Московский государственный университет печати. Основные тенденции развития полиграфической техники

Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).

Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.



Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.

Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

Тема II
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

С целью увеличения производительности печати, люди стремились автоматизировать печатный процесс. Один из многих подходов к решению данной проблемы был реализован в устройстве под названием «Монотип». В нем была впервые воплощена в реальность идея разделения клавиатуры и отлива. Монотип работал на основе того, что несколько операторов, изготавливающих одновременно несколько перфолент, могли заставить буквоотливной механизм работать с максимальной скоростью. Совершенствование этого оборудования в США позволило к 1929 году создать оборудование, которое полностью использует разделение функций человека и машины. Данные устройства могли работать с производительностью более 20 тысяч знаков в час.

Многие годы печатная индустрия сталкивалась с проблемой изготовления малотиражной полиграфии. Проблема состояла в том, чтобы отпечатать тиражи быстро, и в то же время качественно: ведь процесс подготовки издания к печати был достаточно трудоемок и соответственно длителен по времени, а сокращение какой - либо стадии из этого отлаженного процесса могло сказаться на качестве продукции. Эта проблема имела и другую грань: часто вставали вопросы о возможности печатать малыми тиражами и о стоимости этой продукции: ведь для того, чтобы, отпечатать 100 экземпляров визитных карточек требовалось столько же времени и усилий, как отпечатать буклет в 1000 экземпляров, при практически одинаковой стоимости печати. Поэтому буквально 10 лет назад как таковой оперативности в полиграфии, т.е. оперативной полиграфии не было, и связано это было с тем, что доминирующей технологией была офсетная печать.

Стремительное развитие в 90-е годы компьютерной техники, затронувшее все отрасли промышленности, коснулось и полиграфии. Появились новые технологии печати, основанные на различных способах переноса изображения на любые запечатываемые материалы: цифровые машины, цветные копиры, основанные на методе микропьезоструйной печати, сублимационные принтеры, ризография и другие специальные виды печати. По сравнению со способом офсетной печати данные технологии позволяют получать высококачественные оттиски при меньшей трудоемкости процесса. Изменились также допечатные и послепечатные технологии изготовления изданий. Развитие и оптимизация процессов допечатной обработки информации позволило резко уменьшить время подготовки макетов, цветоделенных пленок и печатных форм, что существенно сказалось на сокращении времени изготовления всего тиража. Применение новых разработок в послепечатных процессах существенно увеличило ассортимент полиграфической продукции. Все эти технологии использует сегодня оперативная полиграфия. Именно оперативная полиграфия позволят получить практически за один - два дня (или даже часа) качественную продукцию любого вида и любого тиража.

Имея в своем арсенале столь многочисленные способы оперативная полиграфия очень многогранна. В зависимости от вида производимой продукции и используемого оборудования основные направления оперативной полиграфии можно подразделить на: малотиражную полноцветную, широкоформатную, черно-белое тиражирование, сувениры и упаковка.

Оперативная полиграфия, основанная на использовании сублимации - позволяет при малых тиражах быстро и дешево получать изображения на ткани, ведь использование шелкографии на малых тиражах очень дорого. Технология оперативной полиграфии, использующая тампопечать, применяется для нанесения изображение на сувениры. Цифровая печать. 1923 год в истории полиграфии был отмечен появлением электростатической печатной системы, в ней краска переносилась с цилиндрической печатной формы на бумагу под действием электрических зарядов. Около 1948 года в Америке создали альтернативную методику электростатической печати, в которой на бумагу наносили вместо красок порошок, очень чувствительный к воздействию электричества. Именно данная технология явилась основой для развития технологии ксерокопирования, которое сегодня незаменимо для офисного применения и, промышленной печати, а также ксерографии -- для печати постеров и карт.

Сублимацеиолнные принтеры позволяют выводить на бумагу полноцветные изображения пригодные к последующему переносу на ткань. Это очень важно, так как применяемая в таких случаях шелкография становится при малых тиражах очень дорогостоящей.

