона. А также сетевое взамодействие и предпрофильное обучение.

Так как кадетский класс функционирует на базе нашей школы уже не первый год можно говорить уже о первых результатах.

Уже начали складываться первые традиции:

В декабре каждого года в День МЧС кадеты 7го взвода принимают Торжественную клятву кадета.

В мае проводятся ежегодные полевые сборы на базе ракетной дивизии в мкр. Зелёный.

В феврале каждого года красивый праздник кадетский балл

Ежегодно один из кадетских взводов принимает участие в городском слёте Пожарных дружин, на котором команда регулярно занимает призовые места. В 2014 году мы были первые в областном слете ДЮП и приняли участие во Всероссийских соревнованиях в г.Владивосток и стали третьими.

Проводится много разноплановых мероприятий по патриотическому воспитанию.

Налажена связь и ведётся активная совместная работа с городским Советом ветеранов. Работает клуб «Патриот» под руководством Головиной Надежды Ивановны.

Кадеты собирают архив кадетского движения, шефствуют над ветеранами предместья Марата. Встречи и экскурсии помогают детям узнать и связать прошлое, настоящее и будущее. Были организованы встречи с почетными гражданами г. Иркутска (В Распутин, Б. Говорин), ветеранами Афганской и Чеченской войны. Налажено сетевое взаимодействие с Усольским гвардейским кадетским корпусом России по Иркутской области.

Анализируя учебно- воспитательную работу в кадетских классах можно говорить, что учащиеся показывают более высокие знания по всем параметрам по сравнению с основным контингентом.

Состояние здоровья обучающихся - один из ключевых показателей эффективности образовательного процесса. Основные причины нарушения здоровья школьников нами видятся в следующем: стрессовая тактика педагогики; собственные перегрузки, увеличение объема информационной нагрузки; нерациональная организация учебного процесса. Состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Комплексно- целевая программа «Здоровье в школу» направлена на формирование культуры здоровья детей, педагогов и родителей

На протяжении 5 лет в школе внедряется превентивная программа в 10-11 классах «Полезная прививка» в рамках проекта «Здоровая Россия». Кроме этого ведется курс «Этика и психология семейной жизни», основной нитью в котором проходит воспитание нравственно- здорового поколения; в начальной школе реализуется курс «Полезные привычки», дети обучаются навыкам гигиены, закаливания, противостояния давлению окружающих. Особый упор в этой программе делается на работу с родителями, их привлекаются для посещения уроков и анализа. С 2012 года в учебный план 2-3 классов введен курс «Разговор о правильном питании».

Одной из задач программы «Здоровье в школу» является улучшение материальной базы школы для сохранности здоровья школьников и педагогов:

Капитальный ремонт спортивного зала;

Организация питьевого режима- диспенсеры, питьевые фонтанчики на всех этажах;

В фойе выставлены теннисные столы для игр на переменах;

Установлены баньетки и мягкие стулья для сидения и отдыха;

Во всех кабинетах над досками устанавливаются лампы- подсветки;

Во всех кабинетах на окнах используются жалюзи;

В коридорах и кабинетах есть «зеленые» уголки из комнатных растений;

На улице построена детская и спортивная площадка;

Создан кабинет ОБЖ с уголком безопасности, тренажером по реанимации, медицинскими аптечками пои оказанию первой помощи;

Прошел лицензирование медицинский кабинет, приобретено необходимое оборудование для процедурного кабинета.

Обновлено всё спортивное оборудование;

Проведен капитальный ремонт системы отопления и замена окон и вентиляции;

Капитальный ремонт пищеблока.

«Мы выбираем здоровье» - это основная идея большинства внеклассных, общешкольных мероприятий. Традиционно в нашей школе проводится тематическая неделя «Мы голосуем за здоровый образ жизни». Главная цель этой недели не убеждать посредством лекций и бесед, а организовывать интенсивную привлекательную для всех детей внеурочную деятельность, ориентированную на формирование ценностного отношения к здоровью, устойчивого интереса к занятиям спортом.

