Как называется техника росписи ткани. Техника и виды батика для начинающих – мини-энциклопедия для ищущих новое хобби

Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.

История батика

Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э.
Среди других находок, относящихся к глубокой старине, – японские ширмы периода Нара (646 - 794). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировавшими в Японию, или на их родине.
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии). НО то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710 – 794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру – вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794). В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.

Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.
В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя и трафареты, и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи.
Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках – розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.
Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на о.Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы – их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. Возвращаясь на Яву, эти специалисты, в свою очередь, налаживали производство батика на родине. В то время воск наносился с помощью печатных штампов, что значительно удешевило и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.
Поле резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.

Материалы и инструменты

Ткань – из натурального шелка (крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет), но можно использовать и хлопчатобумажные ткани (батист, штапель, тонкий поплин, маркизет). Ткань можно купить метражом и в виде готовых платков, галстуков или шарфов.
Краски – выбор красок для росписи по шелку достаточно велик. Одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они и по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром, причем каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. И все же бесспорное предпочтение знатоки отдают высококачественным краскам французской фирмы «Lefrans & Bourgeois», закрепляемым путем запаривания. Можно использовать анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства. Высококачественные краски итальянской фирмы «Maimeri» и «Maimeri idea» закрепляются утюгом. Краска для росписи ткани marabu фирмы «Дигл Дизайн» (silk, textill).На сегодняшний день на рынке имеется множество подобных красителей. Из отечественных красителей удобен в применении набор для росписи тканей «Батик», «Ученик» фирмы «Гамма». Он конечно уступает импортным красителям, но для начинающих это замечательный вариант.
Контурный состав – Для каждой краски подходит определенный контурный состав, обычно фирма производящая текстильные краски производит и контурный состав, подходящий для нее. Как правило, резервирующий состав имеет прозрачный цвет, для того чтобы сделать состав определенного цвета добавляют золотой, серебряный или цветной контур.
Деревянная рама – можно купить в магазине или сделать на заказ в багетной мастерской. Существуют специальный профессиональные рамы для батика с гайками, что обеспечивает возможность подогнать ее под любой размер.
Палитра и пипетки – облегчают забор краски из флаконов и их смешивание. Палитра должна быть с углублениями и обязательно белого цвета.
Стеклянные трубочки или пластмассовый флакон с пипеткой на конце – служат для проведения тонких линий в технике холодного батика.Стеклянные трубочки можно встретить в специализированном магазине или в наборе для работы с батиком. Можно использовать стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Пластмассовый флакон на конце имеет металлический колпачок-насадку с полой иглой или узким отверстием. Чантинг – металлический инструмент для нанесения контуров.
Клейкая лента – нужна для оклеивания верхней стороны рамы перед началом работы, благодаря этому дерево не сможет впитать в себя краску и не запачкает вашу следующую работу.
Фен – ускоряет процесс высыхания красок. А так же помогает создать замечательные живописные эффекты в технике свободной росписи.
Кнопки – (канцелярские) для натягивания ткани. Лучше использовать трехзубчатые кнопки или булавки, поскольку после их удаления остаются лишь маленькие проколы. Можно использовать стиплер.
Кисти – (беличьи или колонковые) Если вы решили вплотную заняться батиком, вам понадобятся профессиональные кисти:

  1. Широкая беличья кисть;
  2. Веерная кисть;
  3. Беличья кисть «Petit Gris pur» международный номер 11;
  4. Кисть из волоса красной куницы Экстра – международный номер 5;
  5. Кисть из полиамидов – международный номер 4;

Калька и алюминиевая фольга – Калька используется для заворачивания раскрашенного изделия при закреплении красок над паром. Фольга же кладется сверху в скороварку при закреплении красок. Она препятствует попаданию конденсирующейся влаги на вашу работу.

Спирт – для более быстрого высыхания поверхности ткани после окрашивания в разведенные водой краски можно добавить капельку спирта.

Соль – ею посыпают расписанные и еще влажные участки. Обладая свойством втягивать влагу, соль связывает и растворяет в воде красящие вещества – пигменты. В результате возникают оригинальные узоры. Пробуйте работать с солью разного помола. Существует также специальная соль для получения оригинальных разводов, ее можно встретить в специализированных магазинах.

Дистиллированная вода – необходима для разбавления и осветления красок. Не пользуйтесь для этих целей водой из-под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

Соломинка для коктейля – простым способом можно достичь удивительного эффекта: подуть через соломинку на каплю краски, нанесенную на шелк.

Утюг – понадобится для закрепления красящего слоя или удаления воска с изделия в технике горячего батика.

Карандаш – лучше очень мягкий, используется для перенесения мотива на ткань. Или портновская ручка, которая смывается водой.

Нитки – пригодятся для работы в узелковой технике.

Воск – универсальный воск для батика продается в магазине. Существуют специальные рецепты изготовления воска.

Лоток для окрашивания ткани – можно использовать глубокий поднос, как пластиковым, так и металлический. Подойдет любая ванночка, так как ткань при окрашивании должна быть полностью расправлена.

Тигель с термостатическим контролем позволит нагреть воск до определенной температуры и поддерживать ее на одном уровне. Но можно с успехом растапливать воск на водяной бане. Лучше всего использовать маленькую одноконфорочную плитку или газовую горелку.

Техника батика

Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы.
Горячий батик – техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава.
Холодный батик – техника, где применен в качестве разделяющего и рисующего состава.

Техника горячего батика

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.
Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча. Есть специальные рецепты воска для горячего батика:

Воск для чантинга:

6 частей сосновой смолы;
4 части парафина;
1 часть пчелиного воска;
0, 25 части даммаровой смолы;
0, 25 части жира.
Воск для покрытия больших площадей:
2 части пчелиного воска;
1 часть сосновой смолы;
0,5 части даммаровой смолы;
0,5 части парафина;
0,1 части жира.

Воск для кракле:

5 частей парафина;
5 частей сосновой смолы;
1 часть даммаровой смолы;
0,2 части жира.

Горячим воском можно не только отделить цвет от цвета, но и оставить неокрашенными большие пятна, т.к. на застывший воск краска не ложится.

Этапы работы в технике горячего батика:

1 этап: перевести рисунок на ткань.
2 этап: те места в рисунке, которые необходимо оставить неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском.
3 этап: после высыхания расписать ткань согласно рисунку светлыми тонами.
4 этап: подождать пока роспись высохнет и покрыть воском более темные цветовые пятна и так до самых темных мест в рисунке.
5 этап: удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань приобретает первоначальные пластичные свойства.
6 этап: дополнительная фактура получается в результате повторного покрытия воском всей поверхности.
7 этап: повторно снимаем воск с готового рисунка с помощью утюга и газет.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.

