Поддержка студенческого предпринимательства в зарубежных университетах. Драйверы начинают, а выигрывают все

Наличие собственного успешного бизнеса за рубежом – это мечта многих. Не удивительно, ведь предпринимательская деятельность и открытие собственного дела позволяет человеку не только проявить себя и удовлетворить свои амбиции, но и заработать большие деньги.

Однако в условиях современной глобализации и высокой конкуренции ведение предпринимательской деятельности требует наличия не только стартового капитала и бизнес-плана, но и качественных актуальных знаний и навыков, которые дадут возможность правильно распределить этот капитал и развить свою бизнес-идею в функционирующее предприятие, приносящее доход. Иными словами, современному предпринимателю сложно обойтись без профильной подготовки и знания целого ряда бизнес-дисциплин – от бухгалтерского учета до маркетинга.

Именно этим объясняется популярность во всем мире предпринимательского бизнес-образования, которое дает студентам все навыки для открытия и развития своего дела.

Почему стоит изучать предпринимательство?

Предпринимательство – ключевой двигатель экономики

Малый бизнес, созданный предпринимателями, является ключевым двигателем экономики и обеспечивает большинство рабочих мест. Будучи важнейшим свойством рыночной экономики, предпринимательство, как сфера деятельности, объединяет инициативных и амбициозных людей, многие из которых уходят в крупный бизнес, политику, экономику и развивают собственное дело на местном, национальном и глобальном уровне.

Всестороннее бизнес-образование

Бизнес-школы университетов мира предлагают студентам множество общих и узконаправленных программ обучения, при этом именно курсы в области предпринимательства можно назвать наиболее целостными и всесторонними. Нацеленные на индивидуальное личностное, лидерское и предпринимательское развитие каждого студента, эти курсы включают в себя самые разные дисциплины, от экономики и финансов до работы с людьми и управления.

Практическая подготовка к открытию собственного дела

Еще одно выгодное отличие учебных программ в области предпринимательства – это практическая подготовка, которую они дают. Выпускники этих курсов отмечают, что большинство других программ бизнес-школ готовят сотрудников для уже существующих компаний, не знакомых с реалиями процесса открытия собственного бизнеса. В отличие от них, программы для будущих предпринимателей не только объединяют всевозможные дисциплины, но и дают отличную подготовку к открытию, ведению и развитию своего дела в актуальных условиях.

Предприниматель учится и развивается всю жизнь

Сфера предпринимательства и бизнес-инноваций не стоит на месте, а находится в процессе постоянного динамичного развития. Для того чтобы «оставаться на плаву» успешные предприниматели обязаны также постоянно развиваться, получать новые знания и навыки. Получение качественного начального предпринимательского образования даст вам прекрасный жизненный и профессиональный старт, вдохновит вас на дальнейшее развитие и совершенствование.

Вы научитесь «понимать» деньги

Как бы ни сложилась ваша дальнейшая карьера, опыт изучения предпринимательства даст вам знания, которые в любом случае пригодятся в жизни. В первую очередь, вы научитесь «понимать» деньги, что даст вам ценнейшие навыки правильного расчета личных финансов, организации счетов, понимания финансовых процессов и многого другого. При этом углубленное знакомство с различными бизнес-дисциплинами позволит вам, при желании, не открывать собственное дело, а устроиться на работу в одну из существующих компаний.

Специализации

Изучая предпринимательство в зарубежных университетах, вы можете получить одну из следующих общих и узких популярных специализаций:

Процесс и стоимость обучения

Обычно программы в области предпринимательства и бизнеса за рубежом предлагаются на базе университетских бизнес-школ или факультетов менеджмента и финансов.

Начальные знания в сфере предпринимательства и бизнеса можно получить за счет среднего специального образования или подготовительных программ Foundation, выбрав соответствующую специализацию.

Студенты изучают общие бизнес-дисциплины в течение 3-4 лет на уровне бакалавриата, после чего могут продолжить обучение на академических или исследовательских программах магистратуры (1-2 года) и докторантуры (от 2 лет).

Курсы в области предпринимательства предполагают изучение широкого ряда дисциплин, знание которых необходимо для открытия, ведения и развития своего бизнеса. Среди них – управление и работа с людьми, финансы и бухгалтерский учет, бизнес-инновации и предпринимательство, экономика, иностранные языки и т.д.

В рамках некоторых программ бакалавриата и магистратуры студенты также осуществляют индивидуальную или групповую работу над созданием собственного стартапа и бизнес-плана, а исследовательские курсы предполагают проведение исследований в сфере бизнеса и предпринимательства.

Доступные программы ассоциата в области предпринимательства предлагает американский ($6,800 в год), доступные программы бакалавриата предлагает ирландский ($7,622 в год), а программы магистратуры - ($5,417 в год).

Более дорогостоящее образование в области предпринимательства, бизнеса и управления можно получить в британском ($26,650 в год), австралийском ($27,840 в год) и американском ($44,400 в год).

Возможности для предпринимательской деятельности за рубежом

Многие студенты получают высшее предпринимательское образование с целью создания собственного стартапа и открытия своего бизнеса за рубежом. Стоит учесть, что для разных стран характерны разные условия ведения бизнеса для иностранных предпринимателей. Рассмотрим несколько примеров стран с благоприятным климатом для предпринимателей…

Новая Зеландия

Новая Зеландия – это страна с благоприятными условиями для бизнеса, а также одна из самых некоррумпированых стран мира. Здесь можно получить предпринимательскую визу Entrepreneur Work Visa, которая действует в течение 3 лет и позволяет открыть свое дело.

Для получения визы нужно представить справку о несудимости и продемонстрировать готовность инвестировать в свой бизнес. Помимо невысоких налогов, стоит также отметить наличие в Новой Зеландии большого количества инвесторов, поддерживающих перспективные стартапы. Лучшие перспективы развития в Новой Зеландии ожидают бизнес в сфере ИТ, экологии и переработки мусора, туризма, сельского хозяйства и образования.

Великобритания

Иностранцы составляют около 20% от общего числа предпринимателей в Великобритании. Ежегодно условия ведения бизнеса в стране улучшаются, в будущем страна планирует частично освободить компании от госпошлин и сократить налог на прибыль предприятий с 20% до 18%.

Иностранцы могут получить британскую предпринимательскую визу Tier 1, имея £50,000 на инвестиции в свой бизнес или заручившись поддержкой частных или государственных организаций. Перспективными направлениями для развития своего дела в Великобритании являются сферы технологий, экологии, кулинарии и т.д. При этом тремя лучшими британскими городами для развития стартапов признаны Лондон, Бристоль и Оксфорд.

Гонконг

Будучи одним из лидеров торговли в Азии, Гонконг также отличается одной из самых открытых и интернациональных экономик в мире. Один из главных плюсов ведения бизнеса в стране – это низкий налог на прибыль, который составляет 16,5%.

Открытие своего дела в Гонконге занимает около месяца, а стать предпринимателем в стране может каждый иностранец старше 18 лет при условии наличия секретаря, являющегося резидентом страны. Для получения предпринимательской визы в Гонконг необходимо представить свой бизнес-план, продемонстрировать наличие финансов на содержание бизнеса и доказать экономическую пользу своего стартапа.