Спорт является перспективным направлением нашей школы. В нашей школе 2 спорт зала. На спорт площадке постоянно проводятся соревнования по футболу и хоккею. Школьные спортивные команды являются участниками и победителями окружных и городских турниров. Действующий клуб кикбоксинга неоднократный участник как городских так и международных турниров. Занятость учащихся нашей школы в спортивных секциях составляет более 650 детей. Это еще раз говорит о привлечении молодых специалистов в школу. Из 6 педагогов дополнительного образования 5 молодых специалистов.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных мероприятий. Это дни здоровья, подвижные спортивные игры, спартакиады, велоэстофеты, веселые старты А, ну-ка парни! "", "" А, ну-ка девушки; катания на лыжах, санках, коньках.

В школе работает Пресс центр «РАДУГА». Который ведет выпуск газеты «Родительский клуб» 1 раз в четверть. Издаются буклеты для учащихся и родителей на различные темы, Газеты- плакаты для младших школьников Мини – презентационные брошюры .

Каждый класс ведет летопись «Как мы сохраняем свое здоровье», которая в конце каждого года представляется на суд всех учащихся. Идет обсуждение и предложения по сохранению и укреплению здоровья. Здоровый педагог- здоровый ребенок . Заботясь о сохранении здоровья своих коллег я создала сенсорную комнату психологической разгрузки. Организую выезды на туристические слеты и организую соревнования среди педагогов. А также у нас стало традицией дарить друг другу на дни рождения абонименты на посещение бассейна или фитнес клуба.

Качественное школьное питание – одна из важных составляющих здорового образа жизни наших детей. В школе созданы все условия для обеспечения учащихся горячим и витаминизированным питанием.

Педагоги, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Известная истина “Здоровый человек может быть счастливым, больной- едва ли” стала руководящим принципом в работе нашей школы, позволяющим сохранить здоровье подрастающего поколения и самих учителей.

В 2014 году ровно 3 года как я стала директором своей родной десятой школы. Как быстро пролетели эти годы. Многое сделано, немало делается еще больше предстоит сделать. Наверное, кто-то может гордиться тем, что удалось открыть новый компьютерный класс, сделать евроремонт, выиграть гранд, закупить новое мультимедийное оборудование, хотя это все тоже есть. А я горжусь своим коллективом, который сегодня способен творить, а не просто работать.

С моим приходом в школу мы перешли на новую систему оплаты труда.

Любые нововведения обычно вызывают опасения: как бы не было хуже. Особенно если они касаются перехода на новую систему оплаты труда. К переходу на НСОТ в мы готовились тщательно: узнавали нюансы у коллег из регионов, где уже работали по новой системе, искали нужную информацию в Интернете.

Сразу после перехода на НСОТ персонал школы почувствовал разницу: не у всех коллег зарплата увеличилась, кто-то даже почувствовал её уменьшение. Мне кажется, для того, чтобы переход был безболезненным для коллектива, важно, чтобы хорошо сработала администрация школы, тщательно продумала систему критериев оценки работы педагога. У нас в школе в конце каждой четверти завучи и руководители МО кропотливо на огромных «простынях» проставляют баллы, которые дают общую картину того, кто что сделал. Конечно, нужно заполнять очень много бумаг, впрочем, они были и до внедрения НСОТ.

В школе при разработке этих критериев рассудили, что нужно учитывать все сферы деятельности педагога, потому что образовательный процесс – это не только учебная часть, но и дополнительное образование и воспитательная работа. Так, у завуча по учебной части появился свой «шорт-лист», в который он за каждое проведённое мероприятие ставит учителю баллы, соответственно, подобные листы есть и у завуча по воспитательной работе. Баллы педагоги получают за участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях, за качественное заполнение классных журналов, успеваемость по предмету. Учитывается и методическая работа, подготовка рабочих программ, спецкурсов, открытые мероприятия, туристические походы, выходы в театры, посещение стадионов.