Техника «Штамп»

Этапы работы в технике «Штамп»:
1 этап: создайте композицию рисунка из несложных форм, лучше геометрических.
2 этап: вырежьте резаком или ножом штамп из губки. Для большего удобства приклейте к губке кусок пластика или не сложную рукоять.
3 этап: нагрейте воск и штампом из губки или паралона нанесите воск на ткань. Затем можно окрасить ткань и продолжить экспериментировать. Если вы придумаете разнообразные штампы из разного материала, то эффект может быть самый неожиданный.

Техника холодного батика

Техника холодного батика более разнообразна:

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, сольветозы, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.

Этапы работы в технике свободной росписи:

1 этап: ткань натянутая на раму равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.

Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные возникают при работе в этой технике.

Этапы работы в узелковой технике:

1 этап: свободная роспись по фону.
2 этап: высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани.
3 этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).
4 этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской.
5 этап: осторожно вынимаем ткань из раствора, даем стечь, развязываем нити и высушиваем.

Техника «Гутта»

Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.

Этапы работы в технике «Гутта»:




Солевая техника

Или техника травления с использованием соли. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль.

Этапы работы в солевой технике:

1 этап: на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль.
2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой.
3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.

Техника монотипии по ткани

Техника богатая на эффекты, но трудность в том, что невозможно предугадать, что в итоге получится. Невозможно повторить понравившийся эпизод.

Этапы работы в технике монотипии на ткани:

1 этап: нанесение краски на сухую поверхность ткани поролоновой губкой в произвольном порядке.
2 этап: когда ткань НЕМНОГО подсохнет, снять ее с рамы и заложить на ней несколько больших и малых складок в различных направлениях и прогладить утюгом, так повторить несколько раз до получения нужного эффекта.
3 этап: разгладить ткань окончательно. При глажении влажной ткани в складках получаются своеобразные переходы цвета от темного к светлому, образуя интересный фактурный рисунок.
4 этап: сверху тушью дополнительно можно отпечатать любую фактуру, например лист дерева.

Техника трафаретной росписи

Очень похоже на технику «Штамп» в горячем батике.

Этапы работы в технике трафаретной росписи:

1 этап: прописать фон в технике свободной росписи яркими и светлыми тонами.
2 этап: на высохшую поверхность ткани наложить шаблон, вырезанный из бумаги или картона (можно также использовать куски тюля, кружева или других подобных материалов). Отверстия шаблона покрывают краской textill marabu с солью (верхний красочный слой при этом не смешивается с нижним).

Техника росписи в несколько слоев

Этапы работы в данной технике:

1 этап: свободная роспись ткани яркими и светлыми цветами.
2 этап: нанесение контуром рисунка.
3 этап: прописывание отдельных мест темными или контрастными фону цветами для усложнения цветовой палитры.
4 этап: нанесение нового контура для проработки деталей рисунка.

Техника витража

Техника получила свое название от сильного сходства цветового восприятия с витражами. Разница лишь в использованном материале.

Этапы работы в технике витража:

1 этап: нанесение черного, золотого или серебряного контура на белую ткань согласно рисунку.
2 этап: после высушивания контура залить изображение различными цветными пятнами (контур будет отделять цвет от цвета, не давая краскам смешиваться).

Техника смещения

Эту технику можно назвать импрессионизм в шелке.

Этапы работы в технике смещения:

1 этап: погрузите шелковую ткань в чуть теплую воду, затем хорошо отожмите ткань. Шелк можно спокойно выкручивать, так как образующие заломы дают дополнительный интересный эффект.
2 этап: разложите хорошо увлажненную ткань на стеклянную, или на полиэтиленовой пленке.
3 этап: Сдвиньте ткань, так чтобы одни складки ложились на другие. И побрызгайте на них сверху выбранными вами красками из пульверизатора или с помощью аэрографа.
4 этап: перед каждым новым набрызгом меняйте положение складок, смещая ткань. И каждый новый этап должен подсохнуть.
5 этап: нанеся самые темные краски, их нужно совсем чуть-чуть для глубины рисунка, нужно дать шелку окончательно высохнуть.
6 этап: прежде чем закрепить роспись хорошо отутюжьте ткань.

Техника «Термический батик»

Самый простой способ получение узоров на ткани.

Этапы работы в технике термического батика:

1 этап: Предварительно ткань замачивают.
2 этап: Помещают на поверхность устойчивую к влаге и высоким температурам (деревянную или металлическую), складывают мелкими складками и кистью наносят разбавленные растворы красителей.
3 этап: Ткань покрывают калькой, а сверху ставят горячий утюг, аккуратно перемещая его с одного участка ткани на другой до полного высыхания изделия.
4 этап: После ткань разворачивают и проглаживают с изнанки и лица. Без запаривания изделие промывают водой и стирают с мылом.

Дополнительные декоративные эффекты:

С такими декоративными эффектами как «кракле» и «солевая техника» мы с Вами уже познакомились, но существует множество других, не которые Вы можете создать сами. А вот те, что уже существуют: Светлые участки на ткани можно получить с помощью крупинок мочевины (удобрение карбамида); графические элементы можно получить, смешав раствор красителя с клеем КМЦ и тонкой кистью наносить загустевший красильный раствор на сухую ткань. Состав, резервирующий можно сделать не только бесцветным, но и цветным. Для этого небольшое количество масляной краски выдавить на бумагу и оставить на 2 часа, а затем смешать с бесцветным резервом.
Для завершающего этапа очень важно правильно закрепить изделие и постирать его. Сначала промываем холодной водой, затем горячей и стираем вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе уксуса (2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья. Гладить изделия нужно еще влажными, сначала с изнанки, а затем с лица.

  1. Организация работы объединения;
  2. Учебно-материальная база;
  3. Общие методические рекомендации:
  4. Техника безопасности;
  5. Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани»;
  6. Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани».

Организация работы объединения

Объединение «Художественная роспись по ткани» может быть создан при различных центрах творчества, школах, клубах, летних лагерях и т.д.
В объединении могут заниматься ребята среднего и старшего школьного возраста, так как младшему школьному возрасту с анилиновыми красителями и горячим воском, а также с резервом, имеющим специфический запах, работать не рекомендуется.
Программа объединения рассчитана на 72 учебных часа в год, по 2 часа на занятие 1 раз в неделю.
Набор обучающихся следует проводить в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в объединение, для этого распространяются афиши и объявления с приглашением записаться в объединение и кратким его содержанием.
В помещении, где будет проводиться запись в объединение, нужно оформить витрину или стенд с работами кружковцев. При записи школьников в объединение необходимо провести ознакомительную беседу, при составлении списка кандидатов в объединение указать основные данные: Фамилия, имя, возраст, школа, класс, домашний телефон и адрес. Учащимся, записавшимся в объединение, выдается памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, места и времени проведения первого занятия.
В одну группу рекомендуется включить не более 15 человек. В каждой группе выбирают старосту, который является помощником руководителя, он назначает дежурных, следит за порядком. По окончанию занятия следит за тем, чтобы обучающиеся привели в порядок свои рабочие места.