1

Развитие молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач модернизации экономики страны. Однако молодежь сталкивается с огромными трудностями на пути создания молодежных предприятий. Авторами проведен анализ отечественного и зарубежного опыта форм и способов поддержки и развития молодежного предпринимательства, выделены основные форматы: благотворительные фонды, студенческие бизнес-клубы на базе университета, национальные и интернациональные бизнес-клубы, бизнес-кампусы, бизнес-инкубаторы для студентов и/или молодых предпринимателей, молодежные дискуссионные клубы, консультационные студенческие организации. Для создания комплексной площадки поддержки и стимулирования предпринимательства в молодежной среде в России авторами предлагается формировать всероссийскую сеть межвузовских бизнес-клубов. В статье разработаны основные концептуальные положения создания такой сети, структура и механизмы ее формирования, сформулированы основные результаты и ожидаемые эффекты.

взаимодействие молодежного и предпринимательского сообществ.

студенческий бизнес-клуб

молодежное предпринимательство

1. Ахиярова Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан: дис. канд. э. наук. -Уфа. 2009. –38 с.

2. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства», Россия, 2012.

3. Конкурируя за будущее сегодня: Новая инновационная политика для России / ОПОРА России. – 2010. – 132 c.

4. Программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации» – [Электронный ресурс] - URL: www.fadm.gov.ru/projects/mp/prog%20vmpd%202011.doc (дата обращения: 18.02.2014).

5. Яблонский С.С., Терентьева И.Н. Проблемы развития молодежного предпринимательства Белгородской области – [Электронный ресурс] - URL:http://cs-alternativa.ru/text/2393, URL:http://www.gemconsortium.org/docs/download/3185.

Введение

Сегодня одним из популярных тезисов в заявлениях и докладах Правительства РФ является утверждение о необходимости модернизации страны, построении инновационной экономики и создании предпринимательской инфраструктуры.

Предпринимательство является основной движущей силой экономики по опыту зарубежных стран. Однако если обратиться к статистике, то можно увидеть, что Россия занимает далеко не лидирующие позиции, в том числе по рейтингу индекса предпринимательского и экономического развития, составленного Global Entrepreneurship Monitor Consortium в 2012 году.

По результатам исследования в 2012 г. Россия занимает 67 место среди 69 стран-участниц проекта по количеству людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями. В России 93 % населения не только не вовлечены в предпринимательскую деятельность, но и не рассматривают для себя возможность создания бизнеса. Лишь каждый 23-ий россиянин (4,3 %) в трудоспособном возрасте является ранним предпринимателем. Предпринимательство по-прежнему играет меньшую роль в экономике не только по сравнению со странами БРИКС, в которых каждый 8-ой вовлечен в раннее предпринимательство, но и по сравнению со странами Восточной Европы, где каждый 11-ый является таковым. В России не только низкий уровень ранней предпринимательской активности, но и большинству созданных компаний не удается преодолеть начального этапа развития. В 2012 г. индекс активности устоявшихся предпринимателей составил 2,1 %. Их доля составила 33 % от общего числа предпринимателей .

Среди причин непопулярности предпринимательства эксперты выделяют не только отсутствие благоприятных, стабильных экономических условий для ведения бизнеса, но и нехватку необходимых знаний и несформированность компетенций в области предпринимательства. Кроме этого, в России пока не сформировалась предпринимательская культура.

Следует отметить, что в большинстве регионов России не существует площадок, на которых молодые люди могли бы получать актуальные знания и навыки, обмениваться информацией, разрабатывать собственные идеи, получать консультации экспертов. В результате инновационные идеи либо не появляются, либо не выходят на рынок, оставаясь в стенах вузов и научных лабораторий.

В то же время молодежный бизнес играет главную роль в решении социально-экономических проблем, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров. Расширение возможностей и усиление влияния молодежного предпринимательства обуславливает необходимость использования его потенциала. Молодежный бизнес является существенным сегментом малого предпринимательства. Молодежь является наиболее значимым звеном в предпринимательской среде. Ведь именно сегодняшняя молодежь, молодежное предпринимательство будут определять облик нашей страны уже через 10 лет, от развития сегодняшнего молодежного бизнеса будут зависеть темпы экономического роста и развития нашей страны завтра.

Молодежь - самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни и которая эффективно воспринимает полезные их стороны. Поэтому можно говорить о том, что молодежь обладает куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные группы. Молодежное предпринимательство - это очень сложный сектор, который требует особенно серьезного внимания со стороны государственных органов. Его правильно построенная, целенаправленная поддержка обеспечит развитие малого предпринимательства в регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту, к повышению инвестиционной привлекательности региона. Однако молодежь сталкивается с огромными трудностями на пути создания молодежных предприятий. Эти проблемы связаны как с финансовыми трудностями в создании предприятий, так и с недостаточной образованностью молодых людей. Сюда относятся высокие ставки налогов и процентов за кредиты, отсутствие начального капитала в руках молодых людей, ограниченность или отсутствие экономических и производственных связей ввиду непродолжительности своей деятельности и недостаточности опыта. Эти и другие проблемы требуют обязательного их решения путем государственной поддержки молодежного предпринимательства. Ввиду неинформированности молодых людей о существующих методах поддержки молодежного предпринимательства существует необходимость в проведении различных акций, конкурсов, создании информационных баз в учебных заведениях. Все эти меры будут способствовать тому, что молодые люди перестанут воспринимать предпринимательство, бизнес как недоступную им сферу деятельности .

Таким образом, на сегодняшний день молодёжное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого бизнеса в России. Создание благоприятных условий, стимулирующих молодёжь заниматься предпринимательской деятельностью, рассматривается в различных программах общегосударственного и регионального уровня. Авторами статьи предлагается один из инструментов развития молодежного предпринимательства.

Особенности молодежного предпринимательства

Согласно статистике, примерно 300 млн молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет во всем мире либо не имеют постоянного места работы, либо вообще являются безработными. Около 20 % из них обладают отличными способностями для начала собственного бизнеса и, в силу различных причин, только 5 % решается на это.

Выделение молодежного предпринимательства в качестве особого сегмента предпринимательства происходит потому, что в отличие от других видов предпринимательства оно имеет свои специфические признаки, сильные и слабые стороны (Табл.1) .

Таблица 1. Сильные и слабые стороны молодёжного предпринимательства

Сильные стороны молодёжного предпринимательства

Высокая инновационная активность, инновационность мышления

Высокая мобильность, гибкость подходов, быстрота реакции по освоению новых рынков

Высокий уровень возможностей систематического обновления своих предпринимательских знаний и навыков в соответствии с меняющимися требованиями производства и рынка

Потенциальная способность молодых людей выдерживать повышенные трудовые и нервные нагрузки, сопровождающие предпринимательскую деятельность, особенно на её стартовом этапе

Предрасположенность молодёжи к риску

Слабые стороны молодёжного предпринимательства

Незначительный социальный опыт

Отсутствие деловой репутации

Слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов

Проблема формирования стартового капитала

Недостаток личных контактов в сфере бизнеса и во властно-управленческих структурах

Незащищённость от воздействия бюрократических структур

Наиболее активный соблазн «теневого» предпринимательства и незащищённость от воздействия криминальных структур

Данные признаки, выделяя молодежное предпринимательство в особую категорию, определяют основные задачи по его поддержке: развитие сильных и преодоление слабых сторон.

