Объединения юридических лиц (союзы и ассоциации). Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы); автономные некоммерческие организации Объединения юридических лиц ассоциации и союзы

  • 15. Представительства и филиалы. Дочерние и зависимые общества
  • 16.Производственные кооперативы (уставный фонд-400 евро min)
  • 17. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
  • 18.Некоммерческие организации
  • 24. Правовой режим уставного фонда (уф). Специальные фонды и резервы.
  • 25. Понятие, субъекты и объекты разгосударствления и приватизации гос. Собственности.
  • 26. Понятие и участники экономической несостоятельности.
  • 27. Процедуры банкротства.
  • 28. Органы управления в процедуре банкротства.
  • 29. Понятие и формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее.
  • 30. Понятие и виды монополистической деятельности. Виды ответственности за нарушение антимонопольного зак-ва.
  • 31. Понятие инвестиций и инвест-ой деят-ти. Суб-ты и об-ты инвест-ой деят-ти. Формы инв-ой деят-ти.
  • 32. Правовое положение иностр-ых инвестиций на территории рб.
  • 34. Порядок и способы закл-ия хоз.Дог-ов.
  • 35. Основ-я и порядок изм-я и расторж-ия хоз.Договора. Продление срока действия хоз.Дог. Толкование дог-ра.
  • 36. Понятие,источ-ки прав-го рег-ния дог-ра к-п. Виды дог-ра к-п.
  • 37.Содержание дог-ра к-п. Права, обяз-ти и отв-ть сторон дог-ра к-п.
  • 38.Понят.Дог.Розн.К-п.Эл-ты дог:предм.,стор.,форма и поряд.Закл-я,цена,срок.
  • 39. Содержание д-ра розничной купли-продажи. Права, обязанность и ответственность сторон д-ра р к-п. Законодательство о защите прав потребителей.
  • 40. Понятие и признаки договора поставки. Элементы договора поставки.
  • Договор поставки явл-ся двустор-им, возмездным и консенсуальным. Он относ-ся к дог-ам, широко распростр-ым в сфере мат.-технического снабжения и оптовой торговли.
  • Основными нормативными актами, регулирующими отношения по договору поставки являются:
  • 42. Понятие договора поставки для гос. Нужд. Форма и порядок заключения госконтракта на поставку товаров для гос. Нужд.
  • 43. Общая характеристика договора продажи предприятия.
  • 44. Понятие и правовая природа договора аренды. Элементы договора аренды.
  • 45. Содержание договора аренды. Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 46.Понятие и признаки договора лизинга
  • 47. Понятие и виды договора подряда (дп).
  • 49. Содержание договора подряда (дп). Ответственность сторон по дп.
  • 50. Содержание договора строительного подряда (сп).Права, обязанности и ответственность сторон.
  • 51. Понятие договора займа. Элементы договора займа: стороны, предмет, форма, цена, срок, содержание. Ответственность заемщика.
  • 52. Понятие и содержание кредитного договора. Виды кредита.
  • 53. Понятие и содержание договора банковского счета. Виды счетов.
  • 56. Понятие и правовая природа договора поручения. Особенности коммерч. Представительства.
  • 57. Права, обязанности и ответственность сторон в договоре поручения.. Прекращение договора поручения..
  • 58.Понятие и правовая природа договора комиссии. Элементы договора комиссии.
  • 59. Содержание договора комиссии. Права, обязанности и ответственность сторон договора комиссии.
  • 60. Понятие и значение договора простого товарищества.
  • 62. Прекращение договора простого товарищества. Раздел имущества после прекращения договора простого товарищества.
  • 64. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
  • 66.Органы рассмотрения хоз.Споров. Система хоз.Судов рб.
  • 67.Понятие и виды хоз.Споров. Подведомственность дел хоз.Суду.
  • 68.Подсудность дел хозяйственному суду.Родовая и территориальная подсудность.
  • 69.Понятие, содержание и порядок предъявления иска в хоз.Суд.
  • 70.Права и обязанности сторон в процессе рассмотрения хоз.Споров
  • 71.Исп.Документы. Порядок предъявления иска к исполнению.Органы по исполнению.
  • 17. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

    Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представле­ния и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими орга­низациями.