Учебно-методическая база объединения

Помещение и оборудование. Работа должна проводиться в хорошо проветриваемом помещении, имеющем вытяжную вентиляцию. Освещение должно быть размещено с левой стороны и спереди, а падающие тени не создавать помех для работы.
Рабочие столы должны быть достаточно широкими, чтобы на них можно было разместить не только раму с натянутой тканью, но и инструменты, приспособления, краски. Условно рабочий стол делится на три зоны. В центре располагается рама, слева от нее – инструменты и приспособления, справа – баночки с красками и резервирующим составом. На отдельном столе должна стоять электрическая плитка, вентилятор или фен и утюг.
В кабинете должна быть настенная доска, для выполнения графических работ, развешивания плоских наглядных пособий.

Наглядные пособия. Наглядные пособия демонстрируются при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых при работе над батиком, относятся:

Таблицы с графическим изображением последовательности выполнения той или иной техники росписи;
Образцы росписи по ткани, выполненные в различных техниках; образцы с различными видами брака;
Различные иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о художественной росписи по ткани, ее истории, о декоративно-прикладном искусстве.
Хорошим наглядным пособием могут служить ранее выполненные работы обучающихся в объединении.

Материалы, инструменты, приспособления. Лучшими тканями для росписи являются ткани из натурального шелка – крепдешин, шифон, туаль, креп-жоржет, но можно использовать и хлопчатобумажные ткани – батист, штапель, тонкий поплин, маркизет. Для росписи ткань натягивают на раму, пяльцы. Для нанесения на ткань рисунка способом холодного батика применяют стеклянные трубочки различного диаметра. Но для этой цели можно использовать как стеклянные чертежные рейсфедеры, медицинские капельницы с тонкими загнутыми под 135 градусов кончиками. Инструменты для работы в технике горячего батика очень разнообразны. Это – воронки, кисти, штампы, каталки, трубочки и т.д.
В росписи тканей способом батика могут использоваться анилиновые красители как отечественного, так и импортного производства, как сухие, так и разведенные. Одни красители закрепляются на пару, водной бане, другие просто достаточно прогладить горячим утюгом.
Резервирующий состав можно использовать готовый, а можно приготовить самим. В программе предусмотрено изготовление резервирующего состава. В технике холодного батика для его изготовления потребуется: парафин, резиновый клей, бензин, канифоль. Для горячего: парафин, пчелиный воск, технический вазелин.
Кисти могут понадобиться разного размера, как беличьи, так и жесткие щетинные. Кроме всего перечисленного, в наличии должен быть утюг – для выпаривания воска из ткани; резиновые перчатки – краски интенсивные и при попадании на кожу плохо смываются; кнопки – для закрепления ткани на раме; газеты – для выпаривания воска при горячей технике.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (10-20 минут) и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение эскизов, приготовление необходимых материалов для росписи (резервирующий состав, изготовление самой рамы, сама роспись).
Необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретической знаний, полученных учащимися. Так при прохождении каждой новой техники росписи, вначале нужно познакомить детей с историей происхождения данной техники, затем научить обучающихся правильно и последовательно натянуть ткань на раму, перенести изображение с эскиза на ткань и проинструктировать обучающихся последовательности самой росписи. Только после этого можно приступать к работе над изделием.
При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением на доске графических работ. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.
Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому с критикой в отношении работы или обучающего нужно быть предельно аккуратно. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, лучше, если по индивидуальному эскизу или это должна быть хорошо выполненная копия образца.
Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Так просмотр можно устроить как временную выставку. Коллективные просмотры приучат объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Примерный тематический план объединения «Художественная роспись по ткани» (на 1 год)

№ п/п Наименование темы Количество часов Теория Практика
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2
Понятие композиции. Знакомство с форэскизами.. 4 2 2
Краткие сведения по цветоведению. 4 2 2
Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные. 8 2 6
2 Холодный батик. История возникновения. 2 2
Создание эскиза для изделия в технике холодного батика. 4 4
Работа над изделием в технике холодного батика с применением бесцветного резерва в композиции «Сказочные цветы». 8 2 6
Работа над изделием в технике холодного батика с применением цветного резерва в композиции «космические фантазии». 8 2 6
3 Горячий батик. История возникновения. 2 2
Создание эскиза для изделия в технике горячего батика. 4 4
Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Морские сюжеты». 8 2 6
Работа над изделием в технике горячего батика в композиции «Полевой букет». 8 2 6
4 Изучение дополнительных декоративных эффектов. Кракле. Солевая техника. Штамп. Монотипия. 8 2 6
5 Итоговое занятие. Выставка. 2 2

Поурочные планы-конспекты занятий объединения «Художественная роспись по ткани»

Тема занятия : Изготовление и нанесение резервирующего состава в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель: изучить особенности техники холодного батика, освоить способ нанесения резервирующего состава на ткань.

Задачи:

  • Развивать у учащихся интерес к данному виду творчества, способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.
  • Воспитывать терпение, аккуратность, старание.
  • Познакомить с возможностями резервирующего состава и изучение различных дополнительных эффектов в технике холодного батика.

Оборудование и материалы. Шелковая и х/б ткань, пяльцы, беличьи кисти, стеклянные трубочки, образцы работ, соль крупного помола, мочевина, анилиновые красители, сода, дистиллированная вода.

План занятия:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Объяснение нового материала. (15-20 мин.)
  3. Практическая работа. Нанесение резерва на ткань. (30 мин.)
  4. Физ минутка. (5 мин.)
  5. Показ руководителя дополнительных декоративных эффектов. (15 мин.)
  6. Завершение занятия. Самостоятельное использование декоративных эффектов на своих работах. (15 мин.)
  7. Подведение итогов, анализ работ. (7 мин.)

Ход занятия.

1. – Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы продолжаем с вами изучать роспись по ткани. Давайте повторим и вспомним, о чем узнали на прошлом занятии. Перед вами не большой кроссворд, который поможет нам в этом. (Приложение 6 ).
– с последним словом под номером 3 по-вертикале вы еще не знакомы, давайте оставим его до конца сегодняшнего занятия, а когда познакомимся с данным понятием, запишем его в кроссворд.
2. – На прошлом занятии мы с вами сделали эскиз для техники холодного батика, давайте приступим к следующему этапу нашей работы и натянем ткань на раму. Посмотрите на плакат «Натягивание ткани на раму» он поможет вам правильно это сделать, но прежде чем мы начнем натягивать ткань, давайте внимательно изучим еще один плакат «Техника безопасности». (Приложение 5 ) (Комментарии и ответы на возникшие вопросы).
– Следующее что мы должны сделать после того как натянули ткань, это перевести эскиз на ткань. Посмотрите, как это буду делать я. Ткань на раме переворачиваем таким образом, чтобы ткань плотно прилегала к эскизу, так мы четко видим весь эскиз в натуральную величину и нам удобно переводить его с помощью простого мягкого карандаша на поверхность ткани.
– Рисунок переведен и находится на ткани, теперь мы можем с помощью стеклянной трубочки наносить резервирующий состав по линии карандаша так, чтобы линия не прерывалась. Очень важно чтобы резерв ложился на ткань не прерывно, иначе краска выбежит за пределы рисунка.
3. – Посмотрите, как правильно набирать резерв в стеклянную трубочку, лучше всего это делать с помощью резиновой груши. Помним о содержании плаката «Техника безопасности» еще один очень важный момент, чтобы резерв не выбегал из трубочки, когда вы не ведете ей по линии карандаша, держите трубочку носиком вверх.
– Важно помнить не только о том, что контур рисунка должен быть замкнутым, но и о том, что если долго держать трубочку на одном месте не двигаясь по линии, то образуется лужица. Работать трубочкой нужно быстро. Чтобы линия получалось равномерной.
– После того как вы обвели весь рисунок посмотрите его на просвет, так можно увидеть где образовались разрывы или слишком тонкие линии. А лучше всего, перевернуть работу на обратную сторону и проработать рисунок резервом с левой стороны. После того как вы убедились в целостности контура, нужно дать резерву высохнуть. А мы тем временем отдохнем. Давайте выйдем в коридор, проведем физминутку, а кабинет тем временем проветрится.
4. Физминутка.
5. Чтобы ваша работа получилась интересной и необычной я хочу познакомить вас с дополнительными декоративными эффектами. Для декоративных эффектов используют солевую технику, эффект «Кракле», и эффекты получающиеся при нанесении на влажную ткань мочевины. При использовании последней будьте очень аккуратны, мойте руки с мылом, так как мочевина, удобрение, и может быть ядовитым. (Показ).
6. Практическая работа. Обучающиеся работают с анилиновыми красителями непосредственно на своих эскизах, используя только что полученные знания.
7. Подводим итоги проделанной работы. Обсуждение удачных моментов, получившихся декоративных эффектов и допущенных ошибок. Убираем рабочие места.

Тема занятия: Роспись по ткани с применением бесцветного резервирующего состава в работе над композицией «Сказочные цветы» в технике холодного батика (продолжение работы).

Цель занятия: создание композиции «Сказочные цветы» в технике холодного батика.

Задачи:

  • Воспитание интереса к данному виду искусства.
  • Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
  • Формирование умений и навыков росписи по ткани.

Оборудование и материалы: анилиновые красители, беличьи кисти, баночка для воды, бумага, карандаш, ластик, образцы работ, стеклянная трубочка, резерв.

План занятий:

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Объяснение нового материала (15 мин.)
  3. Практическая работа (30 мин.)
  4. Физминутка (7 мин.)
  5. Продолжение практической работы (30 мин.)
  6. Подведение итогов (3 мин.)

Ход занятия

1. – Здравствуйте, ребята! Давайте проверим ваши рабочие места и достанем ваши эскизы.

2. На прошлом занятии мы с вами работали над созданием эскиза для изделия в технике холодного батика. Сегодня вы должны самостоятельно расписать изделие, на основе ранее полученных знаний. Давайте повторим последовательность работы в технике холодного батика.

1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.
2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.
3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.
4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.
5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей.
6 этап: после того как краски высохнут, их нужно закрепить. Это можно сделать с помощью утюга или нанести воск, а затем утюгам отгладить через несколько слоев газет.

При росписи данной композиции мы будем использовать анилиновые красители фирмы «Гамма», готовый набор для росписи ткани «Батик – ученик». Эти красители очень концентрированные, требуют разведения содовым раствором. С помощью пипеток можно забирать необходимое количество краски и разводить ее в ячейках палитры до получения необходимого тона. Теперь приступим к росписи. Каждому начинающему надо знать основное правило: идти от светлых участков к темным, в этом случае любое нечаянно поставленное пятно можно закрасить следующей за ней более темной краской. Кисть окуните в краску примерно до половины и затем свободно, без нажима, провидите по ткани кончиком кисти. Ткань сама «забирает» краску с кисти, так что волшебные цветные разводы возникают без особого труда с вашей стороны. Можно залить зарезервированные участки водой, а затем уже расписать их красками. При таком способе заливки следует помнить, что краски станут менее насыщенными, но зато получится плавный переход от более темного к светлому тону. (Весь рассказ сопровождается показом).

Мягкие цветовые переходы можно создать, проводя по залитому краской участку кистью, смоченной в спирте. После этого в некоторых местах краска потеряет свою насыщенность, в других местах станет более яркой и переходы от одной к другой станут плавными. Можно использовать дополнительные декоративные эффекты. Закончив роспись, надо ее просушить.

3. Практическая деятельность ведется в русле индивидуальной работы конкретно с каждым обучающимся.

4. Физминутка должна разделить практическую работу на две части. Так как работа над росписью требует кропотливости и усидчивости. Для разгрузки позвоночника и глаз выполняются разминка.

5. Практическая работа продолжается после физминутки.

6. По окончанию практической работы подводятся итоги, обучающиеся выставляют свои композиции и коллективно обсуждают, что удалось, а где были допущены ошибки.

Список используемой литературы:

  1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  2. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
  3. Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. – М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.

Роспись по ткани акриловыми красками позволяет создавать неповторимые и эксклюзивные вещи из обычных повседневных предметов гардероба. Творческий процесс рисования на ткани настолько интересный и захватывающий, что может превратиться из обыкновенного увлечения в реальную бизнес-идею для создания дополнительного заработка. Рисовать акриловыми красками легко и интересно. Подробно разобраться во всех тонкостях росписи акриловыми красками поможет наша статья и представленные мастер-классы.

Начинающие часто думают: «Что будет, если я нарисую что-то не так, можно ли это исправить, если я пользуюсь акриловыми красками и использую определенные ткани?». Но волноваться не стоит. Исправить ошибки можно.

Лучшие краски для рисования на ткани и на предметах одежды – это акриловые красители, которые созданы на основе полимеров. Это означает, что красящий пигмент не проникает внутрь волокон, а как бы покрывает их защитной пленкой. Структура становится более плотной и теряет свою эластичность.