Согласно Программе «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в субъекте Российской Федерации» , на сегодняшний день нерешенным остается целый ряд специфических проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. К ним следует отнести:

1. Социальные настроения. Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое. Молодежь сегодня охотнее отдает предпочтение перспективам самореализации в сфере крупного бизнеса или государственной службы.

2. Восприятие предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в число ведущих профессиональных предпочтений молодых людей. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте скорее преодоления трудностей, чем достижения успеха.

4. Стартовые условия. Меры, предпринимаемые в направлении поддержки малого бизнеса для молодежи как социальной группы, пока не дают видимого результата. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие свободному выходу на рынок, по-прежнему труднопреодолимы.

5. Неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства. Как показали результаты опроса, проведенного ИКСИ, о существовании таких организаций знают только 18 % респондентов. Большинство же опрошенных (69 %) ответили, что не имеют представления о существовании в их городе подобных структур. Результаты опроса свидетельствуют, что потенциальные предприниматели (66 % респондентов планируют в будущем организовать свой бизнес) не владеют информацией о том, какую поддержку они могут получить на местном уровне.

Формы поддержки молодежного предпринимательства за рубежом

Обратимся к опыту зарубежных стран и рассмотрим механизмы, стимулирующие развитие студенческого предпринимательства. Для анализа существующих в мировой практике форм поддержки студенческого и молодежного предпринимательства было проведено кабинетное исследование интернет-ресурсов и были рассмотрены некоммерческие и коммерческие организации, деятельность которых связана с финансированием, информационной поддержкой и обучением молодых предпринимателей. Условно эти организации можно разделить на следующие группы:

1) Благотворительные фонды

Первостепенной функцией таких фондов является частичное или полное финансирование стартап-проектов.

Ярким примером фонда поддержки молодежного предпринимательства является международная организация “The Prince’s Youth Business International” (YBI), основанная Принцем Уэльским Чарльзом в Англии. Согласно отчету организации, за 2009 год фондом было профинансировано 8 530 стартап-проектов по всему миру.

Совет директоров фонда принимает решение о финансировании проекта, а участники этого проекта впоследствии предоставляют совету директоров отчетность о деятельности созданной организации. Фонд состоит в основном из благотворительных грантов и дотаций, подробный отчет о доходах и расходах фонда можно прочитать в приложении (Годовой отчет YBI 2009). В том же документе содержится краткое описание национальных подразделений этой организации.

2) Студенческие бизнес-клубы на базе университета

Виды деятельности: организация дискуссионных клубов; проведение учебных курсов, тренингов; консультации в различных сферах менеджмента и бизнеса.

Бизнес-клубы такого формата часто выступают в качестве информационной площадки для инвесторов. Это отличает их от консультационных студенческих организаций, о которых будет рассказано позже. Периодически организуются конкурсы бизнес-планов, разработанных студентами - участниками клуба. Наиболее успешные авторы могут рассчитывать на финансирование своих проектов венчурными инвесторами. А также проводится сбор и предоставление информации о студенческих проектах для предпринимателей и инвесторов (коммерческих структур, благотворительных фондов и т.д.). Примерами таких организаций могут служить:

  • Aalto Entrepreneurship Society and Aalto Venture Park, Финляндия;
  • Columbia Entrepreneurs Organization (CEO), США;
  • GSB Entrepreneur Club, США;
  • HBS Entrepreneurship Club, США;
  • University of Wisconsin Entrepreneurship Association, США;
  • Idelab, Швеция;
  • GU Holding, Швеция.

3) Национальные и интернациональные бизнес-клубы

Виды деятельности те же, что и у предыдущих. Главное отличие заключается в том, что доступ к информации получают не только студенты одного определенного университета, но любые молодые предприниматели без привязки к учебному заведению (даже если сам клуб создан на базе какого-либо университета). Примерами таких организаций могут служить:

  • Asia-Pacific Student Entrepreneurship Society (ASES), Индия и прочие государства;
  • National Association for Community College Entrepreneurship (NACCE), США;
  • Student Entrepreneur Support Project (Asian Student Entrepreneur Support Fund), Япония;
  • The Center for Entrepreneurship (CFE), США;
  • The Youth Business Support Unit (YBSU) at Sharek Youth Forum, Палестина.

4) Бизнес-кампусы

Это академические курсы с расширенной практической частью, посвященной разработке и реализации бизнес-проектов. Примеры бизнес-кампусов:

  • Hinman Campus Entrepreneurial Opportunities Program (Hinman CEOs), США;
  • The Austin Entrepreneurship Program at Weatherford Residential College, США.

5) Бизнес-инкубаторы для студентов и/или молодых предпринимателей (Student Business Incubators, SBI)

Созданы для облегчения реализации бизнес-проектов предпринимателями, у которых мало опыта. Им предоставляются офисные (а также коммерческие и производственные) площади по сниженным ценам, а также прочие льготы. Для таких организаций типично предоставление консультаций в различных сферах, связанных с предпринимательским делом. Реже возможна финансовая поддержка стартапов.

Как правило, студенческие бизнес-инкубаторы (SBI) создаются на базе университетов (или других образовательных учреждений), но также есть множество независимых от университетов коммерческих структур. Такие организации могут предлагать площади и прочие услуги студентам какого-либо конкретного университета, либо молодым предпринимателям без привязки к месту обучения. Четко отделить студенческие бизнес-инкубаторы и бизнес-инкубаторы для молодежи довольно трудно, так как на практике грань между ними размыта. Стоит отметить, что и коммерческие бизнес-инкубаторы сотрудничают с университетами тем или иным образом. Например, заказывают у университетов исследования и обмениваются информацией о перспективных студенческих проектах, которые могут претендовать на размещение в бизнес-инкубаторе. Примеров таких бизнес-инкубаторов в современном мире множество, например, некоторые из них:

  1. Darebin Enterprise Centre Ltd (DECL), Австралия.
  2. DUHatch Student Business Incubator, США.
  3. The UNI Student Business Incubator of the John Pappajohn Entrepreneurial Center, США.
  4. Student Business Incubator Program of Asheville-Buncombe Technical Community College, США.
  5. SBI of University of Wisconsin-Madison, США.
  6. The Student Business Incubator operated by the Office of Technology Transfer and Economic Development (TTED) at Missouri University of Science and Technology (Missouri S&T), США.
  7. The Student Business Incubator Center, США.
  8. Student Business Incubator, США.
  9. Darden Business Incubator, США.
  10. Fresno State business incubator, США.
  11. Student Business Incubation Program, США.
  12. The Community Foundation of Western Massachusetts Student Business Incubator (SBI), США.
  13. Student Agencies eLab, США.
  14. Student entrepreneurship project, Швейцария.
  15. SUREstart Business Incubators, Шотландия.
  16. Oakland University"s SmartZone Business Incubator (OU INC), США.
  17. The Entrepreneurship Cell of IIT Madras, Индия.
  18. И другие.

6) Молодежные дискуссионные клубы

Такие организации не имеют целью поддержку реализации бизнес-проектов участников, но созданы для воспитания предпринимательской культуры, для образования молодежи в сфере бизнеса. Традиционно они занимаются организацией студенческих конференций, бизнес-школ, семинаров с участием опытных бизнесменов. Однако они не преследуют целью финансовую или же информационную поддержку молодежных стартап-проектов, поэтому мы не будем подробно рассматривать организации такого типа в данном исследовании. В качестве примера можно указать австралийский Business Student Club на базе Университета Квинсленда (University of Southern Queensland) и Collegiate Entrepreneurs’ Organization, США.