Окончательную оценку качеству работы учителя один раз в учебную четверть подводит комиссия, в которую входят директор школы, его заместители и руководители методических объединений учителей. На комиссии обсуждается справедливость выставленных баллов, а затем составленные коллегиально документы подписывает представитель профсоюза. Стоит отметить, что есть критерии, по которым баллы снимаются. Это могут быть обоснованные жалобы учеников или родителей, нарушения трудовой дисциплины, например удаление с урока учащегося. А за грубое нарушение трудовой дисциплины учитель может и вовсе лишиться стимулирующей надбавки. Теперь многие шероховатости критериев устранены. И по статистике сейчас в школе средняя зарплата учителя составляет 29000 рублей, а до введения НСОТ она была 14930 рублей. Значительно подросла и зарплата технического персонала школы: с 6692 до 9680 рублей. За три года работы по НСОТ ни одной жалобы от учителей не поступило.

Для себя решение многих школьных проблем я определила следующим образом: делать главное, а не срочное . То есть сегодня, сейчас делать то, что могло бы изменить школьное завтра. Здесь очень важным инструментом является мотивационный менеджмент руководителя: моральное и материальное поощрение.

Предлагаю «теорию заморозки»: «Беда системы образования не в том, что у нас неправильные стандарты, а в том, что наше образование «трясет», а ведь любая система, попавшая в зону нестабильности, в конце концов, разрушается». По моему мнению, вместо постоянных изменений и нестабильности, от которых устали педагоги, нужно «заморозить» учебный план 2008 года и финансирование уровня 2013 года. Если отменить процедуру аккредитации школ и убрать надзорные структуры, то система финансирования школы оздоровится. «От уничтожения этого звена ничего не изменится, а проверок станет меньше, и школе легче»

И самое главное во всем этом помнить, дети - наш самый ценный актив!

Знаете, почему летает Змей-Горыныч с такими маленькими крыльями? Да потому, что у него очень хороший руль – его хвост.

Так и в управлении школой не стыдно быть в хвосте, когда у тебя такие головы: родители, ученики и учителя.

Главное помнить: ты - у руля!

Управленческий опыт и взгляд на роль директора в современной школе.

Каждый человек рождается

для какого-то дела.

Эрнест Хемингуэй.

Мне кажется, мне и моим коллегам повезло, мы родились для дела в высшей степени благородного. Отвечая на вопрос анкеты, почему мне нравится работать в школе, я сказала, что мне необыкновенно интересно наблюдать за развитием и становлением личности и принимать участие в этом развитии и становлении.

Не хотелось бы в рамках этого конкурса (а это, прежде всего, общение с коллегами) углубляться в научное понятие слова «управленец», «управленческая деятельность» Интереснее, на мой взгляд, рассуждать о том, что управленец-это не профессия и не должность, а состояние духа или миссия, возложенная руководством, коллективом, родительской общественностью.

Взяв на себя ответственность за деятельность учреждения, необходимо иметь желание и способность работать в команде и, более того, не бояться проявлять инициативу, увлекать идеей коллектив и нести ответственность за принятые решения. Если рассуждать так, то первый опыт быть лидером команды (пионерской дружины имени Ульяны Громовой 10) получен мною еще в 1976 году. Далее были обязанности комсорга школы, работа пионервожатой, учителем в родной школе, с 1989 года административная работа в качестве заместителя директора по , с 2005 года – я директор школы. И если пионерская, комсомольская и пионервожатская работа основывались на чисто эмоциональном желании участвовать в коллективных творческих делах, то работа в качестве заместителя директора по воспитательной работе и работа в качестве директора требуют определенных знаний и опыта в сферах, касаемых не только учебно-воспитательного процесса.

Управленческий опыт каждого человека индивидуален и складывается в зависимости от множества составляющих: образование, стаж, организаторское чутье, а также немаловажную роль играет знание или незнание коллектива, пришел ли руководитель в коллектив извне или вырос в этом коллективе.

Руководителю, пришедшему извне, потребуется время на изучение традиций школы, знакомство с кадрами, выявление возможностей и творческого и интеллектуального потенциала сотрудников, налаживание делового и дружеского партнерства. В моем случае «внедрения» в коллектив не потребовалось. Являясь выпускницей школы, пройдя путь от вожатой до директора, ощущала себя частью механизма, в котором отлажено и выстроено все необходимое для достижения результата в плане обучения и воспитания подрастающего поколения.

Все директора-предшественники были личностями, оставившими значимый след не только в школе, но и в социуме. Возглавивший школу при ее открытии -фронтовик, малоземелец, большое внимание уделял воспитанию человека-гражданина, патриота своей Родины. С ним вместе удалось побывать на «Малой земле», вести поисковую работу, собирать материал о воинах-односельчанах.