Изделия, покрытые красками для рисования по ткани, становятся красочными, яркими и неповторимыми. Кроме того, акриловое покрытие придает росписи водостойкий эффект.

Преимущества акриловых красок

Акриловые краски для одежды – это самый популярный вид красителей среди домашних любителей рисования и профессиональных художников. К достоинствам и преимуществам акриловых красок рисования на тканях можно отнести:

  • широкий ассортимент и доступность в продаже;
  • безопасное и простое использование;
  • возможность добавления воды в качестве разбавителя;
  • водостойкость покрытия рисунков и возможность выдерживать стирку изделий;
  • акриловые краски для разноцветного рисования по ткани легко смешиваются, что дает возможность получать различные новые оттенки.

Для закрепления акриловой росписи применяют сушку при помощи слегка нагретого утюга.

К недостаткам акриловых красок для росписи можно отнести:

  • ухудшение красящих свойств пигментов при длительном хранении;
  • обязательное применение дополнительных контуров из-за повышенной текучести акриловых пигментов.

Красками для рисования на ткани можно не только расписывать предметы гардероба, но и украсить текстильную обувь, разрисовать сумочку или нанести не смывающийся рисунок на зонтик. Расписанную поверхность очень приятно показывать окружающим, а крашенные вручную ткани порой бывают лучше одежды модных домов. Только рисовать на одежде нужно аккуратно.

Выбор подходящей ткани для росписи

Если давать советы по выбору краски для ткани для начинающих, то следует сразу отметить об отсутствии каких-либо ограничений материала по рисования акрилом. Можно расписывать любые материалы: плотный текстиль, популярный деним, нежный шелк, плотный хлопок или лен. При выборе следует не забывать о том, что окрашенные акриловой краской места будут иметь плотную структуру.

Обычно производители акриловых красок по ткани на наклейках тюбиков и баночек указывают рекомендованный тип ткани:

  1. Если на этикетке присутствует надпись «Silk», то это означает пигмент предназначен для покраски мягких и тонких тканей, например шелка, батиста, шифона.
  2. Обозначение «Teхtile» означает, что данный вид акриловой краски по ткани рекомендуется для окрашивания плотных материалов, натуральной кожи, бархата, замши. Покраска ткани будет легкой. Достаточно пользоваться необходимыми средствами.

Плотные ткани хорошо можно расписать акрилом по шаблону или трафарету. Рисунок в этом случае будет иметь четкие границы с ярко выраженным цветным принтом. Научиться делать роспись одежды акриловыми красками можно каждому желающему. Для этого необязательно иметь специальную художественную подготовку.

В магазинах для рукоделья и в художественных салонах можно найти готовые трафареты и шаблоны с цветочными орнаментами, фигурками животных, геометрическим принтами и многими другими изображениями.

Подготовительные работы

Перед тем как рисовать акриловыми красками по ткани, рекомендуется выбранную основу тщательно подготовить: погрузить на час в холодную воду и немного простирать. После полоскания в чистой воде ткань лучше всего просушить и после этого прогладить теплым утюгом.

Если материал тонкий, например батист или шелк, то его лучше растянуть на деревянной раме и оставить для полной просушки. Если принято решение декорировать предмет одежды, то лучше всего изолировать один слой от другого с помощью картонки или плотной бумаги.

На видео: как расписать ткань акриловыми красками.

Виды росписи акрилом

Ручная роспись ткани с помощью резервирующих составов называется батиком. Такое определение росписи можно найти в википедии. Технология батика заключается в нанесении на выбранную основу из ткани соответствующей краски. Чтобы получить четкие границы на стыке красящих составов, применяется специальный закрепитель, называемый резервирующим составом.

Акриловые красители могут применяться в нескольких типах окрашивания:

  • Горячий батик с расплавленным воском или парафином. При нем после окрашивания ткани и снятия воскового покрытия получается белый или разноцветный узор на цветном фоне. Эта техника нанесения давно пользовалась популярностью, но она требует специальных навыков.

  • Холодный батик с применением контуров резервирующих составов. Контуры создают четко очерченные границы и не позволяют акриловому красителю растекаться по ткани. Рисунок получается с ярким графическим видом. При холодном батике возможно использование в качестве контура готовых шаблонов или трафаретов.

  • Узелковый батик окрашивания заключается в формировании канвы узора небольшими узелками. Узелки можно завязывать непосредственно на ткани или же можно использовать для этой цели крепкие нитки, шнур. После покраски ткани узелки распускаются и делаются новые. Так продолжают до конца выполнения узора. Постепенные плавные переходы от светлого к темному цвету создают живописный и интересный узор.

  • Свободная роспись по своему процессу схожа с рисунком картин акварелью. Наносится непосредственно на ткань и позволяет свободно воплощать любую творческую идею, замысел. На заключительном этапе для четкости оттенков применяют резервирующие составы. Такой вид росписи больше подходит лицам, имеющих художественные навыки.

  • Роспись с применением аэрографа. Он позволяет распылять мельчайшие частицы акриловой краски. Аэрограф работает как усовершенствованный пульвелизатор, им удобно распылять краску на расстоянии 20-30 см от поверхности ткани.

Даже самый простой вид росписи акрилом поможет значительно преобразить повседневные привычные предметы одежды или интерьера.

Тонкости техники росписи

При нанесении акриловых красок важно учесть некоторые правила:

  • Разведенная акриловая краска будет хуже окрашивать ткань, и чтобы покрытие не смылось при стирке изделия, рекомендуется применять фирменные настоящие разбавители.
  • Окрашивающую поверхность ткани или предмета одежды разделяют от рабочей поверхности стола или другого предмета непроницаемой прокладной пленкой или вощеной бумагой.
  • Чтобы понять, как покрасить ткань через трафарет или шаблон, можно представить обыкновенную детскую книжку — раскраску. Различие только в том, что при послойном нанесении акрила нужно подождать до полного высыхания предыдущего слоя.
  • Вначале на рисунок наносится светлый тон, а затем плавно переходят к более темным тонам.

Если выполнять роспись по ткани согласно этим несложным правилам, то можно получить акриловое покрытие, не смываемое даже после многократных стирок. Иногда достаточно посмотреть мастер-класс, и всё станет понятно.

Способы нанесения акриловых красок

Рисовать на ткани или одежде можно несколькими способами. Метод рисования красками зависит от применяемого инструмента, от того какими красками будет наноситься рисунок:

  • Нанесение рисунков кистью.
  • Трафаретная или шаблонная печать с использованием специальных валиков или поролоновых различных тампонов.
  • Создание акрилового рельефного контура в сочетании с росписью кистями.