Ризограф - это пресс горячего теснения. Считанное сканером изображение передается в процессор, который управляет термоголовкой. Та в свою очередь прожигает дырочки в специальной особо прочной бумаге из бананового волокна. Таким образом, первоначальное изображение переносится на «банановую» мастер-пленку. Она автоматически натягивается на раскатной барабан - внутрь барабана подается болон с краской, которая при вращении барабана центробежной силой «прижимается» к сетке, и проходит через дырочки в мастер-пленке.

Цветная печать. Многоцветная печать в истории как самодеятельный метод появилась почти одновременно с изобретением книгопечатания. Например, в XVII веке метод многоцветной печати состоял в следующем: на разные части гравированной металлической печатной формы наносились краски всех возможных цветов, а затем и печаталось все изображение как обычно. В 1719 году живописец Жак-Кристоф Ле Блон подал патент в Англии на печатный процесс, предназначение которого воспроизведение цветного изображения в три краски, а именно голубой, желтый и красный цвет; черная же краска использовалась исключительно для печати контуров изображения. Благодаря нанесенной на исходное изображение плотной сетки печатник, который изобрел данный метод, гравировал четыре металлические формы и друг за другом изготавливал четыре одноцветных оттиска, каждый из них был одного цвета.

В 1985 году появилась первая настольная издательская система и вместе с ней термин “допечатный процесс”.

Допечатная подготовка издания включает в себя:

  • Набор текста
  • Сканирование иллюстративного материала. В зависимости от первоисточника (бумага или слайд) применяются два типа сканеров - планшетные и барабанные.
  • Верстка - пространственная организация материала
  • Вывод фотоформ (“пленок”). Если издание черно-белое - одна фотоформа, если полноцветное - четыре (для черного - b, пурпурного - m , голубого - c, желтого - y).

Типография:

  • Изготовление печатной формы, состоящей из гидрофильных и гидрофобных элементов.
  • Печать (в подавляющем большинстве случаев - офсетная).
  • Фальцовка.
  • Разрезка.

Вкладка (если многостраничное издание).

Основные тенденции развития:

  • Самая древняя печать - высокая (проблема в некачественном воспроизведении иллюстраций).
  • Глубокая печать (с сер. XIII века, неоправданно дорогой способ).
  • Плоская (виды: литография, фототипия и офсет). Офсет (с 1904 г.) - самый распространенный способ.
  • Последняя тенденция - цифровая печать. В настоящее время на рынке представлено два типа машин цифровой печати: xeicon (четыре цилиндра для разных цветов) и indigo (цилиндр один, но бумага проходит четыре раза). Действуют по принципу лазерного принтера. Удобны для печати малых тиражей (до 2000 экз.).
  • С развитием информационных технологий увеличивается оперативность передачи информации, облегчается ее поиск и доступ к различным источникам через интернет.
  • Современные редакции переходят на “безбумажный” выпуск печатной продукции.

Новые технологии раскрыли возможности для децентрализации выпуска крупнотиражных печатных периодических изданий. Распространение таких газет, как «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец», «Известия», или еженедельник «Аргументы и факты», тиражи которых исчисляются сотнями тысяч или даже миллионами экземпляров, может быть обеспечено только рассредоточением печати номеров по регионам в соответствии с количеством потенциальных читателей в каждом из них. По сети Интернет на полиграфическое предприятие, находящееся в региональном центре, передаются полосы очередного номера, тираж которого поступает к подписчикам и в газетные киоски. Так, например, почти трехмиллионный тираж еженедельника «Аргументы и факты» печатают вместе с региональными приложениями в 64 городах различных республик, краев и областей России и других государств СНГ – от Алма-Аты до Ярославля. К тому же методу децентрализации выпуска и распространения номеров газеты прибегает и редакция газеты «Известия», тираж которой печатают в 26 городах – столицах и региональных центрах России и других стран.

С другой стороны, редакции небольших местных изданий – городских и районных газет, не имеющие технической базы, позволяющей им обеспечить выпуск и распространение своих изданий на достаточно высоком оформительском и полиграфическом уровне, могут найти выход в использовании централизации выпуска газеты. Подготовив очередной номер, такая редакция может передать его тексты, иллюстрации и макет с помощью Интернета на полиграфическое предприятие, находящееся в областном центре или в другом крупном близлежащем городе.