    Если по решению участников на ассоциацию (союз) воз­лагается ведение предпринимательской деятельности, та­кая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществле­ния предпринимательской деятельности хозяйственное об­щество или участвовать в таком обществе.

    Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

    Ассоциация (союз) некоммерческих организаций явля­ется некоммерческой организацией. Ассоциация (союз) является юридическим лицом. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоя­тельность и права юридического лица.

    Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам сво­их членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциа­ции.

    Учредительными документами ассоциации (союза) яв­ляются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.

    Учредительные документы ассоциации (союза) долж­ны содержать условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или ква­лифицированным большинством голосов членов ассоциа­ции (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

    Член ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользо­ваться ее услугами. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотре­нию выйти из ассоциации (союза) по окончании финансо­вого года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) про­порционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, ус­тановленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении имущественного взноса и ответствен­ности исключенного члена ассоциации (союза) применяют­ся правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиар­ной ответственностью по обязательствам ассоциации (со­юза), возникшим до его вступления.

    18.Некоммерческие организации

    К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды, и др.

    Некоммерческие организации могут осуществлять предприн. деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Для отд. видов некоммерч. орг-ций законод-вом установлены правила, предусматривающие их право на занятие предприн. деятельностью только посредством образования или участия в образовании коммерческих организаций.

    Потребительским кооперативом признается добро­вольное объединение граждан и юридических лиц на осно­ве членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуще­ствляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

    Члены потребительского кооператива обязаны в тече­ние трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности коопе­ратив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

    Члены потребительского кооператива несут субсидиар­ную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

    Доходы (прибыль), полученные потребительским коо­перативом, не могут распределяться между его членами.

    Общественными и религиозными организациям признаются добровольные объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных по­требностей.

    Участники общественных и религиозных орга­низаций не сохраняют прав на переданное ими этим орга­низациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам обще­ственных и религиозных организаций, .в которых участву­ют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

    Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежден­ная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая со­циальные, благотворительные, культурные, образователь­ные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не от­вечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательс­кой деятельностью, необходимой для достижения обще­ственно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпри­нимательской деятельности фонды вправе создавать хозяй­ственные общества или участвовать в них.

    Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использо­вании своего имущества.

    Порядок управления фондом и порядок формирова­ния его органов определяется уставом фонда, утверждае­мым его учредителями.

    Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

    Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

    если имущества фонда недостаточно для осуществле­ния его целей и вероятность получения необходимого иму­щества невозможна;

    если цели фонда не могут быть достигнуты, а необхо­димые изменения целей фонда не могут быть произведены;

    в случае уклонения фонда в его деятельности от це­лей, предусмотренных уставом;

    в иных случаях, предусмотренных законодательством.

    В случае ликвидации фонда его имущество, оставшее­ся после удовлетворения требований кредиторов, направ­ляется на цели, указанные в уставе фонда.

    Учреждением признается организация, созданная соб­ственником для осуществления управленческих, социаль­но-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

    Учреждение отвечает по своим обязательствам нахо­дящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

    Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

    Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отд. балансе.

    Вопрос №19: Правовые основы банковских и небанковских кредитно-финансовых организаций. Банковская система РБ.

    Правовой основой ден-кред политики РБ явл Основные направления ден-кред политики РБ, ежегодно утвержд. Президентом РБ по представл-ю НБ и Правительства РБ.

    Основные направления денежно-кредитной политики РБ определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают комплекс обеспечивающих достижение этих целей мероприятий, механизмов регулирования и контроля.

    Банковская система РБ – составная часть финансово-кредитной системы РБ. Банковская система РБ является двухуровневой и включает в себя Нац.банк, иные банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

    Субъектами банковских правоотношений являются НБ, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками банковских правоотношений могут быть государственные органы, органы местного управления и самоуправления, физические и юридические лица.

    Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта), ценные бумаги, и валютные ценности.НБ – ЦБ РБ. Он рег-т кред. отнош. и ден. обращение, определяет порядок расчётов. НБ обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет ряд других функций.Банк – юрид. лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совок-ти следующие банковкие операции:привлеч-е ден. ср-в физ. и (или) юрид. лиц во вклады (депозиты);размещ-е привлеч-х ден. ср-в от своего имени и за свой счёт на условиях возврат-ти, платности, срочности;открытие и ведение банк-х счетов физ. и юр. лиц.