Нарисовать удивительную и неповторимую красоту с помощью росписи акриловыми красками можно научиться без труда. С давних времен и по настоящее время красота этого увлекательного творческого процесса находит все больше и больше своих поклонников. Если попробовать самому сотворить такое рукодельное чудо, то остановиться уже будет невозможно, настолько затягивает и увлекает процесс создания шедевров росписи своими руками.

Мастер-классы по росписи одежды (2 видео)


Идеи для росписи по ткани (20 фото)












Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.

Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня. Интересно, что во многих уголках мира – Индии, Африке, Индонезии, Японии искусством батика традиционно занимались исключительно женщины. Возможно, это связано с тем, что ремесло это требует кропотливой работы, внимания к деталям, а также тонкого женского чутья в выборе цвета.

История магического ремесла

Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.

Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.

Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.

Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.

В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.

Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.

Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.

Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.

Виды и классификация батика

В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Техника холодного батика

Горячая техника

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Особенности техники холодного батика

Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.

Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).

Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.

Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:

  • запекание изделия в духовке при температуре ~ 150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);
  • запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
  • закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);

Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.

Что нужно приготовить для первых занятий

Пяльцы или рама

Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для . Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.

На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).

Ткань

Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для лучше остановить свой выбор на батисте.

Бумага

Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.

Материалы и инструменты

Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.

Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.

Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.

Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.

От подготовки к шедеврам

Этапы работы над батиком:

  1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
  2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
  3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
  4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
  5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
  6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
  7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

От хобби к профи

Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими , вы сможете заработать на этом хобби.

Роспись по ткани предполагает огромное количество разных технологий. Это во-первых зависит от исходной краски.

Я Вам предлагаю рассмотреть краски для батика и акриловые краски по ткани.

Батик, подразделяется на холодный (техника гутта) и горячий, есть так же свободная роспись по сухому и по сырому текстилю, узелковая техника, техника шибори и кокэти (использование трафаретов).
Качественная роспись по ткани непременно делается вручную и является вполне самодостаточным видом искусства.

ХОЛОДНЫЙ БАТИК

В холодном батике при росписи ткани используют специальное вещество, которое не пропускает краску. Этот способ называется резервирование. Сперва рисунок делается именно этим веществом, а те участки ткани, которые не были обработаны, закрашиваются краской. Потом раствор удаляется, и таким образом получается узорчатая ткань.

ГОРЯЧИЙ БАТИК

В горячем батике в качестве резерва обычно используют расплавленный воск. Как правило, он применяется на хлопчатобумажных тканях. В этой технике используют «чантинг» – оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной ручкой.

СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ

В свободной росписи особенно проявляется талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.
Иногда перед тем как преступить к свободной росписи по сухой ткани, её предварительно вымачивают в крепком солевом растворе для того, чтобы краска не растекалась. Можно ставить различные эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.
Роспись по сырому тоже разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию воздушности. Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика. Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.

УЗЕЛКОВАЯ ТЕХНИКА

Узелковым батиком называется древний вид оформления ткани. Кстати, начинающим художникам можно порекомендовать начинать именно с этой техники батика.
Смысл его прост – на ткани завязываются узлы (беспорядочно или с соблюдением некого рисунка) при помощи нити. Некоторые батичисты любят формировать неожиданные рисунки при помощи подручного материала – пуговиц, камешков, круглых шариков. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому как завязанный при помощи ниток крепко-накрепко, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.
Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

ТЕХНИКА ШИБОРИ

Технику «шибори» часто называют узелковым батиком. Все же в этой технике есть несколько отличий.
Ткань здесь складывается определенным образом, часто по готовому решению. Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техникой оригами.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, солевой эффект, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ

Также популярным видом окрашивания ткани является свободная роспись акриловыми красками для ткани. Эти краски как правило используют для плотных тканей, кожи, замши и текстиля тёмных и ярких цветов. Краска наносится кисточкой, аэрографом, валиком через трафарет или при помощи штампов.

А ТЕПЕРЬ О ТКАНЯХ

Для батика подходят многие ткани. Выбор зависит от назначения (для одежды или для украшения интерьера) и от техники батика (холодный или горячий, узелковый, свободная роспись). Очень важное правило – для батика нужно использовать натуральные ткани однородного состава, так как красители для батика, как правило, предназначаются для определённой группы волокон. В смесовых тканях окрашиваются только натуральные волокна. Это влияет на цвет – рисунок получается блёклым..
Для горячего батика лучше использовать текстиль из растительных волокон или вискозы, так как горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани. Хлопок, лён, вискоза, шерсть – это подходящие материалы для работы с воском, а качество ткани выбираем в зависимости от назначения.

Для холодного батика лучший выбор – натуральный шёлк или тонкая шерстяная ткань, типа кашемира, без синтетических примесей. Для декоративных панно очень хорош вискозный атлас. Тонкий шёлковый или вискозный атлас хорош и для вечерних платьев, незаменим он и для мужской одежды.
Если говорить о плотности и толщине, то для росписи ткани в стиле холодного батика подходит любая ткань, способная пропустить насквозь резервирующий состав.
Для росписи акрилом подходят самые разнообразные ткани, кожа и замша. Нужно лишь подбирать для тёмных тканей специальную акриловую краску для тёмного текстиля.

Стирайте одежду, расписанную акрилом при температуре не выше 40 градусов и при бережном режиме, лучше вручную, отжимать тоже лучше вручную. Кроме того, не используйте отбеливатель и щётки.
Роспись батиком менее привередлива и выбирать режим стирки нужно исходя из самой ткани.
При соблюдении этих простых правил, изделия будут долго радовать Вас своим блеском и новизной!

Багаева Лилия

В жизни человека есть одна особенность, которая отличает его разум от остальных обитателей вселенной - это способность смотреть на мир другими глазами, добавлять в него свои краски, делать его ярче или просто показывать свое видение жизни другим людям при помощи творчества. Мода предлагает широкий диапазон различных направлений, которые дают возможность стильно одеться, но при этом внешняя индивидуальность не сохраняется.

Среди актуального разнообразия необходимо уметь подбирать для себя то, что идеально впишется в собственный имидж, подчеркнет самые выразительные черты характера и отразит жизненную позицию. Именно при таком подходе гардероб может стать незаменимой составляющей частью личного бренда, но это все требует немалых затрат.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«БАРГУЗИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Тема:

Работу выполнила: Багаева Лилия , ученица 5 «в» класса,

Научный руководитель : Тумасян Людмила Алексановна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Баргузинский дом детского творчества».

2017г.

