Технические открытия 19 века таблица. Важнейшие технические изобретения XIX века

Американский изобретатель кинофильма Томас Эдисон, который смог сделать эту форму развлечения технически реализуемой

Для конкурса, проспонсированного журналом Scientific American в 1913 году, участникам нужно было написать очерк о 10 величайших изобретениях «нашего времени» (с 1888 до 1913), при этом изобретения должны были быть патентоспособными и датироваться моментом их «промышленного внедрения».

По сути, в основе этого задания лежало историческое восприятие. Инновации кажутся нам более выдающимися, когда мы видим изменения, к которым они приводят. В 2016 году мы, возможно, не придаем заслугам Николы Теслы (Nicola Tesla) или Томаса Эдисона (Thomas Edison) большого значения, так как привыкли пользоваться электроэнергией во всех ее проявлениях, но в то же время нас впечатляют социальные изменения, которые повлекла за собой популяризация Интернета. 100 лет назад люди наверняка не поняли бы, о чем вообще идет речь.

Ниже приводятся выдержки из первого и второго призовых эссе наряду со статистическим подсчетом всех присланных записей. Первое место присудили Уильяму Ваймену (William I. Wyman), который работал в патентном ведомстве США в Вашингтоне, благодаря чему был прекрасно осведомлен о научно-техническом прогрессе.

Очерк Уильяма Ваймена

1. Электропечь 1889 года была «единственным средством, позволяющим производить карборунд» (самый твердый на тот момент искусственно созданный материал). Она также превратила алюминий из «просто ценного в очень полезный металл» (уменьшив его стоимость на 98%) и «радикально изменила металлургическую промышленность».

2. Паровая турбина, изобретенная Чарльзом Парсонсом (Charles Parsons), массовое производство которой началось в течение следующих 10 лет. Турбина существенно улучшила систему подачи питания на кораблях, а в дальнейшем использовалась для поддержания работы генераторов, производящих электричество.

Турбина, изобретенная Чарльзом Парсонсом, питала корабли. При должном количестве они приводили в движение генераторы и производили энергию

3. Бензиномоторный автомобиль. В XIX веке многие изобретатели работали над созданием «самоходного» автомобиля. Ваймен в своем очерке упомянул двигатель Готлиба Даймлера (Gottleib Daimler) 1889 года: «Столетнее настойчивое, но безуспешное стремление создать практически самоходную машину доказывает, что любое изобретение, впервые вписавшееся в заявленные требования, становится успешным незамедлительно. Такой успех пришел к двигателю Даймлера».

4. Кинофильмы. Развлечения всегда будут для иметь огромное значение, и «движущаяся картинка изменила времяпровождение многих людей». Техническим первопроходцем, которого Ваймен процитировал, был Томас Эдисон.

5. Самолет. За «осуществление многовековой мечты» Ваймен удостоил почета изобретение братьев Райт, но при этом сделал акцент на его применении в военных целях и усомнился в общей полезности летающей техники: «В коммерческом плане самолет является наименее выгодным изобретением среди всех рассматриваемых».

Орвилл Райт проводит показательный полет в Форт Мер в 1908 году и выполняет требования американской армии

Уилбур Райт

6. Беспроводная телеграфия. Для передачи информации между людьми на протяжении столетий, возможно, даже тысячелетий использовались различные системы. В США телеграфные сигналы стали гораздо более быстрыми благодаря Сэмюэлю Морзе (Samuel Morse) и Альфреду Вейлу (Alfred Vail). Беспроводная телеграфия, изобретенная Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi), позже эволюционировала в радио и тем самым освободила информацию от кабелей.

7. Цианистый процесс. Звучит токсично, не так ли? Данный процесс появился в этом списке только по одной причине: его проводили для извлечения золота из руды. «Золото — это источник жизненной силы торговли», в 1913 году на нем основывались международные торговые отношения и национальные валюты.

8. Асинхронный двигатель Николы Теслы. «Это эпохальное изобретение во многом ответственно за повсеместное использование электричества в современной промышленности», — пишет Ваймен. До того, как в жилых домах появилось электричество, машина переменного тока, сконструированная Теслой, вырабатывала 90% электроэнергии, потребляемой на производствах.

9. Линотип. Эта машина позволила издателям — преимущественно газетным — составлять текст и отливать его намного быстрее и дешевле. Данная технология была такой же передовой, каким в свое время считался и печатный станок по отношению к предшествующим ему рукописным свиткам. Не исключено, что скоро мы перестанем использовать бумагу для записей и чтения, и история печати будет забыта.

10. Электросварочный процесс от Элиу Томсона (Elihu Thomson). В эпоху индустриализации электрическая сварка позволила ускорить темпы производства и создать лучшие, более сложные машины для производственного процесса.

Электрическая сварка, созданная Элиу Томсоном, существенно снизила стоимость производства сложной сварной техники

Очерк Джорджа Доу

Второй лучший очерк, написанный Джорджем Доу (George M. Dowe), также из Вашингтона, оказался более философским. Он разделил все изобретения на три вспомогательных сектора: производство, транспорт и связь:

1. Электрическая фиксация атмосферного азота. По мере истощения природных источников удобрения в 19 веке искусственные подкормки обеспечили дальнейшее расширение сельского хозяйства.

2. Сохранение сахаросодержащих растений. Джоржу МакМаллину (George W. McMullen) из Чикаго приписывается открытие способа сушки сахарного тростника и сахарной свеклы для транспортировки. Производство сахара стало более эффективным и совсем скоро его поставки существенно повысились.

3. Быстрорежущие стальные сплавы. При добавлении вольфрама к стали, «инструменты, изготовленные таким образом, могли резать с огромной скоростью без ущерба для закалки или режущей кромки». Прирост эффективности режущих станков произвел «не что иное, как революцию»

4. Лампа с вольфрамовой нитью накала. Еще одно достижение химии: после того, как вольфрам заменил углерод в нити накаливания, лампочка считается «усовершенствованной». По состоянию на 2016 год, от них постепенно отказываются во всем мире в пользу компактных люминесцентных ламп, которые являются в 4 раза эффективнее.