    Небанковская кредитно-финансовая организация – юрид. лицо, имеющее право осущ. отдельные банковские операции и виды деятельности, за исключением выше перечисленных.

    Банковская деятельность – совокупность осущ-х банками и небанковкими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли

    Вопрос № 20: Национальный банк РБ. Его функции, цели, права и осуществляемые им операции.

    НБ – единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории РБ и за её пределами.НБ явл. юр лицом и подотчетен Президенту РБ. Функции и права НБ, а также цели и принципы его организации и деят-ти опред-ся Конституцией РБ, Банковским Кодексом, иными закон-ми актами РБ и Уставом НБ.

    Основными целями деятельностиНБ являются :1)защита и обеспечение устойчивости белолрусского рубля курса по отношению к иностранным валютам;2)развитие и укрепление банковской системы РБ;3)обеспечение эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы.

    Получ-е прибыли не явл. основной целью деятельности НБ.

    НБ выполняет следующие функции :

    1)разраб-т и совместно с Правительством РБ проводит единую денеж-кред. политику РБ;2)осущ-т эмиссию денег;3)регул-т ден. обращ-е;4)регул-т кред-е отнош.;5)осуществляет валютное регулирование;6)создает золотовалютные резервы, золотой запас и управляет ими;7)осуществляет гос. регистрацию банков и небанковских кред-фин организаций, производит выдачу им лицензий на осущ-ние банковских операций,а также осущ-т надзор за их деят-тью. И т.д..

    Права НБ вытекают из выполняемых им функций (см. выше).

    Имущ-во НБ находиться в собств-ти РБ и закреплено за ним на праве оперативного управления. НБ обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закреплённым за ним имуществом в соответствии с целями деятельности и уставом НБ. Размер уставного фонда НБ определяется Уставом НБ. Для выполнения своих функций НБ может открывать свои представительства в иностранных государствах.

    К операциям , осуществляемым НБ, относятся:

      расчетное и кассовое обслуживание Правительства РБ и иных гос. органов;

      инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и др. ценностей;

    1)прием ценностей на хранение;2)валютные операции;

    3)покупка, продажа и мена в РБ и за её пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет, а также драгоценных камней.4)Операции по обслуживанию государственного долга РБ.

    НБ осущ-т операции за плату, если иное не предусмотрено закон-вом.

    Вопрос № 21: Коммерческие банки РБ (организационно-правовые формы, порядок создания, регистрация, открытие филиалов и представительств, основания и порядок ликвидации, основные виды операций).

    Банк – это коммерческая организация,зарегистрированная в порядке, установленном Банковским Кодексом и имеющая на основании лицензии, выданной НБ, исключительное право осуществлять в совокупнсти банковские операции. Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предриятия, а также специализированного банка, деятельность которого направлена на осуществление отдельных операций.

    Банк для осуществления целей и задач по согласованию с НБ вправе выступать собственником имущества (учредителем, участником) коммерческих организаций в порядке и на условиях, определяемых Банковским Кодексом и законодательством РБ.

    Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников).Минимальный размер уставоаного фонда банка устанавливается НБ. УФ банка должен быть сформирован в полном объёме до государственной регистрации банка.

    Государственная регистрация. Для гос. регистрации банка в НБ представляются документы:

      заявление о гос. регистрации;

      устав банка

      документы, подтверждающие формирование уставного фонда в полном объёме;

      копии учредительных документов и свидетельств о гос. регистрации;

      выписка из протокола общего собрания учредителей об утверждении устава банка и кандидатур на должности;

      справка налдогового органа на суммы, подлежащие декларированию

      сведения об учредителях;

      документ, подтверждающий право на размещение банкапо егшо месту нахождения;

      платёжный документ, подтверждающий внесени платы за гос. регистрацию банка. НБ в случае принятия решения о гос. регистрации банка уведомляет об этом в 3-х дневный срок его учредителей. НБ на основании принятого решения производит запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 15-и дневный срок со дня внесения записи НБ сообщает данные о гос. регистрации в налоговые органы, органы гос. статистики.