Введение…………………………………………………………. ………….. …3

Актуальность, научная новизна………………………………………………...4

Цель, задачи………………………………………………………………………5

Организация и методика исследования……………………………...................6-7

Экономическое обоснование……………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….8-9

Список литературы………………………………………………………………10

Введение

В жизни человека есть одна особенность, которая отличает его разум от остальных обитателей вселенной - это способность смотреть на мир другими глазами, добавлять в него свои краски, делать его ярче или просто показывать свое видение жизни другим людям при помощи творчества. Мода предлагает широкий диапазон различных направлений, которые дают возможность стильно одеться, но при этом внешняя индивидуальность не сохраняется.

Среди актуального разнообразия необходимо уметь подбирать для себя то, что идеально впишется в собственный имидж, подчеркнет самые выразительные черты характера и отразит жизненную позицию. Именно при таком подходе гардероб может стать незаменимой составляющей частью личного бренда, но это все требует немалых затрат.

Проблема:

У современной молодежи существует проблема безразличия к своей личности, особенно это отражается в стиле вещей, которые они носят, потерян характер индивидуальности, гонкою за однотипным и однотонным видом одежды, диктующие нам современные бренды. Не стремятся усовершенствовать свой гардероб собственным стилем.

Мотивация: Подлинно индивидуальный стиль зачастую имеет мало общего с тем, что считается модным в тот или иной сезон. Как сказал Ив Сен-Лоран – «Мода увядает, стиль вечен». Стиль – это такое состояние, когда человек сам понимает, что ему подходит, умеет увидеть свой цвет, силуэт и пропорции.

В обществе личный успех во многом зависит от того, что вы демонстрируете миру. Стиль в одежде – это отражение стиля жизни, поэтому при выборе гардероба крайне важно иметь четкое представление о том, как вы хотите преподнести себя окружающим, что желаете заявить о себе. По этой причине не имеет смысла слепо копировать модные тренды и стилевые направления. К тому же, все это требует немалых денежных средств. Занимаясь в объединении изобразительного искусства, я углубленно изучала материалы о видах росписи, осваивала технику рисования разных видов орнамента. И решила, почему бы мне не подчеркнуть свою индивидуальность, соответствовать модным тенденциям, сохранить собственный стиль - оформляя и украшая одежду своими руками, расписав ее акриловыми красками и без особых затрат. Самое приятное, то, что я посвящу свое свободное время любимому занятию, и приглашаю всех, кто хочет создать имидж своими руками, в наше кризисное время. Ведь не каждый может позволить себе купить одежду, соответствующую современной моде и стилю.

Актуальность:

Сегодня актуально предлагать множество вариантов и не связывать свободу действий - потребитель должен иметь возможность выбрать свою собственную комбинацию. Из хаоса модных предложений каждый может выбрать то необходимое и достаточное, что составит стиль и имидж личности. Таким образом, мода направлена на индивидуализацию стиля. Украсив свою одежду нанесением рисунка на ткань в соответствии со своим замыслом, вы точно будете эксклюзивны и неповторимы!

Украшая одежду своими руками, вы сможете воплотить совершенно новый образ

вашей красоты, отражающей ваше внутреннее состояние и настроение. К тому же,

такое увлечение, как роспись одежды, может стать увлекательным семейным

занятием, которым вы можете заниматься вместе с детьми, делая несложные забавные

детские рисунки. Вы можете украшать вместе не только одежду, но и дом, например, расписать оригинальные шторы. Изучая свой дом, вы всегда найдете возможность сделать его более уютным и красивым.

Не нужно быть мастером, чтобы красиво расписать какое-то изделие, так как роспись акриловыми красками выполняется по очень легкой технологии. Если вы не владеете навыками рисования, можете применить шаблон или, выполнить работу при помощи трафарета, ну а тот, кто очень любит рисование, могут легко выполнить любой рисунок на любимой одежде или, аксессуарах придавая старым вещам новую жизнь. Эту удивительную по своему многообразию технику росписи акриловыми красками, сегодня может радовать глаз миллиардов людей, принося своим авторам большое удовольствие.

Научная новизна исследования: заключается в создании креативных изделий со своеобразным авторским почерком, что придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Роспись по ткани акриловыми красками - один из быстрых способов декорировать предметы домашнего обихода в современном стиле. Таким образом, можно украсить не только одежду, но и предметы домашнего обихода: покрывала, наволочки на подушки, скатерти, портьеры, шторы! Изучая свой дом, вы всегда найдете возможность сделать его более уютным и красивым.

Многим бы хотелось иметь возможность украсить одежду, к примеру, шарф или футболку росписью. Но кто-то не умеет обращаться с красками, а кто-то просто боится. Для того чтобы выполнить роспись по ткани нужно не только умение рисовать но и хотя бы немного знать основы колористики. Колорит в декоративном текстильном изделии неотъемлемая часть декора. Прекрасную по рисунку вещь можно загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колористики, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влияние цветов и их сочетаний на человека. Колорит текстильного изделия определяется совокупностью применяемых цветов, гармоничностью их сочетаний.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой краски.

Цель : Стилизовать текстильные изделия и аксессуары, выполняя в технике росписи по ткани акриловыми красками.

Задачи:

1. Исследовать историю данного рукоделия.

2. Собрать текстовый и иллюстрированный материал о свободной росписи акриловыми красками на ткани.

3. Научиться грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами.

4. Применить творческую работу в оформлении одежды и аксессуаров.

Объект исследования: Роспись по ткани акриловыми красками.

Предмет исследования: Творческая работа в технике рисунка акриловыми красками.

Практическая ценность работы:

Занятие росписью акриловыми красками доставит большое удовольствие, как детям, так и взрослым, т.к., понравившийся рисунок, придаст идею для стильного оформления не только одежды, но и, оригинально и стильно украсить аксессуары для дома, например шторы, скатерть, покрывала и, даже наволочки для диванных подушек. Данный вид искусства может послужить не только для души, но и для пополнения кошелька.

Гипотеза: можно ли акриловыми красками расписывать разные виды ткани?

Организация и методика исследования техники росписи по ткани:

В данном проекте я исследую материалы о росписи по ткани акриловыми красками, которые могут стать базой для создания модного образа. Для этого я изучила историю появления росписи.

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно:в конце 20-х – начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России. Лежащий в основе этой техники принцип резервирования, т.е. покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор, был известен еще в глубокой древности. В Китае, Индии, Индонезии и других странах древнего Востока с незапамятных времен использовали этот способ для получения на ткани рисунка. Например, в Индии тончайшие ткани из хлопка ткались вручную и расписывались сценами из индийского эпоса с помощью калам - палочки с острым концом и желобом, которая создавала тонкий графический рисунок. Для ручной росписи применяются ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

Роспись ткани – древнее искусство, которое пришло в Европу из Индонезии , где роспись различных предметов и текстиля была неким ритуалом поклонения богам.