Происходят подвижки в полиграфической отрасли: многие региональные типографии приватизируются, приобретают современное оборудование за рубежом, процветают и имеют свободные деньги. А там, где есть хорошая полиграфическая база и средства, возможно создание новых перспективных газетно-издательских концернов. В ряде регионов сами типографии наладили выпуск газет, ориентированных на городскую и районные аудитории. Например, в Тверской области выходит пять таких изданий. Их учредитель - типография. Такие издания выгодно отличаются от своих предшественников.

Процесс выпуска сетевой газеты потребовал перестройки структуры редакции и организации ее работы. Для редакции сетевой газеты не обязательно присутствие всех или большинства её сотрудников в офисе. Здесь должны находиться лишь специалисты-электронщики, контролирующие программное электронное обеспечение выпуска. Остальные же работники редакции – журналисты, менеджеры и др. – могут выполнять свои обязанности в соответствии с планом номера и процессом его выпуска, находясь в любом другом месте, где они могут работать на компьютере, подключенном к электронной системе газеты. Её главный редактор может руководить выпуском номера, находясь дома. Корреспондент получает возможность направить свой текст или иллюстрацию из дома или с места события, используя свой компьютер. Веб-редактор так же работает над этим текстом, редактируя его и выкладывая в номер. Веб-мастер – верстальщик поддерживает газету в сети Интернет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Процесс технического переоснащения предприятий полиграфической промышленности. Факторы создания современного оборудования для офсетной плоской печати в формном процессе. Использование фотоформ в полиграфии. Линиатура и конфигурация элементов растра.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Основные законы и правила зрительного восприятия, принцип равновесия. Краткая история развития и понятие технологии печатного процесса. Характеристика основных видов печати. Технологии оперативной полиграфии. Сущность и элементы растровой печати.

    реферат , добавлен 31.05.2010

    Основные этапы производства периодических изданий. Технологическая схема производства. Какая бумага применяется в полиграфии. Подборка 20-ти шрифтов и 5-ти линеек. Таблица выходных данных трех периодических изданий. Расчет емкости рукописного текста.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2002

    Периодическое печатное издание. Определение, содержание и особенности создания газеты. Разновидности газет, их функции, особенности печати. Газетная верстка. Особенности оформления газет. Виды бумаги. Разработка концепции фестивальной газеты "Devorer".

    курсовая работа , добавлен 15.06.2015

    Виды современной печатной продукции и виды изданий по знаковой природе информации, по объему. Аппаратное и программное обеспечение издательских технологий, средства оперативной полиграфии. Перспектива применения издательских технологий в библиотеке.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Полиграфический дизайн. Новые рынки и технические средства полиграфии. Рекламная полиграфия основные носители, разработка дизайна. Исходные данные для разработки дизайна бланка. Форматы и размеры конвертов. Ламинирование, разработка дизайна листовки.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2013

    Применение высокой печати при изготовлении полиграфической продукции. Синтез цвета в полиграфии. Цифровая цветопроба. Особенности устройств бесконтактной печати. Области их применения. Изготовление изданий, скомплектованных вкладкой и подборкой.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Ключевые понятия и термины технического редактирования. Основные требования издательской организации к авторским текстовым и изобразительным оригиналам. Правила приема в редакции цифровых фотографий и изображений на дисках как материала для полиграфии.

  • Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию для работников средств массовой информации (Документ)
  • Засурский Я.Н. (ред.) Техника дезинформации и обмана (Документ)
  • Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации (Документ)
  • Браславец Л.А. Социальные сети как средство массовой информации (Документ)
  • Bignell Jonathan. Postmodern media culture (Документ)
  • Комаровский В.С. Государственная служба и средства массовой информации (Документ)
  • Презентация - Факты о курении (Реферат)
  • Рашкофф Д. Медиавирус (Документ)
  • n1.doc

    Основные этапы полиграфического производства

    Современная полиграфическая технология включает три основных этапа, без которых не может обойтись ни одна типография: допечатный, печатный и послепечатный процессы.