Сменившая на посту директора школы (педагог из большой учительской династии) много сил отдала налаживанию связей с подсобным хозяйством, совхозом - плодопитомником « Красное» и развитию производственной бригады школьников, занимавшей призовые места во Всероссийских конкурсах.

Принявшая эстафету, заслуженный учитель Кубани, внесла значительный вклад в историю развития школы, основав музей боевой и трудовой славы села. Работа музея не раз высоко оценивалась на районном и краевом уровне.

Следующий директор - «Отличник народного образования» много внимания уделял развитию спорта, творчества, работе с « Одаренными детьми». В период его деятельности эффективно работали спортивные кружки и секции, создан коллектив «Очарованные музыкой», родительская общественность стала активно содействовать участию детей в предметных олимпиадах школьников. Результатом работы этих заслуженных людей стала отлично выстроенная система деятельности школы по основным направлениям: гражданско-патриотической, поисковой, музейной, творческой, военно-спортивной. Высокие результаты достигались благодаря высококвалифицированным кадрам, сплоченному коллективу.

Так что мой первый управленческий опыт - это работа в хорошо отлаженном механизме профессионалов - единомышленников, где главным было сохранить все наработанное и нести этот бесценный опыт дальше

Однако, время вносит свои коррективы, и даже самая совершенная система может и должна претерпевать изменения. Важно только принять и внедрять новое, сохранив рациональные зерна старой школы, особенно это касается воспитательной системы. Общество, являясь заказчиком, диктует условия. Работодатели и родители склоняются к позиции, что фундаментальные знания утрачивают свою значимость и нужны знания функциональные. Этот и другие вопросы реформы образования весьма обсуждаемы. Сейчас по краевому телевидению идет цикл передач «Право имею» по заказу и с участием представителей края, родительской и педагогической общественности. В них используются сюжеты, снятые в МБОУ СОШ №10. Являясь участницей программы, я видела, что опыт сельской школы интересен собравшимся, что мнение моих коллег и выпускников школы (ныне студентов) относительно дальнейших путей преобразования школы, вызвало живой интерес студии, значит сегодня мы идем верным путем, стараясь удовлетворять запросы заказчика. С этой целью реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в рамках которой происходит переход на новые образовательные стандарты, продолжается и совершенствуется система поддержки талантливых детей, планомерно происходит педагогов, изменяется школьная инфраструктура, ведется кропотливая работа по сохранению и укреплению здоровья школьников. Все это поле деятельности директора. Мой управленческий опыт-это движение вместе с коллективом к цели, обозначенной правительством и обществом, подкрепленной нормативными документами. Надеюсь, что движение это ни в коем случае не основано на авторитарности. Коллектив состоит из думающих интеллектуальных людей, способных к анализу и творчеству, не позволяющих себе и руководителю быть просто исполнителями, без четкого понимания необходимости выполнения поставленных задач.

В настоящее время в среде директоров сельских школ происходит переосмысление и переоценка своей собственной деятельности, попытка адаптации основных идей управления к практике управления сельской общеобразовательной школой.

Сегодня управленческая деятельность директора сельской школы - это , реализующая потенциал образовательных услуг (основных и дополнительных) системы образования и реальные ресурсы сельского социума (интеллектуальные, кадровые, финансовые) с целью удовлетворения образовательных потребностей государства, общества, граждан, проживающих в сельской местности.

Свою задачу директора-управленца сельской школы я вижу по сущностным признакам во взаимодействии субъекта управления с и далее, посредством взаимодействия, взаимопроникновения - к проективным связям, с дальнейшей включенностью в решение школьных проблем, взаимное стимулирование рефлексивной позиции социальных партнеров, проектирование результатов совместной деятельности. Мой небольшой (в соизмерении с поставленными задачами) опыт работы позволяет думать, что школа сегодня - это социокультурный центр, и без социального партнерства невозможно ее развитие, создание позитивного имиджа, позволяющего быть привлекательными для будущих первоклассников, что очень важно в условиях подушевого финансирования.