5. Самолет. Хотя в 1913 году он еще не так широко использовался для транспортировки, «Сэмюэль Лангли и братья Райт должны быть удостоены главных наград за их вклад в развитие механического полета».

6. Паровая турбина. Как и в предыдущем списке, турбина заслуживает похвалы не только за «использование пара в качестве первичной движущей силы», но и за ее применение в «выработке электроэнергии».

7. Двигатель внутреннего сгорания. С точки зрения транспортировки, Доу больше всего отмечает заслуги «Деймлера, Форда и Дюри.» Готлиб Даймлер является общеизвестным пионером моторных транспортных средств. Генри Форд (Henry Ford) начал производство Модели Т в 1908 году, которая оставалась весьма популярной до 1913 года. Чарльз Дюри (Charles Duryea) создал одно из самых ранних коммерчески успешных бензиновых транспортных средств после 1896 года.

8. Пневматическая шина, которая изначально была придумана Робертом Уильямом Томсоном, инженером железнодорожного транспорта. «То, что колея сделала для локомотива, пневматическая шина сделала для транспортных средств, не привязанных к железным путям». Однако в очерке признательность высказывается Джону Данлопу (John Dunlop) и Уильяму Бартлетту (William C. Bartlet), каждый из который внес серьезный вклад в развитие автомобильных и велосипедных шин.

9. Беспроводная связь. Доу похвалил Маркони за то, что он сделал беспроводную связь «коммерчески целесообразной». Автор очерка также оставил комментарий, который можно отнести и к развитию всемирной паутины, утверждающий, что беспроводная связь была «разработана, прежде всего, для удовлетворения потребностей торговли, но попутно она поспособствовала и социальному взаимодействию».

10. Наборные машины. Гигантский ротационный пресс мог штамповать огромные объемы печатного материала. Слабым звеном в производственной цепочке была комплектация печатных пластин. Линотип и монотип помогли избавиться от этого недостатка.

Все присланные очерки были собраны и проанализированы, чтобы составить список из изобретений, которые воспринимались как наиболее значимые. Беспроводной телеграф был практически в каждом тексте. «Самолет» занял второе место, хотя его считали важным только из-за потенциала летательной техники. Вот остальные результаты:

Первый вариант проведения урока План урока 1. Правительственная политика поощрения промыш- ленности. 2. Технические изобретения. 3. Формирование новых промышленных районов. Же- лезнодорожная революция. Ход урока 1. Материал о правительственном поощрении про- мышленности (протекционизме) знаком ученикам из кур- сов Новой истории 7 класса и Истории России ХVII- ХVIII вв., поэтому он требует скорее повторения и закреп- ления, нежели объяснения. 1. Что побуждало консервативные правительст- ва заботиться о развитии промышленности, ведь интересы аристократов и дворян этого не требо- вали? 2. Вспомните, что такое политика протекцио- низма. 3. Каковы были формы государственной под- держки промышленности? 4. Проводило ли английское правительство по- литику протекционизма? Объясните свое мне- ние. 5. В чем состояли положительные и отрица- тельные результаты политики протекционизма для развития промышленности европейских стран? 2. Вопрос о технических изобретениях первой по- ловины XIX в. можно изучать на основе небольших сооб- щений учащихся, или чтения по группам пунктов парагра- фа «Технический переворот в текстильной промышленно- сти», «Соперничество воды и пара», «Индустриализация металлургии», «Рождение парового судоходства», «Желез- нодорожная революция», или рассказа учителя. Любая форма работы сопровождается заполнением таблицы «Важнейшие технические изобретения XIX в.». При изу- чении материала целесообразно обращать внимание учени- ков на иллюстрации изучаемых изобретений, которые по- мещены в учебнике. 72 Важнейшие технические изобретения XIX в. Отрасль Дата Значение промышлен- изобрете- Страна Изобретение изобретения ности ния Текстильная 1801 г. Франция Шелкоткац- Увеличение промышлен- кий станок количества ность производи- мой продук- ции 1810 г. Франция Льнопря- Увеличение дильная ма- скорости шина прядения 20-е гг. Англия Автоматиче- Увеличение XIX в. ская прядиль- скорости ная машина прядения 20-е гг. США Хлопкоочис- Увеличение XIX в. тительная производства машина хлопка-сырца Середина США Швейная ма- Облегчение XIX в. шина («Зин- процесса гер») шитья Металлурги- 1784 г. Англия Новый метод Улучшение ческая про- выплавки чу- качества ме- мышлен- гуна и желе- талла ность за - пудлин- гование Середина Англия Бессемеров- Получение из 50-х гг. ский метод чугуна ста- XIX в. переплавки ли - гибкого, чугуна в сталь твердого и прочного ма- териала Середина Франция Мартенов- Получение 60-х гг. ская печь стали не XIX в. только из чу- гуна, но и из металличе- ского лома Машино- Первая Англия Увеличение Увеличение строение полови- мощности па- производи- на XIX в. рового двига- тельности теля до не- машин в не- скольких сколько со- сотен ло- тен раз шадиных сил 73 Окончание 1839 г. Англия Паровой мо- Повышение лот качества из- делий маши- ностроитель- ной промыш- ленности Транспорт 1807 г. США Пароход Увеличение объема и скорости пе- ревозок 1814 г. Англия Паровоз Сельское хо- Вторая Англия Механиче- Данные изо- зяйство полови- ская моло- бретения бы- на тилка, паро- ли малорасп- XIX в. вой трактор ространены, поэтому су- щественной роли в сель- ском хозяйст- ве не играли После заполнения таблицы в сильном классе можно предложить вопросы и задания для ее анализа. 1. Определите, в каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первы- ми в области технических изобретений. 2. Какая новая отрасль промышленности по- явилась в первой половине XIX в.? 3. Почему технические новшества в сельском хо- зяйстве появились гораздо позже, чем в промыш- ленности, и очень медленно распространялись? 3-4. Вопрос о формировании новых промышлен- ных районов и строительстве железных дорог можно изу- чать на основе информационного сообщения учителя и ра- боты с двумя картами учебника: «Промышленная револю- ция в Европе» (с. 127) и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» (с. 140). Учитель говорит о том, что новой чертой развития про- мышленности в XIX в. стало формирование новых про- мышленных районов, в которых концентрировалась круп- ная индустрия. Это происходило в связи с необходимостью приблизить производство к источникам сырья, в частности каменного угля. Данные процессы отражены на карте «Промышленная революция в Европе». Важным фактором 74 развития промышленности стала революция в системе транспорта. Появление железных дорог существенно со- кратило время и увеличило объемы перевозимых товаров. О темпах железнодорожного строительства свидетельству- ет карта «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». Подробный анализ карт можно предложить ученикам в ка- честве домашней практической работы. 1. Соотнесите размеры территорий, на которых преобладало сельское хозяйство, и территорий, на которых развивалась промышленность. Сде- лайте выводы. 2. Найдите на карте места добычи угля. Назо- вите города или реки, рядом с которыми они на- ходятся. 3. Какие производства расположены рядом с уг- ледобывающими? Случайно ли это? 4. Почему многие предприятия расположены рядом с реками? 5. В каких странах больше всего промышлен- ных предприятий? Объясните почему. 6. Изучите карту «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и определите, в каких районах железные дороги строились в первую очередь, а в каких - позднее. Какие районы Европы почти не покрыты сетью железных дорог? Предполо- жите почему. 7. Сравните карты «Промышленная революция в Европе» и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». В каких районах Европы коли- чество железных дорог было самым большим? Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между про- мышленным развитием и строительством желез- ных дорог? Поясните свой ответ с помощью карт. На этапе обобщения материала урока учитель предлага- ет ученикам сформулировать новые черты в развитии про- мышленности XIX в. Учащиеся под руководством учителя формулируют следующие положения: 1) появление новой отрасли промышленности - маши- ностроения; 2) формирование новых промышленных районов; 3) революция на транспорте (строительство железных дорог). Второй вариант проведения урока В сильном классе урок проводится в форме лаборатор- но-практического занятия. Опережающее домашнее задание. Класс делит- ся на четыре группы, каждая из которых будет представ- 75 лять одну из стран: Великобританию, Францию, Герма- нию, США, Бельгию. В учебнике изучаются материалы параграфа и выполняются следующие задания: а) от имени правительства страны подготовить выступ- ление о политике в отношении промышленности; б) отдельные учащиеся готовят сообщения о техниче- ских изобретениях, сделанных в XIX в., и об их значении. План урока 1. Правительственная политика поощрения промыш- ленности. 2. Технические изобретения. 3. Развитие основных отраслей промышленности. 4. Железнодорожная революция. Ход урока 1. Изучение вопроса о промышленной политике правительств ведущих стран начинается с выступлений групп, подготовленных дома. В дополнение к учебнику учащимся можно предложить следующие материалы. Материалы для учащихся В 30-е гг. радикалы Великобритании ставили вопрос о введении свободы торговли, ибо мастерской мира нечего было опасаться конкуренции зарубежных товаров. Прави- тельство не могло игнорировать развернувшуюся кампа- нию. Премьер-министр лорд Мельбурн решил разобраться в системе таможенных сборов. Созданная для этого комис- сия обнаружила 500 видов товаров, облагавшихся тамо- женными сборами. Из них 10 приносили 80% дохода, а остальные - смехотворную мелочь. Так, среднегодовой сбор от ввоза стеклянных глаз для кукол (существовал и такой!) составлял один шиллинг три с половиной пенса, т. е. меньше тогдашнего российского полтинника. В ре- зультате реформы таможенной системы в 1846 г. в Англии были отменены хлебные законы, в 1849 г. - Навигацион- ные акты, защищавшие британский торговый флот от ино- странной конкуренции. Таким образом, правительство проводило принцип свободы торговли. Железнодорожное строительство в США поощрялось федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. К концу века железные до- роги соединили все штаты, а четыре магистрали - тихо- океанское и атлантическое побережья. В 1834 г. в Германии был создан Немецкий таможен- ный союз, который постепенно расширялся. В 1854 г. Та- моженный союз охватывал практически все земли Герма- нии, за исключением Австрии. Требуя единых таможен- ных правил и решений, он обеспечивал своим членам 76 невысокие ввозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот. Далее организуется самостоятельная работа групп с текстами документов учебника, характеризующих прави- тельственную политику: для Германии - документ и во- прос к нему на с. 162-163; для Великобритании и Фран- ции - документ и задание к нему на с. 163. Представитель каждой группы сообщает классу о резуль- татах проделанной работы. Группа, представляющая США, обобщает эти результаты, и в классе формулируются основные направления деятельности правительств в облас- ти поощрения промышленности. 