7) Консультационные студенческие организации

Это студенческие сообщества, которые, напротив, созданы именно для поддержки студентов, начинающих реализацию своих бизнес-проектов. Они помогают молодым предпринимателям в составлении бизнес-планов, консультируют в финансовых, бухгалтерских, маркетинговых вопросах. Стоит отметить, что такие организации и сообщества предоставляют информационную поддержку без финансирования стартапов. Так как поддержка стартап-проектов не является целью подобных клубов, то они не являются объектом данного исследования, и мы не будем останавливаться на них подробно. В качестве примера можно указать Student Business Services, созданный на базе Университета Окленда (Oakland University), США, штат Мичиган.

Анализ различных форм стимулирования молодежного предпринимательства показывает, что поддержка осуществляется в разных направлениях: финансовая, консалтинговая, информационная, инфраструктурная, образовательная. Среди наиболее распространенных форматов можно выделить различные клубы, которые объединяют по интересам молодежную аудиторию.

Всероссийская сеть молодежных бизнес-клубов как средство развития молодежного предпринимательства

В российской практике существуют отдельные инициативы, направленные на поддержку и развитие молодежного предпринимательства. В основном это клубы студенческой инициативы, например, Нижегородский бизнес-клуб «Предприниматель», Казанский бизнес-клуб «Навигатор», Новгородский «Молодежный бизнес клуб», Ижевский клуб предпринимателей «Стимул», Челябинская «Школа молодежного предпринимательства», Центр корпоративного предпринимательства Владивостока, Инвестиционный клуб ЦКП, Томский Клуб Молодых Предпринимателей и др.

В таких клубах студенты совместно разрабатывают бизнес-планы, делятся опытом, решают бизнес-кейсы и т.д. К недостаткам такого формата можно отнести отсутствие системной организационной работы и партнерского взаимодействия с успешными региональными предпринимателями.

По нашему мнению, механизмом формирования инновационной экосистемы на уровне молодежного сообщества может выступать комплексная программа, в основе которой лежит создание сети всероссийских межвузовских бизнес-клубов, объединяющих молодых энергичных предпринимателей «нового типа», обладающих актуальными знаниями, новым прогрессивным мышлением. Деятельность клуба должна быть направлена на формирование нового мировоззрения, поддержку молодых людей с активной жизненной позицией, создание условий для развития их предпринимательской инициативы. По сути, будет создан механизм, интегрирующий элементы экосистемы и способствующий взаимодействию государства, бизнеса, науки и образования, а также обеспечивающий эффективные коммуникации между молодежью и всеми стейкхолдерами.

Всероссийская сеть межвузовских бизнес-клубов должна состоять преимущественно из представителей двух заинтересованных сообществ - предпринимательского и молодежного.

Первая группа - молодежь в возрасте от 17 до 30 лет:

  • ориентированная на создание своего дела;
  • желающая продолжать семейный бизнес;
  • заинтересованная в скорейшем заработке.

По результатам исследования, проведенного НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, доля активных и инициативных студентов не превышает 10 % от общего числа. В основном это студенты, интересующиеся программами предпринимательской подготовки, управленческого и личностного развития. Поиск и привлечение такой молодежи будет осуществляться преимущественно через уже существующие городские и вузовские молодежные организации.

Вторая группа - социально-ответственные предприниматели (потенциальные партнеры и участники клуба):

  • заинтересованные в поиске и привлечении в свою компанию молодых инициативных работников;
  • желающие передать накопленный опыт и знания в сфере предпринимательства;
  • находящиеся в поиске новых бизнес-идей и проектов.

Система выстраивания взаимодействия между молодежным и предпринимательским сообществами представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема взаимодействия молодежного и предпринимательского сообществ

Специфика Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов и технология организации ее работы заключаются в системном подходе к решению проблемы поиска и разработки инновационных и бизнес-проектов на стадиях seed и pre-seed. Из схемы видно, что молодежные инновационные проекты получают всестороннюю помощь: финансовую, консультационную, информационную и организационную. Такой комплексный подход будет способствовать увеличению количества молодежных инновационных проектов и повышению их жизнеспособности на рынке.

Система Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов соответствует модели скрининга инновационных идей «Воронка» Уилрайта - Кларка (рисунок 2): на начальном этапе большое количество молодежных бизнес-идей проходит поэтапный экспертный отбор, команды разработчиков получают всестороннюю поддержку, что приводит в дальнейшем к запуску на рынок жизнеспособных инновационных молодежных проектов. Таким образом, система работы всероссийской сети направлена на формирование и постоянное пополнение потока молодежных бизнес-проектов.

Рисунок 2. Модель скрининга инновационных идей «Воронка» Уилрайта-Кларка

В рамках образовательного направления участники клуба получают информацию в области инновационного предпринимательства. Образовательный компонент затрагивает ключевые темы управления инновационными и бизнес-проектами: методы генерирования идей, истории успеха в бизнесе, организация бизнеса с нуля, юридические аспекты организации предприятия, работа и подбор персонала, командообразование, маркетинговые стратегии, выбор системы налогообложения, оценка рисков в бизнесе, организация системы продаж инновационных продуктов и др. Поставщиками знаний являются бизнесмены, топ-менеджеры, ведущие преподаватели региональных вузов. В ходе проведения семинаров используются активные методы обучения: деловые игры, круглые столы, дебаты, кейсы, мозговые штурмы. Массовое привлечение активной молодежи к мероприятиям этого направления в т.ч. выполняет задачу продвижения клуба.

В рамках практического направления проектные команды имеют возможность получить консультационную помощь бизнес-экспертов. Кроме этого, участникам предоставляется информация о профильных фондах и способах получения государственной поддержки, их знакомят с системой работы бизнес-инкубаторов и технопарков.

Общая логика заседаний такова, что на начальном этапе происходит формирование межфункциональных команд. Процедура знакомства включает в себя ряд мероприятий по командообразованию, составление ресурсной карты членов клуба и ролевую игру, направленную на выявление личностных компетенций. На основании проведенного анализа состава участников клуба, определяются критерии для формирования команд, включающих представителей различных профессиональных областей и интересов. Далее в процессе командной работы генерируются бизнес-идеи и организовывается их презентация, в результате которой формируется рейтинг бизнес-идей. Для лучших идей определяются «идейные вдохновители» (инноваторы). После этого членам клуба предоставляется возможность «перегруппироваться» в команды в соответствии с их собственными интересами и предпочтениями для реализации проектов.

Последующие этапы деятельности клуба направлены на разработку и реализацию проектов. Промежуточные результаты работы межфункциональных команд презентуются на специальных семинарах, в ходе которых участники могут обменяться мнениями и опытом, задать вопросы и получить необходимую информационную поддержку.

Всероссийская сеть межвузовских бизнес-клубов - это система из региональных бизнес-клубов (рисунок 3), интегрированная в международную инновационную молодежную среду.

Рисунок 3. Структура Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов «Предприниматель»

В качестве параметров привлекательности городов, в которых могут быть созданы региональные бизнес-клубы, можно предложить следующие критерии:

  1. Численность населения.
  2. Уровень развития инновационной инфраструктуры (наличие бизнес-инкубаторов, технопарков, существующих студенческих бизнес-клубов и др.).
  3. Количество научных организаций (научно-исследовательские институты (НИИ), научно-производственные объединения (НПО), конструкторские бюро (КБ), проектные организации (ПО)).
  4. Характеристики города: статус, географическое положение.
  5. Наличие финансовых структур, занимающихся инвестированием в инновационные проекты (представительство Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (ФСР МФП НТС), ассоциации бизнес-ангелов, венчурные фонды и др.).