Особенность управления и особая ответственность за руководство сельской школой в отличие от городской, я думаю, в том, что родители ведут своих детей не просто в школу (образовательное учреждение),а к конкретному директору, конкретному учителю. В селе каждый знает друг друга, поэтому каждый член коллектива, каждый педагог ощущает на себе пристальные взгляды односельчан, одобрительные или неодобрительные отзывы о работе, что является дополнительным стимулом в профессиональной педагогической деятельности.

Из «Учительской газеты» за 2014 года стало известно, что МБОУ СОШ № 10 вошла в рейтинг 500 лучших школ России. Это тем более приятно, что коллектив не знал о проводимом рейтинге. Следовательно, это результат кропотливой, многолетней и стабильной работы учреждения не для рейтинга, а по призванию.

Какова в этом роль директора? Моя роль? Я абсолютно уверена, что она в отрабатывании моего долга перед моей школой, моими учителями, (некоторые из них результативно работают и сейчас, воспитывая и готовя призеров Всероссийских предметных олимпиад)

Каковы мои личностные ориентиры в руководстве моим коллективом?

(а ведь под взглядами моих учителей, я до сих пор иногда ощущаю себя ученицей) Стремлюсь, как учил, проявлять такие важные свойства руководителя, как умение слушать и слышать, психологический такт, наличие чувства меры во с людьми. Для достижения успешности коллектива или отдельной личности (будь то учитель или ученик) призываю свое « организаторское чутье», стараюсь предъявлять адекватные требования. Очень радует, когда эмоционально-волевая воздейственность, вера в таланты людей оправдывается позитивными результатами.

Отвечая на вопрос И. Гордиенко, корреспондента районной газеты «Вперед», (№18(10233) от 5.04. 2013) - в чем состоит мое директорское счастье, я сказала: «Поддержка коллектива, вера в него! Успех учеников и учителей!

Меняется внешний и внутренний облик школы, на смену старым требованиям приходят новые стандарты образования, но главным в школе был, есть и будет учитель с его миссией растить, учить и воспитывать личность. И без этой ЗНАЧИМОЙ фигуры невозможны качественные преобразования в системе образования. Свое понимание значимости педагога я выразила в стихотворении « Гимн профессии», написанном по заданию одного из педагогов.

Гимн профессии.

Мы славим тех, кто у печи

Печет народу калачи!

И тех, кто ночи напролет

Явления младенца ждет!

Мы славим повара, артиста,

И плотника, и тракториста!

И тех, кто, устали не зная.

Из недр богатства добывает!

Мы славу громкую поем

И тем, кто вечно за рулем,

И тем, кто сушит якоря,

Бесстрашно бороздя моря.

Шахтеру и пилоту - слава!

И тем, кто сталь у домны плавит,

Кто заполняет закрома,

Кто строит школы и дома!

Земной поклон, любя, отвесим

Мы людям тысячи профессий!!

УЧИТЕЛЮ - двойная слава!!

За то, что кто-то лечит, плавит.

За то, что кто-то у печи

Печет народу калачи.

УЧИТЕЛЮ - двойная слава!!!

Он научил, он САМЫЙ ГЛАВНЫЙ!!!

Как-то раз Генри Форд созвал руководителей, которые возглавляли отделы в его компании, и внезапно отправил их в морской круиз по Карибскому морю на две недели. Когда отпуск закончился, и руководствующие лица прибыли на рабочие места, их ждал сюрприз. Некоторые из них были повышены, а некоторые – уволены. По какой причине?

4. Организаторские способности, работа в команде


Способность руководителя сформировать единую, слаженную команду позволяет ему создать крепкий каркас компании. Основополагающая компетенция руководителя – умение и желание работать в команде, применяя эффективные механизмы мотивации, систему поощрений и внутреннего контроля. Грамотный , примером для подражания сотрудников. Формирует правила, устанавливает режим и сам беспристрастно следует ему. Он создает благоприятную атмосферу в команде, а также комфортные условия для работы и умеет влиять на социально-психологический климат в коллективе.