2. Вопрос о технических изобретениях предлагаем изучить в ходе учебной игры «Всемирная промышленная выставка». Учитель говорит о том, что в 1851 г. в Лондоне впервые прошла всемирная выставка, на которой были пред- ставлены успехи промышленного развития и технические изобретения (материал об этом см. в § 15). Учащиеся пред- ставляют пять «павильонов» выставки (соответственно пяти отраслям промышленности), в которых были сделаны важ- нейшие изобретения. На столах расставлены изображения, представляющие эти изобретения. Каждая группа рассказы- вает об изобретениях в своей отрасли, а остальные определяют значение этих изобретений для развития промышленности. 3. Развитие основных отраслей промышленности и их соотношение в разных странах изучается на основе анализа трех статистических таблиц, помещенных в учеб- нике на с. 167. 1. Изучите данные о развитии каждой отрасли промышленности в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось производство в каж- дой отрасли. 2. Сравните итоговые цифры (к концу XIX в.), полученные в вашей стране, с аналогичными по- казателями других стран. Сделайте выводы об общем уровне развития вашей страны по сравне- нию с другими. Определите причины таких по- казателей. Группе, представляющей США, предлагается фрагмент документа, содержащего статистические данные о разви- тии этой страны. Общие данные о развитии промышленности США Почти во всех частях страны, в особенности на Атлан- тическом побережье, имеется в изобилии водяная энергия, которая широко применялась для различных промышлен- 77 ных целей. Создание гидравлических машин, стационар- ных и подвижных паровых двигателей и разных механиз- мов, используемых в шахтах, на заводах, в доменных пе- чах, кузнечных цехах, на фабриках, на строительстве дорог, мостов, каналов, железных дорог и т. д., приобрело большое значение. Годовая продукция машиностроитель- ных предприятий, согласно переписи 1850 г., оценивалась в 27 998 344 долл., а в 1860 г. - в 47 118 550 долл., без учета швейных машин. Средние штаты, давшие свыше 48% всей продукции, рассматриваются как самые круп- ные поставщики, но по темпу развития в южных и запад- ных штатах отмечено сравнительно большее увеличение. Относительный рост виден из следующих данных: Новая Англия - 16,4%, средние штаты - 55,2%, южные шта- ты - 387% и западные - 127%. Первое место по стоимости продукции и величине вло- женного капитала занимает хлопчатобумажная промыш- ленность. Она выросла с невиданной быстротой. Общая стоимость хлопчатобумажных товаров, изготовленных в Новой Англии, увеличилась на 83,4%. 1. Определите, какие отрасли промышленности занимали ведущее место в США. На сколько процентов увеличилась годовая продукция ма- шиностроения за 10 лет? Как вы думаете, это много или мало? 2. Оцените темпы развития промышленности в разных штатах за 10 лет. В каких штатах они бы- ли выше всего? Как вы думаете, какая промыш- ленность была особенно развита в южных штатах? 4. Последний этап урока посвящен изучению сис- темы железных дорог в Европе. Учащиеся работают с кар- той «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и стати- стической таблицей «Протяженность железных дорог в от- дельно взятых странах» (с. 168). 1. Изучите статистические данные о протяжен- ности железных дорог в вашей стране. Подсчи- тайте, во сколько раз она увеличилась с 1840 по 1900 г. В какой период строительство дорог бы- ло наиболее интенсивным? 2. Сравните итоговые цифры (к 1900 г.), полу- ченные в вашей стране, с аналогичными показа- телями других стран. Определите место страны по протяженности железных дорог. Не забудьте, что объективно оценить масштабы железнодо- рожного строительства можно только при соот- несении данных о протяженности дорог с разме- рами территории страны. 78 На завершающем этапе урока подводятся итоги про- мышленного развития изучаемых стран и Европы в целом к концу XIX в., определяются лидирующие в экономиче- ском положении государства, выясняются причины подоб- ного положения. Урок 16. Подъем крупной индустрии и возникновение индустриального общества Внутрипредметные связи. Промышленная рево- люция. Технические изобретения XIX в. Акционерные об- щества. Заводы. Товарные и фондовые биржи. Классы бур- жуазии и наемных рабочих. Основные факты и понятия. Крупная машинная индустрия. Товарищество с ограниченной ответственностью членов. Фондовый рынок. Промышленный кредит. Универ сальные магазины. Промышленная буржуазия. Индустриаль ное общество. План урока 1. Источники финансирования промышленных пред- приятий. 2. Новые формы продажи товаров. 3. Рождение индустриального общества. Ход урока 1. Из курса Новой истории 7 класса учащиеся немно- го знакомы с понятием «акционерное общество», а также зна- ют о роли торгового капитала в экономике XVI-XVIII вв., поэтому урок целесообразно начать с повторительной беседы. 1. На прошлом уроке мы выяснили, что такое промышленная революция. Дайте определение этому понятию. 2. Изменения в технике и технологии производ- ства, связанные с применением машин, привели к необходимости увеличивать производство, на что нужны были средства. Как вы думаете, где их можно было взять в XIX в.? Назовите как можно больше источников возможного финансирования. В результате обсуждения учащиеся под руководством учителя формулируют следующие возможные источники финансирования: 1) привлечение компаньонов (совладельцев), которые вкладывали деньги в производство; 2) продажа акций; 3) получение кредита у государства; 4) получение кредита у банков. 79 Можно выполнить задание 10 на с. 50 в рабочей тетради. В процессе беседы целесообразно обсудить следующие вопросы: 1. Порассуждайте, какие из названных источ- ников финансирования были реальными, а ка- кие - нет. 2. Как стали называться предприятия, хозяева- ми которых были владельцы акций? 3. Вы изучали протекционистскую политику правительств европейских государств. Подумай- те, могло ли государство финансировать про- мышленные предприятия. 4. Выгодно ли было старым банкирским дина- стиям, специализировавшимся на торговле, фи- нансировать промышленные предприятия? 2. Далее учитель рассказывает о новых формах знакомства с промышленными товарами и их покупки. Учащимся будет интересно узнать о промышленных вы- ставках и новых универсальных магазинах. Можно исполь- зовать описание универсального магазина из романа Э. Зо- ля «Дамское счастье», предложенное в задании 13 на с. 50-51 в рабочей тетради. По ходу рассказа учащимся могут быть предложены во- просы: 1. Для чего устраивали всемирные выставки? Почему их проводили так часто (1851 г., 1853 г., 1854 г., 1855 г.)? 2. Известно, что за полгода всемирной выстав- ки в Лондоне ее посетило более 6 млн человек. Как вы думаете, это много или мало? О чем гово- рит эта цифра? 3. Почему именно в середине XIX в. стали по- являться универсальные магазины, а старые формы торговли уже не годились? При наличии времени можно выполнить задание 17 на с. 52 в рабочей тетради. 3. На последнем этапе урока изучаются изменения в структуре общества. Рекомендуем два варианта изучения вопроса. Первый вариант Учащимся предлагается вспомнить основные сословия и классы европейского общества XVI-XVIII вв. На основе чтения пункта «Рождение индустриального общества» уче- никам предстоит определить основные социальные группы и классы общества в XIX в. и сделать выводы о произошед- ших изменениях. 80 1. Расставьте перечисленные ниже основные со- словия и классы европейского общества по их значимости в XVI-XVIII вв.: дворяне-землевла- дельцы, «новые дворяне», купцы и судовладель- цы, владельцы мануфактур, фермеры, крестья- не, рабочие. 2. Прочитайте в учебнике пункт «Рождение ин- дустриального общества», вспомните измене- ния, произошедшие в общественных отношени- ях в деревне (см. § 13). Выпишите социальные группы европейского общества XIX в. Определи- те изменения, произошедшие в социальной структуре. Второй вариант Учитель на основе собственных рассуждений или работы учащихся с пунктом учебника «Рождение индустриально- го общества» предлагает заполнить таблицу в задании 19 на с. 53 рабочей тетради. По окончании любого из вариантов работы ее результа- ты обсуждаются в классе. Учащиеся формулируют понятие индустриального общества и его основные отличия от об- щества предшествующих столетий. В данном параграфе множество новых терминов и поня- тий, поэтому целесообразно предложить ученикам задания на их отработку. 1. Самостоятельно составьте тестовое задание на соотнесение термина и его определения. 2. Составьте описание понятия через конкрет- ные факты. Данные задания можно использовать на следующем уроке как основу для проверки знаний учеников. Урок 17. Последствия промышленной революции Внутрипредметные связи. Промышленная рево- люция. Ремесленники и торговцы. Класс наемных ра- бочих. Основные факты и понятия. Социальный во- прос. Тяжелые условия труда рабочих. Демографический взрыв. Эмиграция. Урбанизация. План урока 1. Суть социального вопроса и причины его возникно- вения в XIX в. 2. Усиление эмиграции. 3. Урбанизация. 81