    Допечатный процесс производства завершается созданием носителя информации, с которого текстовые, графические и иллюстрационные элементы могут быть перенесены на бумагу (изготовление печатной формы).

    Печатный процесс, или собственно печать, позволяет получать отпечатанные листы. Для их производства используются печатная машина и носитель подготовленной к печати информации (печатная форма).

    На третьем этапе полиграфической технологии, называемом послепечатным процессом, производятся заключительная обработка и отделка отпечатанных в печатной машине листов бумаги (оттисков) для придания полученной печатной продукции товарного вида (брошюра, книга, буклет и пр.).
    Допечатный процесс. На этой стадии должны быть получены одна или несколько (для многокрасочной продукции) печатных форм для печати определенного вида работ.

    Если печать однокрасочная, то формой может служить лист пластика или металла (алюминий), на который в прямом (читаемом) изображении нанесен рисунок. Поверхность офсетной формы обрабатывается таким образом, что, несмотря на то, что печатающие и непечатающие элементы находятся практически в одной плоскости, они воспринимают наносимую на нее краску избирательно, обеспечивая при печати получение оттиска на бумаге. Если требуется многокрасочная печать, то число печатных форм должно соответствовать числу печатных красок, изображение предварительно расчленяется с выделением отдельных цветов или красок.

    Основу допечатных процессов составляет цветоделение. Выделение составляющих цветов цветной фотографии или другого полутонового рисунка – это сложнейшая работа. Для выполнения такой сложной полиграфической работы необходимы электронные сканирующие системы, мощное компьютерное и программное обеспечение, специальные выводные устройства на фотопленочный или формный материал, различное вспомогательное оборудование, а также наличие высококвалифицированных, подготовленных специалистов.

    Такая допечатная система стоит не менее 500 - 700 тыс. долларов. Поэтому чаще всего с целью существенного сокращения инвестиций в организацию типографии прибегают к услугам специальных репродукционных центров. Они, имея все необходимое для выполнения допечатных работ, готовят по заказу комплекты цветоделенных диапозитивов, с которых можно выполнить комплекты цветоделенных печатных форм в обычной типографии.
    Печатный процесс. Печатная форма является основой печатного процесса. Как уже было сказано, в настоящее время в полиграфии широко распространен офсетный способ печати, который, несмотря на свое почти
    100 - летнее существование, постоянно совершенствуется, оставаясь доминирующим в полиграфической технологии.

    Офсетная печать осуществляется на печатных машинах, принцип работы которых был рассмотрен выше.

    Послепечатный процесс. Послепечатный процесс состоит из целого ряда важнейших операций, придающих отпечатанным оттискам товарный вид.

    Если печатались листовые издания, то их нужно подрезать и обрезать на определенные форматы. Для этих целей используется бумагорезальное оборудование, начиная от ручных резаков и заканчивая высокопроизводительными резальными машинами, рассчитанными на резку одновременно сотен листов бумаги всех распространенных на практике форматов.

    Для листовой продукции послепечатные процессы заканчиваются после разрезки. Сложнее обстоит дело с многолистной продукцией. Для того чтобы согнуть листы журнала или книги, необходимо фальцевальное оборудование, на котором происходит фальцевание (от нем. falzen – сгибать ) – последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п.

    Если из отпечатанных и разрезанных на отдельные листы оттисков нужно сделать брошюру или книжку, состоящую из отдельных листов, их нужно подобрать один к другому. Для этого используется листоподборочное оборудование. Когда подборка закончена, получается толстая пачка рассыпающихся листов. Чтобы листы могли быть объединены в брошюру или книгу, необходимо их скрепить. В настоящее время наибольшее распространение получили 2 вида скрепления – проволочное и бесшвейное клеевое. Проволочное скрепление используется в основном для брошюр, т.е. печатных изданий от 5 до 48 страниц. Для скрепления проволочными скобами используют буклетмейкеры. Эти устройства могут использоваться отдельно или
    в комплексе с листоподборочными системами. Более сложные работы выполняются на специальных проволокошвейных машинах.