    Основания для отказа в гос. регистрации:

      если не сформирован уставный фонд банка;

      если один из из учредителей на дату подачи заявления о гос. регистрации банка:

      является учредителем (участником) 3 и более юридических лил, за исключением ОАО, осуществляющих производственную деятельность;

      имеет задолженность по зарплате и платежам в бюджет;

      является общественным объединением, преследующим политические цели;

      ограничен в праве на осуществление предпринимательской деятельности по решению суда;

      наличие непогашенной или неснятой судимости;

      при выявлении в предоставленных для государственной регистрации документах недостоверной информации.

    НБ при принятии решения об отказе в государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятнадцатидневный срок егоучредителей с указанием причин отказа.

    Порядок открытия обособленных подразделений банков.

    Филиал банка – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковких операций. Филиал банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании полпжения, утверждаемого создавшим его банком. Имущество филиала банка формируется путём передачи ему банком части имущества. Руководитель филиала банка назначается руководителем банка.

    Для создания филиала банка В НБ предоставляются:

      заявление;

      выписка из протокола общего собрания учредителей о принятии решения о созданиифилиала банка;

      полпжение о филиале банка;

      сведения о профессиональной пригодности руководителя и гл. бухгалтера

    О принятом решении НБ уведомляет банк в письменной форме в трёхдневный срок. Затем данные сообщаются в налоговые органя и органы статистики.

    Основания для отказа:

      убыточность банка в течение последних 3-х месяцев до дня подачи документов для создания филиала;

      несоответствия полпженя о филиале банка требованиям законодательства РБ и уставу банка;

      нарушение установленного порядка его создания;

      недостаточности квалификации руководителя и гл. бухгалтера.

    Птедставительство банка – обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка, представляющее его интересы и осуществляющие их защиту. Представительство банка осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого создавшим его банком. Представительство банка не является юридическаим лицом.

    Операции осуществляемые коммерческими банками:

      Привлечение во вклады денежных средств физических лиц;

      открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

      осуществление расчетного и кассового обслуживания и т.д.

    Вопрос № 22: Ликвидация коммерческого банка.

    Банк может быть ликвидирован по решению гео учредителей (участников), хозяйственного суда и НБ.

    При ликвидации по инициативе его учредителей в НБ заявление, а также решение учредителей банка о его ликвидации. Решение о ликвидации может быть принято только после того, как банк исполнит все имеющиеся обязательства перед вкладчиками и кредиторми банка.Ликвидация производится с письменного согласия НБ.

    Орган, принявший решение о ликвид. банка, в 10-и днев. срок после согласия НБ создаёт ликвидац-ую комиссию, назнач-т её председателя, а также устанав. порядок и сроки ликвидации банка.НБ вносит в Единый гос. регистр юр лиц и ИП сведения о том, что банк находится в процессе ликвидации.

    Ликвидационная комиссия в 30- ти дневный срок производит оценку финансового состояния банка и в случае недостаточности имущества для погашения требований кредиторов и задолженности по платежам в бюджет подает в хоз. суд исковое заявление о банкротстве банка.

    Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый гос. регистр. Банк обязан прекратить свою деятельность с момента принятия решения о его ликвидации и в двухмесячный срок выйти из состава учредителей других юридических лиц.

    Очерёд-ть удовл-ния требований вкладчиков и кредиторов:

      по вкладам физ лиц и начисл-м по ним %, а также требов-я по возмещ-ю вреда, причинен-го их жизни и здоровью;2)задолж-ть по взысканию алиментов, по з/п, по выплате вых-х пособий;3)задолж-ть по платежам в бюджет;4)по обяз-вам, обеспеч-ым залогом имущество ликвидируемого банка;5)вклады юр лиц;6)треб-я НБ по кредитам, предоставляемым банку в порядке рефинансирования;7)треб-ия остальных кредиторов. Треб-я вкладчиков и кредиторов каждой след. очереди удовл-ся после полного удовл-я треб-ий вкладчиков и кредиторов предыд. очереди.

    ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе членства (в форме ассоциаций и союзов) в целях координации их деятельности, представления и защиты их общих, в т.ч. имущественных, интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК РФ). О.ю.л. не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК РФ). В качестве учредителей О.ю.л. могут выступать и коммерческие, и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно (п. 4 ст. 50 ГК РФ).

    Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

    Смотреть что такое "ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" в других словарях:

      Объединения юридических лиц - (англ. unions of juridical persons) в РФ некоммерческие организации, создаваемые юридическими лицами на договорной основе в целях координации их деятельности, представительства и защиты общих имущественных интересов … Энциклопедия права

      Некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе их членства в форме ассоциаций и союзов в целях координации их деятельности и представления и защиты их общих, в том числе имущественных… … Энциклопедия юриста

      объединения юридических лиц Большой юридический словарь

      ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - см. Ассоциации и союзы юридических лиц … Юридический словарь современного гражданского права

      Объединения юридических лиц - (ассоциации и союзы) Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

      - (АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ) в соответствии с гражданским законодательством РФ некоммерческие организации, создаваемые в форме ассоциаций или союзов коммерческими организациями по договору между собой в целях координации их предпринимательской… … Энциклопедический словарь экономики и права

      Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования - являются некоммерческими организациями, создаются и действуют в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Федеральный закон от 22.08.96 N 125 ФЗ, ст.14 … Словарь юридических понятий

      ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ) - в соответствии с гражданским законодательством РФ некоммерческие организации, создаваемые в форме ассоциаций или союзов коммерческими организациями по договору между собой в целях координации их предпринимательской деятельности, а тж.… … Юридическая энциклопедия

      объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - (ассоциации и союзы) некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе членства (в форме ассоциаций и союзов) в целях координации их деятельности, представления и защиты их общих, в т.ч.… … Большой юридический словарь

      Некоммерческие организации, созданные юридическими лицами на добровольных (договорных) началах и на основе членства (в форме ассоциаций и союзов) в целях координации их деятельности, представления и защиты их общих, в т. ч. имущественных,… … Юридический словарь

    Книги

    • Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму , Авакьян Сурен Адибекович. Настоящее издание - коллективный монографический труд, посвященный современным ключевым конституционно-правовым проблемам гражданского общества как гарантии политического диалога и…

    Союзы и ассоциации - это объединения коммерческих организаций, создаваемые ими по договору в формах ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их имущественных интересов.

    Наряду с "учреждениями" (а также "предприятиями") указанные ассоциации и союзы являются обобщающими категориями, которые хотя и имеют некоммерческий характер, но создаются и функционируют в сфере коммерческих отношений, находятся на грани с ними (тем более, что "координация" коммерческой деятельности может приносить прибыль).

    Вместе с тем, как это определено в ст. 121 ГК РФ, если ассоциация или союз непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность, они преобразуются в хозяйственные общества или товарищества.

    В настоящее время все более широкое распространение получают такие объединения, как холдинги (холдинговые компании), которые, не являясь по ГК РФ юридическим лицом, имеют в немалой мере коммерческий характер и находят правовое обоснование через определение основного и дочерних хозяйственных обществ.

    Ассоциация или союз может иметь свое имущество, создаваемое из взносов образовавших объединение коммерческих организаций. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, но последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации - учредительным договором. В ст. 122 и 123 ГК РФ характеризуются учредительные документы (договор) ассоциаций и союзов, а также права и обязанности их членов. В том числе предусматривается, что члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

    Автоно́мная некомме́рческая организа́ция - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденнаягражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставленияуслуг в области образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры испорта и иных услуг.

    Особенности функционирования:

    1. Имущество, переданное во владение автономной некоммерческой организации её учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

    2. Учредители автономной некоммерческой организации не отвечают по обязательствам учрежденной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам её учредителей.

    3. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, соответствующую тем целям, для достижения которых была создана данная автономная некоммерческая организация.

    4. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют её учредители в порядке, предусмотренном её учредительными документами.

    5. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться её услугами только на равных условиях с другими лицами.

    39.Понятие и виды учреждений.

    Учреждение - это организация, созданная собственником (органом, выполняющим властные полномочия) для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

    Наряду с тем, что учреждение можно рассматривать в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, есть достаточные основания видеть в них обобщающую категорию, которая находится в паре с другой однопорядковой обобщающей категорией - "предприятием".

    Имущественной основой учреждения является вещное право в форме оперативного управления закрепленного за ним имущества- форме аналогичной (но не тождественной) имущественной основе казенных предприятий. Можно предположить, что категория "учреждение" может получить в последующем и более широкое распространение, например, при организации экономической жизни в области естественных монополий.

    Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества в субсидиарном порядке.

    Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Если в отношении бюджетного учреждения распространяются общие правила субсидиарной ответственности собственника имущества, то в отношении автономных учреждений по обязательствам последнего ответственность собственника не предусмотрена (ст. 120 ГК РФ).

    40.Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права: правоспособность, формы и порядок участия в гражданском обороте, гражданско-правовая ответственность.

    Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

    Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

    Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

    1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

    2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

    3) в отношениях подряда для государственных нужд;

    4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

    Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

    Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

    Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

    В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

    Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

    Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

    Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

    Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах член­ства объединение юридических лиц, созданное ими с целью коор­динации деятельности, а также представления и защиты их интере­сов (ст. 121 ГК РФ; ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

    Ассоциации и союзы представляют собой объединения раз­личных юридических лиц на началах членства, разновидности -территориальные (региональные) союзы потребительских об­ществ (райпотребсоюзы, облпотребсоюзы ит.п.), а также территориальные и межрегиональные объединения профсоюзов (облсовпрофы и т.д.).

    Количество участников ассоциации (союза) не ограничено, но по смыслу закона союзы и организации должны иметь не ме­нее двух учредителей. Гражданский кодекс (п. 4 ст. 50) допускает возможность создания ассоциации (союза), членами которой яв­ляются как коммерческие, так и некоммерческие организации.

    Наименование некоммерческих организаций данного вида должно содержать слово «ассоциация» или «союз», а также указа­ние на основной предмет деятельности ее членов. Под «основным предметом деятельности» следует понимать общие черты (харак­теристики) основной деятельности всех членов объединения как самостоятельных хозяйствующих субъектов. Иными словами, это та предпринимательская деятельность или общие имущественные интересы, для координации, представления и защиты которых создается ассоциация (союз). В частности, в наименование этих объединений может быть включено указание на вид или террито­рию хозяйственной деятельности, форму ее осуществления и т.п. Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В первом из них определяются цели создания объединения и условия участия в нем, а во вто­ром - статус самого объединения.

    Поскольку такая некоммерческая организация создается на началах членства, ее высшим (волеобразующим) органом всегда является общее собрание участников (их представителей), компе­тенцию и порядок работы которого в соответствии с законом дол­жен определять ее устав (п. 1-3 ст. 29 вышеупомянутого Закона). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются ее высшим органом.

    Законодательство не устанавливает каких-либо требований к внесению имущественных взносов (учредительных, вступитель­ных, членских), размеру и порядку их внесения. Для ассоциаций (союзов), как и для других некоммерческих юридических лиц, не установлено требование о формировании уставного капитала (фонда) и его минимальном размере. Члены ассоциации (союза) юридических лиц не имеют имущественных прав в отношении имущества объединения, однако несут субсидиарную ответствен­ность по его обязательствам даже в случае выхода из нее участии в течение двух лет с момента выхода. По общему правилу ново лицо, вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательств ассоциации, возникшим до момента его вступления, однако учредительными документами может быть установлено иное правило,

    Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общи правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц.

    ПУБЛИЧНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ

    ПРАВООТНОШЕНИЙ

    § 1. Гражданская правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

    Публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), их структурные подразделе­ния, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществле­ние ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

    Субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также город­ские, сельские поселения и другие муниципальные образования (п.1ст.124ГКРФ).

    Муниципальное образование - городское или сельское поселе­ние, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального за­кона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации»).

    От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления (глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования) в рамках их компетен­ции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

    Являясь коллективными образованиями, они обладают всеми признаками субъектов гражданского права:

    Организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четко определенную струк­туру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений;

    Обособление имущества проявляется в наличии права госу­дарственной собственности у Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а так­же права муниципальной собственности у муниципальных образо­ваний (ст. 214, 215 ГК РФ);

    Несение ответственности по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ) и наличие возможности выступления Российской Федера­ции, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК РФ).

    Публичные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений, с присущими только им особыми свойствами - объединены единой территорией и со­ставляют единую государственную (муниципальную) систему. Одно­временно каждый из них в этой единой системе, как отмечалось выше, организационно-структурно и имущественно обособлен и вы­ступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно от­вечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве соб­ственности имуществом.

    Включение Российской Федерации, субъектов РФ и муници­пальных образований в число участников гражданских правоотно­шений означает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства, среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников регулируемых граж­данским законодательством отношений.