Справочная таблица важнейшие изобретения и открытия мира содержит основные даты важнейших изобретений и открытий мира в истории человечества. Таблица будет полезна школьникам и студентам при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ.

Важнейшие изобретения и открытия

В Китае изготовлена бумага.

В Китае появились бумажные деньги.

Первое применение навигационного буя (река Везер, Германия).

Зафиксировано первое употребление ком-паса в Европе (Италия).

Болонская школа права впервые в Европе по-лучила статус университета

Зафиксированы первые ветряные мельни-цы в Европе.

Зафиксировано первое боевое употребление пороха (Китай).

В Италии изготовлены первые очки.

Начато товарное производство спирта (Ита-лия).

Изготовлены первые сохранившиеся до на-ших дней механические часы (Англия).

Первое упоминание об игральных картах в Европе (Италия).

Появление первой книги по теории шахмат (Испания).

В Лондоне построен первый водопровод в Ев-ропе со времен Рима.

В Голландии сконструирован первый теле-скоп.

В Голландии созданы подзорная труба и би-нокль.

Впервые в Европе начато производство шо-колада (Франция).

Г. Галилей изготовил первый телескоп, с по-мощью которого открыл лунные горы, кольца Са-турна и спутники Юпитера.

Р. Гук открыл клеточное строение живого вещества.

В Мейсене (Германия) начато производство фарфора.

Создана « лейденская банка» - первый элек-трический конденсатор, что позволило накапли-вать значительные разряды электричества.

В Германии изготовлен первый карандаш.

В Великобритании изобретен унитаз со сливным бачком.

Британец Э. Картрайт сконструировал ткац-кий станок, выполнявший все операции ткацкого производства.

Впервые изготовлена эмалированная по-суда.

Французское Национальное собрание при-няло закон о метрической системе мер.

В Великобритании сделана первая прививка от оспы.

Г. Модели сконструировал токарно-винто-резный станок с механическим суппортом, что дало возможность производить станки при помо-щи других станков.

Американец Р. Фултон построил «Клер-монт» - первый пароход в мире.

Открыт первый завод по производству кон-сервов в жестяных банках.

В Великобритании Дж. Стефенсон построил 4Ракету» - первый практически использовав-шийся паровоз.

В США изобретены спички.

Во Франции изготовлена пишущая машинка.

Сконструирован дагерротип - прообраз фо-тоаппарата.

В США создан телеграф - первое примене-ние электричества в технике - и отправлено пер-вое телеграфное сообщение.

В США Проведена первая хирургическая операция с применением анестезии.

Сконструирована швейная машина И. Зин-гера.

В продаже появился первый коробок со спич-ками.

В Лондоне сдана первая очередь метрополи-тена.

В России Д. И. Менделеев открывает перио-дический закон, на основе которого составляет пе-риодическую систему химических элементов.

В Вене выпущена первая открытка.

Эдисон усовершенствует электрическую лампу.

А. Белл сконструировал первый телефонный аппарат.

Т. Эдисон начинает промышленное изготов-ление ламп накаливания.

В Германии изобретен первый лифт с элек-трическим приводом.

В США запатентован первый фотоаппарат современного типа. В Берлине пущен первый трамвай.

Т. Эдисон открывает первую электростан-цию общего пользования.

В США сконструирован пулемет Максима.

В Германии изготовлен первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.

В Нью-Йорке построено первое высотное зда-ние («небоскреб», 10 этажей).

В США сконструированы отбойный молоток и электрический стул.

На текстильной фабрике в США установлен электродвигатель - первое промышленное приме-нение электричества.

А. С. Попов (Россия) сконструировал радио-приемник.

Братья Л. и О. Люмьер (Франция) изобрета-ют кинематограф.

В. К. Рентген открывает икс-лучи, извест-ные нам сегодня как рентгеновские.

В США создан первый пылесос.

Братья Райт сконструировали первый само-лет.

Открытие радиоактивности.

Открытие групп крови у человека - начало переливания крови.

Сконструирована бормашина с электриче-ским приводом - революция в зубоврачебном деле.

В США изготовлен первый холодильник.

Обнаружен возбудитель дизентерии.

Норвежский путешественник Р. Амундсен впервые достигает Южного полюса.

В Нью-Йорке установлен первый трехцвет-ный светофор.

Открытие инсулина группой ученых под руководством Дж. Маклеода - возможность лечения сахарного диабета.

Открытие А. Флемингом пенициллина - первого антибиотика.

В Нью-Йорке сооружен «Эмпайр Стейт Бил-динг» - долгое время самое высокое здание в мире (102 этажа).

В США снят первый цветной кинофильм.

Доклад Ф. и И. Жолио-Кюри об открытии ис-кусственной радиоактивности.