    Для скрепления большого количества листов используют клеевое скрепление, которое осуществляется или при помощи «холодного» клея – поливинилацетатной эмульсии, или горячего расплава термоклея. Корешок будущего книжного издания промазывают клеем, прочно удерживая листы до полного высыхания клея. Достоинства этой технологии состоят в хорошем внешнем виде книги, гибкости и стабильности книжного блока, прочности и долговечности.

    В работе мало- и среднетиражных типографий присутствуют аналогичные процессы. Однако в качестве основного печатного оборудования этих типографиях используются не офсетные машины, а дупликаторы, способные воспроизводить как одноцветные, так и многоцветные копии.

    Вопросы для повторения к первой теме

    1. Основные этапы становления полиграфической техники и технологии.

    2. Способы современной печати.

    3. Системы крупно- и среднетиражной печати.

    4. Системы малотиражной печати.

    5. Основные этапы полиграфического производства.

    Тема II
    ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

    Становление фотографической техники и технологии

    Фотография – это теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных фотографических материалах – галогенсеребряных (AgHal) и несеребряных.

    Первоначально фотография возникла как способ фиксации портретных или создание натурных изображений, который занимал намного меньше времени, чем написание картины художником. Появление кино и цветной фотографии значительно увеличило ее возможности, и в ХХ веке фотография стала одним из важнейших средств информации и документирования. Разнообразие задач, решаемых с помощью фотографии, позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

    Широкое применение фотографии в жизни человека определяет и ее многоплановость. Различают фотографию черно - белую и цветную, художественную и научно - техническую (аэрофотография, микрофотография, рентгеновская, инфракрасная и др.), плоскостную и объёмную. Понятно, что любое фотографическое изображение само по себе является плоским, а его объёмность (в частности, в стереоскопической фотографии) достигается одновременной съёмкой объекта с двух близких точек и последующим рассматриванием сразу двух снимков (при этом каждого из них только одним глазом). Совершенно особым видом объёмной фотографии является голография: здесь способ записи оптической информации иной, чем в обычной фотографии.

    Истоки фотографии восходят к концу XV века, когда художники, в том числе и Леонардо да Винчи, использовали камеру - обскуру для проектирования изображения на бумагу или холст, которое затем зарисовывали.

    Фотография же в собственном смысле слова возникла намного позже. Прошло более трехсот лет, прежде чем появились сведения о светочувствительности некоторых веществ и возникли приёмы использования и сохранения изменений в таких веществах под действием света. В числе первых светочувствительных веществ в XVIII веке были открыты и исследованы соли серебра. В 1802 году Т. Уэджвуд в Великобритании получил изображение на слое азотнокислого серебра (AgNO 3), но не смог его закрепить.

    Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда французский физик Д.Ф. Араго (1786 – 1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л.Ж.М. Дагером (1787 – 1851) практически приемлемого способа фотографии, названного им дагеротипией. Однако этому процессу предшествовали опыты французского изобретателя Ж.Н. Ньепса (1765 – 1833), связанные с поиском способов фиксирования изображения предметов, получаемого под действием света. Так, первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный с помощью камеры - обскуры, был получен им в еще 1826 году. В качестве светочувствительного слоя, наносимого на оловянную, медную или посеребрённую пластинки, Ньепс использовал раствор асфальта в лавандовом масле. В 1827 году он направил в Британское Королевское общество «Записку по гелиографии», в которой сообщал о своем изобретении, и образцы своих работ. В 1829 году Ньепс заключил с Дагером договор об образовании коммерческого предприятия «Ньепс - Дагер» для совместной работы над усовершенствованием их способа. Дагер, продолжая разработки Ньепса, открыл в 1835 году способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной несеребряной пластине, а в 1837 году уже зафиксировал видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120.

    Расцвет дагеротипии относится к 40 - 60 - м годам XIX века. Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии – калотипии (талботипии) сообщил английский учёный У.Г.Ф. Талбот (1800 – 1877). К фотографическим опытам он приступил в 1834 году и в 1835 году получил фотографию с помощью предложенного им ранее «фотогенического рисования». Патент на этот способ был выдан в 1841 году. В январе 1839 года, узнав об изобретении Дагера, Талбот попытался доказать свой приоритет. Его брошюра «Доклад по искусству фотогенического рисования, или Процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника» явилась первой в мире публикацией по фотографии (вышла
    21 февраля 1839 г.). Существенным недостатком «фотогенического рисования» было длительное экспонирование.

    Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве фотослоя. В остальной технологии способы сильно различались: в дагеротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее серебряное изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии Талбота изготовлялся негатив,
    с помощью которого можно было делать любое число отпечатков. Т.е. способ Талбота, представляющий двухстепенную негативно - позитивную последовательность процесса, стал прототипом современной фотографии.

    Во времена Ньепса, Дагера и Талбота еще не было термина «фотография». Это понятие получило право на существование только в 1878 году, когда было внесено в «Словарь Французской академии». Большинство историков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые использован англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 году. Однако существует и иное мнение: впервые этот термин был использован немецким астрономом Иоганном фон Мадлером (25 февраля 1839 года.).

    Наряду с разработкой химико - фотографических процессов Дагер, Талбот и другие ученые работали над созданием и развитием фотографических аппаратов. Первые фотокамеры, разработанные ими, имели значительные размеры и массу. Так, камера Л.Ж.М. Дагера весила более 50 кг. Ф. Талбот, применяя объективы с более коротким фокусным расстоянием, смог изготовить камеры меньших размеров. Француз А. Селье в 1839 году сконструировал фотокамеру со складывающимся мехом, а также штатив и шаровую головку к нему, светозащитный тент, укладочный ящик, в который помещалось всё снаряжение фотографа.

    В 1841 году в Германии П.В.Ф. Фойхтлендер изготовил первую металлическую фотокамеру, оснащённую светосильным объективом И. Петцваля. Таким образом, конструкция большинства фотоаппаратов того периода представляла собой бокс - камеру, состоявшую из ящика с тубусом, в который был встроен объектив (фокусировка производилась выдвижением объектива), или камеру, состоявшую из двух ящиков, перемещавшихся один относительно другого (объектив устанавливался на передней стенке одного из ящиков). Дальнейшая эволюция фототехники для съёмок была связана с широким интересом к фотографии, что привело к разработке более лёгкого и транспортабельного фотоаппарата, получившего название дорожного, а также фотокамер разных типов и конструкций.

    Одновременно с модернизацией и совершенствованием фотографической техники шло развитие и химической технологии фотографии. Дагеротипия и талботипия уходят в прошлое. В 60 - 70 - х годах XIX века получает широкое распространение мокрый коллодионный процесс, который был предложен в 1851 году английским скульптором Ф.С. Арчером (1813 – 1857). Суть его состояла в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Однако малая светочувствительность фотослоя, необходимость приготовления его непосредственно перед съёмкой, а также то, что такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, являлись существенными недостатками метода, к тому же применение его ограничивалось портретными работами в павильонах.

    Активные разработки по повышению светочувствительности и созданию сухих фотослоев привели к появлению сухих броможелатиновых пластинок. Это открытие сделал английский врач Р.Л. Мэддокс (1816 – 1902), опубликовавший в 1871 году статью «Эксперимент с желатиновым бромидом» о применении желатина вместо коллодиона в качестве связующего компонента для бромида серебра. Введение сухих бромосеребряных пластинок позволило разделить процесс фотографии на два этапа: изготовление фотослоев и использование готовых фотоматериалов для получения негативных и позитивных изображений.

    80 - е годы стали началом периода развития современной фотографии. Этому в значительной мере способствовало получение фотоматериалов достаточно высокой чувствительности. Действительно, если при гелиографии выдержка составляла шесть часов, дагеротипии – тридцать минут, калотипии – три минуты, мокром коллодионном процессе – десять секунд, то с применением бромосеребряной желатиновой эмульсии она уменьшалась до 1/100 секунды.