«Чтобы мотивировать людей, нужно знать, чего они хотят, что для них важно. Деньги, карьера, личное развитие? Знайте тех, с кем вы работаете, общайтесь с ними. Тогда вы сможете предугадать запросы и желания вашего работника»

Владимир Тарасов

Эффективный управленец знает сильные и слабые стороны каждого сотрудника, анализирует их способности и учитывает при расстановке кадров в выполнении приоритетных и второстепенных задач. Хороший руководитель понимает важность квалификационного роста для персонала, поэтому своевременно внедряет систему обучения кадров с учетом приоритетных зон развития.

5. Собственная эффективность


Умение общаться, способность правильно «подать» себя, присутствующий дар убеждения и точность выражения мыслей – ключевые компетенции руководителя в любой сфере бизнеса. Для того чтобы убеждать «массы», внутри компании и вне ее, необходима немалая гибкость ума. Чтобы грамотно проводить собрания, удерживать внимание аудитории и уверенно вести группу в нужном направлении, необходимо вырабатывать умение преподнести информацию, а также практиковать навыки управления эмоциями и быстро анализировать ситуацию.

В то же время для того чтобы развитие управленческих компетенций росло и расширялось, необходимо работать над собственной эффективностью, обучаться, заниматься саморазвитием, осваивать новые технологии и передовые методики. Онлайн-школа предлагает , которые помогут людям с определенным опытом и без, повысить свою квалификацию и управленческие навыки.

Действуй, работай, не останавливайся!

«Чтобы быть настоящим лидером, ты должен быть готов потерять все. Лидер держит удар и падает, если упал. Конечно, ты не обязан настраиваться на падение, но должен быть к нему готовым. Тот, кто падает и поднимается и есть большой лидер, который избрал Великий Путь»

Владимир Тарасов

Руководитель, который в условиях меняющегося рынка и нестабильных условий социальной среды находит правильные решения и продвигает свои компанию вперед, обязательно завоюет авторитет и получит лучшую награду. Эффективный лидер, который будет вести свою команду к успеху, вырабатывает результативные управленческие приемы и навыки, помогающие ему в работе и в жизни.

Он знает все о мире бизнеса, сможет подстроиться под его изменчивый ход и внезапные катаклизмы рынка. Он непрерывно учится и направляет других. Но самое главное – такой руководитель настроен на позитивное управление, вселяет уверенность в людей и заряжает энергией тех, кто помогает ему, поддерживает его миссию и идет с ним рука об руку на протяжении всего Великого Пути.

Автомобильный бизнес сегодня переживает не лучшие времена. Из-за глобального экономического кризиса некторые автогиганты уже объявили себя банкротами, некоторы пошли на радикальное сокращение мощностей и персонала.

И только крупнейший японский автопроизводитель «Тойота» в этом списке стоит особняком. Недавно назначенный на должность президента компании, внук ее основателя Акидо Тоеда в своем первом выступлении заявил о том, что он не намерен сокращать персонал и производственные мощности, во всяком случае, в Японии.

Отвергая радикальные меры по западному образцу, японский автогигант решил еще больше сократить издержки, за счет оптимизации управленческих процессов. По расчетам команды менеджеров, пришедших в компанию вместе с Тоедой, компания сможет оставаться прибыльной даже, если загрузка производственных мощностей упадет до 70 % и свободные от основной деятельности рабочие будут отправлены на курсы повышения квалификации.

Эксперты считают предлагаемые меры излишне либеральными и заявляют, что выход из кризиса, если компания избавится от избыточных мощностей и персонала. Но Акидо Тоеда никогда не пойдет на это и не потому что не может, а потому что не хочет.

«Мешает» управленческая модель компании, созданная его дедом.

Лидеры - основа управления управленческой модели

Для управленческой модели фирмы «Тойота» в целом и системы управления персоналом, в частности, характерен особый подход к делу и особая философия, в основе которой лежит ориентация не на «технику» (и тем более не на «финансы»), а на людей.

В компании «Тойта» принято говорить: «Прежде чем создавать машины, мы создаем людей». Цель лидера компании — развивать людей, чтобы они могли внести достойный вклад в общее дело, умели думать и следовали принципам «Тойота» на всех уровнях организационной структуры. С точки зрения корпоративной культуры компании «Тойота» лидер должен быть дальновидным, чтобы понять, что делать, знающим, чтобы научить других, как это делать, и умелым, чтобы воспитывать людей, которые должны делать, что от них требуется, и выполнять свою работу наилучшим образом.