Всероссийская сеть бизнес-клубов должна состоять из типизированных взаимосвязанных элементов (региональных клубов), управление которыми осуществляется посредством Координирующего Центра. На начальных этапах формирования сети основными функциями Координирующего Центра будут являться разработка и оптимизация механизмов работы (ключевых процессов, процедур, регламентов), а также управление процессом создания новых клубов сети. На последующих этапах Координирующий Центр должен обеспечивать эффективное функционирование сети, ее непрерывное развитие и совершенствование.

Формирование сети может производиться в несколько этапов:

Первый этап - запуск пилотного проекта из 5 клубов. Данный этап должен являться определяющим для построения всей сети межвузовских клубов, поскольку в рамках его проведения будет происходить отладка ключевых процессов взаимодействия элементов системы, оптимизация технологии управления и корректировка регламентов работы сети.

Второй этап направлен на создание «точек роста» в каждом округе РФ. В рамках данного этапа может быть организовано до 10 клубов в наиболее крупных центрах России. Несмотря на то, что работа созданных клубов будет проводиться по отлаженной технологии, опыт их функционирования должен накапливаться и анализироваться. Лучшие управленческие практики должны быть внедрены как для повышения эффективности работы действующей сети, так и учтены при создании клубов на последующих этапах.

Третий этап запуск следующих 10 клубов. К моменту завершения данного этапа сеть должна представлять собой молодежное сообщество, объединяющее более 4000 действительных представителей, активно участвующих в мероприятиях клуба и более 100000 дистанционных членов по всей России, активно взаимодействующих не только в рамках сетевых и локальных мероприятий, но и посредством глобального информационного портала, интегрирующего знания, контакты и предпринимательский опыт клубов 25 городов РФ.

Четвертый этап - заключительный этап реализации проекта направлен на интеграцию Всероссийского сообщества молодых предпринимателей в международную сеть молодежных предпринимательских сообществ. Для этого основной задачей клуба должна стать организация взаимодействия и создание возможностей для реализации совместных мероприятий по интегрированию в сообщество предпринимателей Европы и других стран.

Процесс создания одного регионального клуба, входящего в состав сети, представлен на рисунке 4. Последовательное выполнение разработанного алгоритма позволит в короткие сроки запустить действующие площадки клубов в обозначенных регионах.

Рисунок 4. Алгоритм создания регионального клуба

На первом этапе осуществляется формирование инициативной группы из числа молодежи, члены которой станут организаторами и активными участниками регионального клуба. Поиск и отбор претендентов в эту группу предполагается проводить в первую очередь на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер» и за счет установления деловых контактов с активной молодежью регионов в рамках других мероприятий и через городские студенческие организации. Выбор форума «Селигер» обусловлен наличием широко представленной потенциальной целевой аудитории (возраст участников 18-30 лет), а также охватом и разнообразием регионов-участников. Для выявления потенциальных претендентов в региональную группу организаторов на форум выезжают представители координирующего центра, проводят разъяснительную и агитационную работу, формируют базу участников, договариваются о возможности дальнейшего сотрудничества.

На втором этапе происходит поиск регионального вуза-партнера, на базе которого будет реализовываться деятельность бизнес-клуба. Вузом-партнером может стать ведущее в регионе многопрофильное высшее образовательное учреждение, осуществляющее активную научно-исследовательскую и образовательную деятельность. Вуз-партнер предоставляет на безвозмездной основе помещение для проведения мероприятий клуба, оргтехнику, телефонную связь, доступ к сети Интернет. Кроме этого, из числа профессорско-преподавательского состава выбирается куратор регионального клуба, ответственный за дальнейшее взаимодействие регионального партнера с координирующим центром и за реализацию образовательного компонента программы клуба. Сотрудничество с Всероссийской сетью бизнес-клубов «Предприниматель» позволяет вузу стать центром развития молодежного инновационного предпринимательства в регионе, способствует укреплению имиджа как образовательного учреждения, внедряющего инновационные образовательные технологии.

На третьем этапе происходит заключение договора о сотрудничестве Некоммерческого партнерства с региональным вузом.

Четвертый этап связан с открытием филиала Некоммерческого партнерства в регионе. Назначается руководитель филиала, с ним заключается трудовой договор. Далее, в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях», регистрация филиала Некоммерческого партнерства осуществляется в ИФНС путем подачи уведомления о создании филиала. Затем заключаются трудовые договоры (или договоры подряда) с остальными сотрудниками филиала: специалистом по PR и менеджером клуба. Данные сотрудники выбираются из числа инициативной группы молодежи, сформированной на первом этапе.

На пятом этапе происходит согласование регламентов работы регионального клуба с координирующим центром, разработка программы мероприятий на год и кампании по привлечению активной молодежи на региональную площадку.

Шестой этап связан с привлечением региональным клубом партнеров на городском и областном уровнях: вузов, бизнес-инкубаторов, технопарков, предпринимательских сообществ и других элементов региональной инновационной системы. Эта задача возлагается на сотрудников филиала. В результате реализации данного этапа сотрудниками нарабатываются деловые контакты, и формируется пул партнеров, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве (соглашения).

На следующем этапе происходит официальное открытие и начинается функционирование филиала. Открытию предшествует реализация разработанной ранее кампании по привлечению активных участников клуба.

Реализация восьмого этапа предполагает открытие региональной страницы на виртуальном портале сети. Сотрудники филиала предоставляют контент, содержащий информацию о привлеченных партнерах, материалы о текущей деятельности, программу региональных мероприятий для размещения на портале.

С последующего этапа начинается осуществление запланированной в регионе программы мероприятий, которая может быть скорректирована по мере ее реализации. Сотрудниками филиала предоставляются ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты о деятельности регионального клуба директору координирующего центра. А также, по итогам каждого заседания, в информационный отдел Координирующего центра предоставляются отчетные видео и текстовые материалы.

Мероприятия сети организовываются на двух уровнях (рисунок 5) - локальном (региональном) и сетевом (всероссийском). Организация мероприятий на локальном уровне находится в компетенции региональных команд, в то время как сетевые мероприятия готовятся и проводятся централизованно сотрудниками координирующего центра (таблица 2).

Рисунок 5. Классификация мероприятий Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов

Таблица 2. Форматы региональных мероприятий

Название формата

Краткое описание формата

Тематические встречи

Встречи с предпринимателями и бизнес-экспертами, инноваторами и инвесторами. Форма проведения: семинары, «круглые столы», деловые игры, мозговые штурмы, тренинги, мастер-классы, презентации и экспертные сессии лучших проектов. Ключевые мероприятия представляют собой реализацию практического компонента формата клуба и служат инструментом повышения уровня компетентности участников в вопросах построения и развития инновационного бизнеса.

Практические встречи - «Инфорумы»

Встречи участников проектных команд и экспертов. Форма проведения: «круглый стол», презентация в группе, дискуссия. Участники проектных команд получают консультационную поддержку со стороны приглашенных экспертов. Данный инструмент работы с командой дает возможность стимулировать развитие инновационного проекта, реализуемого участниками клуба, выполнять периодическую оценку качества выполняемой работы, поддерживать процессы командного развития, готовить проект к рассмотрению его инвесторами.