    Важную роль в развитии фотографии на галогенсеребряных фотослоях сыграло открытие в 1873 году немецким учёным Г. Фогелем (1834 – 1898) оптической сенсибилизации (от лат. sensibilis – чувствительный ). Он установил, что расширение спектральной области чувствительности слоев можно достичь введением в них красителей, поглощающих свет более длинных волн, чем галогениды серебра, которые избирательно чувствительны только к голубым, синим и фиолетовым лучам, т.е. коротковолновым лучам. Фогель показал, что добавление в эмульсию жёлто - красного красителя кораллина приводит к увеличению чувствительности к зелёным и жёлтым лучам. Спектральная сенсибилизация позволила не только улучшить передачу цветов при фотографировании, но и стала шагом в развитии цветной фотографии. Таким образом, к концу XIX века ломкие и тяжёлые стеклянные пластинки были заменены фотоматериалом на эластичной, лёгкой и прозрачной основе, инертной к химикатам.

    Американский фотолюбитель Г.В. Гудвин (182 – 1900) стал изобретателем фотоплёнки. В 1887 году подал заявку на изобретение «Фотографическая плёнка и процесс её производства». Создание фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом (1854 – 1933) системы фотографии с использованием данного фотоматериала привели к изменениям в фотопромышленности, сделали фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически. Это изобретение имело очень большое будущее. Так,
    к 70 - м годам ХХ века около 90% всех выпускаемых AgHal - фотоматериалов составляли фотоплёнки. В современном ассортименте фотоматериалов плёнки обычно являются негативными, бумаги – позитивными.

    В современной фотографии распространение получил также и вариант черно - белой фотографии на AgHal - слое, основанный на процессе с «диффузионным переносом». В нашей стране этот процесс реализован в фотосистеме «Момент», за рубежом такие системы впервые разработала фирма «Поляроид» (США). Система включает крупноформатную (размер кадра 9 х 12 см) камеру, негативную AgHal - фотоплёнку, обрабатывающий раствор многоцелевого назначения, равномерно наносимый на поверхность плёнки при её перемотке в камере сразу после экспонирования, и приёмный, позитивный слой, прикатываемый к проявляющемуся негативному слою при той же перемотке. Вследствие высокой вязкости раствора процесс обработки является практически сухим и позволяет получать, не вынимая негативную плёнку из камеры, готовый высушенный отпечаток на приёмном слое за время порядка минуты после съёмки.

    Особую группу процессов на AgHal - фотослоях составляют процессы цветной фотографии. Их первоначальные этапы те же, что и в черно - белой фотографии, включая возникновение скрытого изображения и его проявление. Однако материалом окончательного изображения служит не проявленное серебро, а совокупность трёх красителей, образование и количество которых на каждом участке фотослоя контролируются проявленным серебром, само серебро впоследствии удаляется из изображения. Как и в черно - белой фотографии, здесь существуют как раздельный негативно - позитивный процесс с печатью позитивов либо на специальной цветной фотобумаге, либо на плёнке, так и прямой позитивный процесс на обращаемых цветных фото-
    материалах.

    Цветная фотография стала крупным шагом в развитии фотографических технологий. Первым, кто еще в1861 году указал на возможность применения цветовоспроизведения в фотографии, был английский физик
    Дж. К. Максвелл. Опираясь на трёхкомпонентную теорию цветового зрения, он предложил получать тот или иной заданный цвет. Согласно Максвеллу, любая многоцветная картинка может быть подвергнута цветоделению на синий, зелёный и красный диапазоны видимого спектра. Затем аддитивным синтезом указанные лучи могли быть спроецированы на экран. Результаты проведенных экспериментов показали, что, например, свет с преобладанием синих и зелёных лучей образует на экране голубой цвет, синих и красных – пурпурный, зелёных и красных – жёлтый, синие, зелёные и красные лучи равной интенсивности при смешении дают белый цвет.

    Цветоделение и аддитивный синтез (по Максвеллу) осуществлялись следующим образом. Объект снимали на три черно - белых негатива через синее, зелёное и красное стекло. Затем печатали на прозрачной основе черно - белые позитивы и пропускали через эти позитивы лучи того же цвета, что и применявшиеся при съёмке светофильтры, проецировали на экран три частичных (одноцветных) изображения, совмещением которых по контуру получали цветное изображение объекта съёмки. Аддитивные процессы нашли некоторое применение, например в первых вариантах цветного кино. Однако из-за громоздкости съёмочных и проекционных камер и сложности совмещения частичных изображений они постепенно утратили практическое значение.