Лидеры, оставившие заметный след в истории компании:

Уделяли первоочередное внимание стратегической «Тойота», созданию добавленной ценности для общества,

Никогда не нарушали принципы дао «Тойота», исповедовали эти принципы и являлись примером для других,

Проложили свой путь наверх упорным трудом и постоянно находились там, где ведется работа по добавлению ценности (гемба),

Рассматривали проблемы как возможность обучения и подготовки людей.

Если судить по западным стандартам, «Тойота» имеет неэффективную организационную структуру - один лидер на небольшую группу рабочих. Лидер обычно работает с группой, которая включает от четырех до восьми рабочих, и большую часть времени не занят производительной работой. В подчинении у лидера группы обычно находится три-четыре группы. Лидер не может применять дисциплинарные взыскания, его роль — поддерживать членов команды.

Лидеры «Тойота» проработали какое-то время на рабочих должностях, знают функции своих подчиненных и способны позаботиться о развитии людей, готовы наставлять вести за собой.

Лидеры «Тойота» редко отдают приказы. Они руководят и обучают подчиненных, задавая вопросы. Лидер задает вопросы о сложившейся ситуации и о том, какой стратегии намерен придерживаться подчиненный.

Подбор персонала

«Тойота» добилась гармоничного сочетания работы отдельного работника и малой группы. Хотя работа в команде весьма важна, она не может компенсировать недостаток квалификации отдельного работника. С другой стороны, от сотрудников, которые прекрасно справляются со своей работой, требуется умение слаженно действовать в команде. Поэтому «Тойота» уделяет такое внимание поиску и отбору потенциальных сотрудников. Ей нужны и высококвалифицированные люди и командные игроки одновременно. Фирма отбирает одного человека из сотен претендентов на рабочее место и может искать нужного кандидата несколько месяцев и готовит работника много лет. Цель такой подготовки — дать человеку технические знания, широкую квалификацию, перспективу роста, а также сделать философию «Тойота» его «второй натурой».

Дао управленческой модели

Если коротко описывать модель работы с персоналом в компании «Тойота» можно выделить три ее основных постулата:

Пожизненный найм — то, что японский кадровый менеджмент исповедует философию «пожизненного найма» известно всем, но то, что реализовано в компании «Тойота» можно назвать «пожизненным наймом в абсолюте», выработана собственная философия компании, от которой ее руководство не готово отказаться даже под угрозой банкротства предприятия,

Роль лидеров - в компании «Тойота» очень значительную роль играют лидеры, их существенно больше, чем в других фирмах, они являются носителями корпоративной культуры предприятия,

-«обучающая организация» — в основе технологии управления в компании «Тойота» лежит идеология «обучения», а не «командования», лидеры «Тойота» не отдают приказы, а обучают персонал.

Возможно ли внедрение в России?

В последние годы управленческий опыт компании «Тойота» был успешно внедрен во многих фирмах из стран, по ментальности очень далеких от Японии. Россия в этом плане не исключение, тем более, что эотт опыт не так сильно отличается от наших традиций, как это может показаться на первый взгляд.

Если мы рассмотрим более подробно управленческий опыт «юго-восточных тигров» в целом и «Тойоты», в частности, мы увидим много общего с тем, что имело место.... в СССР и достаточно неплохо себя зарекомендовало (во всяком случае, с точки зрения работы с персоналом).

Существовавшее в нашей стране движение наставничества, соцсоревнование, бригадный подряд очень напоминают соответствующие элементы кадровой модели «Тойоты». То, что эти понятия идеологически выхолостили во времена «развитого социализма» сути дела не меняет — повторение мать учения.

Вам требуется принципиально иное резюме, чем то, которое у вас было для исполнительской позиции. Вспоминайте все, что имело отношение к руководству или организаторской деятельности на предыдущих местах работы. На этом этапе не обращайте внимания на нюансы - заготовьте основу, а уже далее переходите к принципиально важным деталям.