Кейс-клуб

Встречи по решению бизнес-кейсов и анализу бизнес-ситуаций, предлагаемых действующими представителями бизнес-среды - региональными компаниями. Возможно проведение региональных чемпионатов по решению бизнес-кейсов. Победители региональных чемпионатов имеют возможность участвовать в общероссийских.

Клуб носителей языка

Встречи-дискуссии, объединяющие студентов иностранных государств (носителей языка) и российских студентов, желающих улучшить знания иностранных языков.

Дополнительные форматы встреч

Члены клуба предлагают свои варианты форматов встреч в качестве направления деятельности регионального клуба. Например, экскурсии на предприятия, тематические дискуссионные клубы и так далее, что стимулирует активность членов клуба.

Заключение

Значительная часть молодежи проявляет высокую активность в предпринимательской деятельности, но по причине отсутствия реального механизма поддержки молодежного предпринимательства большинство начинаний либо закрывается в течение первых нескольких месяцев работы, либо уходит в сторону нелегального, а нередко и криминального бизнеса. Молодые предприниматели остро нуждаются в экспресс-обучении основам предпринимательской деятельности, консультационном обслуживании, помещениях, оснащенных современными средствами связи и оргтехникой, бухгалтерских и многих других услугах на льготных условиях. Общество нуждается в развитии молодежного предпринимательства, поощрении и распространении его цивилизованных форм. Молодежные малые предприятия могут способствовать созданию дополнительных рабочих мест при значительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях, что способно частично решить проблему безработицы в области. Несмотря на то что, что в области существует подпрограммы «Поддержка предпринимательской деятельности молодежи», в большинстве случаев она так и остается только на бумаге.

Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта форм и способов поддержки и развития молодежного предпринимательства показал, что в настоящее время в России отсутствует целостная система, способствующая формированию потока молодежных инновационных проектов и единого коммуникативного пространства среди активной молодежи.

Одним из таких инструментов может стать Всероссийская сеть межвузовских бизнес-клубов «Предприниматель». В данной статье разработаны основные концептуальные положения создания этой сети, структура и механизмы формирования сети, сформулированы основные результаты и ожидаемые эффекты.

Реализация разработанной концепции Всероссийской сети межвузовских бизнес-клубов «Предприниматель» будет способствовать:

  • интенсификации потока молодежных предпринимательских проектов;
  • созданию кадрового резерва для повышения конкурентоспособности национальной инновационной системы;
  • аккумуляции интеллектуального потенциала в России;
  • увеличению количества социально-ответственных представителей бизнеса;
  • распространению идеологии предпринимательства среди молодежи, в т.ч. за счет донесения историй успехов российского бизнеса;
  • увеличению количества рабочих мест за счет развития малого предпринимательства.

Рецензенты:

Вайсблат Б.И., д.т.н., профессор, профессор кафедры венчурного менеджмента НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, г. Н.Новгород.

Мкртычян Г.А., д.псх.н., профессор, профессор кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, г. Н.Новгород.

Библиографическая ссылка

Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12360 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Исследовательский центр портала для молодых специалистов Career.ru провел опрос и выяснил, что три четверти студентов задумываются над созданием собственного бизнеса, при этом 6% уже претворили эти идеи в жизнь, а 1% имеют свое дело в данный момент. Мы решили проанализировать эти данные, а также сравнить их с тем, что происходит на Западе.

К студентам давно уже нельзя относиться как непродуктивной силе, все больше и больше из них задумывается о собственном и бизнесе, и порой такие инициативы могут стать крайне успешным бизнесом - вспомните Цукерберга, Гейтса, Дурова и т.д. На самом деле есть множество положительных моментов в работе над собственным проектов, будучи студентом - вы же полностью свободны и ничего не теряете, это как минимум.

Итак, вернемся к исследованию. Кто по вашему мнению больше всего заинтересован в предпринимательской деятельности? Если ваш ответ менеджеры, то вы неправы. В предпринимательской деятельности задействованы главным образом студенты 3–4 курсов инженерных и технических специальностей, а также маркетологи. Возможно будущие менеджеры не хотят вести свой бизнес, а предпочтут пойти работать в крупные компании.


ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ СТУДЕНТЫ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?

Чаще всего студенты во время учебы не пытаются изобрести велосипед и начинают с продаж тех или иных товаров - среди респондентов таких оказалось 46%. 31% пытаются заработать посредством собственного сайта (вот они, стартаперы), а 8% оказывают курьерские услуги. Реже выбираются такие источники дохода, как ремонт техники, разработка ПО, частные уроки или мастер-классы, собственное производство товаров. Также респонденты работают частными парикмахерами, предоставляют клининговые услуги и даже организуют собственные туристические агентства.

Доходность бизнеса, спросите вы? Не такая уж и высокая, но все же даже по сравнению со стипендией это достаточно - треть опрошенных признаются, что это приносило или приносит им в месяц в среднем 5 000 рублей.

Отметим, что около половины респондентов ответило, что собственный бизнес не мешает их учебе. Основным же препоном на пути к проекту для студентов является отсутствие стартового капитала (таких оказалось 74%).

А вот почему студенты решают закрыть свое дело:

Первый опыт ведения бизнеса далеко не всегда бывает успешным, что и подтверждает статистика.


А ЧТО ЖЕ НА ЗАПАДЕ?

В отличие от России, на Западе все же культура предпринимательства более развитая и воспитывается в людях с колледжей. Курсы по предпринимательству есть в 1500 учебных заведений, плюс к этому некоторые университеты имеют специальные образовательные программы. Правда там зачастую студенты бросают учебу ради собственного стартапа, даже приводится интересная статистика - каждые 9 секунд какой-либо студент отчисляется из университета, что приводит к тому, что в год на рынке оказывается около 1.2 млн потенциальные предпринимателей (или уголовников).

Но чтобы оценить масштаб предпринимательства среди студентов в Америке приведем таблицу с основными героями:

Исследовательская компания Gallup приводит же данные по заинтересованности студентов в открытие собственного бизнеса. Заметим, что возможно доля людей, мечтающих о стартапе меньше, но зато целых 42% респондентов хотят изобрести то, что изменит мир:


ВЫВОДЫ

В целом давайте заметим вполне положительное отношение студентов к собственному бизнесу. На самом деле, это не может не радовать: студенты - наиболее активная часть населения, и если большинство из них станет претворят в жизнь свои бизнес-идеи, все больше и больше мы будем слышать о новых Цукербергах.

Для поддержки студенческого предпринимательства в Университете ИТМО проводят мастер-классы, акселерационные программы и конкурсы проектов. Многие российские вузы тоже осознают, что университет нового поколения должен быть предпринимательским. Но как продвигают студенческие стартапы коллеги из-за рубежа? Мы попросили иностранных экспертов из вузов Дании и Финляндии рассказать о том, как устроена инновационная инфраструктура в их вузах.