    Более удобным оказался так называемый растровый метод. Окрашенные в синий, зелёный и красный цвета зёрна крахмала наносились на растры, которые располагались между стеклом или плёнкой и светочувствительным слоем. При съёмке окрашенные элементы растра служили цветоделящими микросветофильтрами, а в позитивном изображении, полученном путём обращения, – элементами цветовоспроизведения. Первые растровые фотоматериалы, так называемые автохромные пластинки, были выпущены в 1907 году фирмой «Люмьер» (Франция). Однако из - за плохой резкости полученных изображений, недостаточной яркости растровая цветная фотография уже
    в 30 - е годы ХХ века уступила место методам, основанным на так называемом субтрактивном принципе синтеза цвета.

    В этих методах используется тот же, что и в аддитивных процессах, принцип цветоделения, а цветовоспроизведение осуществляется вычитанием из белого света основных цветов. Это достигается смешением на белой или прозрачной основе различных количеств красителей, цвета которых являются дополнительными к основным – соответственно жёлтого, пурпурного, голубого. Так, смешением пурпурного и голубого красителей получают синий цвет (пурпурный из белого цвета вычитает зелёный цвет, а голубой – красный), жёлтого и пурпурного красителей – красный цвет, голубого и жёлтого – зелёный. Смешением равных количеств всех трех красителей получают чёрный цвет. Впервые (1868–1869) субтрактивный синтез цвета осуществил французский изобретатель Л. Дюко дю Орон.

    Наибольшее распространение в современной любительской и профессиональной кино - и фотосъёмке и цветной печати получили субтрактивные процессы на многослойных цветофотографических материалах. Первые такие материалы были выпущены в 1935 году американской фирмой «Истмен Кодак» и в 1938 году германской фирмой «Агфа». Цветоделение в них достигалось путём избирательного поглощения основных цветов тремя галогенсеребряными светочувствительными слоями, размещенными на единой основе, а цветное изображение – в результате так называемого цветного проявления с использованием органических красителей, основы которого были заложены немецкими химиками Б. Гомолька и Р. Фишером в 1907 и 1912 гг., соответственно.

    Цветное проявление осуществляется с помощью специальных проявителей на основе цветных проявляющих веществ, которые в отличие от черно - белых проявляющих веществ, не только превращают галогенид серебра в металлическое серебро, но и участвуют вместе с присутствующими в эмульсионных слоях цветными компонентами в образовании органических красителей.

    Наряду с широким распространением «серебряных» фотоматериалов
    в фотопроизводстве применяют и бессеребряные технологии, которые основаны на использовании светочувствительных слоев, не содержащих галогенидов или других соединений серебра. В них используют фотохимические процессы в веществе, растворённом в связующей среде, фотоэлектрические процессы на поверхности тонкого слоя электризованного полупроводника, фотохимические процессы непосредственно в полимерных плёнках и тонких поликристаллических слоях.

    Достоинством бессеребряных фотоматериалов является одно- или двухстадийная обработка, короткое время получения на них изображения, высокая разрешающая способность, дешевизна (в 4 раза дешевле черно - белых галогенидосеребряных). К недостаткам бессеребряных материалов относят низкую светочувствительность по сравнению с галогенидосеребряными фотоматериалами. Большинство из них чувствительны к свету только
    в УФ - области спектра, они плохо передают полутона. По этой причине они не применяются для прямой фотосъёмки, на них невозможно или трудно получать цветные изображения. Тем не менее бессеребряные фотоматериалы используются при микрофильмировании, копировании и размножении документов, отображении информации и других областях.

    Таким образом, последовательность действий при получении фотографии включает несколько стадий. Первая стадия состоит в создании на поверхности светочувствительного слоя распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу. Под действием света в светочувствительном слое происходят химические или физические изменения, различные по силе в разных его участках. Интенсивность этих проявлений определяется экспозицией, действовавшей на каждый участок светочувствительного слоя. Вторая стадия связана с усилением произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором. На третьей стадии происходит стабилизация возникших или усиленных изменений, которая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для просмотра, анализа, извлечения информации из полученного изображения.