Опыт руководства . В перечне должностных обязанностей необходимо указать управленческие функции: постановка задач, организация работы, контроль исполнения, ведение отчетности и т. п. Еще лучше, если у вас был опыт замещения руководителя на время отпуска, однако не забудьте указать изначально временный характер работы, иначе у рекрутера может сложиться впечатление, что вы уже были менеджером, но не справились.

Навыки . Несмотря на то, что сейчас вы претендуете на управляющую позицию, в первую очередь, необходимо быть хорошим специалистом в своей области. Поэтому сразу после того, как опишете административные и менеджерские функции, займитесь презентацией своих навыков как отличного специалиста.

Желаемая позиция . Не стоит позиционировать себя просто как менеджера - так вы ничего не сообщите потенциальному работодателю о должности, которую собираетесь занять. Конкретизируйте, руководителем какого отдела, сектора или направления хотите стать.

Достижения . При заполнении этого раздела следует помнить, что важны, в первую очередь, выраженные в цифрах и процентах. Но при этом не стоит забывать, что огромное значение имеет и правдоподобность приведенных цифр; ни в коем случае нельзя приписывать себе заслуги всего отдела. Если же у вас был свой проект, то здесь уже можно писать о соблюдении сроков, выполнении KPI, повышении производительности и т. п.

Акценты . Разумеется, важно по возможности подчеркивать соответствие вакансии, на которую откликаетесь, особенно если у вас есть что-то из перечисленных требований/характеристик, которые приводятся в вакансии. Такие мелочи окажутся дополнительным плюсом при равных шансах с другими кандидатами, поэтому для каждого работодателя резюме, которое вы отправляете, должно быть индивидуальным.

Обязательные пункты

Вот небольшой список действий, которые должны быть отражены в опыте работы - проверьте, все ли пункты в есть в вашем резюме:

  • опыт руководства коллективом;
  • обучение и мотивация сотрудников;
  • определение стратегий, постановка задач, расстановка приоритетов, распределение обязанностей, зон ответственности и т. п.;
  • контроль за выполнением задач, определение эффективности, выполнение KPI;
  • создание отчетной документации;
  • собственная эффективность.

Используя эту схему, вы можете сформулировать имеющиеся у вас навыки, чтобы работодатель видел - они «закрывают» все требования к руководителю.

Основные ошибки

1. «Выполнение всех обязанностей, соответствующих данной должности» . Человек, выполнявший работу, которая у него хорошо получалась, всегда с удовольствием об этом расскажет. В противном случае вывод один - он не любит свое дело и заниматься им не хочет. Зачем работодателю нужен такой сотрудник?

Как исправить : опишите функции (от 7 до 12 пунктов) и .

2. Бессистемно описанные навыки . Специалист, который хорошо знает особенности своей работы, всегда четко понимает, что из его опыта является главным, а что второстепенным. Резюме в стиле « что вспомнил, то и написал », где управленческий опыт перемешан с исполнительским, вряд ли заинтересует работодателя.

Как исправить : разделите навыки по категориям, а внутри каждого подраздела соблюдайте последовательность от общего к частному. Например, сначала вы указываете опыт управления как таковой, а потом уже необходимые варианты: дистанционное управление, мотивация, контроль, выстраивание бизнес-процессов, ведение документации и т. п.

3. Резюме под копирку . Вы должны понимать, что от вас хотят услышать. Чем более точно ваш портрет соответствует представлению о нужном сотруднике, тем больше шансов.

Оставьте в открытом доступе одно наиболее полное резюме, а при отклике на ту или иную вакансию используйте CV, предназначенное для конкретной компании.

Техника поиска

Необходимо помнить, что выжидательная позиция, скорее всего, не даст результата. Вы должны быть активны - недостаточно просто разместить резюме на работном сайте и ждать, пока пойдут отклики. Ищите своего работодателя и старайтесь его заинтересовать. Обратите внимание на , в котором вы должны подчеркнуть свои менеджерские качества и аргументировать готовность занять управленческую позицию. Можете также воспользоваться сервисом - в этом случае ваше резюме окажется в отдельной папке у рекрутера.

Для тех, кто впервые составляет резюме на руководящую позицию, есть прекрасный способ проверить его эффективность - . Развейте все сомнения и получите новую интересную работу!