Ян Уве Вольф , директор научно-образовательного центра в области строительства, VIA University college (Дания)

В VIA University college обучается более двадцати тысяч студентов, я представляю только один из кампусов в пять тысяч студентов, в котором сосредоточено наибольшее количество международных программ и активностей. Здесь мы обучаем, к примеру, информационным технологиям, инженерным наукам, бизнес-дисциплинам. Две из пяти тысяч студентов приехали учиться в Данию из 52 стран мира. Мы составляем образовательные программы таким образом, что предпринимательство и инновации становятся не просто предметом изучения, — студенты используют эти навыки и в рамках остальных курсов.

Дело в том, что перед любыми вузами — неважно, датскими, финскими или российскими — стоит одна проблема: мы готовим людей работать по профессиям, которые, возможно, еще не существуют. Несколько лет назад в Нидерландах провели исследование, согласно которому топ-10 профессий 2010 года в 2002 году еще не существовали, и эта статистика будет только подкрепляться. Поэтому мы стараемся дать студентам компетенции, которые помогут решать широкий круг проблем, большая часть которых еще не определена. Научить их навыкам, которые, возможно, не имеют ничего общего с инженерией или IT.


В VIA University College у нас есть инкубационный центр общей площадью в 8 тысяч квадратных метров, в этом году там расположилось более 50 компаний на ранней стадии развития. Здесь студенты могут попробовать свои силы, поработать в этих компаниях, те рассматривают их как потенциальных сотрудников, и в комплексе это помогает научить студентов мыслить разносторонне.

Я впечатлен инновационной инфраструктурой Университета ИТМО, но мне кажется, что вы стараетесь привить студентам инновационный тип мышления только в рамках магистерских и аспирантских программ. Мы делаем это уже на стадии базовых образовательных программ, во втором семестре четвертого курса. Мне кажется, что это необходимо делать как можно раньше, и в первую очередь это важно для тех, кто не собирается строить карьеру в науке. А университетская среда должна поддерживать этот процесс.

Лаури Тенхунен , исследовательский центр в области умных сервисов, Университет прикладных наук HAMK (Финляндия)

В нашем вузе мы стараемся использовать современные методы образования, привить студентам больше ответственности: чем активнее они будут, тем больше возможностей они смогут реализовать, и тем вероятнее они построят собственный успешный бизнес. Мы реализуем массу проектов, финансируемых сторонними источниками, например, Евросоюзом, и студенты тоже могут принимать в них участие. Есть разные международные программы, посвященные проектной деятельности. Наша главная цель — не только дать студентам механизмы для создания высокотехнологичного производства, но и выстроить полноценную инфраструктуру с привлечением представителей малого и среднего бизнесов, которые, в свою очередь, также могут нанимать студентов для участия в своих проектах.


В нашем университете семь кампусов, и в каждом есть свой бизнес-инкубатор. Кроме того, есть кооператив — туда они могут обращаться, если пока не готовы строить свою компанию, но хотят продавать свои услуги или учиться предпринимательству на практике. Некоторые из этих сервисов используются для обучения, но студенты могут обращаться к ним и самостоятельно.

Ключ к успешному развитию студенческого предпринимательства — информация. К сожалению, крупный бизнес, как правило, редко обращается к университетам. У нас, например, десятки партнеров среди университетов и институтов Европы, в том числе в России, и я считаю, что предпринимателям нужно обращаться к этой сети — в каждом из них есть контактные лица, которые готовы помочь.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова


Ключевые слова

студенческое предпринимательство, инновационное развитие, высшее учебное заведение (вуз), спин-офф компании, стимулирование, student entrepreneurship, innovative development, a higher educational institution (high school), spinoff companies, fostering

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития вузов. Внимание концентрируется на тех студентах, которые создают новые компании для коммерциализации своих знаний, которые они приобрели на протяжении всего процесса обучения в университете. В этой статье рассматривается, во-первых, важность студенческих спин-офф компаний. Во-вторых, выявляются различные и основные аспекты студенческого предпринимательства. В-третьих, вводиться модель для повышения уровня студенческого предпринимательства в университете. В-четвертых, определен ряд принципов, построения данной модели. В-пятых, разработаны рекомендации, чтобы стимулировать администрацию университета использовать менеджмент, основанный на результатах, направленный на повышение уровня студенческого предпринимательства.