В Великобритании и Германии начато регу-лярное телевизионное вещание.

В Германии создан первый реактивный са-молет.

Создание в США первого электронного ком-пьютера.

В Японии начато производство транзистор-ных радиоприемников - первое применение тран-зисторов в продуктах массового потребления.

Открыта молекула ДНК.

Запуск первого искусственного спутника Земли.

Первый полет человека в космос (Ю. Гагарин).

Первый выход человека в откры-тый космос.

Высадка людей на Луне (Н. Армст-ронг).

В США изобретен микропроцессор на кремние-вых чипах.

В продаже появились персональные компь-ютеры фирмы «Майкрософт» (Б. Гейтс) - первые компьютеры, рассчитанные на массовое потребле-ние.

Обнаружен вирус СПИДа.

Разработана всемирная компьютерная сеть.

Рождение первого клонированного сущест-ва - овцы Долли.

_______________

Источник информации: Алексеев Д.Ю. Краткий справочник дат по истории / СПб.: Питер, 2008. - 320с.

Изобретения 19 века. От благодарных потомков

Изобретения 19 века заложили научный и практический фундамент открытий и изобретений 20 века. Девятнадцатый век стал трамплином для рывка цивилизации. В этой статье я расскажу о самых значимых и выдающихся научных достижениях девятнадцатого века. Десятки тысяч изобретений, новые технологии, фундаментальные научные открытия. Автомобили, авиация, выход в космическое пространство, электроника… Можно долго заниматься перечислением. Все это стало возможным в 20-ом веке благодаря научным и техническим изобретениям века девятнадцатого.

К сожалению, в одной статье невозможно подробно рассказать о каждом изобретении, созданном в позапрошлом веке. Поэтому в этой статье, обо всех изобретениях будет рассказано настолько коротко, насколько это возможно.

Изобретения 19 века. Эпоха пара. Рельсы

Девятнадцатый век стал золотым для паровых машин. Изобретенная в восемнадцатом столетии, она всё больше совершенствовалась, и к середине века девятнадцатого использовалась практически везде. Заводы, фабрики, мельницы…
А еще в 1804 году англичанин Ричард Тревитик установил паровую машину на колеса. А колеса опирались на металлические рельсы. Получился первый паровоз. Разумеется, он был очень несовершенен и использовался в качестве занятной игрушки. Мощности паровой машины хватало лишь на передвижение самого паровоза, да небольшой тележки с пассажирами. О практическом использовании этой конструкции речи не шло.

Но ведь паровую машину можно поставить и помощнее. Тогда и грузов паровоз сможет перевозить больше. Конечно, железо дорого и создание железной дороги влетит в копеечку. Но хозяева угольных шахт и рудников умели считать деньги. И с середины тридцатых годов позапрошлого века по равнинам Метрополии, шипя паром и распугивая лошадей и коров, пошли первые паровозы.

Такие вот неуклюжие конструкции позволили резко увеличить грузооборот. От шахты к порту, от порта к сталеплавильной печи. Появилась возможность выплавлять больше железа, а из него создавать больше машин. Так паровоз и потащил за собой технический прогресс вперед.

Изобретения 19 века. Эпоха пара. Реки и моря

А первый пароход, готовый к практическому использованию, а не являющийся очередной игрушкой, зашлепал по Гудзону гребными колесами в 1807 году. Его изобретатель, Роберт Фултон, установил паровую машину на небольшое речное судно. Мощность двигателя была невелика, но всё-же пароход делал до пяти узлов в час без помощи ветра. Пароход был пассажирским, но поначалу мало кто отваживался ступить на борт столь необычной конструкции. Но постепенно дело наладилось. Ведь пароходы меньше зависели от капризов природы.

В 1819 году Саванна, судно с парусной оснасткой и вспомогательной паровой машиной, впервые пересекло Атлантический океан. Большую часть пути моряки использовали попутный ветер, а паровой двигатель использовали во время штиля. А спустя 19 лет пароход Сириус совершил переход через Атлантику только с помощью пара.

В 1838 году англичанин Френсис Смит установил вместо громоздких гребных колес винт, который обладал гораздо меньшими размерами и позволял кораблю развивать большую скорость. С внедрением винтовых пароходов пришел конец многовековой эпохе красавцев парусников.

Изобретения 19 века. Электричество

В девятнадцатом веке опыты с электричеством привели к созданию множества приборов и механизмов. Ученые и изобретатели проводили множество экспериментов, вывели основополагающие формулы и понятия, используемые и в нашем, 21 веке.

В 1800 году итальянский изобретатель Алессандро Вольта собирает первый гальванический элемент – прообраз современной батарейки. Диск из меди, затем тряпочка, смоченная в кислоте, далее кусочек цинка. Такой бутерброд создает электрическое напряжение. А если соединять такие элементы между собой, получается батарея. Её напряжение и мощность напрямую зависят от количества гальванических элементов.

1802 год, русский ученый Василий Петров, сконструировав батарею из нескольких тысяч элементов, получает Вольтову дугу, прообраз современной сварки и источник света.

В 1831 году Майклом Фарадеем изобретен первый электрический генератор, который может превращать механическую энергию в электрическую. Теперь нет надобности обжигаться кислотой и собирать воедино бесчисленные металлические кружки. На базе этого генератора Фарадей создает электрический двигатель. Пока это еще демонстрационные модели, наглядно показывающие законы электромагнитной индукции.

В 1834 году русский ученый Б. С. Якоби конструирует первый электродвигатель с вращающимся якорем. Этот мотор уже может найти практическое применение. Лодка, приводимая в движение этим электромотором, идет против течения по Неве, везя 14 пассажиров.

Изобретения 19 века. Электрическая лампочка

Начиная с сороковых годов девятнадцатого века, идут эксперименты по созданию ламп накаливания. Ток, пропущенный через тонкую металлическую проволоку разогревает её до яркого свечения. К сожалению, металлический волосок очень быстро перегорает, и изобретатели бьются над увеличением срока службы лампочки. В ход идут различные металлы и материалы. Наконец, в девяностых годах девятнадцатого века русский ученый Александр Николаевич Лодыгин представляет ту электрическую лампочку, к которой мы привыкли. Это стеклянная колба, из которой выкачан воздух, в качестве нити накаливания используется спираль из тугоплавкого вольфрама.