    Таким образом, правоспособность названных образований следу­ет назвать целевой - она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества они выпол­няют.

    Российская Федерация и субъекты РФ участвуют в граждан­ском обороте не сами по себе, а через соответствующие органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной гостами, определяющими статус этих органов.

    От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления также в их компетенции, установлен­ной законом.

    В процессе деятельности юридических лиц у них может возникнуть необходимость объединить свои усилия для решения тех или иных задач. Коммерческим организациям важно скоординировать свою предпринимательскую деятельность, например наладить непрерывный производственный цикл, организовать и оптимизировать сбыт продукции. Некоммерческим организациям объединение может быть необходимо для более эффективного решения своих уставных задач, реализации совместных программ. В таких случаях юридические лица могут образовывать объединения, также являющиеся юридическими лицами и называемые союзами или ассоциациями (п. 1 ст. 121 ГК, п. 1 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

    Союзы (ассоциации) являются некоммерческими организациями. ГК предусматривает, что они могут быть образованы коммерческими либо некоммерческими организациями. Члены союза (ассоциации) не утрачивают своей самостоятельности и не лишаются статуса юридического лица. Цели создания союзов (ассоциаций) коммерческих организаций не предполагают предпринимательской деятельности. Ее могут вести лишь члены объединения юридических лиц; само же объединение координирует их деятельность, представляет и защищает общие интересы, способствует достижению общих целей.

    Если коммерческие организации - участники союза (ассоциации) возлагают ведение предпринимательской деятельности на само объединение, оно должно быть преобразовано в хозяйственное товарищество или общество либо оно может создать хозяйственное общество для ведения такой деятельности и участвовать в нем. Объединение некоммерческих организаций обладает ограниченным правом осуществления предпринимательской деятельности постольку, поскольку это служит достижению его уставных целей. Прибыль, полученная от такой деятельности, не может быть распределена между участниками союза (ассоциации).

    Имущество, переданное учредителями союзу или ассоциации (например, в виде вступительных, членских взносов, пожертвований), принадлежит такому объединению на праве собственности и используется в соответствии с его уставными целями. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками объединения, а направляется на цели, соответствующие целям объединения. Вопрос о порядке распределения такого имущества должен быть разрешен в учредительных документах объединения.



    Член союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами (например, получать юридическую помощь). Он имеет право выхода из объединения по окончании финансового года и при этом несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения пропорционально своему вкладу в течение 2 последующих лет.

    Законом установлено правило, позволяющее поддерживать "личный" характер отношений между участниками союза (ассоциации) и применять "избирательный" подход к приему новых лиц: новый субъект может стать членом объединения лишь с согласия его участников. Причем учредительные документы объединения могут предусматривать в качестве условия вступления возложение на нового участника субсидиарной ответственности по долгам объединения, возникшим до его приема.

    Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Сами же члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Размер и порядок возложения этой ответственности должны быть предусмотрены учредительными документами объединения.

    Видом объединения юридических лиц является торгово-промышленная палата (ТПП), представляющая собой добровольное объединение коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, основанное на членстве. Торгово-промышленные палаты создаются с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, в том числе с зарубежными партнерами, а также представления и защиты их интересов (ст. 3 Закона о ТПП). Особым субъектом является Торгово-промышленная палата РФ, членами которой, помимо российских предприятий и предпринимателей, а также их объединений, являются иные палаты, созданные в соответствии с Законом о ТПП.

    Наряду с союзами (ассоциациями) - юридическими лицами, коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения, не имеющие статуса юридического лица. Примером такого объединения является финансово-промышленная группа, которой признается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы. Целями такого объединения являются технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах" *(99)).

    Субъектный состав финансово-промышленной группы обусловлен целями ее создания. В нее могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). При этом среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

    Юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, учреждают центральную компанию, которая является юридическим лицом в форме хозяйственного общества или союза (ассоциации). В случае, если финансово-промышленная компания создается как основное и дочерние общества, центральная компания является основным обществом по отношению к участникам группы. Участники несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы *(100).

    Совокупность юридических лиц приобретает статус финансово-промышленной группы с момента ее государственной регистрации, осуществляемой в порядке, утвержденном Правительством РФ *(101).