Рецепты по изготовлению красок хранились мастерами в строжайшем секрете.

В древности считалось, что одежда, украшенная росписью, защищает человека от всяческих напастей. Возможно это и правда, ведь художник, рисуя, передает через краску свою положительную энергию и позитивно заряженные мысли.

Настоящий расцвет этого искусства был в Китае .
Ведь именно китайцы подарили миру, пожалуй, самый идеальный материал для росписи – шелк.
И с того времени батик на шелке приобрел популярность во всем мире, он очень популярен и по сей день.

В Японию технология батика, вероятней всего, пришла из Китая или Индии

В переводе на японский, батик звучит как «Рокэти». Японцы соединили полученные знания, с собственным национальным наследием, получив тем самым красивейшие изделия с традиционными сюжетами и рисунками. Разрисованные ткани в основном использовались для изготовления ширм и одежды. Наиболее важным и знаменательным для развития и становления батика в Японии стал XIII век, который по праву считается золотым веком или веком художественного, ткацкого производства. На сегодняшнем рынке есть не мало, и других красок по ткани, которыми художники с удовольствием пользуются и также сочетают их с батиком. Например, роспись акриловыми красками можно посчитать правнучкой батика, появилась совсем недавно примерно в 1920-30 годах, в первые акриловые краски появились в США, предположительно и роспись акриловыми красками по ткани распространилась из Америки. Так, например, распространена и популярна роспись акриловыми красками по ткани, в наши дни и в России. Мода с росписью по одежде акриловыми красками, удивительное искусство, которое не прекратит своего развития никогда.

Провела эксперименты:

1. С качеством трех видов акриловых красок таких как: «Акрилэкс», Акриловые краски по ткани, «Декола».

2. С разными видами ткани: натуральные, смешанные, синтетические.

3. С проверкой рисунка на прочность и износостойкость при стирке.

Исследования показали, что:

  1. Акриловые краски легко разбавляются водой.
  2. Под рисуемую поверхность обязательно подкладываем какой-либо непромокаемый материал (я использую картон), так как краски проникают через ткань, испачкаете нижнюю часть вещи.
  3. Используем синтетические или колонковые кисти .
  4. Наносим рисунок в несколько слоев, давая полностью высохнуть предыдущему слою, при необходимости слой зафиксировать глажкой.
  5. Используем палитру.
  6. Через сутки рисунок необходимо прогладить через х/б ткань в течение 5 минут, в режиме утюга - для х/б ткани.
  7. Важным моментом является то, что вещи, на которых сделана роспись акриловыми красками, можно очень просто стирать, рисунок долго не сотрется и не потеряет цвет.
  8. При использовании красок внимательно изучаем инструкцию по их применению, у некоторых из них есть свои особенности использования.
  9. После работы хорошо промываем кисти под водой , можно с мылом.

Практическая часть.

Для работы понадобятся инструменты:

Текстильное изделие (одежда)

Кисти колонок или искусственные кисти разных размеров

Акриловые краски по ткани

Последовательность выполнения работы

1.Для того чтобы выполнить рисунок на одежде прежде нужно его выбрать так, чтобы он соответствовал стилю и виду изделия.

2. Эскиз выбранного рисунка располагаем внутри одежды, так чтобы вывести контур эскиза на лицевой стороне изделия.

3. При помощи простого карандаша обводим рисунок, который просвечивает сквозь ткань.

4. Выложим на палитру акриловые краски, только те, которые необходимы, для первоначального этапа, потому что они очень быстро густеют и засыхают.

5. Покрываем фон и крупные детали в рисунке, определенными цветами по замыслу, затем расписываем мелким орнаментом все детали рисунка.

6. Чтобы закрепить рисунок на ткани нужно прогладить изделие горячим утюгом через тонкую х/б ткань или вывернув изделие с рисунком на изнаночную сторону.

150 руб.

Вывод : мы приобретали материалы на незначительную сумму всего:630 рублей, при этом, кисти, палитру, краски можно применить для росписи ещё нескольких изделий.

Заключение и вывод:

Какое исследование без практической работы? Выполняя рисунок на ткани, я пришли к выводу:

1 . Прежде чем начать работу по росписи, нужно обязательно подложить картон или бумагу во внутрь изделия, чтобы рисунок не отпечатался на задней стороне изделия, так как акриловые краски не удаляются с ткани даже при стирке. Из этого можно сделать вывод, что изделие с рисунком акриловыми красками можно смело стирать, но чтобы краски не тускнели, желательно это нужно сделать очень бережно.

2. Выполнив рисунки на разных видах ткани, и в итоге пришли к выводу, что самая подходящая ткань для росписи акриловыми красами - это натуральные ткани без примесей синтетики.

Акриловые краски не подходят для всех типов ткани, на синтетических тканях они растекаются и получается нечеткий рисунок. А вот на натуральных тканях (шелк, лен, хлопчато - бумажная), краска ложится равномерно и хорошо.

3. Поэкспериментировав с 3 (Акрилэкс, Акриловые краски по ткани, Декола) видами акриловых красок определили, что самые яркие и качественные краски это Декола так как в отличие от других акриловых красок они не твердеют на поверхности одежды ложатся очень мягко и равномерно, при высыхании сохраняют эластичность и яркость рисунка.

4. Роспись по ткани очень увлекательна и интересна, работая над данным проектом, я открыла новые идеи, которые очень хочется осуществить и уже задумалась над тем, что в дальнейшем буду заниматься росписью не только ткани, но и домашней утвари, предметов интерьера, и делать великолепные и эксклюзивные подарки для друзей и близких. Это гораздо приятнее, чем просто демонстрировать то, что куплено в магазине. Сохраняя национальные традиции своей семьи, я планирую выполнить эту работу с использованием бурятского орнамента.

Библиографический список

Использованная литература:

  1. Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей», Москва, «Владос», 2005г. История возникновения печатания на ткани (набойки).
  2. Доржиев Лубсан «Бурятский орнамент в творчестве»

3. Журавлёва И.Д. учеб. - метод, пособие, Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 176с..

4. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды учеб. - метод, пособие, Москва 1990 г.

Статья из журнала

Наталья Кубрик, журнал «Идеи вашего дома» №3 (16) март 1999, статья «Роспись по ткани».

Ресурсы сети Интернет:

  1. Материалы сайта «Экологичные штучки», статья «Экомода – свежие тенденции», «http://www.ecofriendly.ru/content/ekomoda-%E2%80%93-svezhie-tendentsii.
  2. Материалы сайта «Школа жизни», статья Ольги Ситниковой "Экошик и экомода – что-то новое или хорошо забытое старое?» http://shkolazhizni.ru/authors/vasilina/