Изобретения 19 века. Телефон

В 1876 году американец Александр Белл патентует «говорящий телеграф», прообраз современного телефона. Этот аппарат еще несовершенен, качество и дальность связи оставляют желать лучшего. Отсутствует привычный всем звонок и для вызова абонента нужно свистеть в трубку специальным свистком.
Буквально через год Томас Эдисон совершенствует телефон, устанавливая угольный микрофон. Теперь абонентам не надо истошно вопить в трубку. Дальность связи увеличивается, появляется привычная телефонная трубка и звонок.

Изобретения 19 века. Телеграф

Телеграф тоже был изобретен в начале девятнадцатого века. Первые образцы были очень несовершенны, но затем произошел качественный скачек. Использование электромагнита позволило быстрее отправлять и принимать сообщения. А вот существующая легенда об изобретателе телеграфной азбуки Семуэле Морзе не совсем верна. Морзе изобрел сам принцип кодирования — сочетание коротких и длительных импульсов. Но саму азбуку, числовую и буквенную, создал Альфред Вейл. Телеграфные линии со временем опутали всю Землю. Появились подводные кабели, связавшие Америку и Европу. Огромная скорость передачи данных тоже внесла существенную лепту в развитие науки.

Изобретения 19 века. Радио

Радио тоже появилось в девятнадцатом веке, в самом его конце. Принято считать, что первый радиоприемник изобрел Маркони. Хотя его открытию предшествовали работы и других ученых, и во многих странах первенство этого изобретателя часто ставят под сомнение.

К примеру, в России изобретателем радио считают Александра Степановича Попова. В 1895 году он представил свой прибор, названный грозоотметчиком. Молния во время грозы вызывала электромагнитный импульс. С антенны этот импульс поступал в когерер – стеклянную колбу с металлическими опилками. Электрическое сопротивление резко уменьшалось, ток шёл через проволочную обмотку электромагнита звонка, раздавался сигнал. Затем Попов неоднократно модернизировал своё изобретение. Приемопередатчики были установлены на боевых кораблях Российского Военного Флота, дальность связи достигала двадцати километров. Первое радио даже спасло жизни рыбаков, отколовшихся на льдине в Финском заливе.

Изобретения 19 века. Автомобиль

История автомобиля тоже берет свое начало в девятнадцатом веке. Конечно, знатоки истории могут вспомнить и паровой автомобиль француза Кюньо, первый выезд которой состоялся в 1770 году, кстати, первый выезд закончился и первым ДТП, паровая телега врезалась в стену. Изобретение Кюньо нельзя считать настоящим автомобилем, это больше технический курьез.
Изобретателем же настоящего автомобиля, который подходит для повседневного практического применения, с большой долей уверенности можно считать Даймлера Бенца.

Первый выезд на своем автомобиле Бенц совершил в 1885 году. Это был трехколесный экипаж, с бензиновым мотором, простейшим карбюратором, электрическим зажиганием и водяным охлаждением. Был даже дифференциал! Мощность двигателя составляла чуть менее одной лошадиной силы. Моторный экипаж разгонялся до 16 километров в час, чего при рессорной подвеске и простейшем рулевом управлении, вполне хватало.

Конечно, автомобилю Бенца предшествовали и другие изобретения. Так, бензиновый, а точнее газовый, двигатель был создан в 1860 году. Это был двухтактный мотор, в качестве горючего использовавший смесь светильного газа и воздуха. Зажигание было искровым. По своей конструкции он напоминал паровую машину, но был легче и не требовал времени для розжига топки. Мощность двигателя составляла порядка 12 лошадиных сил.
В 1876 году немецкий инженер и изобретатель, Николаус Отто, сконструировал уже четырехтактный газовый двигатель. Он получился более экономичным и тихим, хотя и более сложным. В теории двигателей внутреннего сгорания даже есть термин «Цикл Отто», названный в честь создателя этой силовой установки.
В 1885 году два инженера, Даймлер и Майбах конструируют легкий и компактный карбюраторный двигатель, работающий на бензине. Этот агрегат устанавливает на свой трехколесный экипаж Бенц.

В 1897 году Рудольф Дизель собирает двигатель, в котором воспламенение смеси воздуха и топлива происходит от сильного сжатия, а не от искры. В теории такой двигатель должен оказаться экономичней карбюраторного. Наконец двигатель собран и теория подтверждается. Теперь грузовики и суда используют двигатели, именуемые дизелями.
Конечно, изобретаются еще десятки и сотни автомобильных мелочей, вроде катушки зажигания, рулевого управления, фар, и многого другого, сделавшего автомобиль удобным и безопасным.

Изобретения 19 века. Фотография

В 19 веке появилось еще одно изобретение, без которого сейчас, кажется, немыслимо существование. Это фотография.
Камера – обскура, ящик с отверстием в передней стенке, известна еще с давних времен. Еще китайские ученые заметили, что если комната плотно задрапирована шторами, и на шторе есть маленькое отверстие, то в яркий солнечный день на противоположной стене появляется изображение пейзажа за окном, хотя и перевернутое. Этим феноменом часто пользовались фокусники и нерадивые художники.

Но только в 1826 году француз Жозеф Ньепс нашел более практичное применение ящику, собирающему свет. На лист стекла Жозеф нанес тонкий слой асфальтового лака. Затем первую фотопластинку установили в аппарат и… Для того, чтобы получилось изображение, нужно было ждать около двадцати минут. И если для пейзажей это не считалось критичным, то желающие запечатлеть себя в вечности должны были постараться. Ведь малейшее движение приводило к испорченному, размытому кадру. Да и процесс получения изображения не походил еще на ставший привычным в двадцатом веке, а стоимость такой «фотки» была очень велика.

Спустя несколько лет появились более чувствительные к свету химические реактивы, теперь не нужно было сидеть, уставившись в одну точку и бояться чихнуть. В 1870-х годах появилась фотобумага, а спустя десять лет на смену тяжелым и хрупким стеклянным пластинкам пришла фотопленка.