Текст научной статьи

Необходимость развития студенческого предпринимательства становится все более важным направлением инновационного развития вузов. Однако существует риск, что политика, стимулирующая предпринимательскую деятельность в университете, может упустить ключевые научные идеи. За последние годы появилось достаточно большое количество литературы по студенческому предпринимательству различной направленности, что усложняет для вузов процесс разработки эффективной политики. Поэтому студенческие спин-офф компании представляют интерес для всех прогрессивно мыслящих вузов, а особенно для тех, которые поддерживают научные исследования и обучающие программы в области предпринимательства. Создаваемые компании являются неоспоримым доказательством того, что студенты приобретают реальные предпринимательские навыки во время обучения в университете. Кроме того, студенческие спин-офф компании содействуют региональному экономическому развитию, коммерциализации знаний, помогают вузам достичь своей основной миссии, и увеличить рентабельность инвестиций в НИОКР. Спин-офф компании представляют собой фирмы-отпрыски, выделяющиеся из материнской компании с целью самостоятельной разработки, освоения и внедрения на рынок нового продукта или технологии. Фирмы такого рода чаще всего создаются посредством преобразования подразделения компании в самостоятельную фирму . За счет преимуществ, предоставляемых спин-офф и спин-аут компаниями университеты и исследовательские организации получат положительный экономический, социальный, инновационный эффект от деятельности таких компаний . Спин-компании основываются на базе технологии или разработки, созданной материнской компанией с одной целью - внедрить объект научно-исследовательской деятельности на рынок. Существует ряд причин, почему важно развивать студенческое предпринимательство: 1. Студенческие спин-офф компании являются конкретным доказательством того, что университет является актуальным, современным и конкурентоспособным. А это в свою очередь способствует привлечению талантливых студентов, преподавателей, партнеров и доноров; созданию частных и государственных инвестиций; и укреплению региональных и международных связей. 2. Способствует экономическому развитию региона, где расположен университет. Создаются рабочие места (в том числе рабочие места для студентов и наукоемкие рабочие места), происходит диверсификация местной экономики, привлечение инвестиций. 3. Помогает университетам в выполнении своих ключевых задач исследования, обучения и развития. Студенческие спин-офф компании помогают факультету проанализировать, что полезно для обучения студентов, и повышают осведомленность о практической ценности проведенных исследований университета. 4. Повышает доходность государственных инвестиций в университетские НИОКР. Качественное образование вкупе со студенческим предпринимательством способствуют повышению уровня предпринимательской активности в университете, которое в свою очередь увеличивает результативность и доходность от НИОКР. Следует отметить, что спин-офф компании могут быть созданы студентами любого факультета в университете. Эти компании действуют независимо от университета; они имеют свою собственную юридическую, техническую, так и коммерческую структуру. Студенческие спин-офф компании могут получить доход от: - новых продуктов, услуг, технологий, инструментов и решений; - нового качества товаров; - создания новых методов производства; - открытия новых рынков; - нахождения новых источников поставок сырья и материалов; и - новых организационных форм. Можно определить шесть моделей, которые влияют на количество предпринимателей из числа студентов в университете в определенный момент времени (зависимая переменная). А и Б: Студенты используют университетские знания для развития своих возможностей в рамках университета. Объем знаний, доступных студентам, выражается в виде произведения двух факторов: общего запаса знания, имеющегося в университете и та часть знаний, которую университет позволяет студентам коммерциализировать. Если политика университета в области предпринимательства даст все права на университетский запас знаний студентам, то количество предпринимателей из числа студентов и число студенческий компаний, скорее всего, увеличится. В: Сравнивая прогнозируемые доходы от предпринимательства и ожидаемую заработную плату от работы по найму внутри или вне университета, если прибыль будет выше заработной платы, будет выше число студентов готовых открыть свои компании. Г: Студентам необходимо развивать три основные возможности предпринимательства: определять и распознавать свои возможности, приобретать ресурсы, и продвигать свое предприятие. Чем сильнее предпринимательский потенциал студентов университета, тем скорее увеличивается количество студентов, открывающих свое дело. Д и Е: Можно выявить основные барьеры для предпринимательства, которые могут быть сгруппированы в две категории: барьеры, создаваемые университетом и региональные барьеры. К числу университетских барьеров можно отнести отсутствие социальной поддержки студенческого предпринимательства, противоречие между академическими и коммерческими результатами, отсутствие людей с опытом ведения бизнеса и коммерческих навыков. Среди региональных барьеров предпринимательства, можно отметить нормативные, правовые, административные, трудовые, финансовые и партнерские обременения. Например, в некоторых регионах, студентам-предпринимателям нужен один день для регистрации компании; в других регионах нужно 20 недель. В некоторых регионах требуют квалификации или бизнес-план, заверенный бизнес-экспертом, подтверждающие жизнеспособность компании. В некоторых регионах, студенты не имеют доступа к банковским и товарным кредитам. На количество предпринимателей из числа студентов в университете положительно влияют: - образовательная база в университете; - доля знаний, которые студенты могут коммерциализировать; - ожидаемая прибыль; - индивидуальные предпринимательские способности студента. Рисунок также показывает, что чем больше университетских и региональных барьеров для предпринимательства создается, чем меньшее количество предпринимателей из числа студентов. Существует также ряд принципов, которые могут быть использованы при разработке политики университета для увеличения количества спин-офф компаний, созданных студентами университета. Эти принципы сгруппированы по шести факторам (таблица 1). Таблица 1 Принципы стимулирования студенческого предпринимательства в университете Направление Принципы A.Увеличение образовательной базы - Привлечь и удержать продуктивных исследователей с факультета, имеющих бизнес-опыт, которые могут увеличить образовательную базу, которые можно использовать в коммерческих целях. - Обеспечить наставников для студентов, чтобы помочь определить и укрепить способности. - Отличать знания, которые повышают существующую практику по сравнению с теми, что разрушают ее. Б.Увеличение части знаний, которые студенты могут коммерциализировать - Дать студентам возможность коммерциализировать большую часть знаний. - Отделить процесс создания спин-офф компаний от научных исследований и преподавания. В.Увеличение превышение доходов от предпринимательства от возможной заработной платы -Предоставить студентам, занимающимся предпринимательством стипендии, используя тот же уровень поддержки, используемый для обеспечения учебного процесса и исследовательские стипендии. - Оказывать финансовую поддержку студентам для реализации реальных возможностей. - Анализировать существующие возможности и предоставить студентам конструктивную обратную связь при продвижении своих возможностей. - Обеспечить доступ для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов. - Предоставить инструменты, чтобы определить и укрепить возможности. - Помощь в получении внешних ресурсов. Г.Повышение индивидуальных способностей - Обеспечить практическое обучение и наставников для развития потенциала по выявлению и уточнения возможностей, привлечение ресурсов, и продвижению предприятий. - Помогать налаживать связи студентов с предпринимателями. Д.Снижение университетских барьеров - Повысить уровень осведомленности о льготах для студенческого предпринимательства региона, университета и факультета. - Обеспечить пространство для сотрудничества студентов. - Установить четкий и благоприятный процесс создания спин-офф компаний. - Определить характер и срок создаваемых спин-офф компаний на базе университета. - Больший упор на результаты от инвестиций, чем на отслеживание инвестиций в деятельности. - Ликвидировать неравенство по признаку пола, возраста, расы, здоровья и религии. Е. Уменьшение региональных барьеров - Поощрять факультеты для содействия региональному экономическому развитию организаций. - Вовлечь студентов в деятельность организации по экономическому развитию, кластеров, бизнес-инкубаторов, сервис-провайдеров и др. - Предоставить доступ к конференциям, где обсуждаются технологии и тенденции на рынке с потенциальными клиентами. Но одних принципов не достаточно. Управляющий аппарат университета может использовать ориентированный на результаты подход к управлению, который способствует повышению уровня предпринимателей из числа студентов. При таком подходе использование трех инструментов для управления инициативами в содействии созданию студенческих спин-офф компаний может оказаться весьма полезным. Эти инструменты включают в себя: - логическую модель; - структуру измерения эффективности; - инвестиционный риск-менеджмент. Логическая модель показывает логические связи между исходными ресурсами, действиями, отдачей, немедленными результатами, промежуточными результатами, и конечными результатами инициативой университета увеличить количество предпринимателей из числа студентов. Университет может использовать структура измерения эффективности, подготовить и реализовать план систематического сбора соответствующих данных за все время существования студенческого предпринимательства и продемонстрировать прогресс в достижении намеченных результатов. Инвестиционный риск предполагает учет операционного риска, финансового риска, риска, связанного с репутацией университета при поощрении инициативы по увеличению числа предпринимателей из числа студентов, и определить соответствующие стратегии реагирования на эти риски. Очевидным преимуществом спин-компаний является то, что университетские исследовательские группы лучше понимают изобретения, технологии, научные разработки, которые необходимо продвинуть на рынок. В силу этого спин-компании часто состоят из изобретателей технологий и недавно дипломированных студентов. Для продвижения на рынок необходимо изучить перспективы продуктов на основе изобретений или технологий и лишь, затем строить вокруг них бизнес. После прохождения данного этапа, университетская спин-компания станет действующей фирмой, а не просто формой исследовательской группы. Компетентная бизнес команда в составе вновь создаваемой компании способна преобразовать университетскую спин-компанию в работающую и приносящую результаты фирму. Проблему организации эффективно работающих команд в создаваемых университетских спин-компаниях можно решить при помощи создания смешанных команд, состоящих из разработчиков, юристов, финансистов и менеджеров, способных управлять процессом коммерциализации разработок . Обеспечение финансированием университетских спин-компаний возможно осуществлять частично за счет университетских фондов поддержки малых инновационных предприятий, за счет бюджетного финансирования, в частности за счет грантов, предоставляемых молодым ученым (СТАРТ, УМНИК), за счет привлечения венчурного финансирования . Опыт использования таких моделей организации инновационных компаний в российской практике уже существует. И возможны перспективы развития спин-компаний с условием реализации мер по стимулированию и поддержке процесса создания инновационных компаний. Принятый в 2009 году федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» позволил высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам самостоятельно создавать малые предприятия для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности. Цель данного закона не просто создание предприятий при вузах и НИИ, а создание предприятий, которые производили бы конкурентоспособную продукцию и приносили прибыль. Для этого необходимо создавать работающие, универсальные и эффективные схемы организации инновационных компаний. В заключение отметить, что сегодня стимулирование студенческого предпринимательства в коммерческих и общественных целях становится все более важным направлением развития университетов по всему миру. И хотелось бы верить, что перечисленные выше меры способствуют стимулированию студентов на создание своих предприятий.