История фотографии настолько интересна, что мы обязательно посвятим ей отдельную большую статью.

Изобретения 19 века. Грамофон

А вот устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук, появилось почти на рубеже веков. В конце ноября 1877 года изобретатель Томас Эдисон представил свое очередное изобретение. Это был ящик с пружинным механизмом внутри, длинным цилиндром, покрытым фольгой и рупором снаружи. Когда механизм был запущен, многим показалось, что произошло чудо. Из металлического раструба доносились, пусть тихо и неразборчиво, звуки детской песенки про девочку, приведшую в школу своего ягненка. Причем песенку исполнял сам изобретатель.
Вскоре Эдисон усовершенствовал сой прибор, назвав его фонографом. Вместо фольги стали использоваться цилиндрики из воска. Качество записи и воспроизведения улучшилось.

Если вместо воскового цилиндрика использовать диск из прочного материала, то громкость и длительность звучания увеличатся. Впервые диск из шеллка использовал в 1887 году Эмиль Берлиннер. Аппарат, названный граммофоном, завоевал большую популярность, ведь штамповать пластинки с записями оказалось намного быстрее и дешевле, чем записывать музыку на цилиндрики из мягкого воска.

А вскоре появились и первые звукозаписывающие компании. Но это уже история двадцатого века.

Изобретения 19 века. Военное дело

Ну и конечно, технический прогресс не обошел и военных. Из наиболее значимых военных изобретений девятнадцатого века можно отметить массовый переход с дульнозарядных гладкоствольных ружей на нарезное огнестрельное оружие. Появились патроны, в которых порох и пуля составляли единое целое. На ружьях появился затвор. Теперь солдату не надо было отдельно засыпать в ствол порох, затем вставлять пыж, потом заталкивать пулю и снова пыж, орудуя при каждой операции шомполом. Скорострельность выросла в несколько раз.

Царица полей, артиллерия, тоже претерпела похожие изменения. Со второй половины девятнадцатого века стволы орудий стали нарезными, резко повысив точность и дальность стрельбы. Заряжение теперь происходило с казенной части, а вместо ядер стали использовать цилиндрические снаряды. Стволы орудий отливались теперь не из чугуна, а из более прочной стали.

Появился пироксилиновый бездымный порох, был изобретен нитроглицерин – маслянистая жидкость, взрывающаяся при небольшом толчке или ударе, а затем и динамит – всё тот – же нитроглицерин, смешанный со связующими веществами.
Девятнадцатый век подарил генералам и адмиралам первый пулемет, первую подводную лодку, морские мины, неуправляемые ракеты и бронированные стальные корабли, торпеды, солдаты получили взамен красных и синих мундиров, годных только для парадов, удобную и незаметную на поле боя форму. Для связи стал использоваться электрический телеграф, а изобретение консервов сильно упростило обеспечение армий продовольствием. Многим раненым спасла жизнь изобретенная в 1842 году анестезия.

Изобретения 19 века. Спичка

В девятнадцатом веке было придумано очень много вещей, подчас незаметных в быту. Были изобретены спички, самая вроде бы простая и обычная вещь, но для появления этой маленькой деревянной палочки понадобились открытия химиков и конструкторов. Были созданы специальные станки для массового производства спичек.

1830г. — Томас МакКолл из Шотландии изобретает двухколесный велосипед

1860г. — Пьер Мишо из Франции модернизирует велосипед, добавив к нему педали

1870г. — Джеймс Старли из Франции создает модификацию велосипеда с большим колесом

1885г. — Джон Кемп из Австралии делает велосипед более безопасным

1960г. в США появляется гоночный велосипед

В середине 1970-х годов в США появляется горный велосипед.

Изобретения 19 века. Стетоскоп

Вспомните поход к врачу – терапевту. Холодное прикосновение к телу металлического кругляша, команды «Дышите — не дышите». Это стетоскоп. Он появился в 1819 году из-за нежелания французского врача Рене Лаэннека приставлять ухо к телу пациента. Сначала эскулап использовал трубочки из бумаги, потом из дерева, ну а потом стетоскоп был усовершенствован, стал еще удобней, и современные приборы используют те –же принципы действия, сто и первые бумажные трубки.

Изобретения 19 века. Метроном

Для обучения начинающих музыкантов, для получения чувства ритма в девятнадцатом веке изобрели метроном, несложный механический прибор, который равномерно издавал щелчки. Частота звуков регулировалась перемещением специального грузика по шкале маятника.

Изобретения 19 века. Металлические перья

Девятнадцатый век принес облегчение и спасителям Рима – гусям. В 1830 – х годах появились металлические перья, теперь не было нужды бегать за этими гордыми птицами, с целью одолжить перо, да и править стальные перья не было нужды. Кстати, перочинный нож использовался первоначально для постоянной заточки птичьих перьев.

Изобретения 19 века. Азбука для слепых

Будучи еще малышом, изобретатель азбуки для слепых, Луи Брайль ослеп сам. Это не помешало ему выучиться, стать педагогом, и изобрести специальный метод обьемной печати, теперь буквы можно было осязать пальцами. Азбука Брайля используется и поныне, благодаря ей люди, потерявшие зрение или слепые с рождения, смогли получить знания, устроиться на интеллектуальную работу.

В 1836 году на одном из безкрайних пшеничных полей Калифорнии появилась занятная конструкция. Несколько лошадей тянули повозку, которая шумела, скрипела, взвизгивала, пугала ворон и добропорядочных фермеров. На повозке вразнобой вертелись зыбчатые колеса, грохотали цепи и сверкали лезвия ножей. Этот механический монстр пожирал пшеницу и выплевывал никому не нужную солому. А пшеница скапливалась во чреве чудовища. Это был первый зерноуборочный комбайн. Позднее комбайны стали еще более производительны, но и требовали всё больше тяговой силы, до сорока лошадей или волов тянули по полям механических монстров. Под конец девятнадцатого века паровая машина пришла на помощь лошадкам.

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.